Образовательная программа элективного курса по русскому языку Пунктуация и культура речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элективный курс по русскому языку в 11 класс.

«Культура речи и пунктуация»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса по русскому языку «Культура речи и пунктуация» предназначена для учащихся 11 классов общеобразовательных школ. Объём программы - 70 часов учебной нагрузки .

Цели программы:

  • повторение и углубление содержания учебного материала, изученного в среднем звене общеобразовательной школы;

  • обеспечение дополнительной подготовки к итоговой аттестации в формате ЕГЭ;

  • формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью;

  • совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

  • формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;

  • совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

  • оказание психологической поддержки старшеклассникам в подготовке к экзамену в новой форме.

Цели и содержание программы соотнесены с целями и задачами модернизации российского образования в условиях профильной школы, требованиями государственного стандарта по русскому языку, опираются на официально-нормативную базу новой формы итоговой аттестации учащихся. Программа курса построена с учетом кодификатора элементов содержания по русскому языку для составления контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и на основе спецификации.

Задачи:

  • обобщить знания о языке как системе (знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии, синтаксису);

  • развивать орфографическую и пунктуационную грамотность;

  • формировать устойчивые навыки нормативной речи;

  • развивать умения анализировать текст: проводить смысловой, речеведческий, языковой анализ текста;

  • способствовать развитию письменной речи;

  • совершенствовать речевую деятельность учащихся.

Содержательный компонент программы определяется обязательным минимумом содержания обучения в предметной области «русский язык» и представляет самые трудные и наименее изученные разделы программы. Большое количество часов отводится на повторение морфологии, в том числе функционального аспекта раздела (орфографии), на углубление и систематизацию знаний и умений учащихся по разделам синтаксиса и пунктуации.

Подготовка учащихся к выполнению задания части С (сочинение-рассуждение) получает теоретическое обоснование и сопровождается обязательной практической реализацией. Реализация содержания раздела предполагает совершенствование специальных умений и навыков работы с текстом:

- умение оценивать и анализировать текст, находить проблему текста;

- определять стиль речи;

- умение характеризовать композицию публицистического произведения;

- умение анализировать речевые средства, использованные в тексте.

Совместная деятельность учителя и учащихся направлена на формирование универсальных учебных умений и навыков, что способствует успешной подготовке учащихся по другим общеобразовательным предметам.

Программа элективного курса предполагает использование активных форм организации деятельности учащихся, коллективного способа обучения, применение игровых технологий, дискуссии. За время обучения учащиеся выполняют разные виды работ: занимаются анализом и обработкой текста, созданием собственных текстов; выполняют тестовые задания и др.

Итоговый контроль в конце первого и второго года обучения предусматривает проверку сформированности практических умений и навыков. В качестве проверочного материала возможно использование контрольных измерительных материалов демоверсий, выставленных на сайте ФИПИ, или сборников по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:

основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;

определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;

виды текста;

определение понятий «вступление» и «заключение»;

что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;

Обучающиеся должны уметь:

указывать средства связи между частями текста;

определить тему и основную мысль текста;

определить тип и стиль речи;

использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;

понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

анализировать форму исходного текста;

находить характерные для исходного текста языковые средства;

создавать связное высказывание;

излагать последовательно собственные мысли;

использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.
Технология организации учебного процесса
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:
- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
- самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.

Содержание программы.

Раздел 1. Разноаспектный анализ текста.

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексически - поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
Раздел 2.

Сочинение - рассуждение на основе текста.

Содержание исходного текста.
Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.

Композиция и языковое оформление сочинения.
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Авторская позиция.
Основная часть сочинения.
Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.
Тренировочные сочинения. Композиция и языковое оформление сочинения.
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Авторская позиция.
Основная часть сочинения.
Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.
Тренировочные сочинения.

Раздел 3.

Синтаксис и пунктуация.

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

Практические работы:

- написание сочинений - рассуждений

- редактирование

- решение тестовых задач.



1 полугодие 17н на 2ч = 34ч

2 полугодие 18н на 2ч = 36ч Год - 70 ч.

№ урока

Дата

Тема урока

Знать и уметь


1

Раздел 1. Разноаспектный анализ текста.

Текст. Тема и основная мысль текста.

Знать основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа; определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания.

Уметь указывать средства связи между частями текста; определить тему и основную мысль текста; определить тип и стиль речи;

использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста; анализировать форму исходного текста; находить характерные для исходного текста языковые средства; использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка


2

Средства связи между частями текста. Способы связи предложений в тексте.


3

Выделение микротем в тексте


4

Лексические средства организации текста


5

Морфологические средства организации текста.


6

Синтаксические средства организации текста


7

Стили речи.


8

Типы речи.


9

Лингвистический анализ текста. Изобразительно - выразительные средства языка


10

Практикум. Многозначные слова. Переносное значение слова.


11

Практикум. Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы


12

Практикум. Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись


13

Практикум. Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы


14

Практикум. Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы


15

Практикум. Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции


16

Практикум. Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции


17

Промежуточная контрольная работа


18

Промежуточная контрольная работа


19

Раздел 2. Сочинение - рассуждение на основе текста. Введение. Критерии оценивания задания С.

Знать критерии задания С.

Уметь определять проблему предложенного текста и комментировать её, выявлять в тексте авторскую позицию, аргументировать собственное мнение, писать сочинение по тексту в формате ЕГЭ и редактировать его


20

План и основные части сочинения.


21

Проблема текста. Выявление проблем в тексте. Виды проблем.


22

Практическая работа с текстом.


23

Комментирование проблемы и выявление авторской позиции.


24

Практическая работа. Выполнение тренировочных упражнений.


25

Аргументация собственной позиции. Виды аргументов.


26

Практическая работа. Выполнение тренировочных упражнений.


27

Редактирование сочинений.


28

Написание сочинения в формате ЕГЭ (задание 25)


29

Редактирование работ (работа над ошибками)


30

Написание сочинения в формате ЕГЭ (задание 25)


31

Редактирование работ (работа над ошибками)


32

Промежуточная контрольная работа. Написание сочинения в формате ЕГЭ (задание 25)


33

Промежуточная контрольная работа. Написание сочинения в формате ЕГЭ (задание 25)


34

Редактирование работ (работа над ошибками)


35

Предложение. Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения.

Знать способы выражения подлежащего и сказуемого, уметь определять грамматические основы


36

Постановка тире в простом предложении

Знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым и тире в неполном предложении, уметь грамотно расставлять знаки препинания


37

Готовимся к ЕГЭ. Тест.

Систематизация и обобщение изученного материала, отработка навыков при выполнении заданий в формате ЕГЭ.


38

Повторение орфографии (правописание гласных и согласных в корнях и приставках)

Знать правила правописания.

Уметь применять правила в заданиях формата ЕГЭ.


39

Знаки препинания при однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, однородных и неоднородных приложениях.

Уметь производить пунктуационный анализ предложений с однородными и неоднородными членами предложения.


40

Знаки препинания при однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, однородных и неоднородных приложениях.

41

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Знать условия постановки знаков препинания, уметь грамотно расставлять знаки препинания.


42

Готовимся к ЕГЭ. Тест.

Систематизация и обобщение изученного материала, отработка навыков при выполнении заданий в формате ЕГЭ.


43

Повторение орфографии (правописание существительных, прилагательных)

Знать правила правописания.

Уметь применять правила в заданиях формата ЕГЭ.


44

Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения.

Знать правила обособления причастного оборота и обособления и необособления определений, уметь грамотно расставлять знаки препинания.


45

Обособленные обстоятельства

Уметь расставлять знаки препинания при обособленных обстоятельствах.


46

Обособленные дополнения.

Уметь расставлять знаки препинания при обособленных дополнениях.


47

Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены конструкции.

Уметь выделять на письме уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции.


48

Готовимся к ЕГЭ. Тест.

Систематизация и обобщение изученного материала, отработка навыков при выполнении заданий в формате ЕГЭ.


49

Повторение орфографии (правописание глаголов, причастий, деепричастий, наречий, слов категории состояния)

Знать правила правописания.

Уметь применять правила в заданиях формата ЕГЭ.


50

Знаки препинания при обращениях Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова. Вводные слова и вставные конструкции.

Уметь выделять на письме конструкции, грамматически не связанные с предложением, отличать вводные слова от членов предложения и выделять обращение знаками препинания на письме.


51

Конструкции с союзом КАК

Знать условия постановки знаков препинания в конструкциях со сравнительным союзом, уметь правильно оформлять предложение с союзом КАК


52

Готовимся к ЕГЭ. Тест.

Систематизация и обобщение изученного материала, отработка навыков при выполнении заданий в формате ЕГЭ.


53

Сложные предложения, знаки препинания в сложносочинённом предложении

Знать условия постановки знаков препинания в ССП, уметь расставлять знаки препинания



54

Сложные предложения, знаки препинания в сложносочинённом предложении

55

Повторение орфографии (словообразование)

Знать правила правописания.

Уметь применять правила в заданиях формата ЕГЭ.


56

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными

Знать условия постановки знаков препинания в СПП с несколькими придаточными, уметь расставлять знаки препинания.


57

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными


58

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Знать условия постановки знаков препинания в БСП, уметь расставлять знаки препинания


59

Готовимся к ЕГЭ. Тест.

Систематизация и обобщение изученного материала, отработка навыков при выполнении заданий в формате ЕГЭ.


60

Повторение ( фонетика и лексика)

Знать правила правописания.

Уметь применять правила в заданиях формата ЕГЭ.


61

Сложные предложения с разными видами связи

Знать условия постановки знаков препинания , уметь расставлять знаки препинания


62

Способы передачи чужой речи

Знать способы передачи чужой речи, уметь грамотно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью


63

Знаки препинания при цитатах

Знать основные способы цитирования, уметь грамотно оформлять цитаты.


64

Готовимся к ЕГЭ. Тест.

Систематизация и обобщение изученного материала, отработка навыков при выполнении заданий в формате ЕГЭ.


65

Решение тестов в формате ЕГЭ. Анализ ошибок

Уметь решать тесты.


66

Решение тестов в формате ЕГЭ. Анализ ошибок


67

Решение тестов в формате ЕГЭ. Анализ ошибок


68

Решение тестов в формате ЕГЭ. Анализ ошибок


69

Решение тестов в формате ЕГЭ. Анализ ошибок


70

Решение тестов в формате ЕГЭ. Анализ ошибок




© 2010-2022