• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Методическая разработка открытого урока: А. П. Чехов. Чайка - первая пьеса русской новой драматургии. Тема служения искусству, выбор жизненных целей, творческого успеха, назначение человека. Мировое значение творчества писателя

Методическая разработка открытого урока: А. П. Чехов. Чайка - первая пьеса русской новой драматургии. Тема служения искусству, выбор жизненных целей, творческого успеха, назначение человека. Мировое значение творчества писателя

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Группа ____________ «___» __________ 2013 г

Тема занятия:

А.П.Чехов. "Чайка" - первая пьеса русской новой драматургии. Тема служения искусству, выбора жизненных целей, творческого успеха, назначение человека. Мировое значение творчества писателя.

Цель занятия:

Обучающая:

формировать представление студентов о личности и творчестве Чехова - драматурга; познакомить с историей создания "Чайки", проследить сценическую судьбу пьесы; отразить особенности драматического конфликта в пьесе; помочь студентам осознать идейно - художественные особенности произведения, драматического конфликта и развития сценического действия в пьесе;

Развивающая :

развивать образное и аналитическое мышление, вырабатывать навыки анализа драматического произведения, умение характеризовать героев и драматический конфликт; анализировать развитие сценического действия в пьесе; выражать свои мысли по поводу прочитанного, обосновывать их; развивать интерес ко всему творчеству А.П.Чехова.

Воспитательная:

воспитывать целеустремленность, гуманизм, порядочность, эстетический вкус.

Методическая:

совершенствовать методику преподавания нового материала с элементами новейших технологий.

Вид занятия: практическое

Форма проведения занятия:

словарная работа, доклады студентов, проблемная беседа, работа с текстом, литературный диктант, инсценировка отрывков из пьесы, мозговой штурм.

Межпредметные связи:

обеспечивающие: история, география, этика, украинская литература;

обеспечиваемые: всемирная литература, культурология, русский язык.

Методическое обеспечение:

рабочая программа, методическая разработка, план занятия, методическая доклад, опорные конспекты для студентов, хронологическая таблица, портрет писателя, издание произведения, иллюстрации к нему.

Литература:

Базовая:

1 Зарубежная литература XIX в. под. ред. Н.Л. Ковалевой - Донецк, 1998 г.

2 Зарубежная литература 10 кл. под. ред. Л.М.Дудка, Л.В.Нежурка - Запорожье , 1998 г.

3 Исаева А.А, Куцевол А.Н. Зарубежная литература 11 класс. - Донецк: ПКФ, БАО , 2001.

4 Чиркова А.С. Зарубежная литература. Киев. Башня, 1998 .

Дополнительная:

1 Молиенко Н.М. Русская литература 11 кл., 1990.

2 Качурин М.Г. «Русская литература . 9 кл». М. Просвещение , 1998.

3 Хрестоматия. Литература 10 кл. Центр подготовки абитуриентов , 2004.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор

Ход занятия № 17


1 Организационный момент (1 мин.)

1.1 Перекличка студентов.

1.2 Подготовка студентов к занятию.

2 Ознакомление студентов с ходом занятия (1 мин.)

Цель занятия:

- вначале выяснить ваши возможности самостоятельной подготовки к раскрытию проблем, связанных с жизненным и творческим путем писателя;

- отразить связь писателя с Украиной;

- раскрыть литературное наследие Чехова-драматурга на примере пьесы «Чайка»;

- подвести итог всего творчества писателя.

3 Мотивация обучения (1 мин.)

Как-то А. П. Чехов сказал: «Пусть на сцене все будет так же сложно и вместе с тем так же просто, как и в жизни. Люди обедают, лишь только обедают, а тем временем строится их счастье и разбивается их жизнь».

Сегодня на занятии мы и попробуем разобраться, в чем же заключается, по Чехову, человеческое счастье, а в чем - причина несчастий людей, их разбитой жизни.

Его творчество призывает нас и сегодня думать над коренными вопросами человеческой жизни: «Как жить достойно?», «В чем смысл жизни?», «К чему стремиться?», «Что надо любить, а что ненавидеть?», «Что такое счастье?».

4 Актуализация опорных знаний (30 мин.)

4.1 Фронтальный опрос по биографии А.П.Чехова.

4.2 Выступление студента с опережающим заданием-сообщением «Чехов и Украина».

Работа с опорным конспектом (знакомство с афоризмами писателя).

4.3 Интервью с писателем.

5 Изложение и изучение нового материала (50 мин).

5.1 Запись темы, плана и проблемного вопроса занятия. (3 мин.)

Тема: А.П.Чехов. Пьеса «Чайка» - первая пьеса русской новой драматургии.

План

1 Драматургия писателя.

2 Пьеса « Чайка » - первая пьеса русской новой драматургии.

3 Образы и развитие действий в пьесе. Особенности драматического конфликта.

4 Художественные особенности пьесы.

5 Последние годы жизни А.П.Чехова.

6 Значение творчества писателя.

Проблемный вопрос:

Что такое чайка в одноименной пьесе Чехова, какое место этот образ занимает в произведении?

5.2 Объяснение преподавателя по плану.

1 Драматургия писателя.

2 Пьеса « Чайка » - первая пьеса русской новой драматургии.

Выступление литературоведов.

3 Образы и развитие действий в пьесе. Особенности драматического конфликта.

Сценка «Любовный треугольник: Треплев - Заречная - Тригорин»)

Интерактивное упражнение «Мозговой штурм» (устно).

Ответ на проблемный вопрос.

4 Художественные особенности пьесы.

5 Последние годы жизни А.П.Чехова.

Выступление литературоведа.

6 Значение творчества писателя.


6 Закрепление знаний студентов 8 хв.

Литературный диктант

1 Раскройте черты характера А.П.Чехова.

2 Какие произведения Чехова вам известны?

3 Какие проблемы поднимает автор в пьесе «Чайка»?

4 Назовите черты характера Нины Заречной.

5 Как вы понимаете слова героини: «Умей нести свой крест и веруй»?

6 Какие афоризмы писателя особенно вам понравились?

7 Что нового вы узнали о писателе?

8 Какой след оставила в жизни Чехова Украина?

9 В чем состоит новаторство Чехова-драматурга?

10 В каком году была написана пьеса «Чайка»?

11 Как расшифровывается в пьесе символ чайки?

12 О чем мечтал великий русский писатель?

7 Коментарий ответов и работы студентов 1 хв.

Оценка результатов работы студентов, которые принимали участие в обсуждении темы.

8. Домашнее задание 1хв.

Записать самостоятельно вывод о значении творчества А.П.Чехова.

Подготовить биографию Б.Шоу - английского писателя-драматурга.

Методическая разработка открытого урока: А. П. Чехов. Чайка - первая пьеса русской новой драматургии. Тема служения искусству, выбор жизненных целей, творческого успеха, назначение человека. Мировое значение творчества писателя

© 2010-2022