Рабочая программа по РЯ и КР

Рабочая программа учебной дисциплины рУССКИЙ Язык И КУЛЬТУРА РЕЧИ разработана на основе вариативной части цикла ОГСЭ в соответствии с ФГОС третьего поколения для специальностей среднего профессионального образования 38.02.01Экономика и бухгалтерский учет 19.02.10 Технология продукции общественного питания 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий 09.02.03 Программирование в компьютерных системах 15.09.08 Технология машиностроения             0...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Крымское республиканское высшее учебное заведение

«Феодосийский политехникум»










УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора

по учебной работе

___________О.Г.Сердюкова

«_28_»_____августа______2014 г.





рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ 4,5,6 русский язык И КУЛЬТУРА РЕЧИ


Для специальностей среднего профессионального образования :

38.02.01Экономика и бухгалтерский учет

19.02.10 Технология продукции общественного питания

08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования

промышленных и гражданских зданий

09.02.03 Программирование в компьютерных системах

15.09.08 Технология машиностроения

09.02.02 Компьютерные сети




















2014г.

Рабочая программа учебной дисциплины рУССКИЙ Язык И КУЛЬТУРА РЕЧИ разработана на основе вариативной части цикла ОГСЭ в соответствии с ФГОС третьего поколения для специальностей среднего профессионального образования

38.02.01Экономика и бухгалтерский учет

19.02.10 Технология продукции общественного питания

08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования

промышленных и гражданских зданий

09.02.03 Программирование в компьютерных системах

15.09.08 Технология машиностроения

09.02.02 Компьютерные сети

Организация-разработчик: КРВУЗ «ФПТ».

Разработчик:

Скопюк Инна Иполитовна, преподаватель русского языка.

Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися общего гуманитарного и социально-экономического цикла основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствие с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.

Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии филологических дисциплин.

Протокол № 1 от « 27 » августа 2014 года

Председатель цикловой комиссии З.Ф. Гурьянова

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4-5

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6-10


  1. условия реализации учебной дисциплины

11


  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


12










1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

______________________ РУССКИЙ ЯЗЫК __________________________

1.1. Область применения программы:

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО

38.02.01Экономика и бухгалтерский учет

19.02.10 Технология продукции общественного питания

08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования

промышленных и гражданских зданий

09.02.03 Программирование в компьютерных системах

15.09.08 Технология машиностроения

09.02.02 Компьютерные сети

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в состав вариативной части циклов ОПОП, опре6деляемой образовательным учреждением.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами;

 анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и

целесообразности;

 устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

 пользоваться словарями русского языка.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

 различия между языком и речью;

 функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

 нормы русского литературного языка;

 специфику устной и письменной речи;

 правила продуцирования текстов разных деловых жанров;




1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:


практические занятия

10

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:


Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1 Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.

2 Книжная и разговорная разновидности литературного языка.

3.Подготовка реферата: Язык и его функции. Русский язык в современном мире.

4.Подготовка реферата: Культура речи. Нормы русского языка.

5.Исследовательская работа: Язык и культура речи.

6. Определение четырех видов речевой деятельности.

7. Определение ключевых слов текста.

8. Определение функциональных стилей речи.

9. Лингвостилистический анализ текста.

10. Определение лексического и грамматического значений слова.

11. Определение синонимов, антонимов, паронимов и многозначных слов. Понятие антитезы.

12. Исконно русская и заимствованная лексика. Сферы её употребления.

13. Активный и пассивный словарный запас человека.

14. Фразеологизмы, клише и этикетные слова в речи.

15. Умение соотносить звук и букву, составлять фонематическую транскрипцию.

16. Работа с «Орфоэпическим словарем русского языка».

17. Принципы русской орфографии, фонемные правила.

18. Подобрать слова, в которых ь выполняет роль разделительного знака.

19. Определить порядок морфемного разбора слов.

20. Правописание морфем. Чередующиеся гласные в корнях слов, правописание приставок пре- и пре-. Правописание корней -раст- -рос-, скак- скоч, зар - зор, гар - гор, клан - клон, твар - твор, мак - мок, равн - ровн, и др.

21. Род существительных. Число существительных. Склонение имен существительных. Падеж существительных.

22. Правописание имен прилагательных.

23. Правописание глаголов, причастий и деепричастий.

24. Определение стержневого слова в словосочетании с точки зрения принадлежности к части речи.

25. Постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым. Типы сказуемых.


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык и культура речи

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лекции и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.

Язык и речь.

Содержание учебного материала.

Основные единицы языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Словари русского языка. Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).

1





1

2


Практическая работа:

  • построение речевых высказываний в устной и письменной форме с учетом требований культуры речи;

  • преобразование монологической речи в диалогическую и наоборот (с одновременным привнесением в создаваемый текст соответственно элементов разговорного языка и строго нормированного литературного языка письменной речи).

Самостоятельная работа

Подготовка справочного материала по теме: «Взаимосвязь литературных и нелитературных форм существования национального языка».

1

Тема 2.

Фонетика.

Содержание учебного материала.

2







2

1

Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов; сценическое произношение и его особенности.

Практическая работа:

  • определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю;

  • упражнения по определению ударения в слове;

  • наблюдение над собственным произношением, учет и классификация собственных ошибок в произношении и словесном ударении;

Самостоятельная работа

Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация

2

Тема 3.

Лексика и фразеология.

Содержание учебного материала.

2






2

1

Слово, его лексическое значение. Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексико-фразеологическая норма, её варианты. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Употребление профессиональной лексики и научных терминов. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы.

Практическая работа:

- происхождение, строение и значение фразеологизмов;

  • лексические ошибки и их исправление;

  • стилистический анализ текста.

Самостоятельная работа

Пользуясь словарями русского языка, определить значение, происхождение, сферу употребления, эмоциональную окраску предложенных преподавателем слов.

2

Тема 4.

Словообразование.

Содержание учебного материала.

1




1

1

Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.

Практическая работа:

  • словообразовательный анализ общеупотребительной и профессиональной лексики;

  • стилистический анализ словообразовательных средств в художественном, публицистическом и научно-популярном (учебно-научном) текстах;

Самостоятельная работа

Словообразовательный разбор слов разных частей речи.

2


Тема 5.

Части речи.


Содержание учебного материала.

1




1

1

Самостоятельные и служебные части речи. Нормативное употребление форм слова. Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.

Практическая работа:

  • морфологический разбор частей речи;

  • стилистический анализ грамматических форм в тексте;

Тема 6.

Синтаксис .

Содержание учебного материала .

2

2

Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение. Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложения. Актуальное членение предложения.

Содержание учебного материала.

1




1

2


Выразительные возможности русского синтаксиса. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.

Практическая работа:

  • синтаксический разбор;

  • стилистический анализ синтаксических структур в тексте;

Самостоятельная работ

Составить предложения с прямой и косвенной речью.

Написать творческую работу с включением цитат (сочинение, доклад, реферат).

3


Тема 7.

Нормы русского правописания.



Содержание учебного материала.

2

2

Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.

Содержание учебного материала.

2

2

Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Содержание учебного материала.

Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности. Практическая работа:

- орфографический и пунктуационный разбор;

  • группировка трудных для написания слов и словосочетаний по орфографическому признаку; выявление факультативных и альтернативных знаков препинания;

1


1


Самостоятельная работа

Учет и типизация орфографических ошибок в собственных письменных работах, выявление их причин, планирование и реализация мер по преодолению ошибок.

3


Тема 8.

Стили речи.

Содержание учебного материала

Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования). Описание научное, художественное, деловое.

2


Содержание учебного материала

Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей.

2


Содержание учебного материала

Жанры деловой и учебно-научной речи.

2


Практическая работа:

  • стилистический разбор художественного, учебно-научного и официально-делового стилей;

1


Контрольная работа по темам 1-8.

1


Самостоятельная работа

Анализ текстов разных стилей (творческая работа)

3





3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета общих гуманитарных дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации.

Технические средства обучения:

компьютер ;

мультимедийный проектор;


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ.

сред. проф. учеб. заведений.- М., Изд. Центр «Академия», 2013.

2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы. Уч.

пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.- М., Изд. Центр «Академия», 2013.

3. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Уч. пособие.- Ростов н/Д: Феникс,2013.

4. Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов

н/Д: Феникс, 20013

Интернет-ресурсы:

1. gramota.ru

2. slovari.ru

3. sokr.ru

4. megakm.ru/ojigov

5. redactor.ru

6. ruscenter.ru

7. ipmce.su/~igor/osn prav.html

8. hi-edu.ru

Дополнительные источники:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Уч.

пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2010.

2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для студ. сред.

спец. учеб. заведений/ Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. - Ростов н/Д, 2009.

3. Измайлова Л.В. Русский язык и культура речи. - Ростов н/Д, 2008.

4. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. - М., 2008.

5. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. - М., 2006.

6. Русский язык: Учебник для сред. спец. учеб. заведений/ Под ред. В.И. Максимова.

- М., 2009.

7. Балашова Л.В. Русский язык и культура общения. - Саратов: ОАО Издательство

«Лицей», 2001.

8. Шумарин С.И., Шумарина М.Р. Виды лингвистического разбора: Учебное

пособие для студентов вузов и учащихся общеобразовательных школ, лицеев,

гимназий. Изд. 2-е, испр. и доп. - Балашов, 2009. - 96 с.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения письменных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Умения:

- строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами;

Построение письменной и устной речи в соответствии с языковыми и этическими нормами;

- анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и

целесообразности;

Анализ своей речи с точки зрения нормативности, уместности и целесообразности;

- устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;

Устранение ошибок и недочетов в письменной и устной речи;

Знания:

-различия между языком и речью;

- функции языка как средства

Проведение лингвистического анализа текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка

- специфику устной и письменной речи;

правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

Продуцирование текстов с учетом специфики устной и письменной речи

6

© 2010-2022