- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по РЯ и КР
Рабочая программа по РЯ и КР
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Скопюк И.И. |
Дата | 01.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Крымское республиканское высшее учебное заведение
«Феодосийский политехникум»
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора
по учебной работе
___________О.Г.Сердюкова
«_28_»_____августа______2014 г.
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 4,5,6 русский язык И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Для специальностей среднего профессионального образования :
38.02.01Экономика и бухгалтерский учет
19.02.10 Технология продукции общественного питания
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования
промышленных и гражданских зданий
09.02.03 Программирование в компьютерных системах
15.09.08 Технология машиностроения
09.02.02 Компьютерные сети
2014г.
Рабочая программа учебной дисциплины рУССКИЙ Язык И КУЛЬТУРА РЕЧИ разработана на основе вариативной части цикла ОГСЭ в соответствии с ФГОС третьего поколения для специальностей среднего профессионального образования
38.02.01Экономика и бухгалтерский учет
19.02.10 Технология продукции общественного питания
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования
промышленных и гражданских зданий
09.02.03 Программирование в компьютерных системах
15.09.08 Технология машиностроения
09.02.02 Компьютерные сети
Организация-разработчик: КРВУЗ «ФПТ».
Разработчик:
Скопюк Инна Иполитовна, преподаватель русского языка.
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися общего гуманитарного и социально-экономического цикла основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствие с требованиями ФГОС СПО третьего поколения.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык и культура речи» рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии филологических дисциплин.
Протокол № 1 от « 27 » августа 2014 года
Председатель цикловой комиссии З.Ф. Гурьянова
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4-5
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6-10
-
условия реализации учебной дисциплины
11
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
______________________ РУССКИЙ ЯЗЫК __________________________
1.1. Область применения программы:
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО
38.02.01Экономика и бухгалтерский учет
19.02.10 Технология продукции общественного питания
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования
промышленных и гражданских зданий
09.02.03 Программирование в компьютерных системах
15.09.08 Технология машиностроения
09.02.02 Компьютерные сети
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Русский язык и культура речи» входит в состав вариативной части циклов ОПОП, опре6деляемой образовательным учреждением.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами;
анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и
целесообразности;
устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
пользоваться словарями русского языка.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
различия между языком и речью;
функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
нормы русского литературного языка;
специфику устной и письменной речи;
правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
практические занятия
10
контрольные работы
2
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16
в том числе:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
№1 Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка.
№2 Книжная и разговорная разновидности литературного языка.
№3.Подготовка реферата: Язык и его функции. Русский язык в современном мире.
№4.Подготовка реферата: Культура речи. Нормы русского языка.
№5.Исследовательская работа: Язык и культура речи.
№6. Определение четырех видов речевой деятельности.
№7. Определение ключевых слов текста.
№8. Определение функциональных стилей речи.
№9. Лингвостилистический анализ текста.
№10. Определение лексического и грамматического значений слова.
№11. Определение синонимов, антонимов, паронимов и многозначных слов. Понятие антитезы.
№12. Исконно русская и заимствованная лексика. Сферы её употребления.
№13. Активный и пассивный словарный запас человека.
№14. Фразеологизмы, клише и этикетные слова в речи.
№15. Умение соотносить звук и букву, составлять фонематическую транскрипцию.
№16. Работа с «Орфоэпическим словарем русского языка».
№17. Принципы русской орфографии, фонемные правила.
№18. Подобрать слова, в которых ь выполняет роль разделительного знака.
№19. Определить порядок морфемного разбора слов.
№20. Правописание морфем. Чередующиеся гласные в корнях слов, правописание приставок пре- и пре-. Правописание корней -раст- -рос-, скак- скоч, зар - зор, гар - гор, клан - клон, твар - твор, мак - мок, равн - ровн, и др.
№21. Род существительных. Число существительных. Склонение имен существительных. Падеж существительных.
№22. Правописание имен прилагательных.
№23. Правописание глаголов, причастий и деепричастий.
№24. Определение стержневого слова в словосочетании с точки зрения принадлежности к части речи.
№25. Постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым. Типы сказуемых.
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык и культура речи
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лекции и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Тема 1.
Язык и речь.
Содержание учебного материала.
Основные единицы языка. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы нормы. Словари русского языка. Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи (правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств).
1
1
2
Практическая работа:
-
построение речевых высказываний в устной и письменной форме с учетом требований культуры речи;
-
преобразование монологической речи в диалогическую и наоборот (с одновременным привнесением в создаваемый текст соответственно элементов разговорного языка и строго нормированного литературного языка письменной речи).
Самостоятельная работа
Подготовка справочного материала по теме: «Взаимосвязь литературных и нелитературных форм существования национального языка».
1
Тема 2.
Фонетика.
Содержание учебного материала.
2
2
1
Фонетические единицы языка (фонемы). Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения, орфоэпия грамматических форм и отдельных слов. Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов; сценическое произношение и его особенности.
Практическая работа:
-
определение орфоэпических норм по орфоэпическому словарю;
-
упражнения по определению ударения в слове;
-
наблюдение над собственным произношением, учет и классификация собственных ошибок в произношении и словесном ударении;
Самостоятельная работа
Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация
2
Тема 3.
Лексика и фразеология.
Содержание учебного материала.
2
2
1
Слово, его лексическое значение. Лексические и фразеологические единицы русского языка. Лексико-фразеологическая норма, её варианты. Изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии. Употребление профессиональной лексики и научных терминов. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы.
Практическая работа:
- происхождение, строение и значение фразеологизмов;
-
лексические ошибки и их исправление;
-
стилистический анализ текста.
Самостоятельная работа
Пользуясь словарями русского языка, определить значение, происхождение, сферу употребления, эмоциональную окраску предложенных преподавателем слов.
2
Тема 4.
Словообразование.
Содержание учебного материала.
1
1
1
Способы словообразования. Стилистические возможности словообразования. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
Практическая работа:
-
словообразовательный анализ общеупотребительной и профессиональной лексики;
-
стилистический анализ словообразовательных средств в художественном, публицистическом и научно-популярном (учебно-научном) текстах;
Самостоятельная работа
Словообразовательный разбор слов разных частей речи.
2
Тема 5.
Части речи.
Содержание учебного материала.
1
1
1
Самостоятельные и служебные части речи. Нормативное употребление форм слова. Ошибки в речи. Стилистика частей речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм слова.
Практическая работа:
-
морфологический разбор частей речи;
-
стилистический анализ грамматических форм в тексте;
Тема 6.
Синтаксис .
Содержание учебного материала .
2
2
Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение. Простое, осложненное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложения. Актуальное членение предложения.
Содержание учебного материала.
1
1
2
Выразительные возможности русского синтаксиса. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Практическая работа:
-
синтаксический разбор;
-
стилистический анализ синтаксических структур в тексте;
Самостоятельная работ
Составить предложения с прямой и косвенной речью.
Написать творческую работу с включением цитат (сочинение, доклад, реферат).
3
Тема 7.
Нормы русского правописания.
Содержание учебного материала.
2
2
Принципы русской орфографии, типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры и значения.
Содержание учебного материала.
2
2
Принципы русской пунктуации, функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование.
Содержание учебного материала.
Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности. Практическая работа:
- орфографический и пунктуационный разбор;
-
группировка трудных для написания слов и словосочетаний по орфографическому признаку; выявление факультативных и альтернативных знаков препинания;
1
1
Самостоятельная работа
Учет и типизация орфографических ошибок в собственных письменных работах, выявление их причин, планирование и реализация мер по преодолению ошибок.
3
Тема 8.
Стили речи.
Содержание учебного материала
Текст и его структура. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (варианты повествования). Описание научное, художественное, деловое.
2
Содержание учебного материала
Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, официально-делового, публицистического, художественного; сфера их использования, их языковые признаки, особенности построения текста разных стилей.
2
Содержание учебного материала
Жанры деловой и учебно-научной речи.
2
Практическая работа:
-
стилистический разбор художественного, учебно-научного и официально-делового стилей;
1
Контрольная работа по темам 1-8.
1
Самостоятельная работа
Анализ текстов разных стилей (творческая работа)
3
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета общих гуманитарных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
компьютер ;
мультимедийный проектор;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студ.
сред. проф. учеб. заведений.- М., Изд. Центр «Академия», 2013.
2. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы. Уч.
пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений.- М., Изд. Центр «Академия», 2013.
3. Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Уч. пособие.- Ростов н/Д: Феникс,2013.
4. Введенская Л.А. Культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов
н/Д: Феникс, 20013
Интернет-ресурсы:
1. gramota.ru
2. slovari.ru
3. sokr.ru
4. megakm.ru/ojigov
5. redactor.ru
6. ruscenter.ru
7. ipmce.su/~igor/osn prav.html
8. hi-edu.ru
Дополнительные источники:
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Уч.
пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2010.
2. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для студ. сред.
спец. учеб. заведений/ Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. - Ростов н/Д, 2009.
3. Измайлова Л.В. Русский язык и культура речи. - Ростов н/Д, 2008.
4. Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи. - М., 2008.
5. Руднев В.Н. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. - М., 2006.
6. Русский язык: Учебник для сред. спец. учеб. заведений/ Под ред. В.И. Максимова.
- М., 2009.
7. Балашова Л.В. Русский язык и культура общения. - Саратов: ОАО Издательство
«Лицей», 2001.
8. Шумарин С.И., Шумарина М.Р. Виды лингвистического разбора: Учебное
пособие для студентов вузов и учащихся общеобразовательных школ, лицеев,
гимназий. Изд. 2-е, испр. и доп. - Балашов, 2009. - 96 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения письменных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Основные показатели оценки результата
Умения:
- строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами;
Построение письменной и устной речи в соответствии с языковыми и этическими нормами;
- анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и
целесообразности;
Анализ своей речи с точки зрения нормативности, уместности и целесообразности;
- устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
Устранение ошибок и недочетов в письменной и устной речи;
Знания:
-различия между языком и речью;
- функции языка как средства
Проведение лингвистического анализа текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка
- специфику устной и письменной речи;
правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
Продуцирование текстов с учетом специфики устной и письменной речи
6