Урок внеклассного чтения по повести Е. Мурашовой «Класс коррекции», 7 класс

Данный урок является итоговым в цикле уроков по повести «Класс коррекции». Урок построен по технологии критического мышления.Ключевая идея урока: только через умение быть неравнодушным, принятие и усвоение ключевых нравственных ценностей (сострадание, милосердие, честность, доверие, дружба) можно стать человеком, достойным уважения. Цель: создать условия для усвоения ключевых нравственных ценностей, раскрывающихся в содержании повести «Класс коррекции»: сочувствие, милосердие, честность, доверие, дружба, счастье. Задачи урока. Обучающая: совершенствование навыка анализа прозаического произведения. Развивающая: развитие речи (обогащение её словарного состава, усиление коммуникативных свойств); мышления (умение анализировать, выделять главное в тексте, обобщать, делать выводы по прочитанному, доказывать свою точку зрения); внимания. Воспитывающая: воспитание лучших нравственных качеств: умение искренне сопереживать, сострадать, быть милосердным, честным, сохранять чувство собственного достоинства. "Тип урока: урок обобщения. Разработка снабжена приложениями: листы оценивания для групп, технологическая карта урока, материал для рефлексии.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Румбах Екатерина Владимировна, учитель русского языка и литературы ВКУрок внеклассного чтения по повести Е. Мурашовой «Класс коррекции», 7 классУрок внеклассного чтения по повести Е. Мурашовой «Класс коррекции», 7 классО самом главном....

(итоговый урок внеклассного чтения в 7 классе по повести Екатерины Мурашовой "Класс коррекции")

Ключевая идея урока: только через умение быть неравнодушным, принятие и усвоение ключевых нравственных ценностей (сострадание, милосердие, честность, доверие, дружба) можно стать человеком, достойным уважения.

Цель: создать условия для усвоения ключевых нравственных ценностей, раскрывающихся в содержании повести "Класс коррекции": сочувствие, милосердие, честность, доверие, дружба, счастье.

Задачи урока.

Обучающая: совершенствование навыка анализа прозаического произведения.

Развивающая: развитие речи (обогащение её словарного состава, усиление коммуникативных свойств); мышления (умение анализировать, выделять главное в тексте, обобщать, делать выводы по прочитанному, доказывать свою точку зрения); внимания.

Воспитывающая: воспитание лучших нравственных качеств: умение искренне сопереживать, сострадать, быть милосердным, честным, сохранять чувство собственного достоинства.

Тип урока: урок обобщения.

План урока.

1. Оргмомент.

2. Стадия вызова.

3. Стадия осмысления.

4. Стадия рефлексии.

Ход урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Стадия вызова (5 минут).

Задача: побудить к формулированию центральной проблемы урока, его цели

Взаимные приветствия.

Сообщение о порядке работы на уроке: в каждой группе есть лист оценивания, куда каждый спикер вписал имена членов группы и по ходу урока будет оценивать их по указанным критериям.



- Тема нашего итогового урока по повести Е.Мурашовой «Класс коррекции» - «О самом главном». Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «самое главное»? (по мере ответов записывает идеи на плакате)

Ролик «Что это? Расскажите об этом своим детям»

- Как то, что вы увидели, связано с темой нашего урока и с содержанием повести? Сформулируйте цель урока!



Кроме этого, в завершении урока определим, в чём смысл заглавия повести.

Взаимные приветствия.













Отвечают, делятся своими ассоциациями

Просмотр видеоролика.



Отвечают.(предположительно: эти понятия являются ключевыми проблемами повести). Ставят цель по опорным словам. (обобщить...., сопоставить..., объяснить...., сделать вывод о....)




2. Стадия осмысления (30 минут)

Задача: поддерживать активность и интерес, созданные во время стадии вызова. Помочь учащимся отследить собственное понимание текста, они соотносят информацию со своими представлениями и сознательно увязывают новое с уже известным, чтобы создать новое понимание.

- Чтобы решить поставленные задачи, давайте для начала коротко вспомним содержание повести и особенности композиции.

Приём «Истина-ложь».(3 минуты)

Утверждение

Истина или ложь?

Юра Мальков учится с ребятами из 7 "Е" с первого класса

Классного руководителя 7"Е" класса зовут Клавдия Николаевна

У Мишани длинные волосы, потому что он модный и стильный

Первым в параллельную реальность Юра приглашает Пашку

Кабачок на границе реального и параллельного мира называется "Три ковбоя"

В параллельном мире всегда весна-лето

Все могли попасть в параллельную реальность независимо от Юры

Елизавета Петровна - завуч по ВР

После посещения параллельной реальности Витька всё время плакала

Родители учеников-гимназистов с радостью пригласили Юру Малькова на экскурсию

На полях Мишаниных конспектов был нарисован профиль Маринки

О том, что Стеша пропала, Антону сообщила Ленка

Помог отыскать Стешу Вадик

Учитель географии Сергей Анатольевич говорит об Артёме Кондратьеве, что он "герой, который отказывается быть героем"

В конце повести класс коррекции реформируют в общеобразовательный класс



«Палочки равенства» (2 минуты)







- Молодцы! Знание текста - основа глубокого анализа!



- На предыдущих уроках мы подробно рассматривали систему образов повести (обращаемся к схемам 1-го урока). Сегодня мы подытожим наши беседы именно с точки зрения тех вопросов, которые были заданы в начале урока.

Работа в группах (10 минут). Помните об оценивании!

























































































Отчёты групп (10 минут)











Индивидуально работают с таблицей: в первой графе таблицы верные и неверные утверждения по содержанию текста. Во второй графе должны поставить букву И или Л («истинно» или «ложно»)







































Самопроверка со слайда. Оценивание по критериям.



Ученик исправляет ложные высказывания

















Работа в группах.

1 группа: ученики 7 «Е» класса. «Авторский стул». Задание группе: расскажите об учениках 7 «Е» класса от их имени по плану:

Что для нас дружба, сочувствие, милосердие, храбрость, счастье? Как эти понятия проявляются в нашей жизни и наших поступках?

Как мы попали в этот класс?

Как к нам относятся сверстники из других классов?

Как к нам относятся наши родители?

Как к нам относятся учителя?

Как мы относимся к окружающим?

Приведите примеры из текста!



2 группа: гимназисты. Задание группе: Составьте кластер о гимназистах, об их понимание дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках?

Приведите примеры из текста!



3 группа: родители. Задание группе: составьте диаграмму Венна, отразите в ней их понимание дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках?

Приведите примеры из текста!



4 группа: учителя. Задание группе: представьте учителей, изображённых в повести, в виде шляп. Кто будет соответствовать каждой шляпе с точки зрения их понимание дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках? Приведите примеры из текста!

Чёрная - негатив, отрицание, противоречие.

Жёлтая - оптимизм, позитив, вера.

Красная - эмоции, всплеск.

Белая - констатация фактов.



5 группа: Антон Антонов и Юра Мальков. Задание группе: «Окно» (мои «+», мои «-», "слепое пятно"(что обо мне не знают окружающие), мои способности) охарактеризуйте образы мальчиков с точки зрения их понимание дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках? Приведите примеры из текста!



Во время представления результатов работы групп слушают. Задают вопросы о том, что не было сказано группой по их теме.

3. Стадия рефлексии (10 минут)

Задача: Помочь учащимся самостоятельно обобщить материал, пересмотреть свои представления о прочитанном.

- Мы выслушали все, кто хотел высказаться. А сейчас давайте прочтём последнюю главу...



- Итак, мы закончили знакомство с повестью, но, надеюсь, вы ещё не раз вернётесь к ней.... все герои так или иначе проходят испытание ценностями, о которых мы говорили в начале урока, но не все выходят из этих испытаний победителями… Почему? Что мешает?

- Но обратимся ещё раз к названию! «Класс коррекции»… Что такое коррекция?

- кто, что и как корректирует в повести?.. Все ли могут изменить себя?

Приём «Цветные мысли» - в чём смысл названия?





«Палочки равенства» - по 1 человеку от группы представляют общее мнение.



- У нас получился цветок. Как вы думаете, кто явился стимулом роста, своеобразным стеблем этого цветка?

- А на какой почве вырос сам Юра? Что помогло ему стать таким, каким он стал?

- Вернёмся к нашим размышлениям начала урока (обращается к плакату): что же самое главное в жизни? Подтвердились ваши мысли?

Подведём итог:

Поставьте баллы за работу в группе и на картинках с обложкой книги продолжите фразы:

1. Сегодня я понял, что.....

2. Самым интересным было....

3. Было сложно........

4. Я чувствовал себя......

Опустите их в кармашек с тем изображением, где вы себя ощущаете:

Земляничная поляна из параллельной реальности - я чувствую себя комфортно, удовлетворён своей работой на уроке полностью.

Скала, по которой нужно добраться до замка - не уверен, что всё получилось, но буду стараться!

Классный кабинет 7 "Е" - чувствую себя некомфортно, всё было сложно, я совсем ничего не понял

Домашнее задание: говорить о повести "Класс коррекции" можно ещё очень много. Сегодня мы, конечно, сказали не всё. Подумайте, что бы вам ещё хотелось сказать и оформите свои мысли в виде письма одному из героев, причём форма вашего письма тоже может быть разной: стихи, проза, рисунок, поделка, даже музыкальное произведение (только вы должны суметь объяснить, почему вы выбрали именно его и именно для этого героя)

- Закончить наш урок мне бы хотелось стихотворением Арины Забавиной:

Поскользнулся он. Оступился
И у всех на виду упал.
А народ спешил, торопился,
И как будто не замечал.

Было утро, час пик, суматоха…
Человек на асфальте лежал.
Может, было несчастному плохо?
Может, больно? Но он молчал.

Озирался вокруг виновато,
Сам пытался подняться с земли.
Только ноги вдруг стали ватными,
Не послушались. Не смогли.

- Вот же пьянь! - ворчали прохожие,
- Уж нажрался с утра, гляди!
Невдомёк им было, похоже,
Что у парня - болит в груди.

И не бомж он, не алкоголик,
Просто сердце схватило вдруг,
И дышать ему трудно от боли!
А людей - так много вокруг…

А вокруг - так много народу!
Только словно один он там был.
Умирал человек… Он сроду
Никого ни о чём не просил.

Вдруг какая-то грязная псина
К парню этому подошла.
Не залаяла, не укусила,
Лишь лизнула - как обожгла.

Заскулила вдруг, заметалась -
Так обычно на помощь зовут.
Может, в ком-то проснётся жалость,
И помогут парню, спасут!

«Чья собака?» - спросил вдруг кто-то,
«Ваша?» - парень кивнул. - «Народ!
Посмотрите, хозяину плохо,
А собака на помощь зовёт!

- Вот так преданность! Ну история!
… Кто-то парню подняться помог,
И раздался в подстанции «скорой»
Тот спасительный чудо-звонок!

Парень выжил. Поправился вскоре
И собаку ту приютил…

Иногда помогает и горе

Друга верного обрести.

СПАСИБО ЗА УРОК!

Чтение подготовленным учеником последней главы повести





Ответы, рассуждение.

Зачитывают определение, данное на первом уроке по изучению повести

Обсуждают и записывают коллективное мнение в виде1-2 предложений.

На доске закрепляют свои мысли в виде цветка, лучей солнца…



Отвечают (Юра Мальков)



Рассуждают (любовь родителей, их умение сострадать, сочувствовать, сопереживать....)







Оценивают, проводят рефлексию.





























Записывают домашнее задание







Приложение 1. Образец листа оценивания.

Оценочный лист группы №_________

Спикер ________________________________________________________


Фамилия, имя

I. "Истина-ложь"

II. Работа в группе

Сумма баллов

13-14 - 3 балла

9-12 - 2 балла

7-8 - 1 балл

6 и менее - 0 баллов

Предложение идей

Участие в обсуждении

Участие в оформлении работы

1.



2.



3.



4.



5.



6.



Баллы для оценивания работы в группе

3 балла - отлично.

2 балла - хорошо.

1 балл - удовлетворительно.

0 баллов - не участвовал.

Приложение 2. Технологическая карта урока (у каждой группы на столе)

«О самом главном...."

итоговый урок по повести Екатерины Мурашовой "Класс коррекции"

1. Сформулируйте цель урока по опорным словам:

обобщить....

сопоставить...

объяснить...

сделать вывод о....

2. Проверяю себя!

Определите истинные и ложные утверждения по содержанию повести и по её композиции. Отметьте их соответствующим знаком - "И" или "Л" - в таблице.

3. Работа в группах

1 группа:

ученики 7 «Е» класса. «Авторский стул». Задание группе: расскажите об учениках 7 «Е» класса от их имени по плану:

Что для нас дружба, сочувствие, милосердие, храбрость, счастье? Как эти понятия проявляются в нашей жизни и наших поступках?

Как мы попали в этот класс?

Как к нам относятся сверстники из других классов?

Как к нам относятся наши родители?

Как к нам относятся учителя?

Как мы относимся к окружающим? Для аргументированного доказательства используйте примеры из текста!

2 группа: гимназисты. Задание группе: Составьте кластер о гимназистах, об их понимание дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках?

Приведите примеры из текста!

3 группа: родители. Задание группе: составьте диаграмму Венна, отразите в ней их понимание дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках?

Приведите примеры из текста!

4 группа: учителя. Задание группе: представьте учителей, изображённых в повести, в виде шляп. Кто будет соответствовать каждой шляпе с точки зрения понимание дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках? Приведите примеры из текста!

Чёрная - негатив, отрицание, противоречие.

Жёлтая - оптимизм, позитив, вера.

Красная - эмоции, всплеск.

Белая - констатация фактов.

5 группа: Антон Антонов и Юра Мальков. Задание группе: «Окно»

Мою плюсы

Мои минусы

"Слепое пятно" (что обо мне не знают окружающие)


Мои способности

(мои «+», мои «-», "слепое пятно"(что обо мне не знают окружающие), мои способности) охарактеризуйте образы мальчиков с точки зрения их понимание дружбы, сочувствия, милосердия, храбрости, счастья. Как эти понятия проявляются в их жизни и в их поступках? Приведите примеры из текста!

4. Цветные мысли.

Как вы понимаете смысл названия повести - "Класс коррекции"? Кто, что и как корректируется в повести? Запишите свои выводы на цветном листе (1-2 предложения)

5. Подведём итог....

На листочках с изображением обложки повести "Класс коррекции" продолжите фразы (записываете только продолжение!):

1. Сегодня я понял, что.....

2. Самым интересным было....

3. Было сложно........

4. Я чувствовал себя......

Опустите их кармашек с тем изображением, где вы себя ощущаете:

Земляничная поляна из параллельной реальности - я чувствую себя комфортно, удовлетворён своей работой на уроке полностью.

Скала, по которой нужно добраться до замка - не уверен, что всё получилось, но буду стараться!

Классный кабинет 7 "Е" - всё было сложно, я совсем ничего не понял и чувствую себя некомфортно.

6. Домашнее задание

Письмо одному из героев повести (стихи, проза, рисунок, поделка, даже музыкальное произведение...)

Приложение 3. Разрезной материал для рефлексии (на обороте ученики пишут продолжение фраз. Каждый лист затем вкладывается в файл-кармашек с соответствующим рисунком)

Урок внеклассного чтения по повести Е. Мурашовой «Класс коррекции», 7 классУрок внеклассного чтения по повести Е. Мурашовой «Класс коррекции», 7 классУрок внеклассного чтения по повести Е. Мурашовой «Класс коррекции», 7 классУрок внеклассного чтения по повести Е. Мурашовой «Класс коррекции», 7 классУрок внеклассного чтения по повести Е. Мурашовой «Класс коррекции», 7 классУрок внеклассного чтения по повести Е. Мурашовой «Класс коррекции», 7 классУрок внеклассного чтения по повести Е. Мурашовой «Класс коррекции», 7 классУрок внеклассного чтения по повести Е. Мурашовой «Класс коррекции», 7 класс








Приложение 4. Рефлексия-1.

Чувствую себя комфортно, удовлетворён своей работой на уроке полностью.

Не уверен, что всё получилось, но буду стараться!

Чувствую себя некомфортно, всё было сложно, я совсем ничего не понял…

Приложение 5. Рефлексия-2 (каждый рисунок печатается на формат А-4, вкладывается в файл. Под ним или над ним - надпись из Приложения 4.)Урок внеклассного чтения по повести Е. Мурашовой «Класс коррекции», 7 класс

Урок внеклассного чтения по повести Е. Мурашовой «Класс коррекции», 7 классУрок внеклассного чтения по повести Е. Мурашовой «Класс коррекции», 7 класс

© 2010-2022