Урок внеклассного чтения «Хлеб-величайшее изобретение человечества»

"Описание материала: Урок внеклассного чтения, 6 класс. Форма урока: устный журнал. Цель: расширение представления учеников о том, что значит хлеб в жизни человека, ознакомление с историей хлеба, воспитание уважительного и бережного отношения к труду хлебороба. Урок будет очень уместен после того, как будет изучено произведение «Теплый хлеб» Паустовского. Перед уроком есть смысл дать опережающее задание. Например, два человека (корреспонденты) готовят материалы об истории хлеба, другие ребята го...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок внеклассного чтения в 6 классе.

Форма урока: устный журнал

Тема: « Хлеб -величайшее изобретение человечества».

Эпиграф к уроку : «Ломоть хорошо испеченного пшеничного хлеба составляет одно из величайших изобретений человеческого ума» (К.А.Тимирязев).

Цели урока:

- расширить представление учащихся о значении хлеба в нашей жизни;

- дать знания учащимся об истории хлеба, о происхождении слова «хлеб»;

- воспитывать у учащихся бережное отношение к хлебу и уважение к труду;

- формировать нравственные ориентиры на примерах уважительного отношения наших предков к хлебу и его роли в жизни.

Оформление: презентация, плакаты ( о хлебе), хлебная продукция.

Опережающие задания: поиск материала по истории хлеба (2 корреспондента), альбом (загадки о хлебе), альбом (пословицы и поговорки), наизусть стихи, презентация.

  1. Настрой на урок.

Стихотворение А. Коршуна читает ученик

Хлеб в России пекли с куполами,

Чтоб хватило, как небо на всех.

За широкими в доме столами

Крошку бросить считали за грех.

И хлеб-соль - это русский обычай,

Словно символ людской доброты.

И наш герб без колосьев пшеничных

Не имел бы такой красоты.

Задание гостям: сколько и какие названия хлеба услышали?

Страница первая

Величайшее изобретение. История хлеба.

Корр.1Хлеб появился в глубокой древности , свыше 15 тысяч лет назад. По мнению ученых, еще в доисторические времена человек впервые стал сеять хлебные злаки, которые предками наших теперешних пшеницы, овса, ячменя. В каменном веке люди ели зерна в сыром виде. Потом появилась прапрабабушка хлеба жидкая каша из зерен . Следующий этап- выпекание лепешек из густой зерновой каши. Затем люди научились растирать зерна между камнями-жерновами и смешивать полученную муку с водой. И наконец, появился хлеб, но он был пресный. Прошло еще несколько тысячелетий , пока люди научились готовит хлеб из кислого теста . О таком хлебе известный ученый К.А. Тимирязев сказал, что он - одно из величайших изобретений человеческого ума».

Корр.2 5-6 лет назад древние египтяне научились разрыхлять тесто путем его брожения, используя микроорганизмы (дрожжи и молочнокислые бактерии).Дрожжи вызывают брожение, в результате образуется углекислый газ и спирт. Газ разрыхляет тесто, делает хлеб мягким и пышным. Молочно кислые бактерии в момент выпечки придают хлебу ни с чем несравнимый аромат и вку

Вставка. Стихотворение Платона Воронько (читает подготовленный ученик)

Пахнет хлеб…

Как сладко пахнет хлеб

Любовью тружеников,

Радостью земною

И солнышком, и щедрою весною,

И нашим счастьем!

Душисто пахнет хлеб!

Страница вторая.

Слово «хлеб» , его появление.

Корр 1 И еще немного из истории хлеба. В Древней Греции хлеб считали деликатесом, т.е. изысканной пищей. Писатель Гомер, описавший трапезы своих современников , оставил нам свидетельство того, что на обед аристократов подавали первым 2 блюда: кусок мяса и пшеничного хлеба. Каждое из этих блюд ели отдельно. Хлебу отводили самое почетное место.

Древние греки были твердо убеждены, что если человек не ест хлеба, то он совершает большой грех и будет непременно наказан богом.

Корр. 2. Это убеждение перекликается с индийским законом. В первых веках нашей эры преступников в этой стране наказывали тем, что запрещали им есть хлеб на определенное время.

При этом были уверены, что тот кто не ест хлеба, будет иметь плохое здоровье и несчастливую судьбу.

У спартанцев хлеб считали величайшей роскошью, его ставили на стол в особо торжественных случаях.

Хлебопекам в Др. Греции мы обязаны и самим происхождением слово «хлеб». Они применяли для выпечки хлеба горшки специальной формы и называли их «клибаносоми».

У древних готов на основе появилось слово «хлойфс», у древних германцев оно превратилось в «хлайб», теперь «хлеб».

Вставка: Стихи Евдокии Лось читает ученик.

Голос поля

Звонит метелками овес

Мне повезло,

Я в поле рос!

За пятерых бубнит горох

Стучит мой бубен

Вдоль дороги!

-Я че-че-вица,

Чечевица

Розовощекая

Девица!

-Ячмень я,

Поклонись мне гость,

Насыплю крупных зерен

Горсть!

И тихо шепчет

Рожь под небом:

Людей кормлю я

Сытным хлебом.

Страница третья.

Хлебороб- самая почетная профессия

Корр. 1 Чтобы посеянное зерно стало хлебом, над ним трудятся представители почти 120 специальностей: агроном, селекционер, летчик сельскохозяйственной авиации.

Корр.2Невозможно поле представить без трактора, а значит, без тракториста, машиниста, механика.

Корр.1 А сколько людей трудится на элеваторах, мельницах, в пекарнях, в кондитерских

Люди, которые создают хлеб- хлеборобы, хлебопеки.

Очень почетные профессии.

Вставка. Стихи Николая Сынгаевского

Он вечно будет.

-Хлеб как солнце!-

Сказал отец.

- Хлеб как солнце!-

Мать повторяет.

И сестренка вставляет слово:

« Хлеба и солнца у нас хватает!»

Страница четвёртая.

Разные названия хлеба.

Корр. 1.Мы привыкли хлеб называть хлебом, но есть еще одно название. Хлеб на Руси называли «жито». В этимологическом словаре указано, что оно образовано от слова «житии «(жить) с помощью «то»: жито.

Корр.2 У разных народов хлеб называется по- разному: нон, лаваш, дуона, пыня и др.

Но как бы ни называли хлеб, с этим словом всегда связывают представление о самом дорогом- о жизни, счастье, труде.

«Хлеб - всему голова», -учит русская пословица.

«Маленькое, а зернышко», - вторит марийская поговорка.

Вставка. Гульчехра Сулейманова.

Мама месит тесто

Мама тесто замесила

Тесто вкусно дышит,

Тесто для лепешек,

Для пышек- кульчишек.

Мы толчемся у дверей,

Не находим места:

Ах, скорей бы, скорей

Подходило тесто!

Мама жару поддала,

Засучила рукава,

Волосы откинула,

Тесто пододвинула.

Пламя разгорается,

Мама улыбается,

И румяная лепешка

Улыбается немножко.

Кушайте, девчонки,

Пробуйте мальчишки,

Душистые лепешки,

Горячие кульчшики!

Вставка Ученик представляет свой альбом (собранные пословицы и поговорки, фразеологизмы).

Хлеб- батюшка, вода матушка.

Худ обед, хлеба нет.

Хлеб да соль!( приятного аппетита)

Хлеб насущный ( самое главное) и др.

Страница пятая

Хлеб - мерило всех ценностей.

Корр. 1 Люди имеют свои вкусы: кому-то более всего нравится мясо, кому-то сливки, кто-то страдает без конфет.

Но всем люб и дорог хлеб. Можно жить только на воде и жлебе. Хлеб имеет множествонеобходимых для организма веществ. Это огромная ценность.

Корр. 2 Испокон веков хлеб не был простой едой. Он был человеческой совестью. Хлебом - солью встречали гостей, друзей. Хлебом, как именем любимого человека, клялись. Защищая хлеб, умирали.

Корр. 1 Хлеб достается тяжелым трудом, поэтому люди относятся к нему как к святыне. Кладут на рушник, на салфетки, подбирают для него удивительные хлебницы.

Корр. 2 Кто знает цену хлеба, тот не бросит куска, не стряхнет на землю крошки.

Корр. 1 Узбекская пословица гласит: «Наступивший на хлеб -ослепнет»

Вставка Стихи Лаймонис Вацземниек читает ученик.

Сладко пахнут и дымятся

Две буханки на столе

Мамы не могу дождаться-

Слишком вкусно пахнет хлеб!

Хлебушек, ты сладкий очень!

Не могу, не утерплю

И хоть корочки кусочек

До обеда отломлю

Вставка

. Ученик представляет альбом загадок.

  1. И комкатово,

И ноздревато,

И мягко,

И ломко

И всех милей? (хлеб)

  1. Сидит в ложке,

Свесив ножки. ( лапша)

  1. Его я режу на куски

И вижу в нем пургу муки?

Страница шестая:

Стоит задуматься

Корр.1 Из сочинения учащихся.

Оля: Я никогда не забуду, как после 1-го класса я приехала к своей прабабушке в деревню под Ленинград. Она посадила меня на стол, щедро угощала. Я откусила хлеб, и крошки упали на стол. Как бабушка посмотрела на меня! А потом подошла, собрала крошки в ладонь и сказала:» Вот сколько хлеба мы ели в день, когда здесь проходило кольцо блокады».

Корр.2 Ира : бывает очень больно, когда в хлебном магазине или в столовой вдруг на полу окажется хлеб… Этого не должно быть.

Корр.1 Знаете ли вы, что статистика свидетельствует: в каждой школе нашей стране, где число учащихся = 500 человек, ежедневно выбрасывается до 10 кг хлеба и личных изделий.

Корр.2 Каждый должен твердо усвоить: взял кусок хлеба - съешь! Не хочешь есть - не бери кусок, пусть останется нетронутым в тарелке. Его съест тот , кто голоден по настоящему.

Вставка. Стихи Ануарбека Дусенбиева

По весенней улице

И конца в конец

С хлебною тележкою

Едет продавец.

А в тележке- плюшки,

Бублики , ватрушки,

Халы,

Пряники,

Лепешки

И… пирожные картошки.

Что хотите ,

Выбирайте-

Порумяней,

Повкусней

Для себя

И для детей!

Заключительная часть урока. Рефлексия.

Заключительное стихотворение читает учитель.

В Бондарчук «Хлеб»

Идешь ли ты с работы жарким летом,

Морозной ли и вьюжною зимой,

Заходишь обязательно за хлебом

И бережно несешь его домой.

Вдохни его. Он пахнет утром ранним.

В нем рук тепло, забота строгих глаз,

Он в дом пришел сквозь годы испытаний

Не зачерствев, как кое-кто из нас.

Священен хлеб, в себя вобравший солнце,

В себя вместивший хлебороба жизнь.

Ты сердцем чистым до него дотронься

И чистыми руками прикоснись!





© 2010-2022