ИНТЕГРАЦИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНТЕГРАЦИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала личности. од интеграцией, как педагогическим явлением, понимают процесс и результат взаимопроникновения, взаимосвязи и синтеза различных знаний, способов и видов деятельности. Такой процесс обязательно предполагает согласованность содержания образования по различным модулям, а также выбор форм, методов и средств обучения, определяемых общими целями образования.

Интеграция может выполнять разные функции: методологическую, развивающую и технологическую. При этом методологическая функция раскрывается через эвристическую, мировоззренческо-аксиологическую и инструментальную составляющие. Развивающая функция формирует новые умственные действия, способность умножать, обогащать, совершенствовать психическую деятельность. Технологическая функция подразумевает уплотнение информации, устранение дублирования, установление преемственности и обобщенных интегративных свойств.

В настоящее время проблема интеграции содержания образования является актуальной и одной из наиболее перспективных. При этом необходимо решать целый ряд задач для содержательного обновления образования. Такими задачами, по мнению О.Н. Арефьева, являются: скоординированный подбор предметов, исключающий дублирование материала; изменение методов обучения путем расширения тех из них, которые формируют профессиональные навыки и усиливают роль самостоятельной работы.В условиях совершенствования содержания подготовки специалистов принципиальное значение имеет интегрированный подход в обучении. В его основе лежит идея синтеза ведущих психолого-педагогических концепций, как одного из способов разрешения противоречий между необходимостью совершенствования профессиональной подготовки и существующей системой подготовки специалистов с учетом современных задач профессиональной школы. Для более полного осмысления проблемы необходимо рассмотрение вопросов эволюции интеграционных процессов и проведение ретроспективного анализа интеграции образования как в отечественной педагогической науке, так и за рубежом. Интеграция возникла на фоне своей противоположности - дифференциации наук, неизбежно ведущих к сужению круга профессиональных интересов узких специалистов. Углубление процесса дифференциации наук привело к противоположному эффекту - стремлению к целостности, интеграции знаний из разных областей. В процессе интеграции исследуются сложные связи человека и общества, человека и искусства. Интеграция помогает ученику видеть богатство и разнообразие мира.

Интеграция является относительно новым веянием в образовательном процессе (это понятие стало обозначать форму межпредметных связей) и становится востребованным в современной школе, где развернуты активные поиски инновационных педагогических технологий. При интеграции появляется возможность вырваться за рамки одной учебной дисциплины, наглядно, в действии показать, как всё в мире взаимосвязано, и одновременно усилить мотивацию изучения отдельного предмета. Интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия - единство мира и человека, живущего в нем и его познающего.

Особенности межпредметных связей в предметах гуманитарного цикла определяются общими целями гуманитарного образования, которые направлены на эстетическое воспитание учащихся. Дети воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно взаимосвязаны позволяет каждому ученику воспринимать мир в его единстве. Межпредметные связи формируют потребность в расширении круга чтения, прививают интерес к другим видам искусства. Каждый вид искусства отражает реальность по-своему. Всю полноту многокрасочности мира может передать только живопись. Музыка выражает человеческие чувства. Описать конкретные события способна литература. Ни одно из искусств, взятое изолированно от других видов, не может дать исчерпывающую информацию о мире. Интеграция помогает глубже развивать эстетические особенности детей.

Что представляет собой понятие интеграция? Интеграция - это объединение в целое разрозненных частей, глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области. Интеграция предметов в современной школе находится в постоянном поиске новых педагогических решений. В словаре Ожегова: «Интегрировать - объединять в одно целое». Следовательно, интеграция - объединение всех частей в единое целое, качественно новое.

Принято выделять внутрипредметную и межпредметную интеграцию. Известно, что многие школьные предметы издавна имеют интегративный характер, здесь уместно говорить о внутрипредметной интеграции: литература и русский язык, химия и биология, история и общество, физика и математика. Внутрипредметная интеграция необходима, т.к. ученики, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, и наша задача показать, что это неверное восприятие, а наоборот, всё взаимосвязано.

Межпредметная интеграция - это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.

Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции. Чаще всего это была интеграция внутрипредметного уровня. Интеграция межпредметного уровня допускала независимое, как бы параллельное существование предметов и лишь их координацию. Необходимо было перейти к интеграции этих явлений, к рождению нового целостного мировосприятия.

Обращение к интеграции, как средству создания целостного восприятия учебного материала, объясняется рядом преимуществ:

- интегрированные уроки развивают творческий потенциал самих учащихся, побуждают к развитию логики, образного мышления, коммуникативных способностей;

- форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна; использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков;

- интегрированные уроки снимают утомляемость учащихся за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, служат развитию внимания, речи памяти школьников;

- интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творческой активности учителя, так как является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определённые выводы.


Исследователи выделяют различные формы организации образовательного процесса на основе интеграции содержания. Каждая из форм имеет свою структуру построения, способы интеграции содержания и видов деятельности.

1. Пластообразная форма предполагает наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно - эстетических, игровых, коммуникативных и т.п.), содержание которых пронизано общим объектом познания. Главными параметрами становятся те средства, которые наиболее образно раскрывают содержание изучаемого явления. В интегрированном уроке такими средствами чаще всего выступают слово, цвет, звук. Например, на интегрированном уроке в 7-ом классе «Образы флоры и фауны в русской литературе 19 -20 века» использовались следующие художественные средства: звук (музыкальное искусство) - «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»; слово (литературное чтение, сочинение - миниатюра); цвет, свет (изобразительное искусство) - изображение. Все эти художественные средства помогли создать целостный образ флоры и фауны в литературе как лирическом произведении, так и эпическом.

2. Особенность спиралевидной формы состоит в том, что содержание, способы деятельности, в которую включён учащийся, постепенно нарастают, изменяясь количественно и качественно. Познание объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому) или наоборот. Основное понятие, изучаемое на уроке, выполняет функцию спирали: или постепенно расширяющейся (от частного к общему), или сужающейся (от общего к частному). Учитель при такой форме выступает партнёром, соучастником в совместном осмыслении изучаемого материала. Например, на интегрированном уроке «В.В.Набоков «Рождество»», размышляя о сложности человеческих характеров, о жестокости и равнодушии, зависти и злобе, о доброте и мужестве, учащиеся создают ассоциативно - цветовую «палитру чувств», тем самым обобщая разговор о многогранности души человека.

3. Содержание взаимопроникающей формы строится на основе одного вида деятельности, например, игровой, в которую вплетаются другие виды: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и др. Известны следующие виды уроков: урок - спектакль, урок - сказка, урок - расследование и пр. Проникновение одной деятельности в другую обусловливается необходимостью расширения данного содержания или его закрепления. Например, в основу обобщающего урока в 6-ом классе «Имя прилагательное как самостоятельная часть речи» легла игровая деятельность. Кроме того, использовались интерактивные формы урока: элементы театральной педагогики (сценки с участием частей речи), музыка (песня королевы Двоек и частей речи), живопись (создание карты страны «Морфология»), познавательная деятельность (кроссворды, ребусы по русскому языку, написание лингвистических сказок).



© 2010-2022