Разработка урока русского языка по ФГОС

В настоящее время многих педагогов, перешедших работать на учебники по ФГОС, удручает тот факт, что трудно  найти конспекты уроков, построенных в соответствии с требованиями ФГОС. Поэтому я предлагаю вашему вниманию конспект урока, разработанный в соответствии с ФГОС- требованиями, имеющим приложение в виде технологической карты по использованию ЭОР на данном уроке. Надеюсь, мой урок поможет в дальнейшем не только ассам педагогического труда, но и молодым специалистам, только начинающим свой пут...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пробный план- конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС

ФИО (полностью): Спирочкина Ольга Владимировна

Место работы: МБОУ «СОШ с. Енотаевка» Енотаевского района, Астраханской обл.

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема урока: Лексическое значение слова

Тип урока: открытие нового знания

Базовый учебник: «Русский язык» 5 -9 классы. Линия учебно-методических комплектов под ред. Шмелёва А.Д. Издательский центр «Вентана- Граф»

Цель урока: понять, что такое лексическое значение слова.

Задачи: сформировать представление о способах определения ЛЗ слова и способность определять ЛЗ слова; развивать умение работать с толковым словарём. Сформировать умение внимательно относиться к слову как к средству общения и выражения отношения к окружающему.

Планируемые образовательные результаты

Личностные: у обучающихся будет сформировано положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Метапредметные:

Регулятивные: освоение способов речевого общения; умение принять и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану

Познавательные: осознать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебников, рабочих тетрадей

Коммуникативные: формирование культуры речевого общения, речевого этикета: умение задавать вопросы, слушать, отвечать на вопросы других, формулирование собственных мыслей

Предметные: овладеют новыми понятиями, приёмами отбора и систематизации материала на тему «Лексическое значение слова». Научатся определять лексическое значение слова, пользуясь толковым словарём. Использовать для решения практических задач словари и справочники. Расширить, уточнить словарный запас учащихся

Решаемые учебные проблемы: умение определять лексическое значение слов; различие новых терминов: лексикология, лексикон, лексикография. Умелое использование для решения практических задач словарей и справочников.

Формы работы: фронтальная, в парах, в группах (по 4 чел.), индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: компьютер и проекционное оборудование,

устройство для воспроизведения звука (колонки), ресурсы ЕК, ФЦИОР



Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Время

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Обеспечивает нормальную обстановку для работы на уроке. Психологически готовит учащихся к общению. Подготовка ЭОР к работе

Музыкальное сопровождение: mpoisk.com/music/если+друг+улыбнется/

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Обучающиеся психологически настраиваются для общения.

Проверяют наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке.

Выбирают смайлик и

демонстрируют своё настроение.



Самоопределение, смыслообразование (Л)

2 мин

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Обеспечивает мотивацию учения, включения в совместную деятельность по определению целей урока. Анализирует ответы учащихся

На доске предложение: «С малой удачи начинается большой успех»

- Распределите слова высказывания по группам

- Оцените работу соседа по парте

- По каким признакам распределяли слова? (На доске: малый - большой; удача - успех)

- Какие признаки важны для понимания смысла высказывания?

- Запишите смысл высказывания в виде схемы

- Обсудите результат в группе по 4 человека

- Сделайте вывод. Что для нашего урока это высказывание?

- Что объединяет слова, записанные на доске? Какой термин есть для определения смысла этих слов? Как думаете, какова тема урока?

- Какова главная цель урока?

- Какова задача урока?

Распределяют слова и осуществляют самопроверку

Дают ответ

Выделяют признак

Составляют схему

Работают в группе по заданию

Рефлексия, вывод (девиз, эпиграф)



Формулируют тему урока (Лексическое значение слова)

Формулируют цель (понять, что такое лексическое значение слова)

Научиться определять ЛЗ слова

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

4 мин

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое ЛЗ слова и алгоритм его определения, закрепить представления детей о слове как двусторонней языковой единице

Организует внимание учащихся. Сообщает основную идею изучаемого материала (правила). Обеспечивает осмысление методов исследования изучаемой темы, знаний, способов и средств, которые привели к определённым содержательным выводам.

С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд.

- Какое слово получилось?

- Что такое лексика?

(Можно воспользоваться ЭОР)

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/159b347b-a5d6-4df8-a632-61c653e74e60/%5BRUS5_055%5D_%5BTQ_002%5D.htm

- Сколько слов в русском языке?

- А конкретнее?

- Почему же?

- Например…

- Какие ещё термины связаны с темой урока? Дайте их толкование или ЛЗ?


- Какие трудности возникли?

- Что даёт ЛЗ многих слов языка?

- Что нужно сделать, чтобы добиться успеха?

Учитель обращается к выставке толковых словарей

- Найдите в толковом словаре учебника значение слова лексикон, составьте с данным словом предложение и определите его род, падеж, число, склонение.


Организует индивидуальную работу

- Угадайте слово по его ЛЗ

(Каждая группа определяет значение по своей формулировке:

1. То, что может работать хорошо или плохо при решении задачи.

2. То, что может заболеть от бессонницы.

3. То, что мы называем началом колонны.

4. Единица счета скота.

5. То, что можно сложить в неравном бою.

Записываем: Жить с хорошей г..л..вой, что с богатой кл..довой.

-Как вы понимаете смысл пословицы?

Организует работу в группах


- Работая в группах по 4 чел.,

попробуйте объяснить разными способами ЛЗ слова, указанного на карточке (победа).

- Обменяйтесь и проанализируйте работу другой группы

- Верните работу своей группы и дополните её, если надо, сделайте вывод

Предоставляет слово каждой группе

- Какими же способами можно объяснить ЛЗ слова?


- Оцените свою работу?

Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Осмысляют методы исследования изучаемой темы



Дети в группе по 4 человека работают с кроссвордом.

Лексика

Словарный состав языка


Много

Нельзя сказать

Какие-то слова появляются, какие-то исчезают

Приводят примеры слов

Лексикология portal-slovo.ru/philology/37386.php,

Лексикографияteneta.rinet.ru/rus/le/lexica_op_leksikografia.htm

Проговаривают ЛЗ терминов

Не всегда знаю значение слова…

Успех в жизни, в общении

Обратиться к толковому словарю



У хорошего ученика богатый лексикон.



Индивидуальная работа по полученной карточке с ЛЗ

Анализ работ



Объясняют орфограммы, пропущенные в словах


Работа в группах по 4 человека


Анализ работ и вывод внутри группы

Наглядно (рисунком); путём подбора синонимов, антонимов; описательно

Способы объяснения ЛЗ слова (см. в электр. виде:

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c459c014-7dee-422a-a208-5d48889f4e1a/%5BRUS5_056%5D_%5BIA_004%5D.swf)

Оценивают через показ смайликов

Выполняют физкультминутку pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,52837/Itemid,118/



Поиск и выделение информации;

синтез как составление целого из частей; подведение под понятие;

выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)





выполнение учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)



Выражение своих мыслей (К)


Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)






Самоопределение, смыслообразование (Л)

Выполнение действий (Р)

12 -14 мин






















2 мин

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Вовлекает класс в обсуждение проблемных вопросов

- Прочитайте ЛЗ слов. Запишите слова, которые соответствуют этим значениям.

  1. Относится к кому-, чему-нибудь с глубоким уважением и любовью.

  2. Старый, бывалый, опытный воин.

  3. Успех в битве, войне, полное поражение противника.

- Проверьте себя по словам для справок и оцените свою работу.

- Какой темой объединены эти слова? Случайно ли такое объединение?

- Что для вас эта победа?






Проверяет понимание учащимися того, что является сущностью основного содержания изучаемого материала.

Игра «Угадай-ка»

- Дайте толкование какого-либо слова, понятия, а мы будем отгадывать и записывать. Кому трудно составить ЛЗ слова самим, обратитесь к толковому словарю. Но постарайтесь сначала составить самостоятельно.

Организует коллективную работу учеников с электронным ресурсом files.school-collection.edu.ru/dlrstore/172adca0-9318-4774-9cd1-174584504e13/index_listing.html

Выразительное чтение пословицы Пустые слова, что орех без ядра. (Цель - учить школьников выбору точного слова как средства выражения мысли)

- О чём говорится в пословице? Почему в пословице слово сравнивается с орехом? Что можно считать ядрышком ореха: звучание или его значение? Что значит выражение пустые слова?


Чтение стихотворения И.Токмаковой

- Сделайте вывод (Удалось ли мальчику придумать новое слово и почему?)

- Человеческий язык - это язык слов, и каждое слово обязательно наделено смыслом. Можно ли назвать словом бессмысленный набор звуков?


Выполняют задание в парах

Проверяют и оценивают



Темой ВОВ. Скоро праздник День Победы



VI I. Применение нового знания в стандартной ситуации.

Демонстрируют субъективный опыт по применению знаний и проявлению новых умений

Краткий ответ

Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи

Оценивают свою работу


Индивидуальная работа за автоматизированным рабочим местом : (Электронное задание "Какое значение имеют выделенные слова в отрывках? Отметьте нужное". Включает 5 вопросов. Вопросы перемешиваются)

Записывают предложение

Объясняют смысл пословицы

У слова есть внешняя звуковая сторона (скорлупка) и внутренняя, смысловая (ядрышко). То есть в слове различают звучание и значение. Толкование пословицы должно затронуть и ее нравственный смысл. (Пустые - это такие слова, которые человек произносит безответственно, не придавая им значения, плохо понимая их смысл.)


Слушают, делают вывод

Нет.

Слово обязательно должно иметь смысл (ЛЗ)

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усвояемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

учёт разных уровней мышления (Л)

Выполнение учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

3-4 мин







8 мин













VIII. Итог урока (рефлексия деятельности) Оценивание обучающихся

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

Итак, чтобы знанья были впрок,

Следует кратко повторить урок.

Мы с вами познакомились сегодня на уроке с...

Лексика - это...

Каждое слово имеет...

Лексическое значение - это…

Существует несколько способов объяснения лексического значения слов. Это...

Мы с вами также познакомились... (учитель показывает на словари)... (с толковыми словарями).

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?


- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?



Оценивает обучающихся. Комментирует оценки.


Мотивирует деятельность учащихся по выполнению домашнего задания. Объясняет выполнение д/з по выбору

Заключительное слово учителя:

- Русский язык разнообразен и богат на слова. Это настоящая ценность русского народа. Не случайно во всем мире люди изучают его, читают произведения русских классиков, интересуются русской культурой.

Задание на выбор учащихся:

- Выпишите из толкового словаря, объясните разными способами ЛЗ слов: компания и кампания (см. files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4466e7c7-2aec-444b-a560-16eb99e99331/%5BRUS5_057%5D_%5BTD_010%5D.html#2) , или проанализируйте структуру словарной статьи из толкового словаря

Дополняют начатое учителем предложение. Дают ответы на вопросы


лексикой

словарный состав

лексическое значение

главный смысл слова

краткое толкование, подбор синонимов, подбор однокоренных слов, рисунок


Не забыть о девизе урока

(ответы обучающихся)

Анализируют работу на уроке через самооценку: обучающиеся поднимают сигнальную карточку определенного цвета, соответствующего той оценке деятельности, которую для себя определил каждый из них: красный - я сосредоточен, внимателен, активен; зеленый-не хватает внимательности, усидчивости, аккуратности, недостаточно активен; желтый-следует быть внимательнее, организованнее, активнее.

IX. Д/З




Слушают объяснение домашнего задания, записывают

домашнее задание (задание на выбор учащихся) в дневник

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Самоопределение (Л)





Самоопределение,

смыслообразование (Л)

5 мин













3 мин

Таблица 1.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Музыкальное сопровождение.

локальный

Песня.

mpoisk.com/music/если+друг+улыбнется/

2

Толкование слова ЛЕКСИКА.
На какие вопросы помогает ответить лексика?
Что изучает лексика?

локальный

текст

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/159b347b-a5d6-4df8-a632-61c653e74e60/%5BRUS5_055%5D_%5BTQ_002%5D.htm

3

Толкование ЛЗ терминов лексикология, лексикография

локальный

текст

Лексикология portal-slovo.ru/philology/37386.php,

Лексикографияteneta.rinet.ru/rus/le/lexica_op_leksikografia.htm

ЛЗ терминов

4

Способы объяснения ЛЗ слов

локальный

модель

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c459c014-7dee-422a-a208-5d48889f4e1a/%5BRUS5_056%5D_%5BIA_004%5D.swf

5.

Физкультминутка

локальный

Презентация + муз.фрагмент

pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,52837/Itemid,118/

6.

Тест «определи лексическое значение слова»

локальный

тест

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/172adca0-9318-4774-9cd1-174584504e13/index_listing.html

7.

Толковый словарь школьника

локальный

словарь

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4466e7c7-2aec-444b-a560-16eb99e99331/%5BRUS5_057%5D_%5BTD_010%5D.html#2)

Приложение к уроку

Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

«Покажи своё лицо»

Ведётся бортовой журнал. Учащиеся фиксируют самооценку по каждому записанному в нём заданию.

Кроссворд

1)

л

е

к

с

и

к

о

л

о

г

и

я

2)

ф

о

н

е

т

и

к

а

3)

г

р

а

ф

и

к

а

4)

л

е

к

с

и

к

о

н

5)

о

р

ф

о

г

р

а

ф

и

я

6)

с

и

н

т

а

к

с

и

с

7)

л

е

к

с

и

к

о

г

р

а

ф

и

я

1) Лексикология - раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка (лексику).

2) Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка (звуки речи).

3) Графика - раздел науки о языке, изучающий буквы, соотношения между буквами и звуками.

4) Лексикон - запас слов какого-то одного человека.

5) Орфография - раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.

6) Синтаксис - раздел грамматики, изучающий словосочетания, предложения, текст.

7) Лексикография - раздел науки о языке, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.

Стихотворение И.Токмаковой

Ложка - это ложка. А я придумал слово.

Ложкой суп едят. Смешное слово - плим.

Кошка - это кошка. Я повторяю снова -

У кошки семь котят. Плим, плим, плим…

Тряпка - это тряпка. Вот прыгает и скачет -

Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим…

Шапка - это шапка И ничего не значит -

Оделся и пошел. Плим, плим, плим…

2 вариант итога урока

Для того чтобы разгадать этот кроссворд, надо отгадать загадки.

1. Красна, сладка, душиста, растёт низко, к земле близко. (Земляника)
2. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
3. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёзка).
4. Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый … (василёк)
5. Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её поди-ка:
Куст в колючках, будто ёж,
Вот и назван … (ежевика.)
6 .Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь).
7. Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё … (алфавит).

- Какое слово получилось в выделенных клеточках? А что такое лексика?

Лексическое значение слова? Что значит указать грамматическое значение слова?
Ребята, вспомним цель нашего урока. Знаем ли мы, что такое лексика и лексическое значение слова?

Умеем ли мы работать со словарём? Достигнута ли цель урока?




з

е

м

Л

я

н

и

к

а



б

Е

л

к

а



б

е

р

ё

з

К

а



в

а

С

и

л

ё

к

е

ж

е

в

И

к

а




д

е

К

а

б

р

ь


А

л

ф

а

в

и

т









IX. Выставление оценок.

© 2010-2022