Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных

Тема урока: «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных».  Цель урока – Обобщение и систематизация знаний об имени существительном полученных в среднем звене.  Задачи: совершенствовать умения учащихся определять род, число и тип склонения существительных, обогатить словарный запас учащихся, развивать монологическую речь, умение выступать перед классом, развивать самостоятельность, воспитывать положительные черты характера.  Метод урока – словесный, частично-поисковой.  Фор...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

13.11.2014

Класс 10

Тема урока: «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных».

Цель урока - Обобщение и систематизация знаний об имени существительном полученных в среднем звене.

Задачи: совершенствовать умения учащихся определять род, число и тип склонения существительных, обогатить словарный запас учащихся, развивать монологическую речь, умение выступать перед классом, развивать самостоятельность, воспитывать положительные черты характера.

Метод урока - словесный, частично-поисковой.

Форма проведения урока - семинар.

План урока.

Организационный момент.

Постановка целей и задач.

Основная часть (выступления учеников, выполнение заданий).

Подведение итогов урока (обобщение, выставление оценок).

Ход урока.

Организационный момент. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

Постановка целей и задач.

Учитель:

Сегодня у нас не обычный урок, а урок-семинар. Мы должны обобщить знания, обсудить вопросы по этой теме. Наш семинар будет состоять из двух частей - теоретической и практической. В теоретической части мы выслушаем и обсудим ваши выступления, затем во второй части вы выполните практические задания. Итак, давайте начнем семинар «Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных».

Основной этап.

Выступления учеников по заранее подготовленным вопросам.

Что такое имя существительное?

Учитель: Какие у вас есть дополнения?

Какие непостоянные признаки есть у имени существительного?

Какие постоянные признаки есть у имени существительного?

Учитель: Есть какие-либо добавления по постоянным признакам?

Ученик: В русском языке есть существительные общего рода: забияка, сирота, неряха, обжора.

Учитель: Расскажите о трех склонениях имен существительных.

Учитель: Как определить склонение существительного?

Ученик: Чтобы определить склонение существительного нужно:

Учитель: Какие падежи мы называем косвенными? (Это все падежи кроме Именительного падежа).

- Встаньте, пожалуйста. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1скл. - присядьте, если ко 2скл - руки вверх, если к 3скл - сделайте прогиб назад.

Береза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, тополь, река, мозоль, яблоня, тюль.

- Какие слова вызвали сомнения? (мозоль, тюль )

- Запомните, что мозоль - ж.р., а значит - 3скл., а тюль, шампунь, рояль - м.р., и значит 2скл.

Запись в тетради: мозоль (ж.р.,3скл), тюль(м.р., 2скл), шампунь(м.р., 2скл), рояль(м.р., 2скл).

Составить словосочетание

Задание. Найди лишнее существительное.

Пальто, воротник, карман, рукав, платье.

Учитель: Что общего у этих слов? (Значение. Одежда и детали одежды)

Найдите лишнее слово. (Пальто, т.к. это существительное несклоняемое)

Учитель: Что такое несклоняемые существительные?

Задание. Восстановление текста.

Жизнь- это не только праздник, но и боль. Без одного нет другого, ведь все познается в сравнении. (слайд 15)

Ученики, которые раньше закончили писать текст, получают проверочный тест.

Когда все закончили работу, зачитываются несколько работ, обсуждаются и выбираются лучшие.

Мама, сказка, кашка, кошка.
Книжка, яркая обложка.
Буратино, Карабас.
Ранец, школа, первый класс.
Грязь в тетрадке, тройка, двойка.
Папа, крик, головомойка.
Лето, труд, колхоз, солома.
Осень, сбор металлолома.
Пушкин, Гоголь, Дарвин, Ом.
Ганнибал, Наполеон.
Менделеев, Герострат.
Бал прощальный, аттестат.
Институт, экзамен, нервы.
Конкурс, лекция, курс первый

Учитель: Назовите существительные 1скл, которые вы использовали в своем тексте. (Затем 2,3скл)

Учитель: Какую тему мы повторяли? Что нового узнали на этом уроке?

Выставление оценок.

Домашнее задание.

© 2010-2022