Рабочая программа элективного курса по зарубежной литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Новоивановская средняя общеобразовательная школа»

С. Новоивановка

Рассмотрено

Руководитель МО

_________Назарова О.Н.

Протокол № ___

от ___ июня 2015 г.



Согласовано.

Заместитель директора по УВР

Чан-ван-ю Н.С.

_____июня 2015г.

Утверждено

Директор школы

__________Чан - Ван- Ю В.Н. Приказ № ___от ____2015г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса по литературе для 10-11 классов

«Зарубежная литература»

на 2015 - 2016 учебный год.

Составила учитель высшей категории Чан-ван-ю Наталья Сергеевна


Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____ от _________ 2015 г.








Новоивановка

2015


  1. Пояснительная записка.

  1. Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

  • «Программы по зарубежной литературе» (автор - Н.П.Михальская // Программно-методические материалы: Литература. 5 - 11 классы / Сост. Т.А.Калганова. - М.: Дрофа, 2001).

  • Приказа №18 от 14.01 2011г. Отдела по управлению образованием администрации Свободненского района «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения программ учебных курсов, предметов, дисциплин(модулей) общеобразовательными учреждениями Свободненского района, реализующими программы общего образования»

  • Учебного плана МОУ Новоивановской СОШ Свободненского района Амурской области на 2015-16 уч. год.

  • Программы развития «Русская школа» МОУ Новоивановской СОШ Свободненского района Амурской области на 2011-2015 г.г.

  • Локального акта « Положение о структуре, технологии разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в МОУ Новоивановской СОШ Свободненского района Амурской области».


  1. Цели курса:

  • формировать интерес и положительную мотивацию учащихся к изучению произведений зарубежной литературы.

  • способствовать углубленному и расширенному изучению школьниками литературы как учебного предмета.

Задачи курса:

  • систематизировать, расширить и углубить знания о зарубежной литературе, полученные на уроках литературы и истории в 5-9 классах;

  • обеспечить успешность практического использования знаний и умений по литературе на уроках по другим предметам (истории, мировой художественной культуре, иностранному языку);

  • дать представление об основных этапах развития мировой культуры;

  • познакомить учащихся с наиболее значительными произведениями западноевропейской литературы;

  • совершенствовать и развивать умения аналитического чтения, интерпретации художественного произведения;

  • развивать читательскую самостоятельность и потенциальные творческие способности учащихся;

  • способствовать формированию нравственных идеалов на примере гуманизма произведений зарубежных авторов;

  • способствовать развитию мышления и коммуникативной культуры учащихся;

  • способствовать профессиональной ориентации учащихся.


  1. Сведения о программе.

Настоящая рабочая программа составлена на основе программы Н.П. Михальской «Зарубежная литература» (в сб. «Программно-методические материалы: Литература. 5 - 11 классы / Сост. Т.А.Калганова. - М.: Дрофа, 2001). Программа адаптированная.

  1. Обоснование выбора программы.

В круг предметов, изучаемых в современной средней школе, к сожалению, не входит в полной мере литература зарубежных стран, которая должна способствовать расширению и углублению гуманитарных знаний школьников.

Изучение зарубежной литературы в школе открывает возможность познакомить учащихся с творчеством писателей, чьи произведения стали достоянием всего человечества. Освоение богатств мировой литературы - важная сторона формирования мировоззрения школьника, его духовного обогащения, развития личностной оценки. Зарубежная классика является инструментом духовного самопознания, и, следовательно, самовоспитания.

Композиция курса подчинена хронологии литературного процесса, показывает развитие зарубежной литературы в движении от эпохи к эпохе, позволяет увидеть связь времен, связь литератур разных стран, связь художественного произведения с особенностями эпохи или художественного мира автора, соотнести рассматриваемый материал с явлениями русской литературы.


  1. Место и роль учебного курса.

Данный курс дает возможность пополнения литературной базы, полученной учащимися к 10-му классу, а также закладывает фундамент, обеспечивающий более продуктивное восприятие курса литературы в 10 - 11 классах. Курс открывает перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы, дает возможность познакомить учащихся с творчеством писателей, чьи произведения стали достоянием всего человечества.

Курс «Зарубежная литература» построен на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения предложенных произведений. Такой подход позволяет более эффективно решить поставленные задачи.

В рамках курса изучаются произведения XVII - XX веков. Таким образом, у учащихся в конце изучения курса складывается весьма убедительная картина смены культурных эпох от Романтизма до Реализма.

Реализация программы курса даёт возможность развивать интеллектуальные, творческие способности, нравственные и моральные качества учащихся, формировать их стремление к самообразованию, а также прививать вкус к самостоятельной и исследовательской работе.

При изучении курса больший акцент делается на совместный анализ произведений. Вопросы, поставленные в ходе анализа, носят проблемный характер, направленный на понимание идейного содержания и художественного своеобразия изучаемых текстов. Это помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся, подталкивает их к самостоятельному творческому поиску.

Важную роль в осуществлении программы курса играют межпредметные связи с историей, мировой художественной культурой, русской литературой.


  1. Информация о количестве часов. Учебный курс рассчитан на 70 часов за 2 года: 35 часов (1 час в неделю) в 10 и 11 классах.

Сведения об изменениях: в авторскую программу не внесены изменения.

  1. Формы организации образовательной деятельности.

Спецкурс предполагает сочетание лекционных, семинарских занятий, уроков анализа текста, занятий, посвященных анализу языка, стиля, выявлению архетипов, сходных мотивов, сюжетов, самостоятельных, творческих работ учащихся. Возможные виды деятельности учащихся в ходе изучения данного курса:

  • анализ эпизодов прозаического произведения;

  • анализ стихотворения;

  • сравнительный анализ произведений разных видов искусства (литература, живопись, музыка, кинематограф);

  • ролевые игры;

  • устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;

  • составление таблиц, изготовление наглядных пособий-памяток;

  • участие в работе школьного пресс-центра.

Итоги работы подводятся на итоговом семинаре или конференции. По результатам изучения курса учащимся выставляется 5-балльная отметка.

Лекции будут давать общетеоретический материал, вводить учащихся в проблему, наибольшее внимание будет уделено авторам и произведениям, требующим новых, современных подходов в изучении, вызывающим затруднение в понимании художественного мира, нравственной, философской позиции автора. Самостоятельная творческая работа учащихся завершится выступлением на уроке-практикуме, семинаре, итоговой конференции. Таким образом, возникают два направления в изучении спецкурса: лекция учителя и самостоятельная работа учащихся.

  1. Технологии, которые будут применены в процессе преподавания курса:

На первом месте стоят педагогические технологии, основанные на личностной ориентации педагогического процесса, такие как педагогика сотрудничества и технология проблемного обучения (Ш. А. Амонашвили, Д. Дьюи), а также идея известного русского мыслителя А. А. Ухтомского о развитии личности на базе формирования доминанты самосовершенствования. В основе их лежит гуманно-личностный подход, который объединяет следующие идеи:

  • личностную направленность учебно-воспитательного процесса;

  • гуманизацию педагогических отношений;

  • формирование положительной Я-концепции;

  • отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях.

Преподавание курса идет в режиме диалога, возникла необходимость внедрения технологии «Диалога культур» (В. Библер, С. Курганов), поэтому выбрана технология интерактивного обучения.

Содержание элективного курса предполагает различные методы активизации познавательной деятельности школьников, а также разнообразные виды и формы организации работы учителя и учащихся:

  • лекции монологического характера с элементами беседы,

  • лекции с демонстрацией компьютерных презентаций,

  • постановку проблемных вопросов и поиск ответов на них,

  • аналитическую работу с текстами произведений,

  • сообщения учащихся,

  • выполнение самостоятельных творческих работ, работу в группах.

Для того чтобы учащиеся сохранили интерес к предмету, необходимо развивать их творчество. С этой целью могут быть предложены задания творческого характера: письменные сочинения, отзывы, создание презентаций. В рамках этого предполагается консультативная работа учителя по оказанию помощи в подборе материала, критической литературы, корректировке выполненных заданий. Желательно проводить последующее обсуждение и оценку самостоятельной деятельности ученика.


  1. Применяются разнообразные формы контроля уровня усвоения материала:

  • устные высказывания учеников на уроке, дискуссии;

  • турниры знатоков современной литературы;

  • создание творческих работ: эссе, отзыва, рецензии;

  • создание презентаций к темам курса;

  • исследовательская деятельность: создание и защита проекта;

  • сочинения;

  • читательские конференции.



  1. Содержание тем курса

10 класс

Введение (1 час)

Особенности развития зарубежных литератур в XIX веке. Взаимосвязь литературы и истории Европы.

Романтизм в странах Европы и Америке (10 часов)

Особенности возникновения и развития романтизма в Великобритании, Германии, Франции, США. Пути распространения романтизма на восток. Крупнейшие писатели-романтики. Готический роман как жанр. Зарождение жанров детектива и фантастики. Литература и фольклор в творчестве писателей-романтиков. Взаимосвязь русского и зарубежного романтизма. Анализ лирического и малого прозаического произведений. Сравнительный анализ оригинального поэтического текста на иностранном языке и его литературного перевода (на примере стихотворения «The Raven» («Ворон» Э.По).

Французский реализм (9 часов)

Особенности реализма как литературного направления. Особенности французского реализма. Связь французской литературы и истории в XIX веке. «Человеческая комедия» О. де Бальзака как энциклопедия реализма. Тема «утраченных иллюзий» в зарубежной литературе XIX века. Семья, брак, женщина глазами писателя-реалиста в творчестве Г. де Мопассана, Г.Флобера. Натурализм как разновидность реализма на примере творчества Э.Золя. Взаимосвязи французских и русских писателей-реалистов. Анализ эпического произведения.

Английский реализм (5 часов)

Особенности английского реализма. «Роман воспитания» как жанр. Несправедливость социального устройства в творчестве Ч.Диккенса, У. Теккерея. Реалистическая картина мира глазами женщины-писательницы (Ш. Бронте «Джейн Эйр»). Утрата обществом традиционных нравственных ценностей в творчестве Т.Гарди. Связи английских и русских писателей-реалистов. Анализ эпического произведения.

Модернизм в европейской литературе (5 часов)

Зарождение и основные особенности модернизма. Импрессионизм и символизм как модернистские течения в литературе, музыке, живописи. Французская поэзия второй половины XIX века: Ш. Бодлер, Т. Готье, П. Верлен, А.Рембо. Декаданс как культурное явление на примере творчества О. Уайльда. Распад человеческой личности в романе О,Уайльда «Портрет Дориана Грея». Влияние зарубежной литературы на формирование модернизма в России. Анализ модернистского лирического произведения.

Драматургия конца XIX - начала XX века (3 часа)

Особенности драматургии рубежа XIX-XX веков (на примере Ибсена, Шоу, Гауптмана, Метерлинка). Становление интеллектуальной драмы. Творчество Г.Ибсена как основателя нового типа драматургии. Парадоксы творчества Б.Шоу. Связь зарубежных драматургов с театром А.П.Чехова. Анализ драматического произведения.

Заключительные уроки (2 часа)

11 класс

Введение (1 час)

Особенности зарубежной литературы XX века. Периодизация. Децентрализация литературы.

Поэзия Европы и США (6 часов)

Модернизм в поэзии зарубежных стран. Крупнейшие представители зарубежной поэзии в XX веке (1900-60-ые г.г.). Философская лирика Т.С. Элиота. Символизм в творчестве Р.М.Рильке. «Прекрасная простота» Р. Фроста. Экспрессионизм Ф.Г.Лорки. Метафоричность поэзии К.Кавафиса. Взаимосвязь русской и зарубежной поэзии в XX веке: Б.Пастернак, М.Цветаева, И.Бродский. Эстетический анализ лирического стихотворения. Сравнительный анализ оригинального текста на иностранном языке и литературного перевода.

Литература 1900-30-ых годов (11 часов)

Модернизм в зарубежной прозе первой трети XX века. Раблезианская сатира на общество рубежа веков в романе А.Франса «Остров пингвинов». Утрата обществом традиционных нравственных ценностей в рассказе Р.Акутагавы «Ворота Расемон». Интеллектуальная проза братьев Маннов. Человек как высшая ценность в творчестве А. де Сент-Экзюпери. Языковые эксперименты в художественным текстом Дж. Джойса. Поиск новой духовности в творчестве Г.Гессе. Жизнь личности в тоталитарном обществе, новая мифология в романе Ф.Кафки «Замок». Обновление реализма и жизнь «потерянного поколения» в творчестве Э.Хемингуэя. Анализ эпизода эпического и лиро-эпического произведения

Военная тема в зарубежной литературе (5 часов)

Изображение Первой и Второй мировых войн в литературах США, Франции, Германии. Война как бессмыслица, разрушающая личную жизнь простого человека в романах Э.Хемингуэя «Прощай, оружие» и «По ком звонит колокол». Вторая мировая война глазами немца в творчестве Э.М. Ремарка. Чудовищность войны как неотъемлемой части человеческой жизни в пьесе Б.Брехта «Мамаша Кураж». Уничтожение войной основ человеческой морали и личности, «экзистенциальный» ужас войны в творчестве Ж.П. Сартра (пьесы «Затворники Альтоны», «Мертвые без погребения»). Анализ драматического произведения.

Литература 1950-70-ых годов (5 часов)

Особенности послевоенной литературы. «Старик и море» - вершина творчества Э.Хемингуэя. Экзистенциализм как философское и литературное направление. Кризис бездуховности современного общества на примере романов Ж.П.Сартра и А.Камю. Трагическая неустроенность человеческой личности в современном социуме в романе Г.Белля «Глазами клоуна». «Театр абсурда» Т.Беккета как реакция на неадекватность бытия европейской цивилизации XX века. Конференция

Современная литература (5 часов)

Особенности постмодернизма как литературного направления. Тенденции современной зарубежной литературы. Литературный «вкус» и литературная «мода». Хаос современного общества через хаос литературного сюжета в творчестве К.Воннегута. Новые принципы организации литературного произведения на примере «Хазарского словаря» М.Павича. Новые формы художественной выразительности в романе П.Зюскинда «Парфюмер». Конференция.

Заключительные уроки (2 часа)

  1. Учебно-тематический план

10 класс

Названия разделов

Колич. часов

Контроль знаний

Творческие работы

Проекты

1

Введение

1

2

Романтизм в странах Европы и Америке

10

Анализ текста - 3



3

Французский реализм

9

Сочинение - 1



4

Английский реализм

5

Сочинение - 1



5

Модернизм в европейской литературе

5

Анализ стихотворения -1



6

Драматургия конца XIX-начала XX века

3

Эссе - 1



7

Проект и его защита

2


2


Итого

35

6


2


11 класс

Названия разделов

Колич. часов

Контроль знаний

Творческие работы

Проекты

1

Введение

1

2

Поэзия Европы и США

6

Анализ текста - 1



3

Литература 1900-1930-х годов

11

Читательская конференция - 1



4

Военная тема в зарубежной литературе

5

Сочинение - 1



5

Литература 1950-1970-х годов

5

Читательская конференция - 1



6

Современная литература

5

Читательская конференция - 1



7

Проект и его защита

2


2


Итого

35

5


2


  1. Требования к уровню подготовки.


В результате изучения курса учащиеся должны знать:

  • основные этапы развития зарубежной литературы;

  • содержание изучаемых произведений, их основные проблемы, важнейшие идейно-художественные и нравственные особенности;

  • сведения о жизни и творчестве западноевропейских писателей, представленных в программе курса;

  • определения основных литературных понятий, обсуждаемых в процессе изучения элективного курса;

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • интерпретировать произведение в контексте определенной эпохи;

  • охарактеризовать и оценить главных героев произведений;

  • оценить произведение с позиции современности и показать связь западноевропейской литературы с произведениями русской художественной литературы;

  • грамотно высказать и обосновать своё отношение к художественному произведению, участвовать в беседе по вопросам литературы и общественной жизни, выполнять творческие задания;

  • уметь сопоставить произведения литературы с произведениями живописи (иллюстрациями к ним), с экранизациями, с музыкальными произведениями, созданными на их основе;

Результатом освоения программы курса является представление школьниками индивидуальных и групповых исследовательских работ или творческих проектов по изученным темам и их последующая защита на итоговом занятии.


  1. Учебно-методическое обеспечение.

  1. Литература:

  • Вайсман Н.М. Зарубежная литература. 5-7 классы. Благовещенск, 1997

  • Вайсман Н.И. Бесприютное детство. Методические рекомендации для преподавателей. Благовещенск, 1981

  • Вялкова Г.М. Литература. Сборник программ элективных курсов. Волгоград, «Учитель», 2006

  • Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. М., ВАКО, 2004

  • Михальская Н.П. Практические занятия по зарубежной литературе. М., Просвещение, 1981

  • Слободская Н.И. Зарубежная литература. Материалы к урокам в 10 классе. Волгоград, Братья Гринины, 2002

  • Тураев С.В. Зарубежная литература. Пособие для факультативных занятий в старших классах средней школы. М., просвещение, 1975

  • Тураев С.В. Изучение зарубежной литературы в школе. Пособие для учителя. 8-10 классы. М., просвещение, 1982

  1. ТСО:

  • Компьютер

  • М/М проектор

  1. ЭОР:

  • М/М презентации к занятиям по курсу «Зарубежная литература»;

  • Интернет-ресурсы

Приложение к рабочей программе элективного курса

«Зарубежная литература» для 10-11 классов

Календарно-тематическое планирование

10 класс

№ темы

№ урока

Содержание урока

Кол-во часов

1

1

Вступительный урок: знакомство с курсом

1

2

Романтизм в Америке и странах Европы

10

2

Романтизм в Англии (лекция)

1

3-4

Дж. Г. Байрон Стихотворения, Восточные поэмы

2

5

Романтизм в Германии. Генрих Гейне (лирика, поэма «Германия. Зимняя сказка»

1

6-7

Романтизм во Франции. В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»

2

8-9

Новеллы П. Мериме. «Кармен»: анализ текста

3

10

Ср. анализ оригинала и перевода ст. «Ворон» Э. По

1

3

Французский реализм

9

12

«Человеческая комедия» Оноре де Бальзака: история создания, строение, поэтика (лекция)

1

13

О. Бальзак «Гобсек»

1

14

О. Бальзак «Евгения Гранде»

1

15

Г .Мопассан «Пышка», «Мать уродов»

1

16-17

Г. Флобер «Госпожа Бовари»

2

18-19

Э. Золя «Дамское счастье»

2

20

Сочинение по теме «А счастье было так возможно…»

1

4

Английский реализм

5

21

Жизнь и творчество Чарльза Диккенса «Домби и сын»

1

22-23

У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»

2

24

Т. Гарди «Под деревом зеленым»

1

25

Сочинение по теме «Об успешности и порядочности»

1

5

Модернизм в европейской литературе

5

26

Распространение символизма в искусстве (лекция)

1

27

П. Верлен Стихотворения

1

28

РР Анализ стихотворения поэта-символиста

1

29-30

О. Уайльд «Соловей и Роза», «Портрет Дориана Грея»

2

6


Драматургия конца XIX-начала XX века

3

31

Творчество М. Метерлинка. «Синяя птица». Эссе

1

32-33

Творчество Г. Ибсена. «Кукольный дом»

2


33 - 35

Заключительный урок. Проект

2

11 класс



1

Вступительный урок

1


Поэзия Европы и США

6

1

2

Великобритания. Т.С. Элиот Стихотворения

1

3

Германия. Р.М. Рильке Стихотворения

1

4

США. Р. Фрост Стихотворения

1

5

Испания. Ф.Г.Лорка Стихотворения

1

6

Греция. К. Кавафис Стихотворения

1

7

РР Анализ стихотворения

1


Литература 1900-1930-ых г.г.

11

2

8

А.Франс «Остров пингвинов»

1

9

Р.Акутагава «Ворота Расемон»

1

10-11

А. де Сент-Экзюпери «Планета людей»

2

12

Дж.Джойс «Улисс»

1

13

Г.Гессе «Степной волк»

1

14-15

Жизнь и творчество Ф.Кафки. «Замок»

2

16-17

Жизнь и творчество Э.Хемингуэя. «Снега Килиманджаро»

2

18

РР Читательская конференция

1


Военная тема в зарубежной литературе

5

3

19

Э.Хемингуэй «Прощай, оружие»

1

20

Э.М.Ремарк «На Западном фронте без перемен»

1

21

Б.Брехт «Мамаша Кураж и ее дети»

1

22

Ж.П.Сартр «Затворники Альтоны»

1

23

Сочинение

1



Литература 1950-70-ых годов

5

4

24

Э.Хемингуэй «Старик и море»

1

25

Ж.П.Сартр «Тошнота»

1

26

А.Камю «Посторонний»

1

27

Г.Белль «Глазами клоуна»

1

28

Читательская конференция

1



Современная литература

5

5

29

Распространение постмодернизма в литературе

1

30

К.Воннегут «Завтрак для чемпионов»

1

31

М.Павич «Хазарский словарь»

1

32

П.Зюскинд «Парфюмер»

1

33

Читательская конференция

1


34-35

Заключительные уроки. Защита проектов

2



11


© 2010-2022