Сложноподчиненные предложения

Цель урока: ·        Обобщение  и систематизация  о синтаксисе  сложноподчиненного предложения (СПП). Задачи урока: Обучающие задачи: ·        закрепить полученные знания о СПП; ·        тренировать обучающихся в расстановке знаков препинания в СПП; ·        обучать обучающихся лингвистическому анализу текста. Развивающие задачи: формировать умения  выделять общие  и существенные  признаки, делать обобщающие выводы; ·        развивать умения  анализировать и оценивать собственную деятельность; Воспитательные задачи: воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка; ·        воспитывать толерантность и уважительное отношение  к мнению других; ·        воспитывать такие нравственные  качества , как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФГБУ ЦО №170 Колпинского района г. Санкт- Петербурга

Урок- практикум

в 9 классе по теме:

«Сложноподчиненные предложения»

Учитель Г.С.Летягина





2013-2014 учебныйи год

Конспект урока в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения»

Учитель русского языка Г.С.Летягина

Цель урока:

  • Обобщение и систематизация о синтаксисе сложноподчиненного предложения (СПП).

Задачи урока:

Обучающие задачи:

  • закрепить полученные знания о СПП;

  • тренировать обучающихся в расстановке знаков препинания в СПП;

  • обучать обучающихся лингвистическому анализу текста.

Развивающие задачи: формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

  • развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

Воспитательные задачи: воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

  • воспитывать толерантность и уважительное отношение к мнению других;

  • воспитывать такие нравственные качества , как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.

Оборудование урока: раздаточный материал - индивидуальные карточки.

Форма проведения урока: урок-практикум

Словарная работа: бард

План урока

  1. Организационный момент

  2. Постановка темы и цели урока

  3. Повторение изученного:

  • теоретическое;

  • практическое (работа с карточками):

- цифровой диктант

- заполнение слепой схемы

- соединение предложений

  1. Выполнение упражнений № 345-348 + составление схем

  2. Комплексный анализ текста

  3. Домашнее задание

  4. Подведение итогов урока

Ход урока


  1. Организационный момент

  2. Постановка темы и цели урока

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с таким понятием, как сложные предложения, виды сложных предложений ( союзные и бессоюзные).Мы должны повторить все, что знаем о сложноподчиненном предложении. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Итак, сегодня мы будем работать со сложноподчиненными предложениями, проверим, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков.

А поможет нам повторить эту тему творчество В, Высоцкого. Почему именно Высоцкого? Этому замечательному поэту-барду исполнилось бы 76 лет.

Слово учителя: краткие биографические сведения о В.Высоцком.


  1. Повторение изученного:

  • Теоретическое: определение сложноподчиненного предложения, привести пример.

Сложноподчиненным предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами(или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.

Пример: 1. Человек должен быть наделен фантазией, 2. чтобы творить.

1-я часть - главная, 2-я - зависимая (называется придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы.

  • Практическое: работа с индивидуальными карточками

Задание 1. Цифровой диктант

Слово учителя:

Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру «1», если нет - «0». Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках.

Верно ли утверждение, что:

1.Союзы что, если, где - подчинительные?

2.Предложение - это синтаксическая единица?

3.Местоимение себя не имеет именительного падежа?

4.Союз однако - подчинительный?

5.Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?

6.Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?

7.В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть - придаточное предложение?

8.{ }, (который) - схема сложноподчиненного предложения?

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: 11100101

Задание 2.Заполнить «слепую» схему

Определительные __________________________________________

Обстоятельственные _________________________________________

Падежные вопросы?

Задание 3.

Соединить стрелками придаточные предложения с главными. Определить вид придаточного.

IY. Выполнение упражнений 3№435- 348 + составление схем

Y. Комплексный анализ текста

Текст на карточках у каждого учащегося.

  1. Так кем же он все-таки был? (2)Владимир Высоцкий? (3) кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю.

(8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением.

(10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось:

Если друг оказался вдруг

И не друг и не враг, а так…

(13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В.Коваленко и А.Иванченкова.(14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение. Р.Рождественский

Задания:

1.Составьте схему 8 предложения.

2.Объясните значение слова бард.

3. Выпишите частицы из предложения №12

4. Из предложения №13 выпишите все словосочетания со связью согласование.

5.Сотавьте словарный диктант по тексту, выбирая слова и словосочетания, правописание которых вы считаете для себя полезным повторить.

YI. Домашнее задание.

Упр. № 349 + схемы предложений

YII. Подведение итогов урока

  1. В чем же своеобразие СПП?

  2. Какие трудности испытали при изучении этой темы?

Отметки учащимся за урок

В конце урока чтение (возможно пение) стихов поэта-барда.






© 2010-2022