Технологическая карта урока по русскому языку на тему Лексическая система русского языка. Основные лексические единицы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Лексическая система русского языка. Основные лексические единицы»

Учебный элемент

Время

Название учебного элемента.

Интегрирующая и дидактическая цель

Рекомендации к выполнению

УЭ-1

5 мин.

Организационный момент.

Цель: сообщение темы занятия, целей и задач (углубление знаний о лексическом значении слова, развитие умений работы со словарями, обогащение словарного запаса учащихся; показать вариативность использования омонимии для создания необычной рифмы, каламбура, столкновения смыслов).

УЭ-2

10 мин.

Актуализация знаний студентов о значении слова. Работа с эпиграфом.

Цель: проверить уровень по ранее пройденному материалу, повторить и дополнить ранее пройденный материал.

Работа с эпиграфом. Фрагмент из стихотворения Микеланджело:

…Творец уйдет, природой побежденный,

Однако образ, им запечатленный,

Веками будет согревать сердца.

Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из фрагмента текста? (Написание суффиксов причастий, обособление определений, выраженных причастным оборотом.)

В миниатюре Микеланджело речь идет об образах, созданных архитектором или скульптором, но кажется, что мысль справедлива и по отношению к музыкальным, поэтическим образам.

- Что для вас означает сочетание «образ слова»? (Возможные ответы: значение слова, облик слова, те переживания, которые связаны с этим словом и др.) Сколько образов может быть у слова? От чего зависит многообразие образов?

Одна из задач урока - очертить круг понятий, помогающих увидеть, понять образ конкретного слова через обращение к словарям и работу с фрагментами текстов художественных произведений.

УЭ-3

30 мин.

Работа по теме урока.

Цель: углубление знаний о лексическом значении слова; совершенствование умений работать со словарями, фрагментами художественных произведений с целью рассмотрения на конкретных примерах вариативности использования богатства лексического значения слова; углубление знаний об омонимии.

Конспект лекции преподавателя.

Цель работы: закрепить у учащихся навыки различения многозначных слов и омонимии, настроить на восприятие «работы» слова в конкретном тексте - возможность приращения смысла, игры слов. (Термины, касающиеся «памяти слова», можно не вводить.)

Слово - значимая самостоятельная единица языка, служащая для называния предметов, их свойств, явлений, отношений и т. д., а также обладающая совокупностью фонетических, грамматических и семантических признаков, присущих словам в данном языке.

С понятием слова связан следующий парадокс. Оно, с одной стороны, является самоочевидным, интуитивно ясным. Исследователи экзотических языков, лишенных письменности, неоднократно обращали внимание на то, что их носители без всякого труда оперировали этим понятием: произносили отдельные слова, диктовали тексты, делая между словами паузы, чтобы дать исследователю возможность записать, и т. д. Общее представление о том, что речь состоит из слов, свойственно носителям языков самой разной структуры.

С другой стороны, для лингвиста понятие сло́ва чрезвычайно трудноопределимо. Даже в рамках одного языка порой сложно дать строгое формальное определение слова, такое, чтобы все, что интуитивно подразумевается под словом, соответствовало бы этому определению, а то, что носитель языка не воспринимает как слово, противоречило бы ему. При этом задача еще усложняется, если требуется дать такое определение слова, которое было бы универсальным, т. е. приложимым ко всем языкам. Л. В. Щерба писал: «В самом деле, что такое ,,слово"? Мне думается, что в разных языках это будет по-разному. Из этого, собственно, следует, что понятия ,,слово" вообще не существует».

Лексическое значение слова - определенный смысл, значение, в котором получают отражение сложившиеся у людей представления о существенных сторонах предметов, действий, признаков.

Наличие у слова нескольких связанных между собой значений называется многозначностью.

Омонимы - слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные, не связанные друг с другом лексические значения.

Слово в каждом конкретном тексте претерпевает «изменение и усложнение смыслового объема» (Ю. М. Лотман). Существует так называемая «память слова»: референциальная, комбинаторная, звуковая. Если комбинаторная память слова - это зафиксированная сочетаемость для данного слова как в общем, так и в индивидуальном поэтическом языке, то референциальная память слова вызывает к порогу сознания круги значений и ассоциаций из прежних контекстов, создавая этим дополнительные при ращения смысла в создаваемом заново тексте. Под звуковой памятью слова понимается его способность вызывать в памяти близкозвучные слова, принадлежащие другим текстам, либо собирать слова из звуков данного текста.

Значения, присущие ключевому слову, предопределяют и отражают этапы развития мысли в тексте. Ключевое слово соединяет в себе все многообразие смысловых единиц, заключенных в тексте, и становится по смыслу как бы эквивалентом произведению в целом.

Работа с выписками из толкового и словообразовательного словарей.

Вспоминаем, что словообразование тесно связано и с лексикой, и с грамматикой, поэтому знание словообразовательного гнезда слова часто помогает полнее осознать его лексическое значение. Предполагается, что карточки с выписками есть у учащихся на каждой парте.

В сочетании «образ слова», о котором мы уже говорили, есть прием языковой игры. У каждого слова есть образ, есть свой образ и у слова «образ». Какой он? Обратимся к словарям.

Выписка из «Школьного словообразовательного словаря русского языка» под ред. А. Н. Тихонова.

образ-ин

ОБРАЗ 1 → образ-н-(ый) → образн-о

(облик) образн-ость

без-образн(ый)

про-образ

Выписка из «Словообразовательного словаря русского языка» под ред. А. Н. Тихонова.

ОБРАЗ 2 (икона) → образ-ок → образоч-ек

Выписка из «Толкового словаря русского языка» под ред. С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.

Образ 1, -а, мн. -ы, -ов, м.

1. В философии: результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека.

2. Вид, облик. Создать что-нибудь по своему образу и подобию (т. е. похожим на себя; книжн.). Потерять образ человеческий (то же, что потерять облик человеческий). В образе кого-н. (в виде кого-н.).

3. Живое, наглядное представление о ком-чём-н. Светлый образ матери.

4. В искусстве: обобщённое художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного индивидуального явления. Поэт мыслит образами.

5. В художественном произведении: тип, характер. Плюшкин - о. скупца. Артист вошел в о. (вжился в роль).

6. чего. Порядок, направление чего-нибудь, способ.

Образ 2, -а, мн. -а, -ов, м. То же, что икона. Старинный о. в окладе.

// уменьш. образок, -зка, м.

// прил. образной, -ая, -ое.

Делаем вывод о многозначности слова «образ», омонимии слова.

Образец, -зца, м.

1. Показательное или пробное изделие; проба 1 (во 2 знач.). Образцы почв. Образцы минералов. Образцы изделий.

2. То (тот), чему (кому) нужно следовать, подражать; носитель каких-нибудь характерных черт, качеств, воплощение чего-н. Служить образцом кому-н.

3. Способ устройства, вид, форма. Станок новейшего образца.

По образцу кого-чего, в знач. предлога с род. п. - сходно с кем-чем-н., так, как кто-что-н. Работать по образцу мастеров.

// прил. образцовый, -ая, -ое (к 1 знач.).

Образина, -ы, ж. (прост. пренебр.). Безобразное, отвратительное лицо, а также вообще безобразный, отвратительный человек. Пьяная о.

Образный, -ая, -ое; -зен, -зна.

1. см. образ 1.

2. Изобразительный, яркий, живой. Образная речь. Образное выражение. Говорить образно (нареч.).

// сущ. образность, -и, ж.

Безобразный, -ая, -ое; -зен, -зна.

1. Крайне некрасивый. Б. вид.

2. перен. Непристойный, возмутительный. Б. поступок.

// сущ. безобразность, -и, ж.

Понятие омонимии.

Наблюдение - фонетические омонимы-омофоны (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию):

[молат] - молот, молод;

[гр'ип] - грипп, гриб;

[л'эс'т'] - лесть, лезть.

Различия слов-омонимов лучше осознаются и запоминаются учащимися, если провести морфемно-словообразовательный разбор омоформ (совпадение только отдельных форм слова), например:

до-клад-ыва-ть (добавлять) - доклад-ыва-ть (сообщать)

наряд (задание) - на-ряд (одежда)

с-пе-ть (от «петь») - спе-ть (созревать)

до-сад-и-ть (посадки) - досад-и-ть (досада)

УЭ-4

10 мин.

Анализ текста (у каждого ученика - карточка с текстом)

Цель: совершенствование умений лингвистического анализа текста

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.


Дремлет чуткий камыш. Тишь, безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.


Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися

Далеко-далеко колокольчик звенит,

Рыбаки в шалаше пробудилися.


Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут.

А восток все горит-разгорается.

Птички солнышко ждут, птички песню поют,

И стоит себе лес, улыбается.


Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло.

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.


Едет пахарь с косой, едет - песню поет.

По плечу молодцу все тяжелое...

Не боли ты, душа! Отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро весёлое!

И. С. Никитин

- О чем рассказывает стихотворение? (Поэт рассказывает о пробуждении природы. Он не только живо рисует наступление утра, но и радуется его приходу приветствует его: Здравствуй, солнце да утро веселое!»)

Поэт для выражения восхищения широко использует самые разнообразные средства: фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические. Мы остановимся на лексических и синтаксических особенностях стихотворения.

- Какие лексические средства вы видите в стихотворении?

Особое место в стихотворении отводится словам с переносным значением (олицетворение): «пар расстилается... по кудрям лозняка», «дремлет чуткий камыш», «свет разливается», «брызнет роса серебристая», «потянул ветерок», «воду морщит-рябит», «восток все горит-разгорается», «лес улыбается», «солнце встает... ночлег свой покинуло», «золотыми потоками хлынуло», «утро веселое». За счет использования олицетворений И. С. Никитин создал яркую картину утра, природа предстает живым существом, поэтому она так сильно воздействует на читателя. Понять содержание, почувствовать и пережить происходящее помогают и эпитеты: «по зеркальной воде», «алый свет», «чуткий камыш», «роса серебристая», «золотыми по токами», «утро веселое»).

- Подберите к слову «алый» синонимы. (Багровый, багряный, пунцовый, пурпурный, рдяной, рубиновый, коралловый, кумачовый. Каждый из них обозначает красный цвет, но с разными оттенками: ярко-красный - алый.)

- Так почему именно «алый свет» у поэта? (Никитин описывает раннее утро, солнце еще «не проснулось», утро только зарождается, поэтому темно-красный оттенок не может быть использован. Из ярко-красных оттенков не могли быть применены другие синонимы из-за их сочетаемости: пунцовые щеки (губы), пунцовый румянец, коралловый камень (цвет холодный). А вот алый цвет - это чистый, рождающийся свет. Поэтому поэт и выбрал это слово.)

Такую же работу можно провести и с другими словами-синонимами: белый, брызнуть, гаснуть, чуткий.

- Какие синтаксические средства представлены в тексте?

В данном тексте использованы в основном простые предложения с однородными членами, в основном сказуемыми, которые выполняют очень важную роль: они представляют действие многогранно, значит, более точно. Например: «меркнут и гаснут звезды»; «стоит, улыбается лес»; «встает, блестит солнце...» Также использована инверсия (обратный порядок слов) главных членов для выделения наиболее важных слов и повышения интонационной выразительности. Важные в речи слова переносятся в начало предложения: «Дремлет чуткий камыш»; «Пронеслись утки с шумом и скрылися»; «Едет пахарь с косой». Выразительности речи способствует и инверсия второстепенных членов: «тропинка росистая», «роса серебристая».

- Обратите внимание на использование автором знаков препинания. Занятые обозначают паузу, точка в конце предложения указывает на его завершенность и более глубокую паузу, тире - результативность действия: «куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая». Многоточие указывает на не завершенность интонации. Восклицательные знаки передают (выражают) мольбу: «Не боли ты, душа! Отдохни от забот!» и радость: «Здравствуй, солнце да утро веселое!». К. Г. Паустовский сказал, что для поэта «знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».

- Выпишите из стихотворения слово-омоним «звезды», составьте словосочетания с ним. (Небо в звездах; верить в свою звезду (переносное значение); звезда экрана (переносное значение); пятиконечная звезда (фигура); звезды на погонах (в армии); морская звезда (иглокожее животное).

УЭ-5

18 мин.

Проверка знаний. Отработка умений и навыков.

Цель: закрепление навыков правописания; определить степень усвоения пройденного материала; совершенствование умения оценивать текст с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; анализ текстов рекламных слоганов с целью рассмотрения использования омонимии для создания необычной рифмы, каламбура.

Задание на отработку умения находить различные формы омонимии:

1) Сгруппировать слова, объяснить принцип деления, дополнить каждую группу своими примерами.

Завод, водный, наводка, море, уморить, водоворот, приморский, горевать, горный, угореть, приводить, высокогорье.

(Оснований для классификации может быть несколько: по морфологическому принципу - существительные, прилагательные, глаголы; по словообразовательному - например, наличие приставки; по лексическому значению - омонимия корней и однокоренные слова.)

Работа с рекламными слоганами.

«Московский комсомолец». Из номера в номер - номер один.

Номер -

1. Порядковое число предмета в ряду других однородных.

2. Предмет или лицо, обозначенное определенным числом по порядку. Последний номер журнала.

3. Размер предмета (преимущ. одежды), обозначенный цифрами.

4. Отдельное помещение в гостинице. Заказать номер.

5. Отдельно исполняемая часть эстрадного циркового представления, концерта. Хоровой номер.

6. Боец орудийного, пулеметного, минометного расчета. Орудийные номера.

Пустой номер, выкинуть номер, номер один - самый главный или первостепенный.

Мы обставим всех! (реклама салона мебели)

Обставить -

1. кого-что чем. Поставить что-н. вокруг чего-н.

2. что. Завести мебель, обстановку (обставить кабинет).

3. перен., что. Устроить, создав подходящие условия. Хорошо обставить юбилей.

4. кого-что. Обогнать, опередить кого-нибудь (в работе, в какой-н. деятельности).

5. кого. То же, что обыграть (в 1 знач.) (прост.).

6. кого-что. То же, что обмануть (в 1 знач.) (прост.).

Вывод: различные формы омонимии используются для акцентирования внимания на значение внешне сходных, но различных по смыслу слов, а также для создания не обычной рифмы или каламбура.

В качестве дополнительного (или индивидуального) задания можно предложить анализ следующих фрагментов:

Он стар и сед, а в старых черепах

Мысль движется едва ль быстрее черепах. (Дм. Минаев.)

Я приехал в Москву, плачу и пла́чу. (П. Вяземский.)

ЗАКОН ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ

У Вселенной непорядок с одной Галактикой.

- Что это у тебя, Галактика? Как-то ты вся затуманилась?..

- Да вот, Солнце тут есть одно...

У Галактики непорядок с одним Солнцем.

- Откуда у тебя, Солнце, пятна?

- С Землей что-то не ладится...

У Солнца непорядок с одной Землей.

- Что у тебя, Земля, там происходит?

- Понимаешь, есть один Человек...

У Земли непорядок с одним Человеком.

- Что с тобой, Человек?

- Бог его знает! Ботинок как будто жмет...

Один ботинок - и тяготит всю Вселенную!

(Ф. Кривин.)

Тяготение

1. Свойство всех тел притягивать друг друга, притяжение (спец.). Закон всемирного тяготения Ньютона.

2. Перен. Влечение, стремление к кому-чему-н., потребность в чем-н. Тяготение к технике.

Тяготить -

Быть в тягость кому-чему-н., обременять. Тяготят заботы.

УЭ-6

5 мин.

Подведение итогов урока.

Цель: общий вывод по пройденному материалу, оценка работы обучающихся.

Оценка работы данного учебного занятия проводится самим преподавателем.

УЭ-7

2 мин.

Домашнее задание.

Цель: закрепить полученный в ходе занятия материал.

Чтение учебника, работа с конспектом лекций.

Работа по составлению конспекта статьи «Какой ни есть, а все ж родня…».


© 2010-2022