- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок литературы. История создания романа А. С. Пушкина Дубровский
Урок литературы. История создания романа А. С. Пушкина Дубровский
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Манылова Д.В. |
Дата | 10.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок в 6 классе.
История создания романа А.С.Пушкина «Дубровский».
Цели урока: знакомство с историей создания романа, выяснение причин протеста Владимира Дубровского, развитие речи учащихся.
Задачи:
-
Рассказать об истории создания романа "Дубровский".
-
Определить характер героев.
-
Работа со словарём.
-
Учиться анализировать текст.
Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, устное рисование, выразительное чтение, словарная, рассказ учителя. Формы: коллективная, частично индивидуальная.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сообщение темы урока, его цели и задач.
2. Слово учителя:
Над романом "Дубровский" А.С.Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Он не был завершен и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П.В.Нащокина, который был другом поэта, "об одном небогатом дворянине по фамилии Островский: который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить:". Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А.С.Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет.
Творческий путь Пушкина с самого его начала - непрерывное восхождение. Но наиболее интенсивно это восхождение проявляется в 30-е годы, когда присущие поэту народность, историзм и реализм раскрывались во всей полноте его творческих возможностей. Именно на этом этапе Пушкин, утверждая человеческую личность, отстаивая ее права и достоинство, показывает своих героев в их борьбе с ненавистной им средой, в их протесте.
В 30-е годы новые задачи, новые темы занимают Пушкина - он хочет рассказать о жизни разных классов и сословий русского общества. Он хочет показать жизнь такой, какая она есть, ничего не выдумывая, не украшая ее.
Пушкин задумывал роман об исключительной личности, дерзкой, удачливой, обиженной богатым помещиком и судом и мстящей за себя
3. Эвристическая беседа.
- Что же такое роман? (Знакомство с определением этого термина по словарю литературоведческих терминов и по учебнику. Запись определения в тетрадь. )
- Какие признаки романа мы находим в «Дубровском»?
Запись в тетради:
1. Большое повествовательное произведение;
2. разветвлённый сюжет;
3. значительный объём;
Словарная работа.
- На доске вы видите слова: авантюра, приключение, популярный, хронология, роман, сюжет. Исходя из данного толкования этих слов, можно ли назвать произведение А. С. Пушкина авантюрно - приключенческим романом? Аргументируйте свой ответ.
Авантюра - рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех.Приключение - происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.Популярный - 1. общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения;2. пользующийся широкой известностью.
Роман (фр. Roman - повествование) - большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.
Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении.
(Да. Здесь мы видим рискованное, сомнительное по честности дело (Дубровский стал разбойником), неожиданный случай в жизни (разорение Дубровских). Произведение можно назвать романом, потому что здесь много действующих лиц и событий. )
- Запишите определение романа и сюжета в тетрадь.
-
Характеристика романа. Элементы композиции.
- Где происходит действие первой главы? Прочитайте описание Кистеневки и Покровского. Как это описание помогает понять
Имущественное положение героев романа?
= Обратите внимание на замечание автора о Троекурове и Андрее Дубровском: « Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти в характерах и наклонностях. В некоторых отношениях и судьба
их была одинакова». Обоснуйте мысль автора, сопоставляя известное о героях.
(Судьбы обоих похожи: соседи по имению, вместе служили, женились по любви, рано овдовели, один растит сына, другой - дочь).
- Какие отношения сложились у Троекурова с окрестными помещиками и чиновниками? Чем это объяснить? Каких людей подбирал Троекуров для исполнения своих прихотей?
(Соседи-помещики и чиновники относились к Троекурову льстиво, подобострастно, «рады были угождать малейшим его прихотям»; «губернские чиновники трепетали при его имени».
Для автора важно показать, что богатство не делает людей
Лучше: наоборот, исполнение всех прихотей, безнаказанность делают Троекурова мстительным, жестоким и бездушным человеком, который ни во что не ставит других людей. Он не брезгует пользоваться услугами низких, бесчестных людей. К таким можно отнести Спицына, который дал показания на суде в пользу Троекурова, Шабашкина, с помощью которого было отнято у Дубровских имение.)
- Почему Троекуров, « надменный в сношениях с людьми самого высшего звания» уважал Дубровского?(« будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях. Андрей Гаврилович Дубровский, как и Троекуров, был горд и независим, хотя и беден, « прямо высказывал свое мнение»; Дубровский был « опытным и тонким ценителем псовых достоинств», «горячим охотником»- все это вызывало уважение Троекурова.)
- Как во время ссоры проявились характеры героев?
(Для ответа на этот вопрос можно зачитать эпизод « На псарне» и проследить, как автор оценивает внутреннее состояние.
-Как Троекуров отнесся к исчезновению Дубровского? Хотел ли Троекуров обидеть своего приятеля? Выделим глаголы, характеризующие действия и поступки Троекурова. (« Велел тотчас догнать и воротить непременно»,«вторично послал» за соседом. Получив письмо оскорбленного Дубровского: « Я не шут, а старинный дворянин», Троекуров «загремел», «вскочил», а потом «разбранил гостей», нарочно поехал полями Дубровского», «без него скучал». Обидеть Дубровского Троекуров не хотел.)
- Какую цель преследовал Троекуров, отнимая у Дубровского имение?
(Конечно же, богатый Троекуров не нуждался в увеличении своих владений. Он хотел создать своему приятелю такие условия, чтобы тот оказался в полной зависимости от него, чтобы Дубровский просил о снисхождении, унижался перед ним. Богатый «друг» хотел довести Дубровского до полной нищеты, сломить его гордость, растоптать человеческое достоинство.)
-Как изменился старый Дубровский со времени суда?( « Здоровье было плохо», « силы ослабевали», « был не в состоянии. Думать о своих делах, о хозяйственных распоряжениях».)
Вывод: Какой итог можно подвести в конце нашей беседы?( Сцена суда - кульминация в истории ссоры Троекурова с Дубровским, которая многое объясняет в их характерах и моральных устоях.)(«Заседатель встал и с низким поклоном обратился к Троекурову», « Троекуров вышел…, сопровождаемый всем судом».)
Домашнее задание.
Подготовить характеристику Дубровского. (с цитатами из текста)