Урок литературного чтения. М. Смирнова «Пройдись по Пензенскому краю»

"Описание материала: Как научить детей любить свою родину? Это можно сделать, изучая творчество писателей, поэтов сурского края. Писатели - земляки раскрывают красоту окружающей природы. Пензенская земля богата талантами. Поэтесса Матрёна Смирнова своими стихами говорит о любви к родному краю, природе, деревенскому быту. Читаешь её удивительные стихи и чётко себе представляешь берёзовые рощи, журчащие ручейки, бескрайние просторы.· Изучая «Серебряный родник», дети учатся уважать культуру многона...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного краеведения

Учебная серия «Малая родина»

Учебник «Серебряный родник», авторы - составители: М.Л.Савина, Т.Н.Козина, Пенза

Т.Н. Шебурова, учитель начальных классов МОУ СОШ с. Пушанина

Книги писателей - земляков раскрывают красоту окружающей природы. Через книгу, рассказывающую о родном крае, воспитывается жажда познания, интерес к поискам нового, раскрывается творческая мысль, воспитывается активный читатель-книголюб.

Цель литературного образования - освоение литературных произведений, в том числе и региональных. Изучение литературного краеведения направлено на достижение следующих целей:

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, обогащение духовного мира, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонационального Пензенского края; патриотизма, гордости за свою родину, давшую созвездие талантов.

Тема. Матрёна Смирнова «Пройдись по Пензенскому краю»



Цель: формирование личности с активной гражданской позицией, любящей свою Родину, бережно относящейся к ее историческому прошлому, традициям и обычаям.

Задачи:

  • развивать познавательные интересы учащихся;

  • воспитывать чувство гордости за свою "малую" родину;

  • воспитывать интерес к совместной деятельности, умение работать сообща, согласовывать свои действия.

1. Этап введения в тему урока. Край мой Пензенский, ты и есть моя Россия.

Город Пенза имеет солидный возраст, он старше соседних городов. Основан он в 1663 году на юго- восточной окраине русского государства. Город был деревянный, сосновый, четвероугольный… Днем рождения Пензенской области считается 4 февраля 1939 года. В этом году Пензенской области исполнилось 75 лет.

ВУрок литературного чтения. М. Смирнова «Пройдись по Пензенскому краю» 45-ти километрах от Пензы есть село Русский Ишим.

Здесь в1913 г. родилась и постоянно жила пензенская поэтесса Матрена Платоновна Смирнова, простая русская женщина, с детства привыкшая к крестьянскому труду. Окончила 3 класса начальной школы.

С 12-ти лет работала наравне со взрослыми: жала, молотила, пряла и т.д.

В 17 лет попала на 2-х месячные учительские курсы. 3 года проработала в школе. Писать стихи она начала во время войны.

2.Этап проверки домашнего задания. Выразительное чтение стихотворения «Милая роща» М. Смирнова

Вот она милая роща …

Ветер шумит надо мной

Ветки березок полощет,

Сон нарушает лесной

Сколько стволов побеленных,

Сколько их здесь поднялось,

Все это с детства знакомо,

С сердцем навеки срослось.

Будто опять ты безусый,

Рядом с девчонкой стоишь,

Вместо кораллов на бусы

Гроздья рябины дарить

Будто бы смех ее звонкий

В чаще лесной раздался…

Только у бывшей девчонки.

Есть уже снохи, зятья.

Край мой единственный в мире

Где я так вольно дышу.

Поле раздвинулось шире,

К роще зеленой спешу.

Хочется белым березкам

Низкий отвесить поклон,

Что заслонили дорожку,

Ту, что ведет под уклон.

Подведение итогов проверки домашнего задания.

  • Как и во все времена: писатели, поэты, художники, Матрёна Смирнова не разделяет понятия «берёза», «родина», «любовь». При виде берёз сжимается сердце. Набегают слёзы, а душа жаждет чего - то необыкновенного.


  • Поэтесса писала о любви к деревенскому быту, природе, прославляла родной край. Одно из стихотворений, «Милая роща», покорило сердце знаменитого пензенского композитора Октября Гришина. Так родилась одноименная песня, которую исполнял пензенский русский народный хор под его руководством.

3. Этап формирования знаний. Работа над стихотворением.

  • М.П. Смирнова - член Союза писателей СССР с 1964 года. Первые стихи появились в областной газете «Пензенская правда» в 1951г., а в 1952г. вышла первая небольшая книжечка стихов «У нас в селе».

  • Герои ее книг - люди, которые жили и трудились рядом с ней. Стихи и поэмы М.П. Смирновой привлекают своей искренностью, напевностью, лиричностью, любовью к людям, к деревенскому быту, природе пензенского края.

  • Многие стихи М.П. Смирновой стали песнями: «Пройдись по пензенскому краю», «Цветет калина», «Родина любимая». А знаменитая «Милая роща» известна не только в нашей стране, но и за рубежом.

Среди дубрав и берёзовых рощ Матрёна Смирнова черпала вдохновение для творческой работы.

Рукописи на столе, чернила и керосиновая лампа. Здесь все как будто бы застыло в ожидании. Кажется, что вот-вот в эту комнату зайдет сама Матрена Смирнова. Сядет за стол, возьмёт карандаш и польются по бумаге строчка за строчкой.

Пройдись по Пензенскому краю,

Когда он в зелень весь одет,

Когда черемуха купает

В Суре свой ароматный цвет.

Сады в одежде белоснежной,

В зеленом бархате земля.

Недаром Лермонтов так нежно

Любил родимые поля…

Пройдись июльскою порою

Любой дорогой полевой,

Хлеба над Мокшей и Сурою

Стоят высокою стеной.

Лесов тенистая прохлада,

Ручьи как детская слеза.

И над простором неоглядным

Родного неба бирюза.

Встречаясь с Волгою - рекою,

Сура твердит ее волне:

О наших пензенских героях

Поведай, Волга, всей стране.

О нашем луке и пшенице.

О том, что стало все родиться

На вольной пензенской земле.

Впечатления детей от услышанного.

- Какое чувство вызвало у вас это стихотворение?

- Скажите, пожалуйста, как можно охарактеризовать это стихотворение?
-Какое оно носит настроение?

Слушание песни «Пройдись по пензенскому краю» в исполнении пензенского хора имени О.В. Гришина. (Октябрь Васильевич Гришин - автор музыки к стихам М. Смирновой)

4. Анализ стихотворения. Повторное чтение стих. Учащимися.

- Какое время года описывает пензенская поэтесса?

- -Как вы считаете, актуальны стихи М. Смирновой в наше время?
-Давайте сделаем попытку проанализировать это произведения?

- Что говорит поэтесса о черёмухе?

(Черёмуха купает в Суре свой ароматный цвет).

Как она описывает сады и землю хлеба, леса, ручьи?

сады

в одежде белоснежной

земля

в зелёном бархате

поля

родимые

леса

в тенистой прохладе

ручьи

детская слеза

5. Сделайте словесную иллюстрацию к стихотворению. Постарайтесь передать красоту родного края.

6 Рефлексия.

В стихотворении М. Смирновой чувствуется безграничная любовь к пензенскому краю. И ароматный цвет черёмухи, и прохлада лесов, и бирюза неба - вся красота родного края - всё переплелось в стихотворении.

Читаешь стихи и думаешь: всегда будут в твоей жизни и ручьи, и леса, и родной пензенский край.

7.Домашнее задание:

Стихотворение «Пройдись по пензенскому краю» наизусть

© 2010-2022