Как написать сочинение по литературе. Советы выпускникам

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как написать сочинение по литературе.

( Советы учителя литературы выпускнику -2015 года).

Много шума сейчас и среди выпускников, и среди родителей о трудностях и неясностях, как писать ,что читать, какого жанра сочинения придерживаться, как раскрыть тему и как её правильно выбрать .Попробую остановиться на самых важных вопросах при подготовке к сочинению. Что мы имеем на сегодняшний момент? Определены пять основных направлений тем итогового сочинения для его проведения в 2014/2015 учебном году.

  1. «Недаром помнит вся Россия …» ( 200-летний юбилей М. Ю. Лермонтова).

  2. Вопросы, заданные человечеству войной.

  3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе.

  4. Спор поколений: вместе и врозь.

  5. Чем люди живы?

Направления известны, прокомментированы, но сколько вопросов возникает у выпускников. Почему? А ответ предельно прост: трудно аргументировать свою позицию, не имея достаточного запаса прочитанных произведений. Поэтому предлагаю выбрать тему, волнующую вас ,для раскрытия которой у вас найдётся достаточное количество аргументов из произведений , вами прочитанных. И понятно, что если их мало или совсем нет, ещё есть время , чтобы прочесть 2- 3 произведения и вооружиться доказательствами вашей позиции , подобрать цитаты.

2015 год-год 200- летнего юбилея М. Ю. Лермонтова. Попробуем определить основные темы и мотивы творчества М. Ю. Лермонтова.

  • Тема судьбы поколения ( отрицание существующей действительности, бездуховность общества).

  • Тема одиночества (мотив непонятности, усталости и безысходности.

  • Тема Родины (обращение к отечественной истории и поиск идеалов в прошлом).

  • Тема природы (природа как одухотворённая красота и как отражение трагических моментов жизни человеческой души).

  • Тема самодержавия и светского общества(« Смерть поэта », «Прощай, немытая Россия», « Дума», положение народа и Родины ( « Родина « . « Бородино»).

Тема выбрана. Обдумайте её, т. е. выясните её содержание. Определите проблему ,главный вопрос, который будет центром вашего сочинения. Теперь необходимо сформулировать идею вашего рассуждения, т. е. основной тезис. Он станет названием главной части сочинения. Определите объём и содержание темы (отберите материал, не упустите важные факты, раскрывающие содержание темы и в большей степени известные вам). Главную часть сочинения должны составлять тезис и доказательства (аргументы). Подбирая аргументы, мы составляем план основной части.

Очень важно ярко написать вступление. Оно должно вызвать интерес у читателя, интерес к предмету рассуждения. Оно должно быть эмоционально окрашенным, выражать ваше личное отношение к тому, что ты пишешь. Вступление должно быть уместным и связанным с главной частью.

Работая над сочинением, помните, что письменная работа - это итог размышлений. Писать на литературную тему, это не одно и то же, что говорить на эту тему.» Может ли письменный язык быть совершенно подобным языку разговорному? - писал Пушкин ,- Нет , так же , как разговорный язык никогда не может быть совершенно подобным письменному». Почему? Устная речь, несмотря на то, что ей на помощь приходят жесты , мимика , слёзы и смех, тембр голоса , устная речь беднее письменной .Обычно в разговорной речи не встречаются предложения, осложнённые причастными и деепричастными оборотами, редко используется богатая система русского синтаксиса, редко используются фразы с несколькими придаточными предложениями.

Письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отрекаться от приобретённого в течение столетий. Великий Пушкин говорил об этом: « Писать единственно языком разговорным - значит не знать языка».

Письменная и устная речь, таким образом, заметно различаются. Лишь немногие говорят как пишут. В какой-то мере говорить на литературную тему труднее, чем писать на эту тему. Во время письма больше возможностей остановиться, оглянуться назад, подумать.

Основой и устного ответа, и сочинения является знание произведения, умение его анализировать - определять идею видеть систему образов, художественное своеобразие.

Сочинение - итоговый вид работы. Оно свидетельствует о ваших знаниях и зрелости суждения, широте кругозора, умении глубоко мыслить и чувствовать, но и облекать свои мысли и чувства в слова,

выражать свою личностную позицию.

Сочинение - работа творческая, поэтому важно, чтобы в её основе лежал подлинный интерес. Необходимо хорошо знать избранную тему: чем лучше вы знаете то, о чём пишете, тем оригинальнее будет ваша работа. Да ведь собственное мнение выражать интереснее, чем повторять чужое

Сочинение должно быть логически стройным. Значит тема должна быть раскрыта ясно, глубоко и аргументирован, отдельные части сочинения связаны между собой . переходы от одной мысли к другой последовательны и убедительны, суждения разумны и доказательны.

Необходимо свободно владеть материалом, уметь изложить его достаточно полно, последовательно, без орфографических, пунктуационных и стилистических ошибок, ясным, выразительным и точным языком.

Необходимо помнить, что знание произведения - это основа хорошего сочинения. Ещё есть время. Надо использовать его с пользой!

Успехов вам, дорогие выпускники!



© 2010-2022