- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока Деепричастие как часть речи (7 класс)
Конспект урока Деепричастие как часть речи (7 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мамбедалиева Э.М. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Деепричастие как часть речи
Цель урока: создать условия для формирования умения определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия - и для выработки навыка употребления деепричастия в собственных высказываниях.
Задачи:
-
образовательные: выявить грамматические особенности деепричастия как части речи; определить словообразовательные средства деепричастия;
-
развивающие: совершенствовать навыки анализа и систематизации языкового материала; развивать логическое мышление, память, воображение, способность к саморегуляции и самоконтролю;
-
воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, культурному наследию русского народа, любовь к природе, чувство прекрасного, культуру речи.
Оборудование: интерактивная доска, учебник русского языка под редакцией Рыбченковой Л.М., Александровой О.М.
Ход урока:
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть вновь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь своему соседу по парте, улыбнитесь всем, улыбнитесь новому дню. (Открывается слайд с изображением солнца).
2. Актуализация знаний для изучения нового учебного материала
- Ребята, запишите число, а тему мы запишем позже, после того как выполним задание и решим ряд вопросов.
Задание 1. Отметьте верные утверждения единицей, неверные - нулем.
1. Причастие совмещает в себе морфологические признаки глагола и прилагательного.
2. Одиночные причастия и причастные обороты всегда выделяются на письме запятыми.
3. Наречие - неизменяемая самостоятельная часть речи.
4. В предложении наречие чаще всего выступает в роли обстоятельства.
5. Глагол - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию.
6. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
7. Вид - непостоянный морфологический признак глагола.
- Самопроверка.
(Работа выполняется на интерактивной доске.
3. Организационный момент (продолжение)
1. Беседа.
- Ребята, часть речи, которую мы начнем сегодня изучать, в той или иной мере соотносится с частями речи, упоминавшимися в предыдущем задании: причастием, наречием и глаголом. Ранее, при изучении причастия, мы упоминали о ней. Как вы думаете, какая это часть речи?
(Деепричастие).
- Сформулируйте тему урока.
(Деепричастие как часть речи)
- Поставьте перед собой цели, которых мы должны будем достичь в результате работы на уроке.
(- научиться определять деепричастие и выделять его среди других частей речи;
- научиться использовать деепричастие в собственных высказываниях).
- Какие вопросы о деепричастии необходимо решить, чтобы в конечном итоге достичь поставленных целей?
(1. Каково общее значение и признаки деепричастия?
2. Как образуются деепричастия?
3. Каковы особенности употребления деепричастий в речи?)
По мере того как дети отвечают на вопросы, открывается слайд на интерактивной доске, где тема предварительно закрыта «шторкой», цели и вопросы помещены за границами страницы:
4. Изучение нового учебного материала
1. Беседа по вопросам для наблюдения:
- Сравните два предложения. Выделите их основы.
- В каком предложении от одного выделенного слова можно задать вопрос к другому?
- В каком предложении выделенные слова обозначают однородные действия, а в каком - неоднородные: одно - основное действие, а другое добавочное?
- Как вы думаете, какое из выделенных слов является деепричастием?
- Что обозначает деепричастие?
(По ссылке переходим на страницу, где помещен теоретический материал о деепричастии:
Какие из выделенных слов обозначают добавочное действие при основном, выраженном сказуемым?
Проверка осуществляется с помощью звуковых файлов: если ответ верный - при активизации ссылки звучат аплодисменты, если неверный - звон разбитого стекла.
Продолжая исследовать деепричастие как часть речи, проводим эксперимент: пробуем изменить деепричастие, делаем вывод о том, что это неизменяемая часть речи.
Определяем синтаксическую роль деепричастия.
Возвращаемся по ссылке к странице с теоретическим материалом, постепенно открываем оставшуюся часть страницы. Сопоставляем с теоретическим материалом учебника (с. 77), добавляем сведения о том, что деепричастия могут быть совершенного или несовершенного вида. Открываем «шторку», переносим данный пункт в определение:
- Попробуйте изменить деепричастие. Сделайте вывод о том, изменяется ли оно? (Не изменяется)
- Определите синтаксическую роль деепричастия. (В предложении является обстоятельством).
- Сравните данное нами определение деепричастия с определением в учебнике (с. 77). Какое дополнение в нашу таблицу вы можете внести? (Открывают «шторку», перетаскивают пункт в определение).
5. Домашнее задание
Параграф 22, упр. 152, 153 по выбору.
6.Физкультпауза.
Настало время отдохнуть. Вместе с нами на волшебной солнечной полянке делают зарядку дети.
- Встаньте, весело улыбаясь друг другу.
- Поднимите руки вверх, повернув голову направо.
- Опустите руки, повернув голову налево.
- Похлопайте в ладоши, топая ногами.
- Поставив руки на пояс, попрыгайте на месте.
- Потерев ладони, прикройте ими веки.
- Тихо займите свои места, положив руки нас тол перед собой.
Какую часть речи я использовала в инструкциях для физминутки?
7. Изучение нового учебного материала (продолжение)
1. - Признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие?
Задание. Распределите по таблице признаки деепричастия.
- Чем схоже деепричастие с причастием? (Обе части речи образуются от глагола, могут быть совершенного и несовершенного вида, а также от глагола как к причастию, так и к деепричастию перешел такой признак, как возвратность).
По ссылке переходим на главную страницу и рассматриваем вопрос о образовании причастий, выполняя задание «Составь слово».
2. Суффиксы причастий. (по ссылке с главной страницы) «Составьте слово». Работа в парах.
В первом слове:
1. Приставка из слова выстроить.
2. Корень из слова игрок.
3. Суффикс неопределенной формы глагола бежать.
4. Суффикс деепричастия -в- или -вши-.
Во втором слове:
1. Приставка из слова прибрежный.
2. Корень из слова поднести.
3. Суффикс деепричастия -я-.
В третьем слове:
1. Корень из слова задышал.
2. Суффикс деепричастия -а-.
Делаем вывод о том, с помощью каких суффиксов образуются деепричастия.
3. Особенности употребления деепричастий в речи.
Знакомство с теоретическим материалом (с.78 учебника).
Выполнение задания. В каком предложении допущена ошибка в употреблении деепричастия?
Отправившись в гости, Винни-Пух прихватил горшочек с медом.
Приблизившись к домику Кролика, мед в бочонке закончился.
8. Закрепление учебного материала.
1. Иллюстративный диктант.
По картинкам составьте словосочетания «деепричастие + существительное»
Проверка:
2.Дифференцированное задание.
2,3 вариант - составить текст по опорным словам, образовывая от некоторых из глаголов деепричастия и используя их в тексте.
Опорные слова и словосочетания: возвышаться; дышать хрустальным горным воздухом; замирать от красоты и величия; синеть; рдеть; простираться; извиваться лентой; убегать вдаль; засеребриться.
1 вариант - образовать от данных глаголов деепричастия.
9. Рефлексия.
-
На каком этапе урока было интереснее всего работать?
-
Какие задания показались наиболее трудными? Полезными?
-
Какие знания, полученные на уроке, наиболее полезны?
-
Поднимите руку, кто научился определять и выделять деепричастия среди других частей речи?
-
Кто научился использовать деепричастия в своих высказываниях?
Ребята, даже если не все сегодня у вас получилось, не стоит переживать: впереди у нас много уроков по этой теме.
Оценки:
Выберите смайлики, отражающие ваше настроение в начале урока и в конце урока.