Статья Организация работы со словарными словами на уроке русского языка

Цель создания словаря: помочь учителю организовать повседневную практическую работу над словарными словами. Орфографическая тетрадь позволяет решать следующие задачи:   1.     Систематизировать словарный материал, обобщить полученные знания; 2.     Формировать обще учебные умения и навыки, такие как, умение ориентироваться в задании, пользоваться словарем, работать с языковым материалом др. 3.     Стимулировать развитие высших психических функций: памяти, внимания, мышления. 4.     Обогащать словарный запас, и развивать речь учащихся, имеющих общее недоразвитие речи. 5.     Повышать мотивацию к изуче...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация работы со словарными словами на уроке русского языка

Цель создания словаря: помочь учителю организовать повседневную практическую работу над словарными словами.

Содержание словаря (краткая аннотация): В пособии могут быть представлены слова с непроверяемыми написаниями, которые должны быть усвоены учащимися 8 класса специальной коррекционной школы VIII вида. Отбор слов соответствует содержанию учебника «Русский язык», 8 класс (авторы Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская) и действующей программе по русскому языку для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: под ред. В.В.Воронковой (2010 г.)

Орфографическая тетрадь позволяет решать следующие задачи:


  1. Систематизировать словарный материал, обобщить полученные знания;

  2. Формировать обще учебные умения и навыки, такие как, умение ориентироваться в задании, пользоваться словарем, работать с языковым материалом др.

  3. Стимулировать развитие высших психических функций: памяти, внимания, мышления.

  4. Обогащать словарный запас, и развивать речь учащихся, имеющих общее недоразвитие речи.

  5. Повышать мотивацию к изучению языкового материала.

  6. Осуществлять контроль уровня ЗУН учащихся.

В тетради слова помещены в алфавитном порядке, но вводятся они по мере того, как появляются на страницах учебника. Место нужного слова в тетради легко найти по содержанию.

Языковой материал по каждому слову включает такие разделы:

  1. Иллюстративный материал.

Учащимся предлагается рассмотреть иллюстрацию, назвать изображённый предмет словом, осознать его значение.

  1. Толкование слова.

Школьники с помощью данного пособия знакомятся с толкованием и с языковым материалом, в котором употребляется изучаемое слово. Учащимся предлагается самим составить предложения, что позволяет выявить степень понимания значения нового слова.

  1. Написание слова и его произношение

Данный вид работы предполагает запоминание написания слова с выделенными другим цветом орфограммами и его грамотное произношение.

  1. Упражнения на закрепление данного слова.

Учащимся предлагаются разные виды упражнений для формирования навыка грамотного написания слова:

вставить однокоренные слова в речевой материал,

отгадать кроссворд,

просклонять слово,

придумать новые слова, используя буквы изучаемого слова и. т.д.

  1. Обобщающие упражнения на закрепление изученных слов

Данный вид работы проводится после изучения группы слов и на закрепление всего изученного материала:

словарный диктант с пропущенными буквами,

вставь буквы в однокоренные слова,

найди и исправь ошибки,

проверь себя,

зачеркни лишнюю букву,

впиши словарные слова,

составь кроссворд из словарных слов.

Практическая направленность данного пособия заключается в развитии умения учащихся самостоятельно работать с языковым материалом, обогащать свой словарный запас, что ведёт к формированию коммуникативных компетенций (понимание текстов, работа с информацией, участие в обсуждении и т.д) Всё это способствует подготовке детей к самостоятельной жизни, формированию у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышает уровень общего развития учащихся.






Образец работы над словарным словом:

Статья Организация работы со словарными словами на уроке русского языка

АБОНЕМЕ́НТ абонемента, •муж. р. (•франц. abonnement).

- документ, подтверждающий право пользоваться чем-либо (библиотекой, бассейном и т.д.)

Я купил абонемент в бассейн на месяц.

Задание 1

Подбери и запиши названия предметов, которые начинаются с каждой буквы слова АБОНЕМЕ́НТ:

А--------------------------------------------------------

Б---------------------------------------------------------

О--------------------------------------------------------

Н--------------------------------------------------------

Е---------------------------------------------------------

М--------------------------------------------------------

Е---------------------------------------------------------

Н--------------------------------------------------------

Т---------------------------------------------------------

Задание 2

Составь предложение со словом АБОНЕМЕ́НТ.


© 2010-2022