- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья Организация работы со словарными словами на уроке русского языка
Статья Организация работы со словарными словами на уроке русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Петрова Е.Г. |
Дата | 02.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Организация работы со словарными словами на уроке русского языка
Цель создания словаря: помочь учителю организовать повседневную практическую работу над словарными словами.
Содержание словаря (краткая аннотация): В пособии могут быть представлены слова с непроверяемыми написаниями, которые должны быть усвоены учащимися 8 класса специальной коррекционной школы VIII вида. Отбор слов соответствует содержанию учебника «Русский язык», 8 класс (авторы Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская) и действующей программе по русскому языку для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: под ред. В.В.Воронковой (2010 г.)
Орфографическая тетрадь позволяет решать следующие задачи:
-
Систематизировать словарный материал, обобщить полученные знания;
-
Формировать обще учебные умения и навыки, такие как, умение ориентироваться в задании, пользоваться словарем, работать с языковым материалом др.
-
Стимулировать развитие высших психических функций: памяти, внимания, мышления.
-
Обогащать словарный запас, и развивать речь учащихся, имеющих общее недоразвитие речи.
-
Повышать мотивацию к изучению языкового материала.
-
Осуществлять контроль уровня ЗУН учащихся.
В тетради слова помещены в алфавитном порядке, но вводятся они по мере того, как появляются на страницах учебника. Место нужного слова в тетради легко найти по содержанию.
Языковой материал по каждому слову включает такие разделы:
-
Иллюстративный материал.
Учащимся предлагается рассмотреть иллюстрацию, назвать изображённый предмет словом, осознать его значение.
-
Толкование слова.
Школьники с помощью данного пособия знакомятся с толкованием и с языковым материалом, в котором употребляется изучаемое слово. Учащимся предлагается самим составить предложения, что позволяет выявить степень понимания значения нового слова.
-
Написание слова и его произношение
Данный вид работы предполагает запоминание написания слова с выделенными другим цветом орфограммами и его грамотное произношение.
-
Упражнения на закрепление данного слова.
Учащимся предлагаются разные виды упражнений для формирования навыка грамотного написания слова:
вставить однокоренные слова в речевой материал,
отгадать кроссворд,
просклонять слово,
придумать новые слова, используя буквы изучаемого слова и. т.д.
-
Обобщающие упражнения на закрепление изученных слов
Данный вид работы проводится после изучения группы слов и на закрепление всего изученного материала:
словарный диктант с пропущенными буквами,
вставь буквы в однокоренные слова,
найди и исправь ошибки,
проверь себя,
зачеркни лишнюю букву,
впиши словарные слова,
составь кроссворд из словарных слов.
Практическая направленность данного пособия заключается в развитии умения учащихся самостоятельно работать с языковым материалом, обогащать свой словарный запас, что ведёт к формированию коммуникативных компетенций (понимание текстов, работа с информацией, участие в обсуждении и т.д) Всё это способствует подготовке детей к самостоятельной жизни, формированию у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышает уровень общего развития учащихся.
Образец работы над словарным словом:
АБОНЕМЕ́НТ абонемента, •муж. р. (•франц. abonnement).
- документ, подтверждающий право пользоваться чем-либо (библиотекой, бассейном и т.д.)
Я купил абонемент в бассейн на месяц.
Задание 1
Подбери и запиши названия предметов, которые начинаются с каждой буквы слова АБОНЕМЕ́НТ:
А--------------------------------------------------------
Б---------------------------------------------------------
О--------------------------------------------------------
Н--------------------------------------------------------
Е---------------------------------------------------------
М--------------------------------------------------------
Е---------------------------------------------------------
Н--------------------------------------------------------
Т---------------------------------------------------------
Задание 2
Составь предложение со словом АБОНЕМЕ́НТ.