Разработка воспитательного мероприятияСказка о Ъ и Ь знаках (Для 1-5 классов)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Сказка о Твердом и Мягком знаках

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Косманенко

Нины Николаевны,

учителя русского языка и литературы

Харцызской общеобразовательной школы № 25 «Интеллект»

с углубленным изучением отдельных предметов .

Пояснения для учителя

Данную «Сказку…» можно использовать в качестве художественного текста для воспитательной работы с детьми 1-5 классов, а также в качестве материала для инсценирования, где слова автора будут звучать, как «голос за кадром». В качестве элементов костюмирования можно использовать красочное изображение Ъ, Ь, ?, ! ( в виде человечков) на отдельных больших листах бумаги.

Рефлексия, проводимая учителем после ознакомления ребят с содержанием «Сказки…» и беседы по ее идейной направленности, поможет выяснить результативность

воспитательного мероприятия, усилить его влияния на становление личности каждого ученика.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ:

-Развитие духовности обучающихся.

-Развитие творчества (артистических способностей, умения выразительно читать текст), фантазии, воображения учеников.

-Развитие аналитического мышления , развитие личности каждого школьника.

-Воспитание нравственных качеств личности .

-Использование инновационных технологий ( коучинг, технология «Развитие критического мышления», гуманно-личностная технология Ш. Амонашвили) и нетрадиционных форм работы (инсценирование, сиквел, приквел )

ОБОРУДОВАНИЕ:

-Текст «Сказки…».

-Музыкальное сопровождение /персональный компьютер/.

-Элементы костюмирования - большие красочные рисунки /в виде человечков/ Ъ,Ь,?,! знаков.

-Сигнальные карточки или цветные флажки/ красного, желтого, зеленого цвета/.

Сказка о Ъ и Ь знаках

По дороге в школу мягкой, бесшумной походкой шел Мягкий знак. Он двигался удивительно мягко, плавно переставляя свои мягкие туфли, даже шляпа на нем казалась очень мягкой, комфортной. Мягкий знак всем улыбался, расплываясь в доброй, щедрой улыбке. И от всей его внешности исходило столько благодушия, тепла, мягкосердечия, что все невольно останавливались и любовались им, говоря: «До чего же он все-таки милый, добрый, славный, этот Мягкий знак! Так и хочется укрыться в его мягких, теплых объятиях!..»

Но вот показалась угловатая фигура Твердого знака. Шагал он очень уверенно, твердо ступая прямыми ногами, жестко вбивая в землю свои, словно выточенные из камня, сапоги. Весь он был прямой, решительный, строгий, даже какой-то жесткий; и взгляд его был тоже очень жестким, строгим, даже непреклонным, словно насквозь пронизывающим каждого встречного. Ни тени улыбки не было на его, казалось, каменном лице. Всем своим внешним видом он говорил, какой он решительный, непримиримый, настойчивый, твердый.. .И все, кто попадался на его пути, быстро отходили в сторону, уступая ему дорогу и избегая встречи с его сверлящим взглядом. Неприятным холодом веяло от такого твердого, неуступчивого, неразговорчивого, казалось, даже бездушного существа.

Неожиданно, словно откуда-то из-под земли, выросла изящно изогнутая фигура Вопросительного знака. Он тут же набросился на всех с вопросами:

- Ну, как ты? Как дела? Это откуда же? И куда? А зачем? А почему?...

- Вот «почемучка»! - думали остановленные им школьники. - И все ему надо знать!

-Любопытной Варваре нос оторвали! - недовольно бубнили себе под нос девчонки.

- А вы куда? Так же, как и я, в школу? - спросил Вопросительный знак у Мягкого и Твердого знаков. - Учить ребят грамотно писать? - не уставал сыпать вопросами Вопросительный знак.

- Да! В школу! - твердо ответил Твердый знак. - Детей надо учить не только грамоте, но и твердости, чтобы всегда в жизни были твердыми! Никаких послаблений! Никаких никому поблажек!.. И себе тоже!

-А я вот всегда очень мягкий, - мягко, медленно растягивая слова, грустно прошептал Мягкий знак. - Просто не знаю, как и быть: ведь это хорошо, если человек мягкий, добрый, всегда всем помогает… Это же всем нравится, я знаю… Но что мне делать в некоторых случаях: не могу отказать никому, о чем бы меня ни просили…Всегда всем уступаю, не могу отказать; не могу сказать «нет», даже если заранее знаю, что точно не смогу выполнить эту просьбу…Просто

не могу никого обидеть отказом… Потому что я оччч-ень мягкий.

- Надо быть твердым! Твердым! И только твердым! Всегда! Во всем! Со всеми! И тогда у тебя не будет никаких проблем! -отчеканил Твердый знак.

- Но я никак не могу собраться с духом, чтобы сказать кому бы то ни было твердое «нет»…Уж очень я мягкий! И ничего с собой поделать не могу, - сокрушался Мягкий знак.

- Что ты? Разве так можно? - засуетился Вопросительный знак.

- Ура! Вот так встреча! Ребята! - еще издали закричал Знакам внезапно появившийся Восклицательный знак.- Как я рад всех вас снова видеть! Мы снова вместе! Уррр-а! - забросал всех своими восклицаниями щедрый на проявление чувств Восклицательный знак.

- Ну что ты кричишь? Разве не видишь: у Мягкого проблема. Сможешь помочь разобраться?

- Я весь внимание!

И Вопросительный знак рассказал о сути разговора, который произошел между Твердым и Мягким знаками, о неумении Мягкого знака проявлять в нужный момент твердость, решительность.

- Так это же просто! - как всегда, радостно воскликнул Восклицательный знак.- Просто нужно понять главное:

В жизни надо иногда уметь проявлять твердость, решительность, настойчивость, в том числе и по отношению к себе! К себе-то - в первую очередь!

А постоянно, всегда нужно быть мягким, добрым, чутким, проявлять отзывчивость , одаривать людей душевной щедростью. И делать это нужно всегда от души, искренне … И тогда все будет замечательно! - поучал Восклицательный знак.

- Вот это да! Как же ты все-таки правильно рассудил! - в один голос восторженно воскликнули Мягкий, Твердый и Вопросительный знаки.

- Прекрасно! А теперь, друзья, в школу!- продолжал наставлять всех мудрый Восклицательный знак.

И все Знаки, радостные, оттого что ОСОЗНАЛИ великую жизненную мудрость, крепко обнявшись, дружно зашагали в школу…

БЕСЕДА

-Ребята, понравилась ли вам «Сказка…»?

- Что вы можете сказать о Мягком знаке? Что в нем есть положительного? А что отрицательного?

- Каким вам представился Твердый знак? А в чем, по-вашему, он прав?

-Какой недостаток характера вы заметили в Вопросительном знаке?

- Кто из Знаков, на ваш взгляд, оказался самым мудрым? И почему?

- Чему все знаки обрадовались? Что их объединило и привело к желанию идти в школу, крепко обнявшись?

-Какова же основная мысль, что самое главное хотел сказать автор, создавая эту «Сказку…»?

РЕФЛЕКСИЯ

- Так какую «великую жизненную мудрость» осознали все знаки в сказке?

- Можно ли сказать, что они получили от Восклицательного знака УРОК ЖИЗНИ? Если ДА, то

почему?

- А каждого из вас эта сказка чему-то научила? Чему?

- Значит, можно сказать, что раз сказка чему-то хорошему научила ( а учат на уроке), то для вас это тоже УРОК ЖИЗНИ?

- Тогда ответьте на вопрос: КОГДА, В КАКИХ СЛУЧАЯХ НУЖНО ПРОЯВЛЯТЬ ТВЕРДОСТЬ, РЕШИТЕЛЬНОСТЬ, НАСТОЙЧИВОСТЬ В ЖИЗНИ? КОГДА НУЖНО ДРУГИМ ИЛИ ДРУГОМУ СКАЗАТЬ ТВЕРДОЕ «НЕТ!»? Приведите примеры.

- А когда в жизни эту твердость и умение сказать «НЕТ!» нужно проявлять по отношению к себе

(в сказке сказано: «…к себе - в первую очередь…»)? Приведите примеры.

-И главный вопрос: КТО ИЗ ВАС В СВОЕЙ ЖИЗНИ БУДЕТ ВСЕГДА СТАРАТЬСЯ СЛЕДОВАТЬ ТОЙ МУДРОСТИ, ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТЕ ЗНАНИЯ, КОТОРЫЕ КАЖДЫЙ ИЗ ВАС СЕГОДНЯ ПОЛУЧИЛ НА НАШЕМ УРОКЕ НРАВСТВЕННОСТИ, УРОКЕ ЖИЗНИ?

Кто всегда будет стараться это делать, поднимет вверх зеленый флажок;

Кто лишь иногда - желтый;

Кто не будет, не хочет следовать в своей жизни мудрости, открывшейся ему сегодня на уроке жизни, поднимет красный флажок.

- Вы молодцы, ребята! Верю, что всегда будете чуткими, отзывчивыми, внимательными к другим людям…Несите в мир ДОБРО!

Почему-то кажется, что среди вас много творческих натур, способных и желающих проявить себя в роли писателя. Поэтому предлагаю вам /по желанию!/ попробовать свои силы и написать интересное продолжение сказки, с содержанием которой вы сегодня познакомились (СИКВЕЛ), или придумать историю, которая случилась раньше с Мягким знаком (ПРИКВЕЛ), или сочинить что-то свое, на тему сегодняшнего УРОКА ЖИЗНИ. Будет здорово! С лучшими ВАШИМИ сочинениями мы ознакомим школьников (можно провести конкурс, а можно их оформить в виде общего альбома «Лучшие творческие работы ребят», который могут потом посмотреть все желающие). Творческих успехов вам, ребята!

© 2010-2022