Программа педагогического эксперимента учителя русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

имени Героя Советского Союза Сафонова Федора Матвеевича

городского округа Самара

Российская Федерация, 443041, город Самара, улица Красноармейская, 93-А

Тел/факс (846) 332-45-46; e-mail: [email protected]



Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий,

реализованный в образовательном учреждении

МБОУ СОШ № 12 г. о. Самара


Сроки реализации 2008 - 2013 г.г.






Автор проекта:

Исакова Галина Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 12 г. о. Самара


г.о. Самара, 2013

Актуальность

Основанием для выбора образовательных технологий, используемых в работе с обучающимися, служат быстро меняющиеся условия современной жизни: модернизация самого государства, формирование и развитие гражданского общества, модернизация системы образования, которые предъявляют более высокие требования к организации управления образованием и к уровню подготовки выпускника.

В условиях модернизации российского образования ("Образовательная политика России на современном этапе") как одна из ведущих для современной школы выступает задача формирования у обучающихся ключевых компетенций. Наиболее значимыми среди них являются:

умение брать на себя ответственность при принятии решений;

толерантность, уважение людей других национальностей, умение жить с людьми других культур, религий, языков;

умение работать с различными видами информации;

способность постоянно повышать свое образование и т.д.

Необходимость развивать общую культуру личности продиктована самой жизнью, в частности, тем социальным заказом, который предъявляет современное общество к общеобразовательной подготовке школьников. Этот заказ - сформировать социально - активную инициативную творческую личность, развивая природные задатки, склонности и индивидуальность каждого ученика. Выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, развитым формальным интеллектом, но и иными способностями: критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, и строить собственную жизненную траекторию; должен иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Перспективность использования образовательных технологий на старшей ступени обучения, их соответствие современным требованиям подтверждается рядом факторов:

- модернизацией содержания общего среднего образования и системы его внутренней и внешней оценки на основе регионального и муниципального мониторинга;

- президентской инициативой «Наша новая школа», где указаны направления реформирования с целью достижения «Главного результата школьного образования: его соответствия целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем»:

  • обновление образовательных стандартов, которое связано с осуществлением компетентностно - ориентированного содержания образования, с использование современных технологий, позволяющих осуществить компетентностный подход к образованию, индивидуализацию процесса обучения, способствующих здоровьесбережению;

  • система поддержки талантливых детей, которая направлена на создание образовательной среды для развития одаренности обучающихся и др.

Объект исследования:

- процесс повышения качества образовательного процесса по русскому языку и литературе.

Предмет исследования:

- использование современных образовательных технологий.

Цель исследования:

- апробировать современные образовательные технологии как средство повышения качества образовательного процесса по русскому языку и литературе в средней и старшей школе.

Задачи исследования:

1. изучить современную существующую практику использования современных образовательных технологий для повышения качества образовательного процесса в средней и старшей школе;

2. определить спектр образовательных технологий, применение которых содействует повышению качества образовательного процесса;

3. апробировать отобранные образовательные технологии в образовательном процессе;

4. оценить эффективность используемых образовательных технологий в повышении качества образовательного процесса.

Гипотеза исследования

Качество образовательного процесса будет повышаться при использовании компетентностно-ориентированной технологии (технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»), информационно-коммуникативных, проектно-исследовательских, здоровьесберегающих технологий.

Ожидаемые результаты:

  • повышение качества знаний учащихся;

  • сформированность научно-исследовательских навыков обучающихся;

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • повышение самооценки учащихся;

  • интеграция здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;

  • снижение дезадаптации воздействию негативных факторов внешней среды.

План деятельности по внедрению в практику

современных образовательных технологий


Диагностический этап

На данном этапе проходил анализ собственных педагогических затруднений, состояния учебно-воспитательного процесса, изучение литературы, опыта преодоления аналогичных затруднений другими, выявление и формулирование противоречий, нуждающихся в скорейшем разрешении с помощью каких-либо изменений, новых методик, технологий, структур. Иначе говоря, выявление проблемы и обоснование ее актуальности.

Прогностический этап

На данном этапе проходила постановка цели, формулирование задач, прогнозирование ожидаемых положительных результатов, также возможных потерь, негативных последствий, продумывание компенсационных механизмов (мероприятий, резервов и пр.). Иначе говоря, разработка программы развития своего опыта через освоение имеющегося педагогического опыта и научной разработки.

Организационный этап

Предполагал разработку видов деятельности учителя применительно к отобранным продуктивным (современным образовательным технологиям)

СОТ

Виды деятельности

Компетентностно-ориентированные технологии (технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»)

Работа с информацией, презентации, научные работы и выступления.

Информационно - коммуникативные технологии


1. Применение учебных электронных изданий по предметам, ресурсов сети Интернет.

2. Разработка презентаций к урокам.

3. Осуществление тестового контроля знаний обучающихся с использованием ПК.

4. Оказание помощи учащимся при подготовке электронных презентаций - проектов.

5. Ведение классного электронного журнала.

Проектно - исследовательские технологии

1. Ознакомление учащихся с проектно - исследовательской деятельностью на уроках и во внеурочное время

2. Оказание помощи в постановке целей

3. Прогнозирование конкретных результатов обучения, воспитания и развития школьников.

4. Выявление и использование способов учебной деятельности, предпочитаемых самими учащимися с учетом их индивидуальных способностей.

5. Консультирование на всех этапах работы над проектом.

Здоровьесберегающие

технологии

1.Осуществление дифференцированного подхода к детям с ослабленным здоровьем, детям-инвалидам.

2.Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся.

3. Осуществление диагностической, организационно- координационной, профилактической деятельности.

4. Проведение профилактической просветительской работы (лекции, беседы, декады, семинары, конференции).

Обобщающие результаты внедрения современных образовательных технологий

1. Компетентностно-ориентированные технологии (технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»)

Работа в качестве учителя русского языка и литературы, классного руководителя на протяжении 30 лет общение с коллегами позволяют говорить о снижении интереса детей к литературе. Соответственно, снижается грамотность учащихся. Кругозор не расширяется. Ученики все чаще выбирают более «легкий» путь в учебе - механическое заучивание, «зубрежку», - что снижает активность их мыслительной деятельности.

Я думаю, что сознательное присваивание информации (процесс, при котором знание становится своим) происходит тогда, когда ученик начинает самостоятельно анализировать, сомневаться, выдвигать гипотезы, опровергать их или доказывать, т.е. активно мыслит.

Поиск решения выявленных мною проблем заставил еще более углубиться в изучение опыта известных ученых, педагогов, моих коллег-практиков. Все это привело меня к убеждению, что указанные проблемы учащихся позволит решить использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) на уроках русского языка и литературы.

ТРКМ основывается на следующих идеях:

1. Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.

2. Роль учителя - быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

3. Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами.

4. Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.

Основоположники, американские педагоги (Куртис Мередит, Чарльз Темпл и Джинни Стилл), а также российские (М.В.Кларин, С.И.Заир-Бек, И.О.Загашев, И.В.Муштавинская и др.), под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры. Таким образом, критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление - способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Апробирование выбранной мною технологии началось с использования ее элементов на уроках литературы в 10 классе (2008-2009 гг.), в 11 классе (2009-2010), позже - в 5,6,7, 8 классах (2009 - 2011 гг.)

Главная цель урока литературы - воспитание вдумчивого читателя, развитие читательского вкуса, умения видеть текст и осмыслять его. Для меня в ходе работы стало понятно, что наиболее эффективен здесь прием чтения с остановками. Главным требованием считается следующее: произведение должно быть незнакомым для учащихся, обладать динамичным сюжетом, небольшим объемом. Поэтому данный прием начала практиковать при изучении таких рассказов, как «Беда» М.М.Зощенко, «Размазня» А.П.Чехова, «После бала» Л.Н.Толстого, «Легенда о Данко» М.Горького, «Кусака» Л.Н.Андреева, «О чем плачут лошади» Ф.А.Абрамова, рассказы И.Э.Бабеля.

Достоинства данного приема сложно переоценить: ученики с большим интересом вносят свои предположения о дальнейшем развитии сюжета, о чувствах и мыслях героев, мотивах их поступков и т.д., становясь внимательным и вдумчивым читателем (слушателем). Неважно, что их предположения могут не подтвердиться (здесь в принципе нет правильных и неправильных ответов), важно другое: каждый ученик вдумчиво относится к тексту произведения, тогда оно становится ему ближе, понятнее, ему хочется читать и слушать дальше, чтобы понять, почему именно так разворачиваются события, почему именно эти чувства испытывает герой.

Теперь важно упорядочить и записать выводы, к которым мы пришли. Это необходимо для того, чтобы систематизировать лаконично мысли в форме, всем понятной и всеми принятой. Задаю вопрос: «Что мы нового узнали или в чем убедились через чтение с остановками?» Ученики формулируют выводы и записывают в тетради.

Очень важно, что этот прием позволяет подвести учащихся к авторскому замыслу, сами учащиеся понимают, что это возможно только при внимательном чтении авторского слова.

На каждой стадии применения технологии критического мышления (вызов, осмысление,вывод) я использую разнообразные приёмы: кластер, мозговая атака, «знаю-хочу узнать-узнал», инсерт, зигзаг, эссе, синквейн, перекрестная дискуссия, чтение с остановками.

В результате применения РКМЧП подростки открывают в себе новые возможности:

- четко ставить цели и задачи;

- самостоятельно исследовать проблему;

- находить нестандартные решения;

- пользоваться обширными источниками;

- обобщать и систематизировать информацию;

- отстаивать свою точку зрения;

- вести дискуссию, спор;

- овладевать ораторским искусством.

Повысилось качество образования :

Год СОУ Ср.б.

2009 100% 3,4

2010 100% 4,1

2011 100% 4,2

2012 100% 4,3

2. Информационно-коммуникационные технологии

Новые информационные технологии используются мною с 2008 года. Внедрение новых информационных компьютерных технологий (ИКТ) меняет традиционный взгляд на образование, помогает преодолеть противоречие между активным использованием различных педагогических технологий и недостаточным ростом эффективности обучения. ИКТ я применяю на всех этапах: как при подготовке урока, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН.

Применение ИКТ

1. Разрабатываю презентации к урокам

2. Использую учебные электронные издания по предметам, ресурсы сети Интернет.

3. Оказываю помощь учащимся при подготовке электронных презентаций - проектов, при оформлении рефератов, портфолио.

При обучении выразительному чтению в 5,6 классах на уроках литературы я использую электронные сайты и диски, которые содержат разнообразный интересный иллюстрированный и озвученный материал. Их применение повышает интерес к предмету, позволяет в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляет широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии. Дифференциация процесса обучения достигается с помощью выбора заданий различного уровня сложности.В старших классах я использую сайт «Золотой стихофон», благодаря ему учащиеся могут услышать голоса великих поэтов и артистов, прикоснуться к прекрасному. Недавно я открыла для себя сайт «Сам себе литератор», в котором можно публиковать творческие работы учащихся.

При разработке уроков я продумываю те этапы, на которых целесообразно применять сайты для индивидуальной, фронтальной и групповой работы. Преимущество компьютерных слайдов в том, что в любое время я могу вернуться к началу задачи урока, остановиться на отдельных его фрагментах, побеседовать с учащимися, выслушать различные мнения. ИКТ я широко использую при организации внеклассной работы.Прежде всего, это подготовка и оформление различных докладов, проведение внеклассных мероприятий, игр.

4. Мои ученики готовят и проводят презентации проектов с использованием ИКТ, принимают участие в творческих работах:

- литературная викторина по сказкам проект

- кроссворд по русскому языку по теме «Лексика»

- «По страницам произведений А.С. Пушкина» проект

- Занимательная морфология проект

- «Ты и твое имя» выступление

- « Семь чудес света» выступление

Таким образом, применение ИКТ способствует активизации познавательной деятельности, развитию творческих способностей подрастающего поколения .

3. Проектно - исследовательские технологии

Опираюсь на главные принципы в реализации данного метода:

  • самостоятельность,

  • деятельность,

  • результативность.

Метод проектов позволяет успешно формировать ключевые компетентности личности, необходимые в реальной жизни: коммуникативные, информационные, компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе

Организацией проектной деятельности учащихся занимаюсь 6 лет. Учащиеся разрабатывают исследовательские, информационные проекты.

С каждым годом растет количество проектов, улучшается их качество,

расширяются формы:

Формы занятий.

1. Коллективная (1, 2-й год обучения)

2. Групповая

3. Индивидуальная форма.

По особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, фестиваль.

По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Презентация проектов учащихся стала традиционной в моих классах.

Стараюсь творчески подходить к организации проектной деятельности, использую интегрированные проекты, применяю информационные технологии.

Ежегодно учащиеся моего класса принимают участие в научной конференции «Первые шаги в науку», выступают со своими проектами на школьных, районных и городских конференциях, где занимают призовые места.

Результаты проектно - исследовательской деятельности

год

тема

школьный

уровень

районный

уровень

городской

уровень

2008

Конкурс на лучшее сочинение «Моя семья»

1 место

Крупнова Александра

3 место

Амаханова Карина



участие


2009

Презентация «Очей очарование»


Чернега Анастасия



2010





Программа педагогического эксперимента учителя русского языка

2011

Программа педагогического эксперимента учителя русского языка

2012




Презентация «Мой любимый писатель»

(творчество А.Грина)






Презентация «Мистическое начало в произведениях Н.В.Гоголя»

Читательская конференция по повести Б.В.Васильева «В списках не значился»


Мухамадиева

Алина,

Полянская Ольга,

Осепашвили

Майя


Полыгалов Евгений



Селиванов Станислав,

Шаркунов

Александр,

Гнилицкая

Ирина, Чернецова

Александра





Вывод

Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила мне достичь положительных результатов.

С помощью данного вида деятельности я смогла более глубоко рассмотреть личные качества каждого ребенка.

Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, активно участвуют в деятельности школьной, районной, городской научно-практических конференциях, в конкурсах исследовательских работ разного уровня ( Крупнова А; Осепашвили М; Шаркунов А; Селиванов С; Чернега А.-победители разноуровневых предметных олимпиад).

4. Здоровьесберегающие технологии

В условиях единого воспитывающего здоровьесберегающего пространства одна из основных задач нашей школы - сохранение здоровья и профилактика заболеваний учащихся. В настоящее время состояние здоровья детей показывает, что проблема здоровьесбережения с каждым годом становится всё острее и насущнее. Поэтому уделяю большое внимание укреплению и сохранению здоровья обучающихся, строго слежу за соблюдением санитарных норм, обеспечиваю режим проветривания учебных классов, уделяю внимание детям с ослабленным здоровьем. В системе работы провожу Дни Здоровья, беседы по профилактике вирусных заболеваний.Воспитательная работа с обучающимися и родителями, направлена на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. В течение всего учебного года в школе проходят различные мероприятия:

- конкурсы плакатов и рисунков «Мы за здоровый образ жизни»;

- Дни Здоровья;

- встречи с врачами;

- семейные спартакиады.

С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся на каждом уроке и во внеурочной деятельности применяю здоровьесберегающие технологии.

Система мер по сохранению и укреплению здоровья представлены в таблице


Задача

Система мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся

Система мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся

1. Соблюдение санитарно-гигиенического режима

2. Дифференцированный подход к детям с ослабленным здоровьем

3. Разнообразие форм и методов работы

4. Смена видов деятельности

5. Физкультминутки, гимнастика для глаз,кислородные коктейли

6. Написание учащимися творческих работ по вопросам здорового образа жизни

7. Организация просветительской работы среди учащихся с приглашением школьного врача

8. Чередование видов активности (интеллектуальная - эмоциональная -двигательная)

Чтобы сохранить здоровье детей, необходимо сотрудничество с родителями. Проведены такие родительские собрания «Режим дня в жизни школьника», «Эмоциональное состояние взрослого и ребенка. Что стоит за ним», «Причины и последствия детской агрессии». На собрании провожу анкетирование, даю памятки, анализирую ситуации, постоянно говорю, что пример родителей имеет большое значение, даю консультации: какие упражнения выполнять, чтобы снять зрительное утомление, как правильно чистить зубы, правильно питаться, как исправить осанку, какой должна быть посадка во время подготовки домашних заданий, знакомлю с комплексом физминуток , знакомлю родителей с памятками по профилактике гриппа, простудных заболеваний, по профилактике дорожного травматизма.

Вывод

Таким образом, целенаправленная работа по сохранению и укреплению здоровья, по формированию здорового образа жизни дала положительный результат - учащиеся стали реже болеть, меньше пропускают занятия, хорошо работают на уроках.


Результаты внедрения современных образовательных технологий

1. Стабильный уровень обученности( 100%).

2. Положительная динамика по показателю «Качество знаний».

3. Повысилась мотивация к учебной деятельности.

4. Сформировались научно-исследовательских навыки обучающихся.

5. Повысилась активность учащихся в проектной деятельности и творческих конкурсах.

6. Уменьшилось количество пропусков в связи простудными заболеваниями.

7. Сформировалась потребность в здоровом образе жизни.

8. У детей повысилась самооценка и уверенность в собственных возможностях.

9. Повысилась информационная культура учащихся с помощью информационных технологий.

Заключение

Таким образом, использование современных образовательных технологий в моей практической деятельности открыло новые возможности для реализации потребностей личности в развитии творческого потенциала, позволило добиться высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Инновационные технологии в работе учителя среднего и старшего звена дают возможность:

- повысить уровень профессионализма,

- обеспечить благоприятные условия для развития личности ученика,

-выбирать наиболее эффективные технологии для решения педагогических проблем,

- с большей определенностью предсказывать результат и управлять педагогическим процессом.

Список использованных источников

1. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». - Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». - 2003. - С. 68-70.

2. Даутова О. Б., Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей / под ред. А. П. Тряпициной. - С-Пб.: КАРО, 2006.

3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке.-М.: Просвещение, 20044.

4. Загашев И. Умение задавать вопросы. СПб.Изд-во «Питер», 2001.

5. Кларин М. В. Технологии обучения: идеал и реальность. - Рига, 1999. 6.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.учебное пособие.- М.: Народное образование, 1998.

7. Фонтанова А. «Черепаха как модель.» Методика работы

с научно-познавательным текстом.// БШ №7 2008

8 profile-edu.ru/- профильное обучение в старшей школе

9.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении.

10.9151394.ru/projects/liter/litkurs/index.html


© 2010-2022