- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Из опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложений
Из опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложений
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Нуксиева К.К. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Графическое изображение связи слов в предложений.
(из опыта использования опорных схем.)
Нуксиева. К.К Кызыл Жулдызская основная средняя школа. Катон-Карагайский район.В.К.О.
Одним из эффективных приемов обучения русской речи,вызывающим у школьников большой интерес, является коллективное составление на уроке опорных схем, таблиц,грамматических определений.
Исходным материалом для них являются выводы, к которым приходят учащиеся под руководством учителя в результате обобщения изученных тем.
Для примера опишу опыт составления с семиклассниками опорных схем при изучений темы:»Виды связи слов в предложений».
На интерактивной доске на левой половине записывается слова:школа, наша,юбилей, торжественно, отмечать ,свой. Задаю вопрос:почему мы записали эти слова через запятую, составляют ли они предложение?Ученики отвечают, что это разрозненные слова, они не связаны между собой, поэтому не являются предложением.Прошу составить из этих слов предложение и записать его.Записывается на интерактивной доске и в тетрадях (слева) предложение:Наша школа торжественно отметила свой юбилей.Прошу учащихся ответить:все ли слова вошли в предложение, и почему полученную конструкцию можно назвать предложением? Учащиеся отмечают, что в предложение вошли все шесть слов.Предложение получилось лишь тогда, когда мы связали все эти слова грамматически (изменив, где нужно, окончания) и по смыслу ( поставив все слова в определенном порядке).
Еще раз уточняю сама, что все слова в предложений связаны между собой, они живут по определенным правилам, как члены одной семьи: у каждого слова свои обязанности. Чтобы разобраться , как могут связываться друг с другом слова в предложений , предлагаю ребятам совместно составить опорную схему на правой половине доски.Вызванный ученик сначала рисует в виде «кружочков-человечков» все слова данного предложения.
Предлагаю показать на следующем рисунке, что все слова в предложений»живут» дружно,они тесно связаны между собой.Делают такое изображение:
Затем выполняются следующие задания:
1.Назовите главные члены в предложений, подчеркните их, а на рисунке заштрихуйте или обозначьте красным мелком.(Обводятся красным второй и четвертый кружочки).
2.Выпишите подлежащее и сказуемое, нарисуйте эту часть схемы.Объясняю,что подлежащее и сказуемое - это грамматическая основа предложения, которая не является словосочетанием.На правой стороне доски дети рисуют такую часть схемы:
Школа грамматическая основа отметила
Предлагаю выписать из предложения все словосочетания в столбик, отметив в каждом из них главное слово, от которого задаем вопрос,знаком +, а зависимое , к которому ставим вопрос ,знаком-.Получается такая запись
-
+
наша школа
-
+
свой юбилей
+ -
отметила юбилей
+ -
отметила торжественно
Для того, чтобы дети могли понять разницу в характере связи слов и правильно дать графическое изображение этой связи, провожу следующую работу: в первом словосочетаний ( наша школа) меняю форму главного слова и прошу правильно сочетать его с зависимым. Учащиеся сами начинают соответственно менять форму зависимого слова: у школы- нашей, в школу -нашу, школы -наши.
Почему они изменили форму зависимого слова?(Если изменяется форма главного слова, то надо менять и форму зависимого).
Обобщая ответы учащихся, сообщаю, что такая связь слов, когда главное слово согласуется с зависимым в роде, числе, падеже и называется согласованием.В родном языке тоже существует такая связь(қабысу), слова согласуются в числе и лице: жетінші сынып, жасыл ағаштар.Вид связи графически:
наша согласование
школа - +
В словосочетаний (отметила юбилей) предлагаю зависимое слово поставить в творительном падеже и прочитать словосочетание.Получилось: отметила юбилеем. Это неверно.Почему? Вывод: при главном слове отметила зависимое слово должно стоять только в винительном падеже. Такая связь называется управлением (меңгеру) үйге келдік, үйден кеттік.И управление существует в казахском языке.Как дать, правильное графическое изображение такой связи, спрашиваю: когда кто-то что-то требует, как ведет себя человек? Он указывает рукой, хмурит брови. Прошу изобразить на рисунке.Появ ляется изображение.
отметил управление
юбилей + -
Разбираем словосочетание : отметила торжественно.Изменяем форму зависимого слова.Учащиеся говорят, что наречия - неизменяемые слова.Как бы мы ни изменяли форму главного слова (отметил, отмечаю, отмечу), зависимое слово наречие- остается неизменным.Оно связывается с главным только по смыслу.Такая связь слов в словосочетаний называется примыканием(жанасу).Примыкать по смыслу к главному слову могут наречия,деепричастия,инфинитив.Почему именно эти части речи? Потомучто все эти части речи являются неизменяемыми.Как мы можем изобразить на рисунке примыкание: к главному слову просто , «по-родственному» тянутся слова.Появляется такой рисунок.
отметила
тожественнопримыкание.
Этот вид работы развивает в учащихся творческие способности,самостоятельность мышления.