Из опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложений

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийИз опыта работы с опорными схемами Графическое изображение связи слов в предложенийГрафическое изображение связи слов в предложений.

(из опыта использования опорных схем.)

Нуксиева. К.К Кызыл Жулдызская основная средняя школа. Катон-Карагайский район.В.К.О.

Одним из эффективных приемов обучения русской речи,вызывающим у школьников большой интерес, является коллективное составление на уроке опорных схем, таблиц,грамматических определений.

Исходным материалом для них являются выводы, к которым приходят учащиеся под руководством учителя в результате обобщения изученных тем.

Для примера опишу опыт составления с семиклассниками опорных схем при изучений темы:»Виды связи слов в предложений».

На интерактивной доске на левой половине записывается слова:школа, наша,юбилей, торжественно, отмечать ,свой. Задаю вопрос:почему мы записали эти слова через запятую, составляют ли они предложение?Ученики отвечают, что это разрозненные слова, они не связаны между собой, поэтому не являются предложением.Прошу составить из этих слов предложение и записать его.Записывается на интерактивной доске и в тетрадях (слева) предложение:Наша школа торжественно отметила свой юбилей.Прошу учащихся ответить:все ли слова вошли в предложение, и почему полученную конструкцию можно назвать предложением? Учащиеся отмечают, что в предложение вошли все шесть слов.Предложение получилось лишь тогда, когда мы связали все эти слова грамматически (изменив, где нужно, окончания) и по смыслу ( поставив все слова в определенном порядке).

Еще раз уточняю сама, что все слова в предложений связаны между собой, они живут по определенным правилам, как члены одной семьи: у каждого слова свои обязанности. Чтобы разобраться , как могут связываться друг с другом слова в предложений , предлагаю ребятам совместно составить опорную схему на правой половине доски.Вызванный ученик сначала рисует в виде «кружочков-человечков» все слова данного предложения.

Предлагаю показать на следующем рисунке, что все слова в предложений»живут» дружно,они тесно связаны между собой.Делают такое изображение:

Затем выполняются следующие задания:

1.Назовите главные члены в предложений, подчеркните их, а на рисунке заштрихуйте или обозначьте красным мелком.(Обводятся красным второй и четвертый кружочки).

2.Выпишите подлежащее и сказуемое, нарисуйте эту часть схемы.Объясняю,что подлежащее и сказуемое - это грамматическая основа предложения, которая не является словосочетанием.На правой стороне доски дети рисуют такую часть схемы:

Школа грамматическая основа отметила

Предлагаю выписать из предложения все словосочетания в столбик, отметив в каждом из них главное слово, от которого задаем вопрос,знаком +, а зависимое , к которому ставим вопрос ,знаком-.Получается такая запись

  • +

наша школа

  • +

свой юбилей

+ -

отметила юбилей

+ -

отметила торжественно

Для того, чтобы дети могли понять разницу в характере связи слов и правильно дать графическое изображение этой связи, провожу следующую работу: в первом словосочетаний ( наша школа) меняю форму главного слова и прошу правильно сочетать его с зависимым. Учащиеся сами начинают соответственно менять форму зависимого слова: у школы- нашей, в школу -нашу, школы -наши.

Почему они изменили форму зависимого слова?(Если изменяется форма главного слова, то надо менять и форму зависимого).

Обобщая ответы учащихся, сообщаю, что такая связь слов, когда главное слово согласуется с зависимым в роде, числе, падеже и называется согласованием.В родном языке тоже существует такая связь(қабысу), слова согласуются в числе и лице: жетінші сынып, жасыл ағаштар.Вид связи графически:

наша согласование

школа - +

В словосочетаний (отметила юбилей) предлагаю зависимое слово поставить в творительном падеже и прочитать словосочетание.Получилось: отметила юбилеем. Это неверно.Почему? Вывод: при главном слове отметила зависимое слово должно стоять только в винительном падеже. Такая связь называется управлением (меңгеру) үйге келдік, үйден кеттік.И управление существует в казахском языке.Как дать, правильное графическое изображение такой связи, спрашиваю: когда кто-то что-то требует, как ведет себя человек? Он указывает рукой, хмурит брови. Прошу изобразить на рисунке.Появ ляется изображение.

отметил   управление

юбилей + -

Разбираем словосочетание : отметила торжественно.Изменяем форму зависимого слова.Учащиеся говорят, что наречия - неизменяемые слова.Как бы мы ни изменяли форму главного слова (отметил, отмечаю, отмечу), зависимое слово наречие- остается неизменным.Оно связывается с главным только по смыслу.Такая связь слов в словосочетаний называется примыканием(жанасу).Примыкать по смыслу к главному слову могут наречия,деепричастия,инфинитив.Почему именно эти части речи? Потомучто все эти части речи являются неизменяемыми.Как мы можем изобразить на рисунке примыкание: к главному слову просто , «по-родственному» тянутся слова.Появляется такой рисунок.

отметила

тожественнопримыкание.

Этот вид работы развивает в учащихся творческие способности,самостоятельность мышления.



© 2010-2022