Обобщающий урок по теме Состав слова и способы словообразования

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Состав слова и способы словообразования



Цели : - обобщение и систематизация материала по теме;

- развитие умения применять теоретические сведения на практике;

- наблюдение над изобразительными возможностями русского словообразования.

Ход урока

Слово не есть наша произвольная выдумка: всякое слово, получающее место в лексиконе языка, есть событие в области мысли.

В.А.Жуковский

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

2. Работа с эпиграфом.( на слайде) Как вы понимаете слова Жуковского? Как они соотносятся с темой урока?

3. Повторение теоретического материала по теме «Морфемный состав слова». Устный рассказ ученика с одновременной демонстрацией слайдов.

4. Выполнение упражнения на мультимедийной доске. Демонстрация материала на слайдах.

А.)В каком ряду только однокоренные слова?

- блеск, блистательный, блестки, блестящий;

-перекос, искоса, касание, косой;

-отдача, выданный, задаром, подарок;

Б.) В каком ряду одинаковые приставки?

- заговор, законный, забросить, занавес;

- дозвониться, доверху, дописать, добродушный;

- оглашать, описание, огрубевший, ослушаться;

В.) В каком ряду одинаковые окончания?

- молоко, приходилось, написано, не спалось;

- мастерская, кожаная, стая, края;

- сливки, по - солдатски, жалюзи, в степи.

5. Обобщение теоретического материала по теме «Способы словообразования». Устный рассказ ученика с одновременной демонстрацией слайдов.

6. Выполнение упражнения на мультимедийной доске: выписать из предложений слова, образованные :

А.) суффиксальным и неморфологическим способами:

Мимо вагонной дверцы уже плыли станционные деревья, тянули ветви с пластами снега навстречу поезду.

Б.) приставочным, суффиксальным и бессуфиксным способами:

На снежном обрыве, где желтели пятна и полосы от золы, которую сегодня выгребли из печек, двигались маленькие фигурки.

В.) приставочно - суффиксальным, суффиксальным способами, сложением:

Теперь в этом доме разместили горком партии, и на стене косого фундамента, где в прежние времена расклеивали театральные и цирковые афиши, теперь вывешивали постановления правительства.

7.Укажите способ словообразования:

По - своему, перекрасить, сельскохозяйственный, вздох, беспомощный, насухо, поломка, светло - серый, быстрорастворимый, завуч, вуз.

8. Наблюдение над изобразительными возможностями русского словообразования.

Словообразовательная система русского языка отличается исключительным богатством и разнообразием. По подсчетам современных лингвистов, примерно 90% слов нашего языка являются производными, а это значит, что 9 из 10 слов прошли через «словообразовательный круг» в языке и имеют в своем составе словообразовательные морфемы, которые придают словам разнообразные смысловые и экспрессивные оттенки. В настоящее время в русском языке насчитывается огромное количество морфем, которые являются строительным материалом для уже образованных и вновь создающихся слов. Так 60 тысяч слов из орфографического словаря конструируются с помощью 4,5 тысяч корней, около 500 суффиксов и 100 приставок. Каждая из этих морфем оказывает влияние на лексическое значение слова. Количественный состав морфем, развитая синонимика значимых частей слова, разнообразие способов образования слов в конечном счете определяет лексическое богатство русского языка, безграничные возможности для словотворчества, для языкового новаторства. Секрет изобразительной силы русского словообразования состоит в том, что оно отличается исключительной стилистической гибкостью. Путем присоединения приставок или суффиксов создаются словообразовательные варианты, которые получают определенную функционально - стилистическую закрепленность: работник - работяга, мультфильм - мультик.

Основные художественные приемы: словообразовательный повтор, скопление однокоренных слов, использование слов с суффиксами оценки.

Задания ( выполняются на мультимедийной доске, демонстрация материала на слайдах)

А.) И огнем заполыхала,

И, пройдя через огонь,

Закричала, завздыхала

Эта самая гармонь. (А.Прокофьев)

Какой художественный прием использован в тексте? Выпишите слова с повторяющимися приставками. Какое значение придают они всем словам?

Б.) Не отец меня неволил,

Сам я рвался в хоровод,

Отбаянил, отгармонил

С новой дролей Новый год. (А.Прокофьев)

Найти словообразовательный повтор. В чем его своеобразие? Каково значение приставок?

В.) Дальний мир, беззвездный и бесслезный,

Там , на немоту обречены,

В беспорядке отступают звезды

Малой и большой величины. (А.Прокофьев)

Найти словообразовательный повтор. Какое общее значение объединяет слова этой модели. Как вы думаете, для чего автором подряд использовано два слова данной модели? Какое значение при этом усиливается? Сделайте вывод.

Г.) Горе свое горькое

Я перегорю

И в борьбе с несчастьями

Счастье завоюю. (В.Боков)

Я строил окопы и доты,

Железо и камни тесал,

И сам я от этой работы

Железным и каменным стал. (Я.Смеляков)

Найти однокоренные слова. С какой целью автор их употребляет?

Д.) Не кукушечка во сыром бору куковала,

Не соловушка в зеленом саду громко свищет,

Добрый молодец, во неволюшке сидя, плачет. (Народная песня)

Найти слова с суффиксами оценки. Для чего они употребляются в тексте?

9.Стихотворение В.Хлебникова «Заклятие смехом» (Текст на слайде)

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь,смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешиц надсмеяльных- смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!

Смейево, смейево,

Усмей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

  1. По оценке В.Маяковского, стихи В.Хлебникова - это образец «инженерной» литературы. В какой мере прочитанное стихотворение подтверждает это определение?

  2. Запишите однокоренные слова. Найдите авторские неологизмы

  3. Какими способами словообразования пользуется поэт в своем словотворчестве?

  4. Какие части речи вы узнаете в авторских неологизмах? Укажите части речи там, где можете, и докажите правильность ответа.

  5. Творческое задание: запишите свои неологизмы со словами любовь, печаль, юмор.

10.Подведение итогов урока.

11. Домашнее задание. Упражнение № 211. ( Учебник А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой)



© 2010-2022