Урок на тему: Грамматический чай

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Гласные звуки и буквы».

Тип урока: повторение и закрепление изученного

Цель урока: через традиции и обычаи калмыцкого народа закрепить умение определять гласные звуки и буквы, развивать орфографическую зоркость, учащихся, образное мышление, воспитывать интерес и любовь к традициям и культуре калмыцкого народа.

Задачи: Углубление знаний о гласных звуках. Совершенствование навыков правописания слов с изученными орфограммами. Способствовать развитию самостоятельности мышления, расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.

3. Воспитывать культуру общения.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научатся видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Метапредметные:

Познавательные: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель и тему урока; умение строить речевое высказывание в устной форме; формирование умения поиска нужной информации.

Регулятивные: целеполагание, планирование и оценивание полученных результатов с поставленной задачей; умение оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с одноклассниками: договариваться о распределении работы между собой и соседом, уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Личностные: формирование позитивной самооценки, развитие творческого воображения.

Тип урока: урок закреплений знаний, выработки умений и навыков

Методы: беседа +игра + поиск + творчество (словесный, наглядный, практический, проблемно - поисковый)

Форма урока: урок - праздник «Грамматический чай»

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, раздаточный материал, наглядный материал

Структура урока

  1. Оргмомент. Сообщение темы, цели и задач урока

  2. Актуализация знаний:

  1. Минутка чистописания

  2. Самоопределение к деятельности. Формулирование темы и цели урока.

  3. Словарная работа

  4. Орфографическая минутка

  1. Закрепление изученного материала

1) Гласные буквы и звуки

2) Работа с текстом

  1. Физминутка

  2. Творческая работа. Составление благопожелания

  3. Чтение наизусть стихотворений о чае

  4. Итог урока

  5. Рефлексия (оценочные высказывания)







































































Ход урока

  1. Оргмомент. Создание эмоционального настроя.

Самый лучший день - сегодня.

Самый лучший отдых - работа.

Самая лучшая работа та, которую ты любишь.

Самая большая потребность - общение.

Самоё большое богатство - здоровье.

Самый большой дар - любовь.

Если вы внимательно посмотрите на оформление стихотворения, то правильно скажите, чему мы будем учиться сегодня на уроке?

(Мы научимся на уроке проявлять любовь ко всему живому, к традициям и обычаям калмыцкого народа). А каким именно традициям, вы мне скажите к концу урока.

  1. Минутка чистописания.

Откроем тетради, вспомним правила посадки и письма.

Прочитаем с доски записи и запишем аккуратно в тетрадь.

29 октября

Классная работа

На следующей строке напишите буквы

а й ч

- Какое слово можно получить, если переставить буквы местами? (Чай)

-Верно. Напишите на следующей строке слово чай. А что такое чай?

- А теперь прочитайте, какое определение дает Ожегов этому слову в толковом словаре

Чай - это настой из заваренных сушенных листьев или плодов каких - нибудь плодов или ягод (Ожегов)

Что такое однокоренные слова? Подберите однокоренные слова к слову чай: чайный, чайник

Разберите слова по составу. Вспоминаем алгоритм разбора слова по составу.

  1. Актуализация знаний

Обратите внимание, какие буквы остались у нас неиспользованные?

- Сколько гласных звуков в русском языке? (6)

- Сколько гласных букв? (10)

- Какие признаки гласных звуков мы с вами знаем? Назовите: голос, нет преград, слог.

Самоопределение к деятельности. Формулирование темы и цели урока.

Как вы думаете, какая сегодня будет тема нашего урока? Зная тему, определим цель урока

А сейчас послушайте историю появления чая.

Беседа учителя

5000 лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. Чай - китайское слово. Русские люди торговали с китайцами, китайцы чай называли ча-е, отсюда и русское слово чай. А мы, калмыки, говорим ця. У калмыков чай - это главная пища. Чай - молочный символ счастья и покоя, поэтому любое торжество в честь любого события в нашей жизни мы начинаем и заканчиваем чаепитием. У калмыцкого чая нет аналога ни в одной кухне мира.

Словарная работа

- Давайте вспомним, какие продукты нужны нам для приготовления калмыцкого чая? (дети записывают слова на обычной доске: вода, чай, соль, молоко, масло, мускатный орех)

Орфографическая минутка.

Ребята, что такое орфограмма? На ИД найдите орфограммы в первых трех словах (проверяемая безударная гласная о в корне слова вода, правописание ь в слове соль, правописание ча - ща в слове чай)

- Какие словарные слова вам встретились? (молоко)

- Какое слово лишнее? (мускатный) Почему?

Закрепление пройденного

-Какая посуда нам нужна, чтобы сварить чай? (Кастрюля) Чтобы у нас появилась кастрюля, вы должны выполнить задание: во всех словах подчеркнуть гласные буквы.

- Молодцы, ребята, кастрюля у нас есть. Давайте варить чай. Что нам для этого нужно? (вода) Чтобы налить воду в кастрюлю вы должны найти слово, в котором букв больше, чем звуков. (соль) Почему звуков меньше, чем букв? Молодцы!

- Воду мы поставили на огонь. Что теперь положим в кастрюлю? (Чай) А для этого правильно поставьте ударение (на ИД). Давайте вспомним, что такое ударение? Мы еще с вами учили правило в стихах. Давайте вспомним

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной.

Если буква гласная вызвала сомнение,

Ты ее немедленно поставь под ударение.

- Вернемся к нашему чаю. Какой продукт нам нужен? (соль) Чтобы положить соль вы должны выполнить следующее задание: прочитайте предложение и скажите, можно сказать, что калмыцкий чай обладает волшебной силой? Почему вы так думаете?

В зной джомба утоляет жажду, в мороз согревает и восстанавливает силы.

- Ребята, запишите предложение и подчеркните главные члены предложения.

Вот наш чай закипел, что нам надо добавить? (молоко) Чтобы налить молоко, найдите в этом предложении слова, которые состоят из 2 слог. (джомба, жажду, мороз, силы)

Физминутка дун «Хальмг ця»

Пришло время положить в чай что? (масло) Ребята, найдите слова, которые обозначают предмет. А теперь разделите эти словам для переноса . (зной, джом-ба, жаж - ду, мо - роз, си - лы) Давайте вспомним правила переноса.

Наконец, мы положим в чай что? (мускатный орех) Для этого вам надо вспомнить каким гласным буквам в театре звуков дают двойную роль? (е,ё,ю,я) Но ведь им не всегда везет и они получают двойную роль. Давайте вспомним, когда эти гласные буквы обозначают два звука? (в начале слова, после ь знака, после гласных) Приведите свои примеры.

Вот и готов наш калмыцкий чай.

Игра «Калмыцкий чай по презентации

Ямаран цяяhин авъяс тадн меднят?

Цә шингн болвчн идәни дееҗ. Өрк-болһн шин чансн цәәһәр дееҗ бәрнә. Хоосн хар ус буслһдм биш. Болсн цәәг зөв эргүлҗ самрдм

Цәәг кемтркә амта ааһд кедго. Цәәтә ааһиг чавчад бәрдго. Цә уучкад, ааһинь көмрүлҗ тəвдго.

Ода хамдан шулг келхм хальмгар

Цәәhәс әмтәхн уга

Цәәhәс чинртәнь уга,

Цәәhәс үнтәнь уга,

Цәәhәс ахнь уга.

- А кому предназначена первая чашка чая? (бурханам) А вторая чаша чая? (старшему по возрасту)

Когда человек берет чай в руки, что он делает? (безымянным пальцем правой руки совершить ритуал кропления (цацл цацх), произнести благопожелание)

Творческая работа Составление благопожелания

После того, как всем разлит чай, самый старший говорит благопожелание

- А что желают друг другу люди?

- Давайте составим благопожелание из слов, которые вам даны. Подберите к каждому слову подходящее по смыслу слова

Здоровье крепкое

Жизнь долгая

Небо мирное

Дорога белая

Поставьте слова в нужной форме и составьте благопожелание. Давайте вместе прочитаем

Желаем долгих лет жизни

Крепкого здоровья

Мирного неба

Белой дороги вам!

- А теперь самостоятельно запишите в тетрадь

Мы с вами учили стихотворение поэтессы Б. Сангаджиевой «Калмыцкий чай»

- Послушайте стихотворение

Какой калмык в какое из столетий

Придумал то, что я воспеть хочу?

Я каждый день, вставая на рассвете,

Напиток золотистый кипячу.

Да не простой, а золотой! Он с перцем,

И с маслом, и со свежим молоком.

Мы счастливы всем существом, всем сердцем,

Когда привольно чай калмыцкий пьем.

- Бося Сангаджиева воспевает калмыцкий чай, как лучшего помощника и друга калмыка - степняка. Так к какой традиции мы учились сегодня проявлять любовь?

Итог урока

Что мы делали на уроке? Какую тему закрепили?

Рефлексия урока

Мы сварили чай, а чаепитие всегда доставляет радость, тепло и приносит бодрость. Я надеюсь, наши гости именно в таком настроении и уйдут с нашего урока. Но гостей нельзя отпускать с пустыми руками. Поэтому сейчас, ребята, подумай и выберите цвет тюльпана, которое соответствует вашему настроению: красные - радость, восторг

желтые - с теплотой в душе

черные - мне было неинтересно

У вас на партах тюльпаны красные, желтые и черные. Подарите нашим гостям тюльпаны. Гости, поднимите, пожалуйста, тюльпаны.

Ребята, вы молодцы! Старайтесь жить согласно традициям и обычаям своего народа. Знайте и уважайте традиции других народов.

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Ведь улыбка - залог успеха. Будьте успешными людьми!



© 2010-2022