- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Доклад Игровая технология на уроках русского языка
Доклад Игровая технология на уроках русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жанияз А.А. |
Дата | 28.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Роль игровой технологии в школе
Жанияз Алия Абдижаликызы
Учитель русского языка и литературы
СШ имени И.Ургенишбаева
«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву-это одна из труднейших и важнейших задач дидактики».
К.Ушинский.
Главной целью образовательной реформы в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде.Педагогические инновации-это нововведения в педагогическую деятельность.Главной задачей является создание необходимых условий для получения образования,которые направлены на формирование,развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей,достижений науки и техники.Современные образовательные технологии необходимы для развития познавательной и творческой активности каждого школьника в учебном процессе.Они дают огромную возможность повышать качество образования,более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени,отведенного на выполнение домашнего задания.В каждой школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий,которые примеяются в учебном процессе.Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны между собой и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость,честность,доброжелательность,сопереживание,взаимопомощь и обеспечивающую тем самым образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными потребностями.
В каждой технологии обучения отражаются следующие важнейшие особенности:
-наличие диагностических целей, обеспечивающих предсказуемость итогов работы;
-наличие строгой последовательности педагогических действий, ведущих от целей к результатам (алгоритм);
-наличие системы контрольных заданий, адекватных целям;
-гарантия достижения результатов заданного уровня обучения;
-недейственной мотивационной основой учебно-познавательной деятельности школьников. Ведущим мотивом учения для большинства из них является страх. Ставка на внешнюю мотивацию, на силовое решение педагогических проблем оказывается неэффективной;
-психологическим дискомфортом, прессингом, который испытывают многие учащиеся на учебных занятиях.
Переход учителей на более совершенные технологии обучения - процесс нелегкий и небыстрый.Потому что педагогический процесс,по сравнению с производственным процессом, носит творческий характер. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебному процессу.Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от того,каким образом сам учитель понимает функции и классификации педагогических игр.
Данную классификацию педагогических игр составил Г.К. Селевко.
Cуществуют также и классификационные параметры игровых технологий:
По уровню применения: все уровни.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По основному фактору развития: психогенные.
По концепции усвоения опыта: ассоциативно-рефлекторные + гештальт + суггестия.
По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + + СУМ + СЭН + СДП.
По характеру содержания: все виды + проникающие.
По типу управления: все виды - от системы консультаций до программной.
По организационным формам: все формы. По подходу к ребенку: свободное воспитание. По преобладающему методу: развивающие, поисковые, творческие. По направлению модернизации: активизация. По категории обучаемых: массовая, все категории.
На каждом уроке русского языка и литературы я использую разнообразные по содержанию и тематике игровые приемы.Они помогают ученикам тренировать память,выработать речевые навыки и умения,стимулировать умственную деятельность и развивать также внимание и познавательный интерес к предмету.Игра - это один из важных приемов,которые помогают преодолевать пассивность учащихся.
Например,при изучении темы «Фонетика» я всегда применяю игру,которая называется»Найди свой домик».На доске синий домик-для твердых согласных и зеленый- для мягких.(Ученики получают карточки с буквами:Я,Е,Ё,Ю,И и А,О,Ы,Э,У,обозначающими мягкость или твердость предшествующей согласной.)
Была хорошая погода,все гласные вышли погулять.(Дети выходят из-за парт и гуляют по классу).Вдруг небо потемнело,солнышко спряталось за тучи,начался проливной дождь.Буквы увидели домики и устремились к ним,но хозяин мог пустить в них только своих:в синий-А,О,У,Ы,Э,в зеленый-Я,И,Ю,Е,Ё,так как именно с их помощью (и с помощью Ь) происходит смягчение согласных.
Игра помогает детям ориентироваться в звуковой структуре слова и хорошо усвоить правила написания гласных после твердых и мягких согласных.Чтобы как можно больше учеников были участниками этой игры,можно проводить ее два-три раза.
При изучении темы «Антонимы» на закрепление я применяю игру,которая называется «Наоборот».Цель этой игры заключается в том,что нужно подобрать к словам пропущенные антонимы.Первые буквы подобранных слов,если их прочитать по вертикали,составят новое слово,относящееся к тебе.Попробуй отгадать,кто ты.
Широкий -
Твердый -
Старый -
Скучный -
Бесполезный -
Неряшливый -
(Ответ:Умница)
Когда изучаем тему»Синтаксис»в 5-6-ых классах, можно использовать игру»Шифровка».Эта игра требует от учеников быстроты мышления и уверенности.Цель данной игры заключается в следующем:разгадайте способ шифровки. Запишите предложения.Выполните синтаксический разбор. (В комнате, куда я вошёл, было темно)
Игр,конечно,в русском языке существует огромное количество.Их не вместишь на все пять листов.Я написала только несколько.Все игры интересны и полезны по своему содержанию .Можно сделать вывод,что существуют в учебном процессе такие «плюсы» игровой деятельности как для учителя, так и для ученика.
Для учителя: для ученика:
-позволяет разнообразить материал; -развивает инициативу,динамизм
-снимает усталость,напряжение; и творчество,целенаправленное
-дает возможность оценить полноту знаний; взаимодействие в группе;
-контролирует количество учеников при ответе; -учится ставить цели,определять
-преподносит учебный материал интереснее; приоритеты;
-активизирует самостоятельную работу -преобладает здоровая
учеников. конкуренция.
Этим самым можно выделить такие преимущества игровой технологии:
-позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс;
-осуществляются межпредметные связи;
-меняется мотивация обучения в положительную сторону;
-происходит сокращение времени и накапливается большой опыт.
В качестве небольшого подтверждения важности педагогической игры на уроках я хочу предложить данные стихотворные строки,сочиненные мной:
Любимое развлечение для всех,
Игра приносит людям смех.
Играют все на белом свете,
Играют взрослые и дети.
Всех учеников увлекает игра,
Для неё удобна любая пора.
Игра развивает речь и смекалку,
Активность и мыслей закалку.
Игра делает жизнь богаче,
Разнообразнее,интереснее и ярче.
А,главное, сплачивает весь коллектив,
Ведь это отличной учебы важный мотив.
В конце мая я закончила уровневые курсы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан.Поэтому вначале этого учебного года я стала работать по этой программе,в которую входит изучение семи модулей.В данной программе есть элементы игровой технологии,что радует не только учителей,но и учеников.В нашей стране идет полным ходом подготовка учителей новой формации.Это,конечно, веление времени.Меняется время,значит,должны преображаться и все учителя,должно перестраиваться также и содержание преподавания и обучения подрастающего поколения.В связи с этим традиционная форма урока уже постепенно теряет свою актуальность.Навстречу ей быстрым ходом идет новизна.Мы должны идти в ногу со временем.Не зря говорят о том,что происходит в мире,все идет к лучшему.
-
4
-
5 Использованная литература:
-
1 Селевко Г. Современные образовательные технологии.М.:Педагогика,1980.
2 Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий.М.:Просвещение,1989.
3 В.Волина.Праздник Букваря. «Аст-пресс»,2005г.КП22220Пуроков4 От игры к знаниям. «Просвещение»,1986г.м2222мммммммммМММ сопровождение
Календарно-тематическое планирование
Рефераты
І.Үргенішбаев атындағы орта мектебінің
орыс тілі мен әдебиет пәнінің мұғалімі
Ә.Жанияздың «Роль игровой технологии в школе» атты
әдістемелік мақаласына
Аннотация
Оқушыға білім беру,дамыту және тәрбиелеу жаңа заман талабына сәйкес іске асырып,жүйелі ұйымдастыру әрбір педагогтың міндеті.Оқушыны жан-жақты дамытуға жол салатын сабақтарда пайдаланатын жаңа технологиялардың пайдасы өте көп.
Бұл мақаланы орыс тілі мен әдебиет пән мұғалімі А.Жанияздың «Роль игровой технологии в школе» атты әдістемелік мақаласы сабақ үстінде жүргізілетін ойын технологиясына арналған.Мақалада алынған тақырыптың өзектілігін жақсы ашылған.Материал мазмұны түсінікті. Өз ойын жақсы жеткізген,тірек-сызба пайдаланған.Сабақта ойынға байланысты фотосуреттер көрсетілген.Мұғалім қауымның көмекші құралы боларына үлкен сенім білдіремін.