Методическая разработка. Конспекты уроков по теме И. С. Тургенев Муму

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка. Конспекты уроков по теме И. С. Тургенев МумуМетодическая разработка. Конспекты уроков по теме И. С. Тургенев МумуМетодическая разработка. Конспекты уроков по теме И. С. Тургенев МумуМетодическая разработка. Конспекты уроков по теме И. С. Тургенев МумуМетодическая разработка. Конспекты уроков по теме И. С. Тургенев МумуМетодическая разработка. Конспекты уроков по теме И. С. Тургенев МумуМетодическая разработка. Конспекты уроков по теме И. С. Тургенев Муму

Тема: И. С. Тургенев «Муму». Знакомство с героями.

Цели:

Образовательные: познакомить с детством и началом литературного пути Тургенева, окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель; познакомить с историей создания рассказа «Муму».

Развивающие: развить интерес к личности писателя и его творчеству.

Воспитательные: воспитывать интерес к русской литературе.

Планируемые результаты:

Познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Личностные: Осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Регулятивные: постановка учебной задачи; умение работать в группе.

Дидактическая структура урока

Деятельность обучающихся

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Загадка для учащихся

У нее четыре лапы,
Черный нос и хвост лохматый,
Очень часто громко лает,
и плохих людей кусает!
Она бывает забияка!
Это кто у нас? (Собака!)

- Как вы думаете, почему именно эту загадку я вам загадала?

Запишите тему урока И.С.Тургенев: детство, начало литературной деятельности. «Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права.

III. Целеполагание

- Перед нами стоит цель: познакомиться с впечатлениями детства Тургенева; с историей создания повести


- А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок?

IV. Беседа по вопросам:

- Что произвело на вас самое сильное впечатление в повести?

-Как связаны герои между собой?

Герасим

Капитон

Барыня Муму

Татьяна Гаврила

Дворня Степан

V. Работа с текстом (1-3 главы)

VI. Рефлексия.

- Ваше отношение к героям?



VII. Домашнее задание.

Готовность класса. Приветствие

Отгадывание загадки





Отвечают на вопрос. Записывают тему



Определяют тему урока



Составляют кластер



Отвечают на вопросы.

Пересказывают

Делают выводы

Высказывание по модели: Я сегодня узнал…

Записывают д/з







Тема: Герасим и его окружение. Духовные и нравственные качества героя.

Цели:

Образовательные: создать условия для развития у школьников культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей.

Развивающие: совершенствование умений анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения.

Воспитательные: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе.

Планируемые результаты:

Познавательные:. Формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно. Личностные: Формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности. Коммуникативные: Формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других Регулятивные: постановка учебной задачи; умение работать в группе.

Дидактическая структура урока

Деятельность обучающихся

1. Организация начала урока

-Обсудите в паре: на что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?

Предполагаемые ответы: «поступки, речь, поведение, отношение к другим, мнения других, увлечения, род занятий, обязанности»

II. Целеполагание

III. Актуализация знаний

- Какие чувства у вас возникали во время чтения?

- Кто вызывал у вас эти чувства?

- Давайте вспомним и назовем основных героев рассказа» (после каждого ответа учитель записывает имена героев на доску)

- Посмотрите, героев много. Можем ли за один урок хорошо познакомиться с каждым?

- Сколько нужно времени (уроков)?

- Как вы думаете, с каким героем мы начнем сегодня знакомиться?

- Почему именно с ним?

- Как вы думаете: может ли эта схема помочь нам при знакомстве с Герасимом?

IV.Составление портрета литературного героя по схеме

Методическая разработка. Конспекты уроков по теме И. С. Тургенев Муму

  • Чем занимался Герасим в деревне?

  • Почему автор называет работу Герасима «неистовой»? Почему герой не устает от работы?

  • Какие обязанности были у Герасима в доме барыни? О нем сказано: «Дела у него было немного…». В самом деле - немного? Попытайтесь разобраться.

  • Как Герасим выполнял свои обязанности? (Примеры из текста)

  • Найдите описание каморки Герасима.

  • Докажите, что Герасим устроил каморку «по своему вкусу».

  • На какие детали (предметы) в каморке автор обращает внимание?

  • Почему Герасим «не любил, чтобы к нему ходили»?

  • Какие черты характера героя автор раскрывает через описание каморки?

  • Найдите описание каморки Герасима.

  • Докажите, что Герасим устроил каморку «по своему вкусу».

  • На какие детали (предметы) в каморке автор обращает внимание?

  • Почему Герасим «не любил, чтобы к нему ходили»?

  • Какие черты характера героя автор раскрывает через писание каморки?

- Какими качествами, на ваш взгляд, обладал Герасим?

VI. Рефлексия.

- Сумел ли автор доказать, что герой его славный?

- А вы могли бы назвать Герасима славным?

- Какие качества героя вам близки, ценны для вас?»

VII. Домашнее задание

Готовность класса. Приветствие

Работа с кластером



Определяют тему урока

Отвечают на вопросы



Работают в группах



1 группа



2 группа

3 группа

Высказывают своё мнение

Записывают д/з

Тема: Герасим и Муму. Счастливый год.

Цели:

Образовательные: научить обучающихся оперативной работе с текстом; раскрыть другую сторону души Герасима, его умение заботиться о слабом существе, способность протестовать против несправедливости.

Развивающие: продолжить работу по развитию навыков общения в парах, формированию коммуникативной компетенции.

Воспитательные: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе.

Планируемые результаты:

Познавательные: умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Личностные: Формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности. Коммуникативные: Формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других Регулятивные: постановка учебной задачи; умение работать в группе.

Дидактическая структура урока

Деятельность обучающихся

1. Организация начала урока

II. Целеполагание

III. Актуализация знаний

- Чем была скрашена безрадостная жизнь Герасима после расставания с Татьяной?

- Какую роль сыграла в его жизни Муму? Или Важно ли, что Герасим нашёл собаку сразу после отъезда Татьяны?

( Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».)

IV. Работа с текстом

- Пересказать эпизод, как Герасим нашёл Муму.

- Изменился ли с появлением Муму сам Герасим? Как он ухаживал за своей питомицей? Работа с текстом.

( Сон стал радостный и тихий, очень был доволен своей судьбой… )

- Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей».

- Можно ли этот год жизни героя назвать счастливым? В чем заключалось счастье героя? (С момента отъезда Татьяны и появления Муму никаких особых событий не произошло. Герасим спокойно работал, заботился о беззащитном щенке, испытывал радость от привязанности к нему Муму, чувствовал ответственность за свою любимицу. Все это и составляло счастье Герасима: быть кому-то нужным и заботиться о ком-то.)

- Но счастье Герасима и Муму длилось недолго.

- Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала? (Непослушание)

-Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?

-Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?

( Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, - спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что приказ барыни.)

VI. Рефлексия.

- Какой вопрос вам хочется задать автору?

- Действительно, а почему герой не ушёл от барыни с собакой?

- А когда к нему пришло решение уйти от барыни и всех тех, кто его окружал?

VII. Домашнее задание

Готовность класса. Приветствие

Определяют тему урока

Отвечают на вопросы



Работают в группах



Пересказ эпизода о пропаже Муму



Высказывают своё мнение

Записывают д/з





Тема: Превосходство Герасима над челядью. Протест против крепостничества.

Цели:

Образовательные: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости только при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок; выяснить, в чем превосходство Герасима над такими же крепостными, как и он; рассмотреть, является ли самостоятельный поступок крепостного шагом к избавлению от насилия.

Развивающие: продолжить работу по развитию навыков общения в парах, формированию коммуникативной компетенции.

Воспитательные: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности; формирование гуманистического мировоззрения, гражданской позиции, любви и уважения к литературе.

Планируемые результаты:

Познавательные: Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает обобщения, выводы. Личностные: Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, проявляет способность к самооценке своих действий, поступков. Коммуникативные: Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. Регулятивные: постановка учебной задачи; умение работать в группе.

Дидактическая структура урока

Деятельность обучающихся

1. Организация начала урока

II. Целеполагание

III. Актуализация знаний

IV. Работа с текстом

- Чем можно объяснить желание барыни пообщаться с Муму у себя в покоях?

- Можно ли утверждать, что неумение общаться с животным, естественная реакция собаки на незнакомых людей вызвали у капризной дамы ненависть и враждебность к Муму? В чем это выразилось?

- Что произошло с Муму после того, как она побывала в «гостях» у барыни?

- Почему Герасим испытывает сильное беспокойство с момента исчезновения собаки? Что не учел герой, пряча свою любимицу?

- Почему, говоря о Герасиме, писатель называет его «великаном», а всю челядь - «людишками»?

- Почему Тургенев подчеркивает положение героев: челядь - внизу, Герасим - наверху?

- Чем отличается Герасим от дворовых людей?

- Что больше всего в этой истории неприятно волнует барыню, возможно, заставляет ее страдать нравственно?

- Почему Герасим, увозя навсегда Муму, надевает праздничный сюртук, вычесывает Муму, кормит ее мясными щами?

- В какой момент Герасим принимает решение возвратиться к себе в деревню?

- Что изменилось в поведении и характере Герасима за три года жизни в Москве?

- Можно ли сказать, что автор радуется за своего героя?

(И. С. Тургеневу удалось показать в повести тяжесть крепостного гнета, беспомощность подневольных людей, их лакейство, а также (на примере Герасима) другой тип людей, желающих жить самостоятельно, не умеющих «пресмыкаться»).

V. Работа в группах. (Обобщение по теме.)

- Почему И. С. Тургенев назвал рассказ не «Герасим», а «Муму»?

- Чему вас научил этот рассказ?

- Как сегодня можно бороться с самим собой, чтобы не стать лакеем?

VI. Рефлексия.

VII. Домашнее задание

Готовность класса. Приветствие

Определяют тему урока

Отвечают на вопросы



Читают от слов «…вдруг дверь каморки распахнулась - вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы» до слов «… он казался каким-то великаном перед ними».



Пересказывают эпизод



Читают от слов «…Герасим не мог их слышать…» до слов «…видел в небе несчетные звезды…»

Весь класс делится на группы. Каждая группа получает карточку. На карточке столько вопросов, сколько ребят в группе. Отвечает каждый.

Высказывают своё мнение

Записывают д/з



© 2010-2022