Конспект урока

Как быстро и правильно подготовить ребят к написанию сжатого изложения? Конечно, это нужно делать последовательно, начиная с 5 класса, но есть упражнения, способствующие развитию необходимых способностей. Некоторые из них представлены в этом конспекте. Конспект урока в 9 классе. Подготовка к написанию сжатого изложения.( ОГЭ часть С-1) Урок подготавливает ребят к написанию сжатого изложения, знакомит с приёмами и способами сжатия текста. Есть памятка, помогающая ученикам правильно и последовател...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе»

Автор: Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ№20» Денисова Надежда Михайловна

Цель: Обучение написанию сжатого изложения.

Задачи:

1. Учебные: формировать коммуникативно-речевые умения при подготовке к написанию сжатого изложения; развивать умение определять круг проблем, поднятых в тексте, отбирать в исходном тексте главную и второстепенную информацию, умение точно использовать языковые средства связи предложений в тексте; совершенствовать практические навыки сжатия текста.

2. Развивающие: развивать мышление, память, внимание; создавать условия для развития монологической речи.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока:

- Сегодня на уроке продолжим готовиться к ГИА, будем учиться писать сжатое изложение (будем анализировать текст, учиться способам и приёмам сжатия текста).

3. Повторение

Фронтальный опрос:

- Какое изложение является сжатым? (В нём исходный текст передаётся кратко, сохраняются все микротемы, исключается информация, не имеющая отношения к основной мысли текста).

- Что такое текст? (текст - это группа предложений, связанных по смыслу и грамматически.)

- Что такое тема? Верно ли утверждение, что тема и основная мысль текста это одно и то же? ( Тема - это, то о чём говорится в тексте, общая тема делится на ряд микротем, которые подчинены ей, раскрывают ее. Тема текста может быть выражена в его заголовке. Основная мысль, идея - это то главное, то хотел сказать автор текста. Тема и основная мысль связаны между собой. Основная мысль может быть сформулирована в одном из его предложений. Но чаще всего основную мысль нужно сформулировать самому, вдумчиво прочитав текст).

- Что такое миктротема? (часть одной общей темы)

- Что такое тезис и аргументы? (Тезис - это суждение, истинность которого надо доказать. Аргументы - это те истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса.)

- Какие приёмы сжатия вам известны? (1.Исключение (удаление) второстепенной информации, подробностей, деталей. 2. Обобщение (объединение, замена) единичных явлений и фактов.)

4. Работа с памяткой. Каждому ученику выдаётся памятка, содержащая алгоритм работы над сжатым изложением.

1. При первом прослушивании, важно понять тему текста, уловить его структуру, основную мысль.

2. Записать тезисы, оставляя промежутки

3. Во время второго прослушивания необходимо уточнить тезисы и дополнить их.

4. Написать черновик, проверить, чтобы объём соответствовал норме.

5. Проверить написанный текст минимум 3 раза, сначала речь, после орфографию, пунктуацию и после общую «ершом».

6. Переписать на чистовик и ещё раз проверить.

5. Упражнения

Упражнение1. Всем ребятам раздаётся дидактический вариант (текст изложения для каждого ученика).

Это было в январскую бурю на Каспийском море у кавказских берегов. Резкий ветер с каким-то диким разбойничьим свистом рвал паруса рыбачьей лодки. Положение становилось опасным. Водяные валы и ужасные порывы ветра с колючими иглами дождя грозили опрокинуть рыбачью лодку. Один из этих порывов был так могуч, что, казалось, сейчас все кончится. Небольшое суденышко скрылось в бушевавших волнах, но тут же вынырнуло, выкинутое ураганом. В туманной дали

мелькал то высокий, то низкий берег. Мощные порывы изменчивого ветра каждую минуту могли разорвать полотняный парус или сломать его деревянный остов. Сквозь причудливые лохмотья туч прорывались ослепительные стрелы молний. Ярок и зловещ был блеск этих стрел. Кипучее море бушевало. С огромным упорством опытные рыбаки боролись с грозной стихией. Они прилагали нечеловеческие усилия, чтобы победить ее. Сильными мозолистыми руками они тянули паруса, готовили весла. Молодежь энергично помогала. Она верила в свои юные силы. И свершилось то, что казалось невероятным: люди победили. Они продержались до позднего вечера, пока не стих яростный ветер.

К этому тексту даётся несколько заданий, для каждого ряда разное:

I - Разбить текст на абзацы, подчеркнуть предложения или части предложений, в которых заключена главная мысль каждого из абзацев.

II - Определить, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения, записать обобщённый вариант этих фрагментов.

III - Определить, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма исключения, записать полученный вариант таких фрагментов.

(Текст, разбитый на абзацы.)

Это было в январскую бурю на Каспийском море у кавказских берегов. Резкий ветер с каким-то диким разбойничьим свистом рвал паруса рыбачьей лодки.

Положение становилось опасным. Водяные валы и ужасные порывы ветра с колючими иглами дождя грозили опрокинуть рыбачью лодку. Один из этих порывов был так могуч, что, казалось, сейчас все кончится. Небольшое суденышко скрылось в бушевавших волнах, но тут же вынырнуло, выкинутое ураганом. В туманной дали мелькал то высокий, то низкий берег.

Мощные порывы изменчивого ветра каждую минуту могли разорвать полотняный парус или сломать его деревянный остов. Сквозь причудливые лохмотья туч прорывались ослепительные стрелы молний. Ярок и зловещ был блеск этих стрел. Кипучее море бушевало.

С огромным упорством опытные рыбаки боролись с грозной стихией. Они прилагали нечеловеческие усилия, чтобы победить ее. Сильными мозолистыми руками они тянули паруса, готовили весла. Молодежь энергично помогала. Она верила в свои юные силы.

И свершилось то, что казалось невероятным: люди победили. Они продержались до позднего вечера, пока не стих яростный ветер.

Устная проверка выполненного задания.

Упражнение 2: «Собери тексты»

На карточках даны фрагменты разных текстов, нужно логически ( в правильной последовательности) собрать 2 текста.

Фрагменты текстов на каждой парте (совместная работа по парам).

Арктур не был похож ни на одну из собак. Чувство его к своему хозяину было необыкновенным. У хозяина бывало минутами плохое настроение, часто от него пахло одеколоном - запахом, никогда не встречающимся в природе. Но чаще всего он был добр, и тогда Арктур изнывал от любви. Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь радостным лаем. Но все-таки сдерживался.

Вдруг пронеслися издали какие-то странные, мерные звуки.

То был не человеческий голос, не рожок, не гусли, а что-то похожее на шум ветра в тростнике, если бы тростник мог звенеть, как стекло или струны.

Мне кажется, что он как-то ощущал свою неполноценность. Я никогда не видел его ни идущим, ни бегущим свободно, спокойно и быстро.

Но тут раздались новые звуки, гораздо звончее. Казалось, множество колокольцев звенели безостановочно.

Звуки лились мерно и заунывно, то звонкими серебряными струями, то подобные шуму колеблемого леса, - вдруг замолкли, как будто в порыве степного ветра.

Не мог он ничего видеть, зато в чутье не могла с ним сравниться ни одна собака. Постепенно он изучил все запахи города и прекрасно ориентировался. А каких только не было запахов! Но, где бы ни бродил Арктур, не было случая, чтобы он заблудился.

Грустные, заунывные звуки сменялись весёлыми, но то была не русская грусть и не русская удаль. Тут отражалось дикое величие кочующего племени, и богатырские набеги, и переходы народов из края в край, и тоска по неизвестной, первобытной родине.

Это был удивительный пес.

Вдали начался как будто новый порыв вихря, обратился в длинные, грустно приятные переливы и через несколько времени кончился отрывисто, подобно конскому фырканью.

В результате у ребят должно получиться 2 текста:

1.

Арктур не был похож ни на одну из собак. Чувство его к своему хозяину было необыкновенным. У хозяина бывало минутами плохое настроение, часто от него пахло одеколоном - запахом, никогда не встречающимся в природе. Но чаще всего он был добр, и тогда Арктур изнывал от любви. Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь радостным лаем. Но все-таки сдерживался.

Мне кажется, что он как-то ощущал свою неполноценность. Я никогда не видел его ни идущим, ни бегущим свободно, спокойно и быстро.

Не мог он ничего видеть, зато в чутье не могла с ним сравниться ни одна собака. Постепенно он изучил все запахи города и прекрасно ориентировался. А каких только не было запахов! Но, где бы ни бродил Арктур, не было случая, чтобы он заблудился.

Это был удивительный пес. (По Ю.П.Казакову)

2.

Вдруг пронеслись издали какие-то странные, мерные звуки.

То был не человеческий голос, не рожок, не гусли, а что-то похожее на шум ветра в тростнике, если бы тростник мог звенеть, как стекло или струны.

Звуки лились мерно и заунывно, то звонкими серебряными струями, то подобные шуму колеблемого леса, - вдруг замолкли, как будто в порыве степного ветра.

Вдали начался как будто новый порыв вихря, обратился в длинные, грустно приятные переливы и через несколько времени кончился отрывисто, подобно конскому фырканью.

Но тут раздались новые звуки, гораздо звонче. Казалось, множество колокольцев звенели безостановочно.

Грустные, заунывные звуки сменялись весёлыми, но то была не русская грусть и не русская удаль. Тут отражалось дикое величие кочующего племени, и богатырские набеги, и переходы народов из края в край, и тоска по неизвестной, первобытной родине. ( По А.К.Толстому)

Упражнение 3: Восстановите правильный порядок предложений в тексте. ( Дидактический материал у каждого ученика)

Портрет начинается с рук.

Я имею в виду эрмитажный портрет старика, что сидит со сложенными на коленях руками.

Таких рук не дал ещё ни один художник, это не руки, это замкнутая, необычно сложная и уже завершающаяся человеческая судьба.

И если уж говорить о портретах, нужно сказать о, может быть, величайшем произведении живописи всех времён и народов.

Да, красота бывает разная, вернее, как многообразны её проявления в природе и особенно в портрете.

Эти руки старика здесь, на живописном полотне, превосходят по своей выразительности любые естественные встречающиеся в быту руки человека.

Текст должен получиться таким.

Да, красота бывает разная, вернее, как многообразны её проявления в природе и особенно в портрете.

И если уж говорить о портретах, нужно сказать о, может быть, величайшем произведении живописи всех времён и народов. Я имею в виду эрмитажный портрет старика, что сидит со сложенными на коленях руками.

Портрет начинается с рук. Таких рук не дал ещё ни один художник, это не руки, это замкнутая, необычно сложная и уже завершающаяся человеческая судьба. Эти руки старика здесь, на живописном полотне, превосходят по своей выразительности любые естественные встречающиеся в быту руки человека.

Упражнение 4: По ключевым словам составить подробный текст.

Существовал обычай, проходить через ворота Спасской башни с обнаженной головой. Нарушителя народ наказывал немедленно, заставляя пятьдесят раз поклониться башне. Путешественник Кларк, узнав это, решил притвориться, как будто он об этом не знает. его мгновенно научили, как в будущем надо проходить ворота.

Текст должен получиться примерно таким.

Существовал обычай, освящённый в течение веков, - проходить навстречу Кремлю через ворота Спасской башни с обнаженной головой. Нарушителя - зеваку или несмышленого приезжего народ наказывал немедленно, заставляя пятьдесят раз поклониться башне. Несмотря на это, англичанин - путешественник Кларк в начале прошлого века, узнав, что перед Спасскими воротами надо обнажить голову, решил притвориться, как будто он об этом не знает. Его тут же окликнул часовой, и крестьяне, тоже с громким выражением негодования схватив его, мгновенно научили, как в будущем надо проходить ворота.

Упражнение 5: Выполняется устно. Ребята должны заменить фразеологизмы одним словом.

вставлять палки в колеса - мешать

как кот наплакал - мало

как снег на голову - неожиданно

вешать лапшу на уши - обманывать

как курица лапой - неразборчиво

козел отпущения - жертва

мастер на все руки - умелец

готов провалиться сквозь землю - исчезнуть

как гром среди ясного неба - неожиданно

кошки скребут на душе - неспокойно

сердце кровью обливается - сострадание

Тишь да гладь и Божья благодать - спокойствие

Хуже губернаторского положение - неприятное

Проверочная работа. (выполняют на листиках и сдают в конце урока)

Ученики прослушивают текст (аудиозапись), записывают его микротем.

Были ли у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже? Что же было вначале: потребность души поделиться своей красотой с другим человеком или потребность человека украсить свой боевой топор? А если потребность души, если просто накопившееся в душе потребовало выхода и изумления, то не всё ли равно, на что ему было излиться: на полезное орудие труда или просто на подходящую для этого поверхность прибрежной гладкой скалы?

Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица - вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека. Потом неизбежно началась отдача. Изображение цветка или оленя появилось на рукоятке боевого топора. Изображение солнца или птицы украсило берестяное ведерко либо первобытную глиняную тарелку. Ведь до сих пор народное искусство носит ярко выраженный прикладной характер. Всякое украшенное изделие - это прежде всего изделие. Будь то солонка, дуга, ложка, трепало, салазки, полотенце, детская колыбелька…

Потом уж искусство отвлеклось. Рисунок на скале не имеет никакого прикладного характера. Это просто радостный или горестный крик души. От никчёмного рисунка на скале до рисунка Рембрандта, оперы Вагнера, скульптуры Родена, романа Достоевского, стихотворения Блока, пируэта Галины Улановой. (По В. Солоухину.) 92 слова.

Микротемы к тексту

У человеческого искусства были два пути развития: поделиться своей красотой с другим человеком и украсить свой быт.

Красота окружающего мира постепенно накапливалась в душе человека, потом неизбежно началась отдача, выражающаяся прежде всего в украшении быта.

Потом искусство отвлеклось и перестало носить прикладной характер, став радостным или горестным криком души.

Итоги урока:

Рефлексия:

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из

Рефлексивного ряда на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Домашнее задание: Найти 4 предложения с прямой речью, выписать их в тетрадь и заменить косвенной.



© 2010-2022