Статья «Работа над аргументами при обучении выпускников анализу текста на уроках русского языка и литературы»

Статья содержит материал из опыта работы. Это "задания по русскому языку и литературе, которые учат доказательности ответов, ибо важно научить не просто воспроизводить усвоенный материал, а уметь сделать выбор и обосновать своё решение. Это примеры афоризмов, способных стать аргументами. Примерами публицистической аргументации служат адаптированные очерки об интересных людях, взятые из газеты « Аргументы и факты» . Этот материал может быть использован как "изложение на уроках русского языка при...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа над аргументами при обучении выпускников анализу текста на уроках

русского языка и литературы (К4)

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ №14» Абрамовой С. В.

Аргументация- это приведение доказательств, объяснений, примеров

для обоснования какой-либо мысли.





. Журнал «Русский язык и литература для школьников» №8 за

2010 год напомнил о том, что аргументы - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения,

объяснения

От тезиса к аргументам можно поставить вопрос: «Почему?», аргументы отвечают на вопрос: «Потому что…»

Различают аргументы «за» и «против». Если вы согласны с позицией автора, то его и ваши тезисы совпадают. В случае несогласия с автором потребуется выстроить опровергающую

аргументацию, что потребует такта и подчеркнутой корректности (К11).

Нельзя забывать и о правилах аргументации. Аргументы надо

приводить в системе: продумать, с каких аргументов начать и

какими закончить. Лучше располагать аргументы так, чтобы их

доказательная сила возрастала. Нельзя забывать и о временной

последовательности (сначала Лев Толстой, потом Татьяна Толстая).

Ваши аргументы ни в коем случае не должны повторять то, что

прозвучало в исходном тексте. Даже простое развитие авторской мысли - еще не собственный аргумент. Вспомните, что вы читали

(слышали, знаете ) о поставленной в тексте проблеме, какие ассоциации она у вас вызывает. Аргументы должны быть развернутыми и убедительными. Особенно важно, чтобы они подтверждали, доказывали заявленную вами точку зрения, а не были простой иллюстрацией на ту же тему. Как аргумент может быть рассмотрена аналогичная ситуация, подобный авторскому или, наоборот, отличный от него подход к ней, а не тот факт, что другие развивали ту же тему. Четвертый абзац сочинения можно начать фразой : « С позицией автора я полно-

стью согласен (трудно не согласиться; позиция автора мне близка и понятна). Или: «Я разделяю негодование (неприятие, восхищение,

восторг, возмущение…) автора и тоже думаю (нельзя не вспом-

нить… хочется вспомнить… приходит на ум… вспомним… это

подтверждается).

Каждый аргумент нужно начинать с абзаца и обязательно про-

думывать связи между абзацами. Вспомните о вводных словах (возможно, во-первых, во-вторых, следовательно), указательных местоимениях и наречиях (то же, так же ), союзах (тоже, также) и других скрепляющих средствах

Собственно, как вводить аргументацию в текст своего сочинения-рассуждения, каждый из вас прекрасно знает и, не сомневаюсь, прекрасно учит этому. Уже существует немало качественных пособий, обучающих работе над частью С ЕГЭ. Хочется все же ещё раз напомнить о том, что работа над аргументами при обучении анализу текста имеет два важ-

ных аспекта: во-первых, надо учить обосновывать свою позицию;

во-вторых, необходимо накапливать материал, который можно будет использовать в качестве аргументов.

Доказательности ответа нужно учить на каждом уроке русского языка, а не только на уроках речеведения. И здесь мож-

но использовать самые разные задания. Приведу только несколько примеров:

1). Является ли слово «прыжок» именем существительным? Обоснуйте ответ.

2).Один богач решил нанять себе работника.

Какой частью речи является здесь слово «один» и почему?

3).Есть ли ошибка в предложении «На свободную вакансию заявле-

ние подали три претендента»? Обоснуйте своё мнение.

4).Потерянный ключ - потерянный вид

Одинаковой ли частью речи является слово «потерянный» в этих

словосочетаниях? Обоснуйте ответ.

5).Может ли союз « и» быть другой частью речи? Докажите своё

мнение.

6).Являются ли слова «горный» и «горевать» однокоренными? Докажите своё мнение.

7).Он знал, что ()когда вернётся домой, будет вспоминать не раз

эту лесную глушь.

Нужна ли запятая между союзами «что» и «когда» в этом пред-

ложении?

8).Какое слово и почему является лишним в этом ряду:

косить, пилить, стелить, копить, растить? Необходимо, чтобы ученик не просто отвечал «да» или «нет», а высказывал своё мнение и обосновывал его.

На уроках литературы для этого тоже достаточно возмож-

ностей, надо только стараться не изрекать истины, а спраши-

вать чаще учеников:

-К какому литературному направлению (классицизму или сентиментализму) относится повесть Н.М.Карамзина «Бедная

Лиза»?

-Согласны ли вы с тем, что в строке Н.Некрасова «ниже то-

ненькой былиночки надо голову клонить» использована гипербола?

-Согласны ли вы со словами Д.Писарева: «Онегин - не что иное,

как Митрофанушка Простаков, одетый и причёсанный по сто-

личной моде 20-х годов…»? Обоснуйте свою позицию.

-«Можно ли назвать роман «Евгений Онегин» романом испытания? Чем и как испытываются его герои?» (Г.Макого-

ненко).

-Прав ли, по-вашему, Ф.М.Достоевский, утверждавший, что Та-

тьяна «глубже Онегина и, конечно, умнее его»?

-Что является самым важным для Печорина: честь, долг, совесть

или свобода?

Что касается второго аспекта (накопления материала для

аргументации), то это тоже дело не одномоментное. Тексты

для изложений на уроках русского языка, уроки внеклассного чте-

ния могут внести весомый вклад в эту работу.

Непросто бывает иногда подсказать ученикам, к какому про-

изведению обратиться в поисках аргументов. Здесь у каждо-

го учителя свой «золотой запас», который состоит и из хоро-

шо забытого старого и из новых произведений, афоризмов, ста-

тей.

Что касается афоризмов, то есть среди них классика. Согласи-

тесь, что даже 30 цитат для среднего ученика средней школы -

многовато, а вот 8 - 10 не помешают. Например, такие:

1).Нет победителя сильнее того, кто сумел победить самого себя.

Генри Уорд Бичер.

2).Не мощь армии, не качество оружия, а сила духа обеспечивает

победу.

Иоганн Фихте.

3).Смысл жизни не в благоденствии, а в развитии души.

М. Петровых.

4).Если хочешь, чтобы тебя любили, люби.

Сенека.

5).Дом - это там, где твое сердце.

Плиний Старший.

6).Не упускайте случая делать добро.

Марк Твен.

7).Истинной жизни нет без искусства.

Еврипид.

8).Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Д. Дидро.

9)…архитектура - тоже летопись мира.

Н. Гоголь.

10).Свобода означает ответственность.

Бернард Шоу.

11).Человек без Родины - нищий человек.

Якуб Колас.

12).Воспитание детей всецело зависит от отношения к ним

взрослых, а не от отношения взрослых к проблемам воспи-

тания.

Гилберт Кит Честертон.

13).Человек есть не что иное, как ряд его поступков.

Г. Гегель.

14). Уметь с умом распорядиться досугом - высшая степень

цивилизованности.

Бертран Рассел.

15). Наши жизни подобны островам в океане или деревьям в лесу,

чьи корни переплетены в подземной глубине.

Уильям Джеймс.

16).В молодости мы принимаем оказываемое нам добро как дол-

жное.

Сомерсет Моэм.

Аргументация предполагает и обращение к публицистике. Смутное время наше. Мутное. Что дурно? Что хорошо? Хорошо бы не думать совсем, - полагают одни и туманят себе голову «дурью», гонят по венам своим не кровь - отраву. Такую дорогу они выбрали.

Хорошо бы иметь много денег, чтобы вовремя покинуть «эту» страну, - думают другие и делают, делают деньги. Такую дорогу они выбрали. А вернее, не дорогу - бездорожье. И кружит оно во тьме, превращаясь однажды в пропасть под ногами.

Где же та дорога, что ведет к храму?

Советую предложить вниманию учащихся статью Натальи Бояркиной « Миллионер из трущоб» в газете «Аргументы и фак-

ты» №45 за 2009 год об Асгате Галимзянове. Лошадь да мозоли-

стые руки сделали возчика казанского райпищеторга знаменитым.

Подсчитать, сколько за свою жизнь Галимзянов заработал денег, сложно. Невозможно сейчас и учесть, сколько тысяч он раз-

дал просто так: нуждающимся старикам, сиротам из детского дома, людям, неожиданно попавшим в беду. Не поддается счету

количество телевизоров, шубок и пальтишек, башмаков и игрушек,

которые он купил и передал в приюты, интернаты, дома малюток,

инвалидов, престарелых. Одних только автобусов Асгат Галимзя-

нович купил и подарил 73 штуки. Сам же герой очерка жил и живет в домишке без удобств, недалеко от центрального рынка.

Кобыла и рынок - вот два основополагающих звена того богат -

ства, что сколотил Галимзянов своими руками. Ну и без сметливой головы, конечно, не обошлось. Этот пожилой человек и сейчас про-

должает зарабатывать для сирот деньги.

Работая над текстами о том, что же такое героизм, обратим внимание наших выпускников на статью Зои Мозалевой в «АиФ» №8, 2011 «Повесть о настоящем десантнике».

Игорь Потапов, сын офицера ВДВ, с детства мечтал стать десантником. А тут еще отца перевели в Рязань. Казалось, сама судьба определила прямую дорогу в знаменитое десантное учили-

ще. Готовился к поступлению чуть ли не с 8-го класса : рукопаш-

ный бой, физика, математика. Поступил без проблем. Сразу после

окончания попал в 137-й полк.

В апреле лейтенант Потапов окончил родное училище, а уже в

сентябре его полк был отправлен в Дагестан. Все случилось 18 де-

кабря 1999 г. Разрыв снаряда. Помнит взгляды врачей без надеж-

ды - слишком большая кровопотеря, слишком серьезные раны…Ко-

гда после операции пришел в сознание, по гладко застеленной ниже

пояса кровати, на которой лежал, сразу понял диагноз. Вот тут с эмоциями справиться не удалось - первая капельница полетела в стену. А потом взял себя в руки.

Пошла череда госпиталей : Буйнакск, Волгоград, Москва…На больничных койках он провел около года. И вернулся в строй. На

протезах. Рапорты о возвращении на службу он начал писать еще раньше - даже тогда, когда непонятно было, сможет ли ходить.

Для него сделали исключение - разрешили служить. И вскоре после

Выписки он отправился служить в Югославию. Прослужил там 9 месяцев, и тут поступило предложение - преподавать в родном училище.

Сейчас подполковник ВДВ Игорь Иванович Потапов - преподава-

тель Рязанского десантного училища. Большинство курсантов, ко-

нечно, знают, что у их преподавателя нет ног. Но лишних вопросов не задают. Потапов женат, растет сын Даниил. Игорь говорит:

«…люблю жизнь и живу полноценно. Можно киснуть, жалеть се - бя. Но кому от этого станет легче?».

Говоря о мужестве и чести, не пройдите мимо статьи в газете

«АиФ» №13 за 2002 год. Практически ничего не написано о рядо -

вом Евгении Родионове.

Он был захвачен в плен еще на прошлой чеченской войне. Боевики потребовали, чтобы Евгений, если хочет остаться в живых, снял

нательный крест и согласился принять мусульманство. Евгений отказался, и озверевшие бандиты после трех месяцев мучений, пы-

ток отпилили ему голову. Палач Руслан Хойхороев выбрал для этого день, когда Евгению исполнилось 19 лет.

Зачем, спрашивают, Евгений Родионов пожертвовал своей мо -

лодой жизнью, чего он добился, что хотел доказать? Может быть, разумнее было бы пойти на компромисс…

Эти рассуждения свидетельствуют только о духовной болезни,

поражающей общество, когда самые главные национальные мысли

оказываются не выраженными в нем…

Ничего бы не достиг Евгений Родионов, совершив предательст-

во. На том краю, где оказалась наша страна и наш народ, гибель-

ны любые компромиссы.

А во-вторых, - и это самое главное - совершённый подвиг никогда не бывает напрасным…Может быть, никто: ни генералы,

ни подразделения прекрасно обученного спецназа - не сделали на этой войне для Росси больше, чем солдат Евгений Родионов…

Его предало московское правительство, пославшее необученных

мальчишек на эту войну. Его предали отцы-командиры, пославшие

его прямо в руки чеченских бандитов.

Только он не предал никого.

Он переступил и через свой страх, и через свои обиды и одержал

победу, которая дается труднее всего…Он одержал победу, кото-

рую должен одержать над собой каждый человек, если желает спасения и своей Родины и своего собственного…

Предложенные вашему вниманию материалы могут быть использованы для написания кратких изложений, для комплексного

анализа на уроках русского языка.

А теперь обратимся к художественной литературе. Хорошо, если у учителя есть запас произведений ( небольших по объему,

чтобы не перегружать выпускников), которые он изучил с классом

в тесной связи с классикой. Не премину напомнить о повести Е.Но-

сова «Усвятские шлемоносцы», разговор о которой идеально вписывается в систему уроков после изучения «Слова о полку Иго-

реве». В поисках весомых аргументов вы не раз сможете обрати-

ться к ней. Повесть многопроблемна: проблема исторической па-

мяти; проблема патриотизма; проблема трудового и нравствен-

ного воспитания; проблема взаимоотношения поколений; проблема любви к малой родине; проблема истинных ценностей; проблема семейных ценностей; проблема неразрывной связи человека и при-

роды; проблема защиты родной земли…

Года два назад на экзамене был предложен текст о роли искусства в жизни человека. Учащиеся, да и учителя испытали

трудности в поисках произведения, которое могло бы стать аргу-

ментом. Хочу обратить ваше внимание на рассказ В.В.Вересаева

«Мать». Повествователь, находясь в Дрездене, не может не посетить галерею Цвингер и не увидеть там «Сикстинскую Ма-

донну» Рафаэля. И вот он, знакомый с картиной лишь по снимкам,

иронически говорит, как будет натаскивать на себя почтительное выражение лица, подсмеивается над «друзьями по несчастью», над самим собой. А вот и картина. И вдруг…

Немало предлагается текстов, заставляющих задуматься о смысле жизни, о том, как не проглядеть главного в жизни. Возь-

мите в руки короткий рассказ Юрия Буйды «О реках, деревьях и

звёздах»:

«Неба не видят только свиньи и змеи,- сказал Миша Лютовцев же-

не наутро после свадьбы. - А мы с тобой должны удержаться в

людях».

Хочется привлечь ваше внимание к рассказам Бориса Екимова

«Фетисыч»(о вымирании деревни), «Ночь исцеления (о нравст-

венном взрослении подростка), «Белая дорога»(тема праведни-

чества), «Говори, мама, говори»(об одинокой старости), «Ты не

всё написал»(о писательском труде), «От огня к огню»(о мгнове-

ниях, которые помогают жить), «Провожаю»(о мужестве жить)

Перечитайте рассказы Ю.Казакова «Тихое утро»(о победе над

собой), «Некрасивая»(о том, что есть красота; о чувстве собст-

венного достоинства), «На полустанке»(о предательстве в любви)

«Трали-вали»(о двойственности природного человека, силе талан-

та, о любви).

Хотелось бы, чтобы вернулись к рассказам В.Солоухина «Закон

набата» (о нарастающем равнодушии), «Мочёные яблоки»(человек

человеку - ?), «Кувшинка»(красиво лишь то, что любишь). О пути

человека, о соблазне на этом пути рассказ Бориса Шишаева «На огни»; о том, во что превращается человек без памяти, - легенда о

манкурте Чингиза Айтматова, рассказ В.Каплинского «Мешочек»;

о том, есть ли у войны «человечья правда», «Солдатская молитва»

В.Богомолова; о самоотверженной любви «Соня» Т.Толстой; о том, что детям для счастья нужно, «Самые счастливые» Б.Екимова и страшный рассказ Анны Матвеевой «Твою мать»; о

мужестве оставаться человеком в бесчеловечных условиях «Више-

ра» В.Шаламова; о нравственном выборе «Выбор» В. Дёгтева; об

ответственности перед братьями нашими меньшими «Шатохи»

Петра Краснова…

Список этот, как и любой другой, условный, неполный, постоянно

пополняемый. И именно эта пополняемость, наша неустанная работа над созданием у учащихся привычки думать, над умением

аргументировать своё мнение не могут не принести плодов…

© 2010-2022