Урок по русскому языку «Обобщающие слова при однородных членах предложения, знаки препинания при них»

В конспекте данного урока актуализируется и закрепляется уже изученный материал, то есть он предполагает знакомство с данным материалом на предыдущем уроке.Также отрабатывается навык использования схем- таблиц, условия выбора знаков препинания в общем контексте предложений. Урок построен так, что ребята произведут самооценку собственных знаний по данной теме. Карточки с заданиями прилагаются
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







Обобщающие слова

при однородных членах предложения,

знаки препинания

при них



( урок русского языка для учащихся 8 класса)


Выполнила: Яруллина Г.Р.

Учитель I кв. категории



«Урок - та учебная ситуация, та «сценическая» площадка,

где не только излагаются знания, но и формируются и реализуются личностные особенности учащихся…»


И.С.Якиманская (доктор психологических наук, профессор)

Тип урока: актуализация и закрепление изученного материала (предполагает знакомство с данным материалом на предыдущем уроке)

Цели урока:

  1. Познавательная: знание правил постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. Развивающая: умение правильной расстановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения.

  2. Воспитательная: навык использования схем- таблиц, условий выбора знаков препинания в общем контексте предложений; воспитание полноценной личности, готовой вести здоровый образ жизни.

Оборудование: интерактивная доска, проектор мультимедиа, ноутбук, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Приветственное слово учителя:

Здравствуйте, дорогие ученики! На прошлом уроке вы узнали об обобщающих словах при однородных членах предложения, о знаках препинания при них. Дома вы должны были выполнить упражнение и выучить правило, предложенное в учебнике.

Сегодня главной целью урока будет закрепление материала по теме «Обобщающие слова при однородных членах предложения, знаки препинания при них» на основе ваших знаний и предложений на тему «Спорт и здоровый образ жизни».

2. Актуализация прежних знаний на основе выполнения заданий:

  • У каждого на столе лежит лист с заданием. Задание: соотнесите предложения со схемами и впишите нужные слова в кружочки.

  1. Ни веревки, ни крючки, ни лестницы - ничто не помогало участникам добраться до дна пещеры.

  2. На стеллажах выставили все награды наших спортсменов: грамоты, дипломы, медали, кубки.


  1. (О.с.: О, О, О, О.)

  2. (О, О, О - О.с.)

3. Актуализация теоретических знаний на основе выполненных заданий.

  • Учащиеся рассказывают правило о постановке знаков препинания при обобщающем слове, если оно стоит впереди или после однородных членов предложения.

  • Внимание на слайд.

(О.с.: О, О, О - …)

  • Акцентирование внимания на сложном пункте: если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них - тире.

Например, Все вокруг: затуманенный лес, озеро, небо - было серое.

  • После обобщающих слов перед однородными членами могут быть слова КАК-ТО, А ИМЕННО, НАПРИМЕР. После этих слов ставится двоеточие, а перед ними запятая.

«Решите логическую задачу»

  • Не изменяя окончания слов, на основе данной схемы

(О.с. : О, О, О - …)

расположите все слова в правильном порядке и запишите в тетрадях:

Из : вкусных - можно приготовить

трески рыбы сельди палтуса

морской и питательных блюд много

Правильный вариант: Из морской рыбы: трески, сельди, палтуса - можно приготовить много вкусных и питательных блюд. (Учащиеся самостоятельно проговаривают правило)

  1. Работа по развитию речи и составлению текста. Опираясь на картинки, появившиеся на слайде, составить предложения с обобщающими словами при однородных членах на тему «Спорт и здоровый образ жизни».

  • Работа, предполагающая самоанализ учащихся. Для выполнения этого задания ученики обращаются к карточкам, заранее оставленным на их столах. Также задание выходит на слайде:

Расставив знаки препинания,

найдите соответствия между предложениями и схемами:

  1. Знаменитые виды спорта синхронное плавание теннис прыжки в высоту стали украшениями на прошедших Олимпийских Играх в Пекине.

  2. Все вокруг заблистало лужи листья градины.

  3. Сад степь двор все было в холодной тени.

  4. Для здорового образа жизни характерны разные факторы а именно правильное питание систематические занятия спортом прогулки на свежем воздухе.

  5. Все важнейшие спортивные объекты например футбольный стадион теннисный корт олимпийская деревня должны быть построены к Универсиаде 2013 года.

---------------------- (О.с., а именно: О, О, О)

---------------------- (О.с., например: О, О, О - …)

---------------------- (О, О, О - О.с.)

---------------------- (О.с.: О, О, О - …)

---------------------- (О.с.: О, О, О)

6. Слово учителя.

  • Сейчас перед вами на слайде появится правильный результат, который должен был получиться. Если есть ошибки, исправьте и сдайте карточки учителю. (Учитель отслеживает моменты, в которых есть недочеты, на следующих уроках акцентирует внимание на них)

---------4------------- (О.с, а именно: О, О, О)

---------5------------- (О.с, например: О, О, О - …)

---------3------------- (О, О, О - О.с)

---------1------------- (О.с: О, О, О - …)

---------2------------- (О.с: О, О, О)


5. Выводы по уроку

7. Домашнее задание.

  • Первая группа (Кто выполнил работу на «5»): Сочинение-миниатюра с использованием обобщающих слов при однородных членах предложения на тему: «В здоровом теле - здоровый дух»

  • Вторая группа (Кто выполнил работу на «4» - «2»): параграф 28, упр.284.






Расставив знаки препинания,

найдите соответствия между предложениями и схемами:

  1. Знаменитые виды спорта синхронное плавание теннис прыжки в высоту стали украшениями на прошедших Олимпийских Играх в Пекине.

  2. Все вокруг заблистало лужи листья градины.

  3. Сад степь двор все было в холодной тени.

  4. Для здорового образа жизни характерны такие факторы а именно правильное питание систематические занятия спортом прогулки на свежем воздухе.

  5. Все важнейшие спортивные объекты например футбольный стадион теннисный корт олимпийская деревня должны быть построены к 2013 году.

---------------------- (О.с., а именно: О, О, О)

---------------------- (О.с., например: О, О, О - …)

---------------------- (О, О, О - О.с.)

---------------------- (О.с.: О, О, О - …)

---------------------- (О.с.: О, О, О)














Соотнесите предложения со схемами и впишите нужные слова в кружочки:

  1. Ни веревки, ни крючки, ни лестницы - ничто не помогало участникам соревнования добраться до дна пещеры.

  2. На стеллажах выставили все награды наших спортсменов: грамоты, дипломы, медали, кубки.

1. (О.с.: О, О, О, О.)

2. (О, О, О - О.с.)



© 2010-2022