Метапредметные задания на уроках русского языка в 10-11 кл

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метапредметные задания на уроках русского языка в 10-11 классах

Учитель русского языка и литературы Полякова Т.С.

Что следует понимать под метапредметностью, говоря об обучении русскому языку? Это овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными - способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов. Современный урок русского языка должен рассматриваться, прежде всего, не как форма обучения (в центре внимания деятельность учителя), а как форма учения (в центре внимания деятельность ученика). Стратегия открытия - вот что должно стать краеугольным камнем в методике урока. Перед учителем-филологом встаёт важнейшая задача - организация самостоятельной исследовательской деятельности учащихся, управление их познавательной активностью, дозированная помощь в овладении инструментарием познания для образования через всю жизнь.

Исходя из того, что приоритет в программе по русскому языку отдан не предметным, а метапредметным компетенциям, покажу, какие наиболее эффективные задания и упражнения метапредметного характера использую на своих уроках в 10, 11 классе в работе с текстом.

Текст - это самая благодатная почва для развития всех образовательных компетенций учащихся, поэтому работа с текстом - неотъемлемая часть каждого урока русского языка. Работать с текстом предстоит и на выпускных экзаменах нашим ребятам. Прежде всего я учу различным формам пересказа: выборочному, сжатому, подробному. При подготовке пересказа даю задание: 1) прослушать текст, выписать незнакомые слова, определить их значение, обратившись к Википедии или толковому словарю; 2)определить тему всего текста и микротему каждого абзаца, записать их в виде тезисов как пункты плана. Сегодня можно сказать, что все выпускники обладают этими умениями. Учитывая характер заболевания детей, влияние его на процесс обучения, с целью развития логического мышления и памяти даю такое задание: составить цепочку из опорных слов и выражений самых сложных частей текста. Например, фрагмент рассказа Куприна о Чехове. Учащийся с помощью учителя составил такой ряд: «А.П.Чехов-любовь к животным-журавль-дружба его с Арсением - журавлиный танец-отношение Чехова». Такие задания формируют учебные действия, обеспечивающие формирование навыков деятельности ученика по отношению к любой информации, будь то научная, техническая, специальная и др., связанная с его профессиональной или общественной деятельностью.

Выпускнику в любой профессиональной или повседневной деятельности необходимо уметь передавать кратко, сжато какую-либо информацию, выделяя и сохраняя в тексте главное. Это умение надо формировать с начальной школы на протяжении всех лет обучения. В противном случае, как это часто бывает, слушая рассказ собеседника, мы не можем понять содержания, уловить какую-то связь и последовательность в изложении; рассказчик «блуждает» и путается в обилии незначительных деталей и фактов. Чтобы овладеть грамотным сжатым изложением, я не упускаю случая на уроке предлагать задания в наглядной лаконичной форме создавать собственный визуальный продукт («сжимать» текст) - схемы, таблицы, графические рисунки и т. д. Для некоторых учеников это необходимое условие для овладения материалом Чтобы осмыслить материал, учащийся представляет его в виде таблиц, графиков, алгоритмов и др. Пример: тема «Деепричастие как часть речи». Объяснение для понимания, запоминания и дальнейшего использования на практике не даёт результатов. Ученик, прочитав текст правила, при помощи учителя создает таблицу на его основе:

Деепричастие (Обозначает добавочное действие).

Что делая?

Что сделав?

Несовершенный вид (Происходит действие)

Совершенный вид (Завершилось действие)

Суффиксы: -А, (Я-).

Суффиксы: -В (-ВШИ), -ШИ, -А (-Я).

Примеры: гремят - гремя, стучат - стуча.

Пример: прогулять - прогуляв, прогулявши, промокнуть - промокши, увидят - увидя.

В предложении является обстоятельством.

Пример. Мальчик шел (Как?), не оглядываясь.

Деепричастный оборот = Деепричастие + Зависимые слова.

Пример: Стреляя из ружья по мишени.

Деепричастие и деепричастный оборот всегда выделяются запятыми.

Пример: Мальчик, стреляя из ружья по мишени, набрал одиннадцать очков.

Надо сказать, что этот ученик после такой работы с удовольствием придумывает свои примеры на конструирование деепричастных оборотов, их употребления в предложении, обособление знаками Удачные примеры мы вписываем в схему-таблицу, которой потом пользуются другие ребята. знает, что он не только для себя старается.

А вот созданный на основе текста орфографического правила алгоритм, который помогает ему учащимся в практической работе:

НЕ с причастиями

Алгоритм


КМетапредметные задания на уроках русского языка в 10-11 кл.Метапредметные задания на уроках русского языка в 10-11 кл.раткое или полное причастие?


Метапредметные задания на уроках русского языка в 10-11 кл.Метапредметные задания на уроках русского языка в 10-11 кл.Краткое Полное


НЕ - раздельно Есть противопоставление

Метапредметные задания на уроках русского языка в 10-11 кл.Метапредметные задания на уроках русского языка в 10-11 кл.или зависимое слово?


Метапредметные задания на уроках русского языка в 10-11 кл.Нет

Метапредметные задания на уроках русского языка в 10-11 кл.Да .



НЕ пиши раздельно НЕ пиши слитно

Подобные зрительные образы при неоднократном обращении к ним не только быстрее запоминаются (а значит, усваивается важная учебная информация), но и помогают решать любые языковые задачи, а также формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающихся.

(Из опыта работы Поляковой Т.С.)

© 2010-2022