Календарно -тематическое планирование (10 класс). Литература

На старшей ступени обучения (10-11 классы)  подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной  ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим задачей обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.  На базовом уровне предусматривается  углубление  и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделиров...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно- тематическое планирование

литература 10 класс 105 часов ( 3 часа в неделю)

Вид урока

Тема урока

Основное содержание

Прим.

Дата

План.

Факт.

Русская литература 19 века. Вершины русской литературы первой половины 19 века, предопределившие развитие словесности на новом этапе(13 часов).

1.

Лекция

Вершины русской литературы первой половины 19 века, предопределившие развитие словесности на новом этапе

Повторение и систематизация пройденного в 9 классе материала




2.


А.С.Пушкин. (5 ч.)Художественный мир Пушкина.

Обзор биографии А.С.Пушкина. Анкета по творчеству Пушкина.




3.


Национальное своеобразие романтизма Пушкина.

Романтические поэмы Пушкина, стихи: «Элегия», «Вновь я посетил..», «Погасло дневное светило…» идр.




4.


Духовная просветлённость поздней поэзии Пушкина.

Религиозные мотивы в творчестве Пушкина. Лирика 1830-х годов.

Т.Л.: мотив, «вечный образ».




5.


Драматургия Пушкина. «Маленькие трагедии».

Изображение в «Маленьких трагедиях»узловых этапов западной цивилизации и их оценка Пушкиным. Т.Л.: драма, трагедия, идея литературного произведения.




6.


Повесть «пиковая дама». Крах замыслов и «идеалов» европейского героя в повести.

Развитие центральных мотивов повести в творчестве Достоевского(петербургская тема, наполеонизм Раскольникова)




7.

Лекция с элементами беседы.

М.Ю.Лермонтов (4 ч.)В.Г.Белинский о своеобразии поэзии Лермонтова и её сравнении с поэзией Пушкина.

Основные сведения из биографии Лермонтова.




8


Религиозно-философские мотивы в лирике Лермонтова.

Развитие традиций жанра литературной баллады в стих. «Сон». «Выхожу один я на дорогу…».




9.


Наполеоновская тема в творчестве Лермонтова( «Два великана», « Воздушный корабль».)

Предчувствие трагедии русского нигилизма и безбожия.




10.


Бесстрашное отражение кровавой изнанки войны в стихотворении «Валерик».

Т.Л: романтический герой, поэма; традиции и новаторство в литературе.




11.

Лекция с элементами беседы.

Н.В.Гоголь. (3ч.)Творчество Гоголя- новая фаза в развитии русской литературы.





12.


Поэма «Мёртвые души». Идея воскрешения «мёртвых душ» в творчестве Гоголя.

Т.Л. : поэма, лирическое отступление.




13.


Повесть «Шинель». Особенности последней петербургской повести Гоголя.

Социальный и религиозно-философский смысл повести. Символический смысл повести.




Становление и развитие реализма в литературе (92 часа).

14.

лекция

Формирование реалистического направления в европейской литературе 19 века в творчестве О. де Бальзака, Ч. Диккенса Г.де Мопассана.

О.де Бальзак «Гобсек» (обзор),Ч.Диккенс «Жизнь и приключения Оливера Твиста»




15.

лекция

Формирование реалистического направления в европейской литературе 19 века в творчестве О. де Бальзака, Ч. Диккенса Г.де Мопассана.

Г.де Мопассан «Ожерелье»(обзор)




16.


Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века.

Т.Л.:Введение понятия реализм




17.


И.А.Гончаров.(9ч.) Жизнь и творчество писателя.

Особенности его эстетическойи общественной позиции.




18.


Цикл очерков «Фрегат Паллада» (обзор)





19.


Роман «Обломов». Две трактовки обломова и обломовщины в русской критике.

Понятие «обломовщина»




20.


Полнота и сложность характера Обломова. Обломов и «лишние люди.





21.


«Сон Обломова» как одна из мотивировок его характера.





22.


Андрей Штольц как антипод Обломова.

Неудавшаяся попытка синтеза немецкой практичности и русской душевной широты.




23.


Система образов романа «Обломов»





24.


Историко-философский смысл романа. Роман «Обломов» в экранизациях.





25.

Р/Р

Итоговое занятие по творчеству Гончарова. Зачёт





26.

Лекция.

А.Н.Островский.(6ч.) Жизнь и творчество величайшего драматурга.

Т.Л.: драматические произведения.

Малый театр- дом Островскова.




27.


Художественный мир Островского драматурга.

Т.Л.: пьеса, драма, композиция.




28.


Комедии Островского. Обзор.

Обзор пьес «Бесприданница», «Свои люди- сочтёмся!», «Бедность не порок» и другие.




29.


Пьеса «Гроза», творческая история.

Т.Л.: прототипы героев пьесы.




30.


Образы героев «Грозы» и нравственные проблемы пьесы.

Своеобразие жанра русской трагедии: общенациональный масштаб художественного обобщения, образы грозы и Волги в пьесе.




31.

Р/Р

Добролюбовская и писаревская Катерина. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве».

Т.Л.: монография.




32.

Лекция. Рассказ учителя.

И. С. Тургенев.(12 ч.) Жизнь и творчество писателя.

Обзор биографии Тургенева. Анкетирование.




33.


Преходящее и вечное в художественном мире писателя. Общественные взгляды Тургенева.

Антикрепостнические взгляды Тургенева.




34.


«Записки охотника» как художественное единство и исток русской литературно-художественной мысли 1860-х годов.





35.


Особенности Тургеневского романа («Рудин», «дворянское гнездо», «Накануне»)-обзор.

Т.Л.:роман. Характерные признаки романа.




36.

Беседа.

Роман «Отцы и дети». Творческая история романа.

Обзор ключевых глав.




37.


Кирсановы как старшее поколение в романе и Базаров с Аркадием- младшее.

Образная характеристика героев романа.




38.


Споры Базарова с Павлом Петровичем, их философский и нравственный результат.





39.

Практикум.

Базаров и Аркадий.

Т.Л.: сравнительная характеристика героев.




40.


Любовь Базарова к Одинцовой. Внутренний конфликт в душе героя, мировоззренческий кризис.

Проверка героя любовью как один из приёмов характеристики героя.




41.


Второй круг жизненных странствий Базарова.

Разрыв Базарова с Павлом Петровичем, Феничкой, Одинцовой, Аркадием.




42.


Е.Базаров под крышей родительского дома. Трагическое разрешение конфликта.

Базаров и родители. Т.Л.: конфликт.




43.

Р/Р

Подготовка к домашнему сочинению по роману Тургенева «Отцы и дети».

План сочинения, отбор материала, работа с черновиком.




44.

Лекция.

Н.А.Некрасов. (10 ч.)Формирование личности Некрасова.

Начало журнальной и издательской деятельности. Талант Некрасова- редактора и журналиста.




45.


Поэтический сборник Некрасова 1856 года: «Мечты и звуки».

Художественная целостность этой поэтической книги.




46.


Гражданская лирика Некрасова.

Анализ стихотворений «Поэт и гражданин», «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом…».




47.


Своеобразие интимной лирики Некрасова.





48.


Творческая история поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы.




49.


Рыхлость композиции как характерный признак эпического повествования.

Т.Л.: эпическое произведение.




50.


Семь странников-эпический образ народных правдоискателей.

Элементы УНТ в поэме «Кому на Руси жить хорошо».




51.


Поп и помещик как герои поэтического эпоса. «Пир на весь мир» -финал эпической поэмы.





52.


Матрёна Тимофеевна и Гриша Добросклонов- новый тип счастливца в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Анализ глав «Крестьянка» и «Пир на весь мир».




53.

Р/Р

Тест по творчеству Некрасова и по поэме «Кому на Руси жить хорошо».





54.


Ф.И.Тютчев(4 ч.). Слово о поэте. Основные мотивы лирики.

Т.Л.: лирические произведения, лирический герой.




55.


Мир природы в философской лирике поэта.





56.


Драматизм любви в поэзии Тютчева и его причины.

Любовь как основной мотив лирики Тютчева.




57.


Тема трагического одиночества и его преодоления.





58.


А.А.Фет. (3 ч.) Слово о поэте. Драматизм личной судьбы Фета.

Место Фета в русской поэзии второй половины 19 века.




59.


Поэзия Фета и «диалектика души» Л. Толстого. Своеобразие любовной лирики Фета.





60.


Природа в поэзии Фета. Обращение Фета к чувственной, музыкальной стихии человеческой души.





61.

Р/Р

Зачёт по поэзии Тютчева и Фета.





62.


А.К.Толстой.(3 ч.) Слово о поэте. Своеобразие художественного мироощущения Толстого.





63.


Любовная лирика А.Толстого.

Т.Л.: лирика, анализ лирического произведения.




64.


Исторические взгляды А.Толстого и его сатирические стихотворения.

Чтение и анализ баллады «Василий Шибанов».




65.


М.Е.Салтыков-Щедрин(4 ч.). Слово о писателе и сатирике.

Формирование сатирического дарования Салтыкова-Щедрина. Т.Л.: сатира, сатирическое произведение.




66.


«История одного города» как итог жизненного опыта и сатирического творчества салтыкова-Щедрина.

Обзор отдельных глав повести. Город Глупов и его обыватели.




67.


Сатира Салтыкова-Щедрина. Градоначальники города Глупова как земные идолы.





68.


Связь глуповцев и их градоначальников. Зачёт.





69.

Лекция.

Ф.М.Достоевский. (9 ч.)Биография и литературная деятельность.

Кружок Петрашевского, каторга.




70.


Роман «Преступление и наказание». Творческая история романа.

Т.Л.: композиция.




71.


Р.Раскольников и его идея о сильной личности.





72.

Практикум.

Образ Петербурга. Город униженных и оскорблённых.

Работа с текстом романа.




73.

Практикум.

Раскольников и Порфирий Петрович, Раскольников и Сонечка Мармеладова.

Источник духовной силы Сонечки.




74.


Религиозно-философский смысл романа, символический сон Раскольникова на каторге.





75.


Преступление и наказание Родиона Раскольникова.





76.

Р/Р

Сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание».

Составление плана к сочинению, отбор материала, написание черновика.




77.

Р/Р

Сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание».





78.

Лекция.

Л.Н.Толстой.(12ч) Детские, отроческие и юношеские годы писателя

Начало творческого пути. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность»..




79.


«Севастопольские рассказы» и их место на пути к «Войне и миру».

Раздумья Толстого о судьбах России в кризисную эпоху и1860-х годов.




80.


«Война и мир» как роман-эпопея, жанровое и композиционное своеобразие романа.

Т.Л.: роман, роман-эпопея, композиция.

Работа Л.Толстого над романом.




81.


Толстовская философия истории. Наполеон и Кутузов, «толпа» и «народ».

Т.Л.:Сравнительная характеристика.




82.


Народный характер войны 1812 года. «Мысль народная» и её христианский смысл.





83.


Духовный путь А.Болконского и Пьера Безухова в романе-эпопее.

Составление характеристик героев.




84.


«Мысль семейная» в романе. Женские образы романа.





85.


Наташа Ростова и Платон Каратаев. «Драматический узел» романа.

Сопоставительная характеристика.




86.


Роль эпилога в художественном единстве романа.

Т.Л.: пролог, эпилог, их роль в композиции романа.




87.


Мировое значение творчества Л.Толстого.





88.

Р/р

Сочинение по роману Л.Толстого «Война и мир».





89.

Р/р

Сочинение по роману Л.Толстого «Война и мир».





90.

Лекция.

Н.С.Лесков(4 ч.) Жизнь и творчество писателя. Место писателя в ряду писателей-классиков второй половины 19 века.





91.


Повесть- хроника Лескова «Очарованный странник».





92.


Судьба «очарованного странника»Ивана Флягина. Общенациональный смысл его характера.

Флягин как русский национальный характер.




93.


Особенности языка хроники.





94.


А.П.Чехов.(9 ч.).Слово о писателе. Связь Чехова с эпохой.

Детские, отроческие и юношеские годы Чехова. Труд самовоспитания.




95.


Ранние рассказы Чехова и юмористическая беллетристика 1880-х годов.

Т.Л.: беллетристика, юмор, сатира.




96.


Перемены в творчестве Чехова второй половины 1880-1890-х годов .

Анализ рассказов «Горе», «Тоска».




97.

Практикум.

«Человек в футляре». Беликов как олицетворение русской государственности с её ненавистью к живой жизни и страхом перед нею.

Анализ рассказов из сборника «Маленькая трилогия о любви»




98.

Практикум.

Повесть «Ионыч». Процесс омертвения человеческой души от Старцева к Ионычу.

Анализ повести «Ионыч».




99


Повесть Чехова «Дама с собачкой»

Умение Чехова вместить содержание классического русского романав пределы краткой. Но ёмкой по своему художественному смыслу повести «Дама с собачкой»




100.


Чехов-драматург. Своеобразие драматургии Чехова. Комедия «Вишнёвый сад».

Т.Л.: комедии, конфликт, система образов.




101.


Три поколения героев в пьесе.

Три поколения героев в пьесе: уходящее дворянство, поднимающаяся буржуазия, радикально настроенная молодёжь.




102.


Лопахин-новый хозяин вишнёвого сада. Тест по творчеству Чехова





103.


Обзор (2 ч. )Творческое использование открытий А.П.Чехова европейскими драматургами рубежа 19-20 веков..





104.


Творческое использование открытий А.П.Чехова европейскими драматургами рубежа 19-20 веков..





105.


Итоговый урок. Мировое значение русской литературы 19 века.

  • Тест, литература для летнего чтения3-4 стихотворения (по выбору учащихся)

  • 3-4 стихотворения (по выбору учащихся)

  • 3-4 стихотворения (по выбору учащихся)

  • 3-4 стихотворения (по выбору учащихся)












Всего по программе-105 часов.

На изучение произведений- 96 уроков.

На развитие речи- 9 часов.

Произведения для заучивания наизусть:

  • А.С.Пушкин. 3-4 стихотворения (по выбору учащихся)

  • М.Ю.Лермонтов. 2-3 стихотворения (по выбору учащихся)

  • А.А.Фет. «На заре ты её не буди…», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Какая ночь!», и другие.

  • Н.А.Некрасов. Поэт и гражданин. «Кому на Руси жить хорошо».(отрывок по выбору учащихся)

  • А.Н.Островский. Гроза( монолог по выбору учащихся)

  • Н.С.Тургенев. Отцы и дети (отрывок по выбору учащихся)

© 2010-2022