Интегрированный урок Притча о блудном сыне

   Интегрированный урок ( русская литература, ИЗО и музыка) – размышление             (Соавтор урока: учитель ИЗО Сычук Алены Александровны)   Тема: Притча «О блудном сыне»   ТДЦ : Рассмотреть  идейное содержание  притчи, познакомиться с произведениями живописи  о блудном сыне и их авторами. Разивать навыки работы с текстом, умения анализировать, давать характеристики, сравнивать, делать выводы, составлять и работать с ОК. Воспитывать нравственные качества учащихся          Оборудование : инте...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок ( русская литература, ИЗО и музыка) - размышление

(Соавтор урока : учитель ИЗО Сычук Алена Александровна)

Тема: Притча «О блудном сыне»

ТДЦ : Рассмотреть идейное содержание притчи, познакомиться с произведениями живописи о блудном сыне и их авторами.

Разивать навыки работы с текстом, умения анализировать,

давать характеристики, сравнивать, делать выводы, составлять и работать с ОК.

Воспитывать нравственные качества учащихся

Оборудование : интерактивная доска, Л.Бетховен «Лунная соната», иллюстрации учащихся, репродукции художников( Жерар ван Хонхорст, Йохан Лисс, Бошверлорен , Бартоломео Мурильо, Николай Лосев, Сальваторе Розе и Рембрандт), схемы -ОК «Нравственные проблемы», презентации к уроку,название темы урока и эпиграфа.

Ход урока :

Почитай отца твоего и мать твою,

чтобы продлились дни твои на земле…

(из Библии)

1. Орг. момент. Звучит музыка Л. Бетховена «Лунная соната».

Вслушайтесь в музыку, ребята. Это Л.Бетховен. «Лунная соната». Какая эта музвка, определите темп и лад. Верно , темп - анданте , лад-минорный. Почувствовали, музыка нежная и в то же время грустная. Она вызывает целый вихрь чувств - и бурное трагическое волнение, смятение и отчаяние, бессилие и протест, смирение и гнев. Музыка вызывает в нас глубокие размышления о человеческой жизни. А сегодня она нас настроит на глубокие размышления о человеческой жизни.

Тема нашего урока «Притча о блудном сыне».

Поставьте цель к нашему уроку

Эпиграфом я взяла выдержку из Библии, которая отражает содержание нашего сегодняшнего разговора. Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители.

Проблемный вопрос: Какие нравственные проблемы рассмртриваются в притче?

2. Прежде чем перейти к обсуждению притчи, давайте вспомним литературные термины.

С которыми нам придется работать на уроке.

Терминологическая разминка ( ученик -опер зад))

3. Н/М.

Ребята, прочтите название притчи.

Как вы понимаете сочетание «блудный сын»?

А вот лексическое значение слова из словаря Ожегова

Блудный-старинное слово, означающее «заблудший», совершивший ошибку, впавший в заблуждение.

Это прилагательное образовано от слова «блудить», которое имеет 2 значения (на экране) 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить.

Итак, в слове блудить соединились два значения: прямое и переносное. Значит, блудный сын - молодой человек, сбившийся с пути истинного, блуждающий в нравственных потемках.

- В чем же это выразилось? О чем говорится в притче?

Викторина по содержанию притчи (работа в парах -опер зад) двое учащихся выступают с викториной)


-Итак, перед нами история одной семьи. Напомните мне, что говорит заповедь о родителях?

«Почитай отца твоего и мать»

-Правильно. Чтобы лучше понять смысл притчи, давайте познакомимся со сведениями о семейном укладе израильтян.

Историческая справка.(ученик -опер зад)

В еврейской семье всегда почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только в том случае, когда они уходили из своей семьи (женились) или когда родители умирали. Уйти из дома без ведома родителей, считалось великим проклятием непослушания, такой молодой человек считался умершим для своей семьи. А требовать или брать долю своего наследства при живых родителях являлось смертельной обидой

Младший сын нарушил эту традицию. Найдите эти строки в тексте.

«Младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно».

Попробуем заглянуть за строки притчи и увидеть, как жил этот молодой человек, какие последствия это имело. Ясное представление нам помогут создать картины известных художников и Сычук А.А

Учитель ИЗО А.А. : Многие живописцы обращались к теме блудного сына. Но сегодня мы рассмотрим только несколько картин.


Перед вами картины немецких художников Жерара ван Хонхорста «Блудный сын» и картина художника Йохана Лисса .

Что запечатлел на ней автор картины? (Сцена в таверне, где молодой человек сидит в развеселой компании между подгулявшими женщинами.) Какие краски используют художники?

А вот следующие картины: нидерданского художника: Бошверлорена и итальянского художника Бартоломео Мурильо.

- Что изображено на ней. Каким мы видим блудного сына. К чему же привела его жизнь на чужбине, жизнь, в которой не осталось места отцовым заповедям?

А вот эти картины русского художника Николая Лосева (1880г), итальянского художника Сальваторе Розе (17 век) и голландского художника Рембрандта (17век).

- Задание : Сравните картины и скажите, что в них общего и чем они различаются?

Какова цветовая гамма? Композиция.

( общее: отец прощает своего сына. Сын раскаивается .). На двух картинах отец очень рад , а на картине Рембрандта отец печальный.

Что хотели выразить в своих картинах художники? ( надо уметь прощать и уметь любить). Как велика любовь родительская любовь.

Я вижу вы тоже нарисовали свои рисунки. Защитите , пожалуйста,их.Спасибо.

Учитель литературы : Продолжим наш урок.

Как вы понимаете слова отца: «Этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся»?

- Какой момент в притче является кульминационным?

Таким образом, мы увидели, что младший сын раскаялся в соврешенной ошибке, а отец смог его простить. Давайте еще раз обратимся к тексту.

Задания группам:

1 группа : выписать глаголы, относящиеся к младшему сыну.

2 группа : выписать глаголы, относящиеся к отцу.

Выпишите глаголы в столбик по порядку по мере оценивания поступка ( положительный (вверх) или отрицательный( вниз) и сделайте вывод .

Работа детей в группах ( музыка)

Физкульминутка.

Выступление детей.

Выступление подгот. учащейся с презентацией -ОК отца и сыновей

Какие еще нравственные проблемы подняты в притче?

Выступление Сабины с ОК

- В притче, ребята, есть еще один герой - это старший брат. Как реагирует он на возвращение брата? (Не радуется, потому что считает, что отец незаслуженно приветствует грешника и устраивает в честь него пир)

- Что говорит он отцу? («Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы повеселиться с друзьями моими, а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка…»)

- Почему так говорит брат? (В нем говорит обида. Тут стоит задуматься, кто он сам: праведник или грешник? Он не осознает того, что человек слаб и грешен по своей сути и может ошибаться и сбиваться с пути истинного)

Прав ли старший брат? Прокоментируйте.


Лев Болеславский. Притча о блудном сыне

Прости, Отец, прости, Господь,
Я плохо видел, мало слушал.
Я думал, что наполнил плоть,
А вышло, что истратил душу.

Ты даровал благую часть,
Затем чтоб ближе стал к Тебе я,
Но я схватил ее скорее,
Чтоб отделиться и отпасть…

Зрел всюду, душу ослепя,
Земные блага, изобилье,
А пустоту внутри себя,
Увы, увидеть был не в силе.

Ушло имение из рук,
Уже ни золота, ни меди.
И - где друзья? Взглянул вокруг
И вдруг увидел, как я беден.

Прости, Отец, прости, Господь.
Я плохо видел, мало слушал.
Я думал, что наполнил плоть,
А вышло, что истратил душу.

Понравилось вам стихотворение? О чем оно?

- Как вы думаете, почему поэт обратился к форме монолога? (Монолог - звучит как исповедь, а герой становится вполне реальным, живым человеком)

- Какое чувство вызывает лирический герой данного стихотворения? (мы сочувствуем ему, радуемся тому, что он все-таки осознал свою вину)

- Вспомните слова отца из притчи о блудном сыне, обращенные к старшему сыну: «О том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Вот и мы, действительно, должны радоваться возвращению блудного сына.

- Актуальна ли тема блудного сына сегодня? (Безусловно. В любую эпоху человек проходит путь сомнений, ошибок, отступничества и возвращения)

-Какие пословицы о родителях и детях вы подобрали к нашему уроку.

(Даша и Тимур)

- В роли блудного сына может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло? (Ответы учеников)

. -А вот какие сочинения -рассуждения с выводами написали ребята.

(чтение сочинений)

Подведение итогов. Вывод. Какие

Личность, ребята, - это выбор и преодоление на жизненном пути деяний, труда, мысли, души. Каждому из вас уже сегодня следует задуматься о своем становлении. Детство - это ваши истоки, корни. Закончите школу, и начнется ваш путь в самостоятельную жизнь. Но помните, благодаря людям, которые дали вам жизнь, вырастили, зажглась свеча вашей души. Вы должны постараться, чтобы она не стала тающей, а превратилась в чудесный факел. В память о сегодняшнем уроке примите сердечки, как символ любви, тепла, взаимопонимания.
Рефлексия: Мне понравилось…

Я взял для себя ……

Я буду……

Дом .задание: Прочитать повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель», на «5» -сравнительный анализ в ОК, сравнительная хар-ка Дуни и блудного сына в ОК., на «4» -характеристика Дуни -ОК или викторина по содержанию, или схема -композиции произведения.

© 2010-2022