Рабочая программа по основам православной культуры для 5 класса

Рабочая программа по основам православной культуры для 5 класса составлена на основе программы учебного предмета «Православная культура 5 год обучения», Л.Л.Шевченко, Москва: Издательский Совет Русской Православной Церкви 2009 год учителем Рещиковой Эльвирой Викторовной и рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).        Содержание программы учебного предмета «Православная культура», который относится к об­разовательной области «Духовно-нравственная культура», обусловлено его спецификой: он интегрирует знания разных предметных областей - теологии, музыкально-изобразитель­ного искусства, истории и обществознания, литературы. От­бор учебного материала был произведен в соответствии с те­матическими линиями, определенными Примерным содержа­нием (МО РФ, Москва, 2002 год). Программа выстроена на основе принципа с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа по основам православной культуры для 5 класса составлена на основе программы учебного предмета «Православная культура 5 год обучения», Л.Л.Шевченко, Москва: Издательский Совет Русской Православной Церкви 2009 год учителем Рещиковой Эльвирой Викторовной и рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).

Содержание программы учебного предмета «Православная культура», который относится к об­разовательной области «Духовно-нравственная культура», обусловлено его спецификой: он интегрирует знания разных предметных областей - теологии, музыкально-изобразитель­ного искусства, истории и обществознания, литературы. От­бор учебного материала был произведен в соответствии с те­матическими линиями, определенными Примерным содержа­нием (МО РФ, Москва, 2002 год). Программа выстроена на основе принципа содержательных концентров: в каждом пос­ледующем классе производится углубление материала преды­дущего года обучения. Изложение материала тематических линий в учебных пособиях носит личностно-ориентированный характер и учитывает возрастные и индивидуальные возмож­ности его восприятия учащимися общеобразовательных школ.

В начальной школе ставились задачи развития возможно­стей восприятия школьниками феноменов православной культуры, определенными содержательными линиями пред­мета. Для этого были отобраны базовые и дополнительные тексты из Священной истории, произведений классической и современной поэзии, прозы, иллюстрации иконописи, жи­вописи, памятников зодчества, музыкальные произведения. В процессе их изучения решались задачи формирования нрав­ственных чувств, восприятия школьников на основе знаком­ства с феноменами православной культуры. В начальной шко­ле развивались умения детей наблюдать (видеть, слышать), рассуждать, анализировать явления, устанавливать взаимо­связи, понимать красоту и многообразие окружающего мира как феномена православной культуры, в христианском пони­мании - мира как творения Божия. Последовательность была определена в соответствии с закономерностями духовно-нравственного развития личности, христианской антропологичес­кой моделью («И сказал им: вам дано знать тайны Цар­ствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слы­шат, и не разумеют». Евангелие от Марка, 4 глава, 11,12 сти­хи.) и историко-педагогическим опытом отечественной шко­лы воспитания и образования (К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.). Динамика представления материалов учеб­ных пособий сориентирована на движе­ние от внешнего человека - душевного, к внутреннему - ду­ховному (преподобный Серафим Саровский). Разработка по­нятия «духовное» проведена на основе представления феноменов православной культуры, отражающих духовное состо­яние - христианскую радость.

Первый учебный концентр представления православной культуры в начальной школе был охарактеризован как эти­ческий, так как в текстах и заданиях всех указанных содержательных линий, представленных в учебных пособиях для начальной школы, были акцентированы аспекты христианс­кой этики - нормы добра и зла - и показано их преломление в объектах православного искусства и традициях жизни хрис­тиан.

Программа для 5 года обучения включает материалы, ко­торые позволяют, как продолжить занятия с учащимися, изу­чавшими предмет по пособиям «Православная культура» в начальной школе, так и начать изуче­ние предмета в средних классах. Для этого она обеспечена учебными пособиями двух уровней: повторительно-обобщающего и информационно-развивающего, представляющих второй учебный концентр раскрытия православной культу­ры. Его можно условно обозначить как ценностный концентр.

К средним классам у школьников активизируются формы логического мышления. В этом возрасте дети, сохраняя не­посредственность образного восприятия, начинают критичес­ки оценивать все явления окружающего мира, представлен­ные, в том числе, и в форме учебного знания. Поэтому были определены смысловые узлы программы, позволяющие пред­ставить феномены православной культуры в проблемной фор­ме через систему понятий, отражающих основной смысл хри­стианства. Учитывая особенности христианской веры, как системы иерархических отношений человека к Богу, к ближ­ним, к миру, к себе (отношений радости, любви, ответствен­ности, милосердия и других), выстроенных на основе систе­мы христианских ценностей, определены ведущие понятия православной культуры для основной школы: счастье - цен­ности жизни христиан (в христианской терминологии «бла­женства»), позволяющие раскрыть их применительно к воз­растным возможностям школьников средних классов.

Понятие «счастье» имеет проблемное значение в разных культурах мира. Содержание программы позволяет раскрыть его значение и показать ценности жизни христиан в контексте истории христианской Церкви. Так в чем же заключалось счастье жизни христиан? Понимание счастья определяется выбором системы предпочтений или ценностей жизни. На этом основании человек строит свою жизнь. Какие же ценности жизни составляли счастье жизни христиан? Это - ценности христианской веры, ценности хри­стианской семьи, ценности творчества во славу Божию. Для разработки этих понятий определена интегративная тема - «Ценности жизни христиан как путь к спасению». Они показываются как утверждение среды оби­тания христианина. Это второй (после начальной школы) кон­центр содержания. Он углубляет раскрытие всех семи содер­жательных линий.

Ведущей темой программы 5 года обучения является интегративная тема «История христианской Цер­кви в житиях ее святых».

В программе 5 года обучения выделена общая тема - «Христи­анская вера». Показывается, как утверждалась христианская вера в мире; пути Промысла Божиего в утверждении Церкви земной и Небесной; утверждение христианских ценностей в жизни людей; пути спасения как движение человека к свято­сти; духовное возрастание человека (внутренний человек), процесс его рождения через доступную средним классам цен­ность - героизм: как человек преодолевал себя (свои страс­ти), духовно возрастал - (воспитывал волю, мужество, возра­стал в любви).

Таблица тематического распределения количества часов

5 класс

п/п

Темы

Количество

часов

авторская программа

рабочая программа

1.

Ведение. Основы православной культуры.

10

11

2.

История христианской Церкви в житиях ее святых. Христианская Церковь входит в мир.

2.1. Золотая цепь святых.

2.2. Утверждение христианской веры.

2.3. Пути к спасению.

24


8

10

6

23


8

10

5

Итого

34

34

Содержание обучения, требования к уровню подготовки по основам православной культуры совпадает с авторской программой в полном объеме.

Список используемой учебно-методической литературы.

1. Программа учебного предмета «Православная культура» 5 год обучения, автор Л.Л.Шевченко, (Издательский Совет Русской Православной Церкви, Москва, 2009 год).

2. Л.Л. Шевченко «Православная культура». Москва, 2007 год.

Средства обучения: таблицы



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания № ____

методического объединения учителей

гуманитарного цикла

от «___» _______________ 20 ___ года

______________ И.В.Слепнева

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

«___» _______________ 20___ г.

___________ Н.А.Карнаухов


© 2010-2022