• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Календарно-тематический план по литературе с национально - региональным компонентом к учебнику: «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» (авторы – В. Я. Коровина, В. И. Коровин и др)

Календарно-тематический план по литературе с национально - региональным компонентом к учебнику: «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» (авторы – В. Я. Коровина, В. И. Коровин и др)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематический план по литературе с национально - региональным компонентом к учебнику: «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» (авторы - В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др)

Наименование разделов и тем

Количество часов

Календарные сроки

тип урока

Домашнее задание

1

Введение

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека

1

Беседа

Стр.4-8 (читать, пересказывать), составить план текста. Вопросы на стр. 8

2

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

1

Лекция

Прочитать по учебнику текст "Слова", подготовить выразительное чтение понравившегося фрагмента. Вступление наизусть.

3-4

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…».

Подготовка к домашнему сочинению

2

Практикум.

Урок развития речи

Домашнее сочинение №1 Темы: "Какую обложку к книге, где напечатано "Слово", я бы нарисовал"; "Чем интересно "Слово" современному читателю"; "Образ Русской Земли на страницах "Слова" "

5

НРК. Осетинские мифы и верования осетин. «Яблоня нартов»


6

Литература XVIII века (общий образ). Классицизм в русском и мировом искусстве.

1

Лекция

Знать лекцию, вопросы 1-6 стр.40

7

М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.

1

Лекция.

Практикум

С.42-46 пересказ, с.58 вопросы, выразит.чтение

8

Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

1

Беседа

Повторить биографию М. В. Ломоносова. Опорный конспект в тетради. Наизусть отрывок из "Вечернего размышления ".

8

Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.

1

Урок внеклассного чтения

С.59-64, записи в тетрадях.

9

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.

1

Практикум

Наизусть на выбор "Властителям и судьям" или "Памятник"

10

Подвиг А. Н. Радищева.

"Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества.

1

Беседа

С.68-74, вопросы 1-6 Прочитать из "Путешествия из Петербурга в Москву" названные главы, подготовить по ним обзор содержания и комментарии.

11

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

1

Практикум

Вопросы 7-9, с.74

12

Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека.

1

Лекция

С.75-85, вопросы с.85, знать материал о сентиментализме, прочитать «Бедную Лизу»

13

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

1

Практикум

С.103, вопросы

14

Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.

1

Лекция

Выучить лекцию, с.112 вопросы

15

Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения.

1

Беседа

Материалы, собранные по анализу стихотворения на уроке, оформить в виде сочинения (или самостоятельно проанализировать стихотворения поэта), с.114-126

16

В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады.

1

Беседа.

Практикум

С.127-140, вопросы с.140, наизусть отрывок баллады

17

А. С. Грибоедов: личность и судьба.

1

Лекция

Прочитать комедию "Горе от ума".

18

Комедия "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.

1

Беседа

Выразительное чтение II действия

19

2 действие комедии. Обучение анализу монолога.

1

Урок развития речи

Перечитать 3действие комедии.

20

3 действие комедии. Анализ сцены бала.

1

Урок развития речи

Перечитать 4 действие комедии. Выучить наизусть монолог (по выбору)

21

4 действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.

1

Практикум

Характеристика главных героев

22

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей

1

Беседа

Начать подготовку к сочинению по комедии.

23

И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Обучение конспектированию.

1

Урок развития речи

Закончить конспект статьи. Завершить подготовку к сочинению.

24

Классное сочинение-рассуждение №1 по комедии "Горе от ума".

1) «Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»;

2) «Молчалин и Скалозуб»;

3) «Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума».

Урок развития речи

Работа в группах: собрать материалы о лицейских друзьях Пушкина.

25

Р/К А.В.Попов «Декабристы - литераторы на Кавказе». Кавказ в судьбе декабристов А.А. Бестужева - Марлинского, А.И. Одоевского

Урок внеклассного чтения

26

Р/К Е. Хамар - Дабанов «Проделки на Кавказе». Жанровое своеобразие.

Урок внеклассного чтения

27

А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»), Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

1

Лекция. Беседа

С.167-172, пересказ биографии Пушкина

28

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар»

1

Беседа

С.172-178, анализ стих-я «Анчар», выучить наизусть, индив. задание «Любовная лирика» (презентация)

29

Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта

1

Семинар

Выучить одно из стих-й любовной лирики наизусть

30

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения

1

Урок развития речи

с. 194-195, вопросы и задания, завершить анализ стих-я, подготовиться к к/р

31

Р/К Л.А. Черейский «Пушкин и Северный Кавказ». Северный Кавказ в творчестве А.С. Пушкина.

Урок внеклассного чтения

32

Р/К К.Г. Черный «Пушкин и Кавказ». Две поездки Пушкина на Кавказ.

Урок внеклассного чтения

33

Контрольная работа (тестирование) по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина

1

Урок контроля

Прочитать поэму «Цыганы»

34

А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко

1

Урок внеклассного чтения

Чтение текста романа «Евгений Онегин»

35

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа

1

Лекция

По группам: мое представление об Онегине, Ленском, Татьяне

36

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

1

Беседа

С.215-232, изучение материала

37

Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

1

Беседа

С. 323-236, сравнительная характеристика героинь

38

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

1

Практикум

наизусть отрывки из писем Онегина и Татьяны (по выбору учащихся);

39

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа

1

Автор

С. 236-240, пересказ,

40

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

1

Семинар

прочитать статью в учебнике-хрестоматии «Реализм» (с. 214); подготовка к сочинению

41

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала 20 века. Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

1

Урок развития речи

Написание сочинения, прочитать с.199-214

42

А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции и сфере творчества

1

Урок внеклассного чтения

Презентация /сообщение о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова,

43

Р/К А. Коротин «Хлеб изгнания». Тема пленительной страны гор в жизни и творчестве В.К. Кюхельбекера.

Урок внеклассного чтения

44

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»

1

Лекция. Беседа.

1) стр. учебника 250-262;

2) принести стихотворения «Смерть поэта»; «Как часто пестрою толпою окружен» («1 января»), «Желание», «Узник»;

45

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи - значенье…»

1

Практикум

1) стр. учебника (263-279).

2) Принести на урок тексты стихотворений:

"К. н.и. "Я не достоин, может быть"

"К…" "Не думай, чтоб я был достоин сожаленья"

"Она была прекрасна, как мечта"

"Я не унижусь пред тобою"

"К" "прости! - мы не встретимся боле"

"Отчего" "Нет, не тебя так пылко я люблю"

46

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»

1

Практикум

Выучить стих наизусть (по выбору)

47

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии

1

Семинар

«Выхожу один я на дорогу» или «Родина» Наизусть.

48

Р/К А.В. Попов «Лермонтов на Кавказе». Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова

Урок внеклассного чтения

49

Р/К Е.И. Яковкина «Последний приют поэта». Заочное путешествие по Лермонтовским местам

Урок внеклассного чтения

50

Р/К С.В. Чекалин «Наедине с тобою, брат». Причины дуэли и гибели Лермонтова.

Урок внеклассного чтения

51

М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе

1

Лекция

читать главу "Максим Максимыч".

Кто более прав в отношении к другому: Печорин или Максим Максимыч?

Каким видит Печорина Максим Максимыча?

Какое впечатление на вас произвел Печорин в этой главе?

Портрет Печорина: "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть" в основе его характера?

Как меняется форма повествования, его характерная тональность?

Учебник - стр. 288 - 311.

52

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

1

Беседа

1) Стр. Учебника - "Печорин и Максим Максимыч".

2) Чтение "Тамань".

Как раскрывается Печорин в его истории с контрабандистами?

53 - 54

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

2

Беседа

Чтение повести «Княжна Мери»,

повести "Фаталист»

55

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

1

Беседа

" ст. Белинского о Герое…"

-Почему повестью "Фаталист" заканчивается роман?

- В чем беда Печорина?

- Есть ли внутренняя связь между "Думой" и романом Лермонтова?

Где автор более сурово осуждает свое поколение? С.317, в. 14(анализ сцен свидания Печорина с Белой, Верой, Мери)

56

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского.

1

Семинар

1) Чтение статьи Белинского "Герой нашего времени" (Основные положения статьи записать в тетрадь). 2) Материал к сочинению.

57

Классное сочинение №2 по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

1

Урок развития речи

Презентация /сообщение о жизни и творчестве Н.В.Гоголя

58

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы

1

Лекция

Аналитическое чтение 1-6 глав

59

Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода

1

Беседа.

Практикум

Подготовить сообщения-характеристики помещиков (Манилов, Ноздрёв, Коробочка, Собакевич, Плюшкин) по плану: а) первое впечатление; б) характерные особенности внешности; в) манера поведения и речь; г) отношение к хозяйству; д) отношение к окружающим; е) любимые занятия; ж) жизненные цели; з) выводы.

60

Система образов поэмы «Мертвые души». Изложение «Толстые и тонкие»

1

Беседа.

Практикум, развитие речи

Анализ эпизода; презентация

61

Образ города в поэме «Мертвые души»

1

Беседа

Подг. вопросы - тест для проверки знания содерж. поэмы

62

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

1

Беседа

План хар-ки Чичикова, с 344-350

Подготовиться к семинару

63

«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению

1

Семинар

Сочинение№2

64

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада

1

Лекция.

Беседа

«Бедность не порок». Чтение статьи.

65

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии

1

Беседа

Чтение статьи учебника.

66

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира

1

Лекция.

Беседа

«Белые ночи». Мое представление о главном герое.

67

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира

1

Беседа

Ответ на вопрос: "Актуальна ли проблема, поднятая в произведении, в наши дни"?

68

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя

1

Урок внеклассного чтения

Составить вопросы для анализа главы. Прочитать главу «Я проваливаюсь».

С.15-28; инд. - реферат

69

Эпоха А.П.Чехова. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему.

1

Лекция

Рассуждение-миниатюра. Почему рассказ называется «Смерть чиновника», а не «Смерть Ивана Дмитриевича»?

70

А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

1

Беседа

Рассказ «Тоска», с.29-35

71

Из поэзии XІX века

Стихотворения разных жанров Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии. Жанры лирических произведений

1

Урок внеклассного чтения

Выразительное чтение

Анализ стихотв. По выбору.

72

Из русской прозы XX века

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений

1

Лекция

Выуч. материал лекции

73

И. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

1

Лекция.

Беседа

Худож.пересказ истории любви, с.55-59

74

Мастерство И.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.

1

Практикум

*Прочит.повесть «Собачье сердце»

75

М.Булгаков. Жизнь и судьба. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести.

1

Лекция.

Беседа

«Собачье сердце Примеры гротеска в повести.

Отметить сатирич. приемы в повести

76

Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия.

1

Практикум

Прочит. рассказ «Судьба человека» с.170-190

77

М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.

1

Беседа

Выделить особенности языка Шолохова в рассказе

78

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.

1

Практикум

Прочит. рассказ «Матренин двор», с.241-277

79

А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

1

Беседа

Отв. на вопросы презентация

80

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.

1

Беседа

Письм. ответ на вопрос: "О чем заставил меня задуматься рассказ А. И. Солженицына "Матренин двор"?

Подготовиться к контрольной работе

81

Ттест по произведениям второй половины XIX и XX веков.

1

Урок контроля

Выуч. наизусть ст-я; поэтичес-кий концерт

82

«Серебряный век» русской поэзии.

1

Лекция

В чем уникальность «Серебряного века»?

С.61-72, выраз.чт. любимых ст-й

83

А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта

1

Практикум

Выуч. наизусть стихотворение (на выбор, с.73-74)

84

С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»

1

Беседа

Анализ стихотв. (на выбор, с.89-95)

85

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики поэта

1

Практикум

Выуч. наиз. ст-е (на выбор, с.89-95); эссе

86

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского

1

Беседа

Практикум

Анализ стихтв., с. 107-109

87

Маяковский о труде поэта

1

Практикум

Выуч. наиз. ст-е (на выбор, с.107-109); эссе

88

М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики

1

Лекция.

Беседа

Выразительное чтение, с.124-128; публикация (буклет)

89

«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство

1

Практикум

Выуч. наизусть (на выбор, с.124-128)

90

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики

1

Беседа

Анализ стихотворений, с.161-165

91

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике

1

Беседа

Выраз. чтение, с.141-144; эссе

92

Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики

1

Практикум

Выуч. наизусть (на выбор, с.141-144)

93

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви

1

Беседа.

Практикум

Выраз. чтение, с.201-206

94

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне

1

Беседа.

Практикум

Анализ стих-й, с.221-223Выуч. наизусть (на выбор, с.221-226)

95

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX -XX веков

1

Урок внеклассного чтения

Выразительное чтение, с.286-296

96

Зачетное занятие по русской лирике XX века

1

Урок контроля

Сочинение

97

Античная лирика

Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Слово о поэте. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворца

1


Урок внеклассного чтения

С.303-314

98

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер

1

Лекция.

Беседа

С.315-325

99

У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Общечеловеческое значение героев Шекспира.

1

Лекция

*Анализ эпизода

100

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы

1

Урок внеклассного чтения

С.335-346

101

И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен). «Фауст» как философская трагедия

1

Лекция

Сочинение-миниатюра

102

Итоги года и задание для летнего чтения

1

Беседа.

Тестирование


© 2010-2022