- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Календарно-тематический план по литературе с национально - региональным компонентом к учебнику: «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» (авторы – В. Я. Коровина, В. И. Коровин и др)
Календарно-тематический план по литературе с национально - региональным компонентом к учебнику: «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» (авторы – В. Я. Коровина, В. И. Коровин и др)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Биченова С.И. |
Дата | 10.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Календарно-тематический план по литературе с национально - региональным компонентом к учебнику: «Литература 9 класс. Учебник-хрестоматия» (авторы - В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др)
№
Наименование разделов и тем
Количество часов
Календарные сроки
тип урока
Домашнее задание
1
Введение
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека
1
Беседа
Стр.4-8 (читать, пересказывать), составить план текста. Вопросы на стр. 8
2
Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы
1
Лекция
Прочитать по учебнику текст "Слова", подготовить выразительное чтение понравившегося фрагмента. Вступление наизусть.
3-4
Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…».
Подготовка к домашнему сочинению
2
Практикум.
Урок развития речи
Домашнее сочинение №1 Темы: "Какую обложку к книге, где напечатано "Слово", я бы нарисовал"; "Чем интересно "Слово" современному читателю"; "Образ Русской Земли на страницах "Слова" "
5
НРК. Осетинские мифы и верования осетин. «Яблоня нартов»
6
Литература XVIII века (общий образ). Классицизм в русском и мировом искусстве.
1
Лекция
Знать лекцию, вопросы 1-6 стр.40
7
М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.
1
Лекция.
Практикум
С.42-46 пересказ, с.58 вопросы, выразит.чтение
8
Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
1
Беседа
Повторить биографию М. В. Ломоносова. Опорный конспект в тетради. Наизусть отрывок из "Вечернего размышления ".
8
Новая эра русской поэзии. Творчество Г. Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.
1
Урок внеклассного чтения
С.59-64, записи в тетрадях.
9
Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта.
1
Практикум
Наизусть на выбор "Властителям и судьям" или "Памятник"
10
Подвиг А. Н. Радищева.
"Путешествие из Петербурга в Москву" (главы). Изображение российской действительности. Критика крепостничества.
1
Беседа
С.68-74, вопросы 1-6 Прочитать из "Путешествия из Петербурга в Москву" названные главы, подготовить по ним обзор содержания и комментарии.
11
Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.
1
Практикум
Вопросы 7-9, с.74
12
Понятие о сентиментализме Н.М. Карамзин - писатель и историк. "Бедная Лиза". Внимание писателя к внутренней жизни человека.
1
Лекция
С.75-85, вопросы с.85, знать материал о сентиментализме, прочитать «Бедную Лизу»
13
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.
1
Практикум
С.103, вопросы
14
Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.
1
Лекция
Выучить лекцию, с.112 вопросы
15
Романтическая лирика начала века. "Литературный Колумб Руси". Очерк жизни и творчества В. А. Жуковского. Стихотворение «Море». Обучение анализу лирического стихотворения.
1
Беседа
Материалы, собранные по анализу стихотворения на уроке, оформить в виде сочинения (или самостоятельно проанализировать стихотворения поэта), с.114-126
16
В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады.
1
Беседа.
Практикум
С.127-140, вопросы с.140, наизусть отрывок баллады
17
А. С. Грибоедов: личность и судьба.
1
Лекция
Прочитать комедию "Горе от ума".
18
Комедия "Горе от ума". Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.
1
Беседа
Выразительное чтение II действия
19
2 действие комедии. Обучение анализу монолога.
1
Урок развития речи
Перечитать 3действие комедии.
20
3 действие комедии. Анализ сцены бала.
1
Урок развития речи
Перечитать 4 действие комедии. Выучить наизусть монолог (по выбору)
21
4 действие комедии. Смысл названия комедии "Горе от ума". Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.
1
Практикум
Характеристика главных героев
22
Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей
1
Беседа
Начать подготовку к сочинению по комедии.
23
И. А. Гончаров "Мильон терзаний ". Обучение конспектированию.
1
Урок развития речи
Закончить конспект статьи. Завершить подготовку к сочинению.
24
Классное сочинение-рассуждение №1 по комедии "Горе от ума".
1) «Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»;
2) «Молчалин и Скалозуб»;
3) «Фамусовское общество в комедии Грибоедова «Горе от ума».
Урок развития речи
Работа в группах: собрать материалы о лицейских друзьях Пушкина.
25
Р/К А.В.Попов «Декабристы - литераторы на Кавказе». Кавказ в судьбе декабристов А.А. Бестужева - Марлинского, А.И. Одоевского
Урок внеклассного чтения
26
Р/К Е. Хамар - Дабанов «Проделки на Кавказе». Жанровое своеобразие.
Урок внеклассного чтения
27
А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»), Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина
1
Лекция. Беседа
С.167-172, пересказ биографии Пушкина
28
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю». «Анчар»
1
Беседа
С.172-178, анализ стих-я «Анчар», выучить наизусть, индив. задание «Любовная лирика» (презентация)
29
Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь еще, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта
1
Семинар
Выучить одно из стих-й любовной лирики наизусть
30
Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу одного стихотворения
1
Урок развития речи
с. 194-195, вопросы и задания, завершить анализ стих-я, подготовиться к к/р
31
Р/К Л.А. Черейский «Пушкин и Северный Кавказ». Северный Кавказ в творчестве А.С. Пушкина.
Урок внеклассного чтения
32
Р/К К.Г. Черный «Пушкин и Кавказ». Две поездки Пушкина на Кавказ.
Урок внеклассного чтения
33
Контрольная работа (тестирование) по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина
1
Урок контроля
Прочитать поэму «Цыганы»
34
А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко
1
Урок внеклассного чтения
Чтение текста романа «Евгений Онегин»
35
Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа
1
Лекция
По группам: мое представление об Онегине, Ленском, Татьяне
36
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути
1
Беседа
С.215-232, изучение материала
37
Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга
1
Беседа
С. 323-236, сравнительная характеристика героинь
38
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем
1
Практикум
наизусть отрывки из писем Онегина и Татьяны (по выбору учащихся);
39
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа
1
Автор
С. 236-240, пересказ,
40
Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа
1
Семинар
прочитать статью в учебнике-хрестоматии «Реализм» (с. 214); подготовка к сочинению
41
Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала 20 века. Роман А.С.Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
1
Урок развития речи
Написание сочинения, прочитать с.199-214
42
А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции и сфере творчества
1
Урок внеклассного чтения
Презентация /сообщение о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова,
43
Р/К А. Коротин «Хлеб изгнания». Тема пленительной страны гор в жизни и творчестве В.К. Кюхельбекера.
Урок внеклассного чтения
44
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»
1
Лекция. Беседа.
1) стр. учебника 250-262;
2) принести стихотворения «Смерть поэта»; «Как часто пестрою толпою окружен» («1 января»), «Желание», «Узник»;
45
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи - значенье…»
1
Практикум
1) стр. учебника (263-279).
2) Принести на урок тексты стихотворений:
"К. н.и. "Я не достоин, может быть"
"К…" "Не думай, чтоб я был достоин сожаленья"
"Она была прекрасна, как мечта"
"Я не унижусь пред тобою"
"К" "прости! - мы не встретимся боле"
"Отчего" "Нет, не тебя так пылко я люблю"
46
Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»
1
Практикум
Выучить стих наизусть (по выбору)
47
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзии
1
Семинар
«Выхожу один я на дорогу» или «Родина» Наизусть.
48
Р/К А.В. Попов «Лермонтов на Кавказе». Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова
Урок внеклассного чтения
49
Р/К Е.И. Яковкина «Последний приют поэта». Заочное путешествие по Лермонтовским местам
Урок внеклассного чтения
50
Р/К С.В. Чекалин «Наедине с тобою, брат». Причины дуэли и гибели Лермонтова.
Урок внеклассного чтения
51
М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век М.Ю.Лермонтова в романе
1
Лекция
читать главу "Максим Максимыч".
Кто более прав в отношении к другому: Печорин или Максим Максимыч?
Каким видит Печорина Максим Максимыча?
Какое впечатление на вас произвел Печорин в этой главе?
Портрет Печорина: "злой нрав" или "глубокая, постоянная грусть" в основе его характера?
Как меняется форма повествования, его характерная тональность?
Учебник - стр. 288 - 311.
52
Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»
1
Беседа
1) Стр. Учебника - "Печорин и Максим Максимыч".
2) Чтение "Тамань".
Как раскрывается Печорин в его истории с контрабандистами?
53 - 54
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»
2
Беседа
Чтение повести «Княжна Мери»,
повести "Фаталист»
55
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина
1
Беседа
" ст. Белинского о Герое…"
-Почему повестью "Фаталист" заканчивается роман?
- В чем беда Печорина?
- Есть ли внутренняя связь между "Думой" и романом Лермонтова?
Где автор более сурово осуждает свое поколение? С.317, в. 14(анализ сцен свидания Печорина с Белой, Верой, Мери)
56
Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского.
1
Семинар
1) Чтение статьи Белинского "Герой нашего времени" (Основные положения статьи записать в тетрадь). 2) Материал к сочинению.
57
Классное сочинение №2 по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»
1
Урок развития речи
Презентация /сообщение о жизни и творчестве Н.В.Гоголя
58
Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы
1
Лекция
Аналитическое чтение 1-6 глав
59
Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода
1
Беседа.
Практикум
Подготовить сообщения-характеристики помещиков (Манилов, Ноздрёв, Коробочка, Собакевич, Плюшкин) по плану: а) первое впечатление; б) характерные особенности внешности; в) манера поведения и речь; г) отношение к хозяйству; д) отношение к окружающим; е) любимые занятия; ж) жизненные цели; з) выводы.
60
Система образов поэмы «Мертвые души». Изложение «Толстые и тонкие»
1
Беседа.
Практикум, развитие речи
Анализ эпизода; презентация
61
Образ города в поэме «Мертвые души»
1
Беседа
Подг. вопросы - тест для проверки знания содерж. поэмы
62
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы
1
Беседа
План хар-ки Чичикова, с 344-350
Подготовиться к семинару
63
«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души». Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению
1
Семинар
Сочинение№2
64
А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада
1
Лекция.
Беседа
«Бедность не порок». Чтение статьи.
65
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии
1
Беседа
Чтение статьи учебника.
66
Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира
1
Лекция.
Беседа
«Белые ночи». Мое представление о главном герое.
67
Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи». Черты его внутреннего мира
1
Беседа
Ответ на вопрос: "Актуальна ли проблема, поднятая в произведении, в наши дни"?
68
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. «Юность». Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя
1
Урок внеклассного чтения
Составить вопросы для анализа главы. Прочитать главу «Я проваливаюсь».
С.15-28; инд. - реферат
69
Эпоха А.П.Чехова. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему.
1
Лекция
Рассуждение-миниатюра. Почему рассказ называется «Смерть чиновника», а не «Смерть Ивана Дмитриевича»?
70
А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.
1
Беседа
Рассказ «Тоска», с.29-35
71
Из поэзии XІX века
Стихотворения разных жанров Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии. Жанры лирических произведений
1
Урок внеклассного чтения
Выразительное чтение
Анализ стихотв. По выбору.
72
Из русской прозы XX века
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений
1
Лекция
Выуч. материал лекции
73
И. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.
1
Лекция.
Беседа
Худож.пересказ истории любви, с.55-59
74
Мастерство И.Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.
1
Практикум
*Прочит.повесть «Собачье сердце»
75
М.Булгаков. Жизнь и судьба. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести.
1
Лекция.
Беседа
«Собачье сердце Примеры гротеска в повести.
Отметить сатирич. приемы в повести
76
Поэтика повести М.Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая поэзия автора. Смысл названия.
1
Практикум
Прочит. рассказ «Судьба человека» с.170-190
77
М.А.Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины.
1
Беседа
Выделить особенности языка Шолохова в рассказе
78
Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра.
1
Практикум
Прочит. рассказ «Матренин двор», с.241-277
79
А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор» Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.
1
Беседа
Отв. на вопросы презентация
80
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.
1
Беседа
Письм. ответ на вопрос: "О чем заставил меня задуматься рассказ А. И. Солженицына "Матренин двор"?
Подготовиться к контрольной работе
81
Ттест по произведениям второй половины XIX и XX веков.
1
Урок контроля
Выуч. наизусть ст-я; поэтичес-кий концерт
82
«Серебряный век» русской поэзии.
1
Лекция
В чем уникальность «Серебряного века»?
С.61-72, выраз.чт. любимых ст-й
83
А.А.Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта
1
Практикум
Выуч. наизусть стихотворение (на выбор, с.73-74)
84
С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»
1
Беседа
Анализ стихотв. (на выбор, с.89-95)
85
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики поэта
1
Практикум
Выуч. наиз. ст-е (на выбор, с.89-95); эссе
86
В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского
1
Беседа
Практикум
Анализ стихтв., с. 107-109
87
Маяковский о труде поэта
1
Практикум
Выуч. наиз. ст-е (на выбор, с.107-109); эссе
88
М.И.Цветаева. Слово о поэте. Стихи о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». Особенности поэтики
1
Лекция.
Беседа
Выразительное чтение, с.124-128; публикация (буклет)
89
«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство
1
Практикум
Выуч. наизусть (на выбор, с.124-128)
90
Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Философский характер лирики
1
Беседа
Анализ стихотворений, с.161-165
91
А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике
1
Беседа
Выраз. чтение, с.141-144; эссе
92
Стихи А.А.Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики
1
Практикум
Выуч. наизусть (на выбор, с.141-144)
93
Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви
1
Беседа.
Практикум
Выраз. чтение, с.201-206
94
А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта
А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». Проблемы и интонации стихов о войне
1
Беседа.
Практикум
Анализ стих-й, с.221-223Выуч. наизусть (на выбор, с.221-226)
95
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX -XX веков
1
Урок внеклассного чтения
Выразительное чтение, с.286-296
96
Зачетное занятие по русской лирике XX века
1
Урок контроля
Сочинение
97
Античная лирика
Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. Гораций. Слово о поэте. Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворца
1
Урок внеклассного чтения
С.303-314
98
Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер
1
Лекция.
Беседа
С.315-325
99
У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен). Общечеловеческое значение героев Шекспира.
1
Лекция
*Анализ эпизода
100
Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы
1
Урок внеклассного чтения
С.335-346
101
И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен). «Фауст» как философская трагедия
1
Лекция
Сочинение-миниатюра
102
Итоги года и задание для летнего чтения
1
Беседа.
Тестирование