Урок Нормативность языка и речевые ошибки

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология развивающего обучения.

В современной педагогической литературе рассматриваются как разновидность личностно ориентированного обучения. Его теоретические положения разрабатывались Л. Выготским,

Л. Замковым, В. Давыдовым. Под развивающим обучением понимают активно-деятельный способ обучения, во время которого учитываются и используются природные закономерности индивидуального развития ребенка, обуславливающие развитие знаний, умений, навыков и способов умственной деятельности. В отличие от традиционного обучения, цель которого накопление конкретных навыков и умений, которые подаются в готовом виде, развивающая система ставит целью общее развитие интеллектуальных способностей, чувств, навыкам обучения и общения.

Проект Творческой мастерской состоит из таких этапов:

  1. Создание эмоционального настроения.

  2. Индивидуальное создание гипотез

  3. Обсуждение всех гипотез

  4. Афиширование

  5. Осознание участниками мастерской необходимости поиска новых идей

  6. Выражение чувств, эмоций, возникших на уроке.

ТЕМА: Несмотря на рваный кед, завоюем всех побед!

Вот это да! Бывает же...

В подборе темы урока я всегда отталкиваюсь от того, что интересно детям. Идею этого урока мне подсказали старшеклассники. На перемене болельщики различных клубов бурно обсуждали результаты какого-то футбольного матча. Я уважительно отношусь к футболу, хоть и не являюсь пламенным поклонником. На стадионе бываю только из солидарности. Больше слушаю, чем смотрю.

В основе урока фразы из интервью, реплики спортсменов и болельщиков. В своей работе я попыталась соединить развивающую технологию, обучающий материал и личные впечатления.

Урок №2. Технология развивающего обучения.

Форма: Творческая лаборатория.

Тема: Нормативность языка, речевые ошибки и способы их предупреждения

Эпиграф: Заговори, чтобы я тебя увидел.

Цель:

Обучающая: дать понятие о нормативности языка, о видах речевых ошибок

Развивающая: совершенствовать устную речь, развивать умение строить: грамотные высказывания

Воспитательная: воспитывать внимание к языку и речевую компетентность

Ход урока:

  1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока. Цель урока

предлагаем сформулировать учащимся. Мотивация(для чего нужна

эта тема) формулируют учащиеся.

Вводим понятие «речевая репутация». Учащиеся отвечают на вопрос: «Что

такое репутация?», «В чем особенности речевой репутации?»

  1. Новый материал.

  1. Работа со словарем. Слова: матч, стадион, баскетбол, гимнастика, соревнование, спартакиада, тренер, тренировка. (Учитель комментирует каждое слово, его лексическое значение, особенности написания).

  2. Слово учителя. Речь человека - его лицо. Наша с вами задача быть грамотными людьми, понимать, что такое речевые ошибки, стараться избегать их. Обратимся к Эпиграфу: заговори, чтобы я тебя увидел. Вопрос: нет ли в этой фразе нарушения логики?

Если нет, то почему? Устные ответы учащихся. Предполагаемые

варианты ответов: фраза логична, т.к. речь человека, как и лицо, формирует его репутацию.

Сегодня на уроке поговорим о спорте, спортсменах, и о том, как говорить не нужно. Спортсмены - люди публичные, кумиры миллионов. Вот, кажется, кому быть носителем высокой речевой культуры, так сказать, речевым образцом. К сожалению, это не всегда так.

Что такое грамотная речь? Это речь литературная и нормативная. Норма литературного языка - это центральное понятие учения о правильности речи и об ее культуре.

Все речевые ошибки происходят от не соблюдения норм.

Запись в тетради, работа с таблицей.

Нормы

Ошибки

1. Лексическая норма- употребление слов в соответствии с присущим ей значением


' ' ■ 1 -■■■'■ '■"Г.'"'' г- " '?■ ' ]

1.Лексические

ошибки? (формулируем методом

от противного)Н: я каждый раз радуюсь, когда тренер скажет мне что-нибудь сделать.(скажет = попросит)

Н: В следующем сезоне мы обратно встретимся с «Шахтером». (обратно = опять)

Мне нравится вратарь ихней команды.(ихней =их)

|

|

2.Фразеологическая норм - закрепившееся в языке употребление устойчивых оборотов

2.Фразеологические ошибки?

(формулируем методом от противного). Н: В прошлом сезоне «Таврия» выступала более-менее стабильно.(более -менее = более или менее)Н: вся страна от малого до великого собралась у экранов телевизоров(от малого до великого = от мала до велика)

З. Словообразовательная норма- утвердившееся в языке употребление производных слов.

3. Словообразовательные ошибки? (формулируем методом от противного).Н: Сколько мы будем терпеть незаконное вмешивание в дела





команды?(вмешивание = вмешательство)

Н: Участие Артема Милевского в матче- вопрос -насущий. (насущий= насущный)

4.Грамматическая норма-это общепринятое употребление форм слов и синтаксических конструкций


4.Грамматические ошибки? (формулируем методом от противного)

Н.: Тренировки, тренировки, у нас совершенно нет время

( время = времени) Н: Наш тренер выстроил защиту более интереснее ( более интереснее =более интересно)

5.Орфоэпическая норма-это литературное произношение слов и их форм.

5. Орфоэпические ошибки? (формулируем методом от противного).Н: Спонсоры гарантируют обеспечЕние спортивным

Инвентарем (обеспечЕние =обеспЕчение)

6. Стилистическая норма-это целесообразное и уместное использование в речи языковых средств.

6. Стилистические

ошибки?(формулируем методом от противного).Н: Тренер сказал нам, что ведь напрасно вы, ребята, не атакуете . Посмотрев матч, команда «Динамо» стала мне еще дороже.

7. Орфографическая норма- это правила орфографии написания слов

7.0рфоргафические ошибки?

(формулируем методом от противного, выявляются только в письменной речи).

8. Пунктуационная норма-это правила постановки знаков препинания.

8. Пунктуационные ошибки? (формулируем методом от противного, выявляются только в письменной речи).





Для оптимизации обучения данная таблица прилагается в виде раздаточного материала (см. Приложение №1). Ученики заполняют пустую колонку примерами.

Проблемный вопрос: Исходя их эпиграфа, что бы вы сказали о человеке, который так разговаривает?

Вывод: спортсмены-люди публичные. Им нужно работать не только физической формой, но над собственной речью, т.к. они пример для подражания.

  1. Творческая работа. На доске написана «кричалка» футбольных фанов : Несмотря на рваный кед,

завоюем всех побед!

Слово учителя: Многие из вас любят футбол и наверняка, у каждого из вас есть любимая команда. Все любителям футбола знакомы кричалки. Какие кричалки знаете?(см. Приложение№2) Обратите внимание на доску. Вопрос: что хотели сказать фанаты? (Ответы учеников). Давайте поможем фанатам грамотно составить эту кричалку.

Творческая лаборатория.

ЗАДАНИЕ №1.Слова «кед» в русском языке нет, т.к. имеет форму только множественного числа: кеды, кедов. Скажите, можно ли применять форму «кед» в кричалке?(Стилистическое обоснование). Устные ответы учеников.

Вывод: Кричалки относятся к разговорному стилю. Слово «кед» - это словесное хулиганство. А кричалки - это хулиганство на стадионе. Слово «кед» можно оставит в кричалке только для стилистического озорства.

ЗАДАНИЕ №2. Подобрать рифму к слову «кед». Работа учеников.

Варианты:-сосед

-котлет

-обед "

-сто лет

-балет

-дуплет

-кадет

-стилет

-слов нет

-газет

-гаджет

-Интернет

-туалет

-мопед и т.д.

ЗАДАНИЕ №3. Составить новую кричалку.

«Несмотря на рваный кед

Результаты работы.

-съест команда 100 котлет;

-не пропустим мы обед;

-мы попремся на балет;

-подключаем Интернет;

-поступлю я как кадет;

-не читаю я газет;

-я куплю себе мопед;

-засыпаю под кларнет и т.д.

словЭто была разминка. Теперь подберем рифму « кеды». ВАРИАНТЫ:

  • победы;

-мопеды;

  • беды;

-обеды.

Коллективное творчество по созданию новой, правильной кричалки. Результат совместного творчества:

  1. Я куплю покрепче кеды,

Пожелайте мне Победы!

  1. Я купил в Китае кеды

Не дожить им до победы. (Не дождетесь вы Победы!)

Задание №4. Нужно отметить в раздаточном материале (см. Приложение№1) типы ошибок, допущенных в кричалке.

Обсуждение ответов.

Подведение итогов урока.

Вопрос: какие выводы вы сделали для себя после сегодняшнего урока? Предполагаемые варианты ответов.

  1. Совершенствовать собственную устную речь

  2. Нужно учиться строить грамотные выражения, как на занятиях, так и в повседневной жизни

  3. Нужно повышать свою речевую компетенцию

  4. Поддерживать речевую репутацию на должном уровне, т.к. речь - один из показателей культурного уровня человека.

Ф- ■

Домашнее задание.

  1. Записать в тетради наибольшее количество футбольных кричалок.

б

Написать пожелание футбольным фанатам, в котором была бы фраза: «заговори, чтобы я тебя увидел».

Приложение№1 к уроку №2

Нормы

Ошибки

1. Лексическая норма- употребление слов в соответствии с присущим ей значением


' ' ■ 1 -■■■'■ '■"Г.'"'' г- " '?■ ' ]

1.Лексические

ошибки? (формулируем методом

от противного)

|

|

2.Фразеологическая норм - закрепившееся в языке употребление устойчивых оборотов

2.Фразеологические ошибки?

(формулируем методом от противного).

З. Словообразовательная норма- утвердившееся в языке употребление производных слов.

3. Словообразовательные ошибки? (формулируем методом от противного).

4.Грамматическая норма-это общепринятое употребление форм слов и синтаксических конструкций


4.Грамматические ошибки? (формулируем методом от противного)


5.Орфоэпическая норма-это литературное произношение слов и их форм.

5. Орфоэпические ошибки? (формулируем методом от противного).


6. Стилистическая норма-это целесообразное и уместное использование в речи языковых средств.

6. Стилистические

ошибки? (формулируем методом от противного).

7. Орфографическая норма- это правила орфографии написания слов

7.0рфоргафические ошибки?

(формулируем методом от противного).

8. Пунктуационная норма-это правила постановки знаков препинания.

8. Пунктуационные ошибки? (формулируем методом от противного).

Приложение №2 к уроку №2.

Кричалки. Домашнее задание.

  1. Мы очень твердо верим

В одиннадцать ребят,

Сегодня Симферопольцы

Конечно победят.

  1. Бело-синий самый сильный!

  2. Лучше нет команды в мире,

Чем «Динамо» в Украине!

  1. Спи спокойно ночью мама,

Я болею за «Динамо»!

  1. Наши флаги бело-голубые,

Мы болеем за «Динамо Киев»!

  1. «Динамо» с Днепра-Ура!Ура!

  2. Мы марсиане?-Не-е-т!

Мы армяне?-Не-е-т!

Мы украинцы?-Да-аа!

Наша команда с берегов Днепра!

  1. Утром^вечером и днем

  2. Про «Динамо» мы поем!

  3. Узнает навеки пусть наша страна,

«Динамо»-не слово, «Динамо»-судьба!

  1. В Париже любят кофе, в Милане любят сыр,

А я люблю «Динамо», «Динамо»-мой кумир!

  1. «Динамо», вперед, всегда и везде!

Добудем победу в нелегкой борьбе.

  1. Болельщик не может ждать и страдать,

Наше «Динамо» должно забивать!

  1. В Европе нет, мы скажем прямо,

Команды лучше, чем «Динамо»!

  1. «Динамо» -класс! «Динамо»-сила!

Любовь к «Динамо» нас соединила!


© 2010-2022