- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок Тематические группы слов
Урок Тематические группы слов
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сафина О.Н. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СЛОВ
Цель урока:
образовательная
- научить отличать понятия «видовые группы слов» и «родовые группы слов»;
развивающая
- развивать ассоциативное мышление обучающихся за счёт расширения словарного запаса;
воспитательная
- привлечь внимание детей к красоте слова, вызвать стремление к выразительности собственной речи.
Оборудование: карточки для эстафеты, воздушный шарик, карты для самооценивания
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
- тренировочный диктант
Какую большую тему мы с вами сейчас проходим?
Правильно, лексику. Но не забываем мы и про орфографию. Напомните мне, пожалуйста, на какое правило мы с вами писали на этой неделе шуточный диктант?
К сожалению, не у всех получилось написать этот диктант без ошибок. Поэтому мы с вами договорились повторить это правило.
Скажите мне, пожалуйста, когда мы пишем е в корне слова после шипящих? Приведите примеры
Когда о? Примеры
Подпишите листочки.
Обжора надел шорты, залез в кусты крыжовника и объелся ягод. Шов на шортах лопнул. Тогда он вышел на шоссе, остановил шофера, который довез его до цирка. Оказалось, что обжора работает жонглером, жокеем и трещит на трещотке. А живет наш герой в трущобах с чопорным шотландцем, пижоном и мажором, который никогда не снимает капюшон и не показывает свою черную челку.
- проверка Д/з
- О чем мы говорили с вами на предыдущем уроке?
- Что такое лексическая сочетаемость?
Дома вы должны были составить предложения по предложенным в упр. 165 схемам.
Кто хочет прочитать, что у него получилось?
На этой неделе мы с вами почувствовали себя лексикографами и начали составлять к неделе русского языка свой собственный толковый словарь 5 класса. Вы предоставили мне данные, а я как редактор на выходных попробую объединить ваши предложения в одну книгу. Только вот у меня много работы, и наверное, поэтому вылетело из головы, какая же тема нашего с вами словаря?
То есть в наш словарь будут входить только слова, которые….
Все верно, и сегодня на уроке мы с вами поговорим о тематических группах.
Запись даты и темы в тетрадях.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
3. Объяснение нового материала
- Как вы думаете, что мы должны выяснить на сегодняшнем уроке?
Давайте проверим, правы вы или нет.
Упр. 167 с. 78 - устно
С. 78 - самостоятельно прочитайте текст
- какая информация была для вас новой?
- какие слова мы можем объединить в тематические группы?
- как определить, в какую тематическую группу будет входить многозначное слово?
- что можно определить по словам одной тематической группы в тексте?
4. Закрепление изученного материала
- Эстафета «Кто больше?» (соревнуются три ряда, кто больше напишет слов, которые относятся к одной тематической группе). Учащиеся выходят по цепочке. Все остальные участники должны успеть записать слова из всех трех колонок
Темы: учеба, дружба, отдых
5. Работа в парах
Упр. 168
6. Игра «Летит мяч»
Я называю вам слово, а вы, перебрасывая мяч друг другу, подбираете слова одной тематической группы
Цвет, хищные животные, дом
7. Оценивание
Оцените свою работу на сегодняшнем уроке по карте самооценивания. Оценку поставьте в дневник. Карты сдайте
1
Правильно выполнено домашнее задание - 1 балл
2
Активно отвечал (а) на уроке - 1 балл
3
Активно участвовал в эстафете «Кто больше?» - 1 балл
4
Правильно выполнил упражнение 168 в парах - 1 балл
5
Активно участвовал в игре «Летит мяч» - 1 балл
Всего
8. О чем же был наш урок? В начале урока мы с вами поставили цели, как вы считаете, добились ли мы поставленной цели или нет и почему?
9. Домашнее задание проект «Толковый словарь школьных слов»