Проект по русскому языку Город Лингвистика

Проект "Город Лингвистика" рассчитан на обучающихся 5-11 классов, но к участию привлекаются и ученики начальных классов, и родители.Цели данного проекта: - сформировать целостное понимание русского языка как лингвистической науки, раскрыв содержание ее основных разделов; - рассмотреть разделы русского языка и определить их взаимосвязь; -познакомить с лучшими учеными-лингвистами и их направлениями работы; - выработать у обучающихся умение планирования работы по определенной задаче,осуществления...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ Горицкая СОШ. Кимрский район.

Тверской области. «Образовательный центр»

ПРОЕКТ

По русскому языку «ГОРОД ЛИНГВИСТИКА»

Участники проекта: обучающиеся 1-11 класса, учителя-предметники, родители.



Автор проекта: учитель русского языка и литературы МОУ Горицкая СОШ. «Образовательный центр» Стягова Татьяна Юрьевна.

Проект «Город Лингвистика»

Цели данного проекта:

- сформировать целостное понимание русского языка как лингвистической науки, раскрыв содержание ее основных разделов;

- рассмотреть разделы русского языка и определить их взаимосвязь;

- познакомить с лучшими учеными-лингвистами и их направлениями работы;

- выработать у обучающихся умение планирования работы по определенной задаче, осуществления решения поставленной проблемы

- способствовать формированию умений фантазировать, планировать работу и доводить ее до конца.

Задачи проекта:

- создать условия для заинтересованности обучающихся русским языком;

-формировать мотивацию к обучению, познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие личностные позиции, социальные компетенции учащихся;

- обеспечить необходимую теоретическую подготовку в области русского языка;

- подготовить обучающихся к успешному прохождению итоговой аттестации;

- способствовать закреплению теоретических знаний и формированию практических умений и навыков;
- формировать новый тип мышления - понятийный (рефлексивный), позволяющий исследовать и понимать сложность окружающего мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, решать задачи профессионального и жизненного самоопределения;

-способствовать проявлению таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты.

Ценностные ориентиры проекта «Город Лингвистика».

Важнейшей особенностью участия в данном проекте является то, что деятельность строится на психологической и дидактической базе - предметно-практической деятельности, которая служит необходимой составляющей целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (прежде всего абстрактного, конструктивного мышления и пространственного воображения). Организация продуктивной творческой деятельности детей является одной из главных причин снижения учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Продуктивная предметная деятельность является основой формирования познавательных способностей.

Значение и возможности проекта «Город Лингвистика» выходят далеко за рамки обеспечения учащихся программными сведениями о разделах русского языка. При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный проект может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в основном и среднем звене общеобразовательной школы. В нем все элементы учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для детей.

Практико-ориентированная направленность содержания данного проекта «Город Лингвистика» естественным путем интегрирует знания, полученные не только при изучении других учебных предметов, но и позволяет реализовать свой интеллектуальный и творческий потенциал. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Благодаря самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как авторы оригинальной творческой идеи, воплощенной в материальном виде). В результате именно здесь закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и творчество.

Таким образом, данный проект «Город Лингвистика» обеспечивает реальное включение в образовательный процесс различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, трудового) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития.

Личностные, метапредметные и предметные действия

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

- смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: Нужно ли мне принимать в проекте участие? какое значение, какой смысл имеет для меня проект? - и уметь на него отвечать;

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Метапредметные:

- Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

планирование сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата;

коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем

творческого и поискового характера.

Участник проекта получит возможность научиться:

- классифицировать разделы русского языка, лучше изучить предмет русского языка, ликвидировать пробелы в знаниях;

- уважительно относиться к труду людей;

- понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт.

Участники проекта

В проекте могут принимать обучающиеся 1-11 классов, родители обучающихся, учителя-предметники русского языка, изо, черчения, технологии и учителя начальных классов.

Место проведения проекта

МОУ Горицкая СОШ. «Образовательный центр», учителя района, предлагается проведение по школам Тверской области.

Сроки проекта

Проект «Город Лингвистика» долгосрочный, в зависимости от потребностей, поставленных задач может занять несколько лет. В МОУ Горицкая СОШ. «Образовательный центр» стартовал 16 марта 2015 г., первый этап строительства заканчивается 30 мая 2015 года, в следующем учебном году продолжит свое функционирование и в окончательном варианте предполагается завершение проекта в 2020 году, когда в школе будет первый выпуск основной школы по ФГОС.

Этапы проекта «Город Лингвистика»

Название этапа

участники

ответственные

Сроки

1

Обсуждение всех строений.

Оформление эскизов.

Обучающиеся 5-11 кл, родители, учителя рус. языка

Стягова Т.Ю.

Меньшова Н.П.

Алексеева Н.И

с 16.03 по 10.04

2

Защита и утверждение проектов зданий.

Руководители по строительству зданий

Комиссия: руководитель проекта, генеральные подрядчики

10.04 по 15.04

3

Изготовление домов.

Актив обучающихся 5-11 кл, родители

Стягова Т.Ю.

15.04 по 25.04

4

Сдача основных объектов

Руководители по строительству зданий

Комиссия: руководитель проекта, генеральные подрядчики

30.04

5

Расстановка домов по микрорайонам, улицам

Руководители по строительству зданий, актив строителей

Комиссия: руководитель проекта, генеральные подрядчики

01.05 по 06.05

6

Подготовка и оформление теоретического материала по всем разделам

Учителя русского языка

07.05 по 23.05

7

Подготовка и оформление раздаточного материала, игр, кроссвордов, заданий.

Стягова Т.Ю.

Меньшова Н.П.

Алексеева Н.И

25.05. по 15.09

8

Расселение «жителей» домов (материал по ученым- лингвистам)

Старшие классы

Стягова Т.Ю.

Меньшова Н.П.

до 16.11

9

Обсуждение по оформлению придомовых территорий, микрорайонов.

Начальные классы, учителя изо, технологии, обучающиеся, родители

Комиссия: руководитель проекта, генеральные подрядчики

12.05

10

Утверждение планов оформления придомовых территорий. Защита своих проектов.

Актив проекта

Комиссия: руководитель проекта, генеральные подрядчики

15.10

11




Озеленение, постройка различных площадок, парков, ограждений согласно утвержденному плану

Изготовление различных фонарей, проводка освещения, постройка игровых, спортивных площадок и др. различных объектов.

Обучающиеся 1-11 кл, родители, учителя начальных классов, учителя ИЗО, технологии, классные руководители

Руководитель ОМО начальных классов

12.09 по 26.12

13

Сдача всех объектов.

Руководители по строительству зданий, актив строителей

Руководитель проекта

12.01.16

14

Открытие объекта. Экскурсия по городу.

Обучающиеся 1-11 кл, родители, учителя начальных классов, учителя ИЗО, технологии, классные руководители (по классам)

Руководитель проекта

15.01.16

Использование результата проекта

Итогом работы служит систематизированный наглядный и раздаточный материал по русскому языку, который может быть применен на уроках, на различных дополнительных занятиях, при дифференцированной работе, как со слабоуспевающими учениками, так и с сильными учениками, а также на занятиях ГПД, элективных курсов, факультативов и при подготовке к итоговой аттестации.

Приложение:

ОБЪЯВЛЕНИЕ

ВНИМАНИЕ! ВНИМАНИЕ!

с 16 марта запускается новый проект по строительству города «ЛИНГВИСТИКА».

Руководитель проекта - генеральный директор строительства - Стягова Т.Ю.

Генеральные подрядчики по строительству: Алексеева Н.И., Меньшова Н.П.

Руководители по строительству зданий:

  1. «Орфоэпия» - Потапова А.

  2. «Фонетика» - Шмелева И.

  3. Многоэтажка «Морфология»

  1. «Глагол» - Журин В.

  2. «Существительное» - Кулагина Н.

  3. «Наречие» - место вакантно

  4. «Местоимение» - Егорова Е., Говоркова С.

  5. «Прилагательное» - место вакантно

  6. «Числительное» - место вакантно

  7. Пристройки: служебные слова, союзы, междометия. -

  1. «Лексика» - место вакантно

  2. «Синтаксис» - место вакантно

  3. «Пунктуация» - место вакантно

  4. «Словообразование» - место вакантно

  5. Микрорайон «Орфография» - место вакантно

  1. НЕ с разными частями речи -

  2. Орфограммы корня -

  3. Орфограммы в приставках -

  4. Орфограммы в окончаниях -

  5. Орфограммы в суффиксах -

  6. Н-НН в разных частях речи -

  7. Слитно-дефисное написание слов -

  1. «Морфемика» - место вакантно

Принимается помощь в благоустройстве города, обустройстве придомовых территорий.



© 2010-2022