Урок по теме: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

  Надеюсь разработка урока при изучении темы "Сложноподчиненные предложения  с придаточными определительными в 9 классе" поможет Вам. Ученики с интересом находили придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения, конструировали свои предложения по теме " Зима вечная поэзия" или " Зима - это....".С удовольствием составляли схемы СПП,производили синонимичную замену ( если это было возможно и необходимо). Употребление СПП делает нашу речь богаче и помогает точнее выразить свою м...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»

Цели и задачи урока:


  • формировать умение находить придаточные определительные в составе СПП, определять средства связи придаточных определительных с главным предложением;

  • закрепить умение правильно расставлять знаки препинания в СПП, а также составлять схемы СПП с придаточными определительными;

  • формировать умение правильно употреблять в речи СПП с придаточными определительными, производить их синонимическую замену (если это возможно и необходимо), конструировать СПП с придаточными определительными.

Тип урока: комбинированный (урок с применением ИКТ).

Ход урока


  1. Организационный момент.

2.Фронтальный опрос.

На каждой парте лежит распечатка, прочитайте внимательно утверждения. Если вы согласны с данным утверждением, поставьте рядом с ним цифру 1, если не согласны - поставьте 0.

3.Творческая работа:

Прослушайте отрывок из стихотворения вашей одноклассницы:

Все прозрачней становится лес, обнажая седые глубины,

Что становится явной вся суть естества,

Все просторней, все глуше в зимнем лесу

Я люблю эти дни, в их безоблачной, снежной оправе,

Когда все так понятно в природе, так ясно и тихо кругом,

Когда можно легко и спокойно подумать о жизни, о смерти, о славе,

И о многом другом еще можно подумать, о многом другом.

РАБОТА В ГРУППАХ

( Рассмотрите картину русского художника Юлия Юльевича Клевера)

ГРУППА№1- Напишите сочинение-миниатюру на тему « ЗИМА -ВЕЧНАЯ ПОЭЗИЯ» .используйте СПП с придаточными определительными.

ГРУППА №2 - Что я чувствую, погружаясь в тайны зимы?

Группа №3 - Что я вижу, рассматривая эту картину?

Группа №4- Что я слышу?

ОБРАТНАЯ РАБОТА. Произведите синонимическую замену ( ели это возможно)

В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить?

Закрепление изученного материала о СПП с придаточными определительными

-Ребята, какие виды придаточных вы знаете? Как определить вид придаточного? (по вопросу и по союзу или союзному слову)

-Вопросы на восприятие теории:

  • На какой вопрос отвечают придаточные определительные? (Какой?)

  • Каково значение придаточного определительного? (Указывает на признак предмета.)

  • Каким образом придаточное определительное присоединяется к главному предложению? (С помощью союзных слов.)

  • Какое место по отношению к главному предложению занимает придаточное определительное? (Находится после главного)

Закрепление материала. .

Какие дополнительные смысловые оттенки в определительное предложение вносят союзные слова? (Оттенок пространственного, временного значения)

ВЫВОД: Придаточное определительное и главное предложение поменять местами нельзя. Введение понятия синтаксической синонимии.

-Замените обособленные определения придаточным предложением, зачитайте получившийся вариант.

ВЫВОД: Одна и та же мысль может быть выражена различными синтаксическими конструкциями (синтаксические синонимы), но они отличаются или оттенками значения, или сферой употребления. Так, СПП с придаточным определительным употребляется как в разговорной, так и в книжной речи, причастный оборот - преимущественно в книжной.

Для чего используются синонимичные конструкции? (Чаще всего замена вызывается необходимостью избежать в тексте однообразия конструкций.)

Помните! Замена придаточного определительного причастным оборотом невозможна, если субъект грамматической основы главного предложения не равен субъекту грамматической основы придаточного предложения.

7. Работа по развитию речи. Составление синквейна

8.Итог урока.

Над каким СПП мы сегодня работали? Что вы запомнили о придаточных определительных?.

Употребление СПП делает нашу речь богаче и помогает точнее выразить свою мысль.

9. Домашнее задание.

Выписать из произведений художественной литературы 5 сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, имеющими различные средства связи.


© 2010-2022