Духовно – нравственное воспитание студентов

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовно - нравственное воспитание студентов.

Общество во многом формирует человека, но и он при этом не оказывается сырым и податливым материалом. Напротив, человек во всем богатстве присущих ему качеств и сам оказывает воздействие на характер общества, в котором он живет.

Человека можно рассматривать под разными углами зрения ( как взаимосвязанного с другими людьми, как носителя определенной культуры и т.д.) Учитывая эту многозначность, необходимо выделить какое-то основное качество человека, то, что в первую очередь делает человека человеком. Таким основополагающим качеством является духовность. Это человеческий дух во всем богатстве и взаимосвязи его проявлений. Без духовности нет человеческой деятельности вообще. Человек является творцом потому, что он духовное существо. Именно в сфере духовности заключается человеческая сущность. Духовность обнаруживается в обращенности человека к высшим ценностям, к идеалу, в сознательной устремленность к совершенству. Проблема духовно- нравственного воспитания подрастающего поколения актуализируется сегодня самой жизнью.

Образованию необходимо принять, осознать это, чтобы успешнее готовить людей к плодотворным ролям в супериндустриальном, информационном обществе.

Кто-то из мудрых сказал, что народ, думающий на один год вперед выращивает хлеб, народ, который думает на десять лет вперед выращивает сад, народ, который думает на сто лет вперед- выращивает молодое поколение. Российскому народу надо было задуматься о воспитании своего будущего, наверное, еще вчера. Вот почему сегодня так важна и многопланова задача учителей- словесников в области духовно- нравственного воспитания и образования молодежи.

Среди высших ценностей, чтимых русским народом, особое место занимает духовность как самосознание, напряженный процесс « делания» собственной души. А душа выражается прежде всего в слове. Замечательно сказал Н.М. Карамзин : « Сколько времени потребно единственно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но… всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским ,еще более труда, нежели другим». Много позже другой талантливый русский писатель А.И.Куприн утверждал: « Изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, а насущной потребностью».

Такая необходимость сегодня становится очевидной. Рушатся языковые нормы, жаргон звучит там, куда раньше вход ему был «строго воспрещен». Речевой цинизм стал модным. Снижается духовность речи, растет количество словозаменителей, пустоцветов, идет вульгаризация языка. Наши дети « в совершенстве» овладели ненормативной лексикой; зачастую не умеют правильно формулировать свои мысли; словарный запас минимизирован…

Духовно- нравственное воспитание студентов представляет собой сложную и ответственную часть учебно- воспитательного процесса, связанную с формированием мировоззренческих основ личности, отношением человека к себе, окружающему миру и к жизни. В процессе изучения литературы учащиеся по -своему решают вопросы человековедческого характера из области психологии, философии, этики: добро и зло, нравственный выбор, человек и Бог, жизнь и смерть, жизнь как смена поколений, личность и общество, человек и природа, человек и человек, человек и нация, честь, долг, любовь, совесть… Этико- философские знания, не будучи специальным объектом освоения, входят частью в процесс постижения художественного произведения и становятся основой формирования нравственно- ценностных ориентиров личности.

Уроки литературы должны сегодня стать уроками « нравственного прозрения»; они и могут стать таковыми - глубочайший нравственно- эстетический потенциал русской литературы дает для этого все возможности.

В психологии существует понятие « духовные референты нации» - это персонифицированная в образе реальных исторических личностей духовно - нравственная сущность культуры нации, ее ( вертикаль), которая выступает эталоном личностного развития, фактором культурно- национального единства и одновременно замыслом, проектом идеального состояния культуры нации в ее « человеческом измерении». [1,328]

В этой связи учителю важно осознание того, что учащиеся определились для себя в выборе таких « духовных референтов». Если это литературный герой, то важно размышлять со студентами о том, что никогда в России не было в литературе героя, замыкающего ценности мира на себе. Онегин, Печорин, Базаров, князь Болконский - как жадно ищут они …чего? Денег, званий, поместий? Как только на занятиях возникают такие вопросы, начинается дискуссия, во время которой важно показать, что не скука, не поместье заставляет героев томиться, метаться, искать «…свой Тулон».

Рассматривая знания и ценности по принципу дополнительности, современная философия пришла к выводу о том, что « объективные знания и ценностная оценка… оказываются … принципиально разными, но равно необходимыми человеку формами его духовной деятельности, ибо знание опосредует способы этой деятельности, а ценности - ее направленность; знание отвечает на вопрос « как?», а ценность - на вопрос « во имя чего?»[2,45]

При разработке Стандартов нового поколения, необходимо было бы думать не только об определении его «содержательного ядра»[3,251], которое будет адекватно реальным возможностям учащихся, но и о механизме его освоения, которое способствовало бы духовно - нравственному развитию личности.

Каждый новый учебный год ко мне на занятия литературой приходят новые первокурсники. Конечно, почти двадцатилетний опыт педагогической деятельности дает некоторые преимущества в части определения методик изучения того или иного вопроса как в содержательном плане произведения , так и с литературоведческой точки зрения. Например, изучение творчества Л.Н. Толстого стараюсь начинать с его « Исповеди». Хотя бы некоторые отрывки, мысли донести до студентов. Наряду с разговором о мировоззрении писателя это дает хорошую почву для « посева» в нее и « Севастопольских рассказов» и « Войны и мира».

Выигрышным бывает создание на уроке ситуации нравственного выбора, когда учащийся параллельно герою произведения решает сложные вопросы и для себя в том числе. Считаю плодотворным в этом плане изучение романа Ф. Достоевского « Преступление и наказание». Достоевский видел, как пореформенная ломка, разрушая вековые устои общества, освобождала человеческую индивидуальность от живительной силы культурных традиций, преданий и авторитетов, от исторической памяти…

Смысл образования не только в получении знаний. Кто нам нужен « на выходе»? Многогранная личность, культурный, интеллигентный человек или узкий специалист, отбросивший всякие гуманистические химеры?

Список использованной литературы

  1. Дубровина И.В. Психология. М. Академия.-2009.-328с.

  2. Каган М.С. Проблемы взаимодействия познания и ценностного сознания.-СПб. Петрополис,2007-Т3,45с.

  3. Каган М.С. Формирование личности как синергетический процесс. Избранные труды. СПб,2007,Т-3, 251с.

© 2010-2022