Проектная деятельность на уроке литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность на уроке литературы.

Я хочу рассказать об учебном проекте по литературе "Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова",который был осуществлен в 7 классе.

Приступая к изучению творчества М.Ю.Лермонтова, вначале была показана учащимся стартовая презентация, где были озвучены наши цели и задачи, быол поставлен поставлен основополагающий вопрос "Может ли одинокий человек быть счастливым?"

Затем ребята, поделившись на группы,искали ответы на вопросы. В итоге результат своей деятельности они представили в виде презентации, вики - газеты, вики - статьи, таблицы ментальной карты. Конечный тиог проекта - защита работ учащихся как результат их творческой деятельности. Каждая группа - биографы.литературоведы, искусствоведы, краеведы,- выступая, озвучила свою цель иследования.

Опережающее задание.

1."Биографы" - изучить, почему М.Ю.Лермонтов был одиноким (вики- газета).

2."Литературоведы"- выяснить, каким образом выражается тема одиночества в лирики М.Ю.Лермонтова (таблица, ментальная карта).

3."Краеведы"- выяснить, в произведениях каких русских и татарких поэтов встречается тема одиночества (вики- статья).

Описание учебного проекта.

Тема. Тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова (7класс).

Цели:

- познакомить с биографией и творчеством М.Ю.Лермонтова; учить работать в группах, формировать исследовательские навыки; понимать, с чем поэт находит сходство своей одинокой жизни;

- развивать самостоятельность в отборе нужного материала, умение работать с ИКТ, справочной литературой; обобщать и систематизировать материал; критическое мышление, устную и письменную речь, внимание;

- воспитывать взаимопонимание, взаимовыручку, любовь к поэзии.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Анкета:

1.С какими стихотворениями Лермонтова вы знакомы?

2.Какие вопросы поднимаютс в них?

3.Связано ли творчество Лермонтова с личными фактами его жизни?

4.Какое настроение вы уловили в его стихах?

5.Чем вызвано такое настроение?

6.Были ли друзья у Лермонтова?

7.Почему тогда он чувствовал себя одиноким?

8.А вы сами чувствовали себя одиноким когда - нибудь?

3. Защита работ.

Группа "Биографы"

Цель исследования: выяснить почему М.Ю.Лермонтов был одиноким.

Выступление группы.

Мы представили свою работу в виде вики - газеты (показ).

М.Ю.Лермонтов (портрет).

Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой, урожденной Арсеньевой, единственной дочери и наследницы пензенской помещецы Елезаветы Алексевны Арсеньевой. Брак заключенной против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым; мальчик рос в обстановке семейных несогласий. Посли ранней смерти матери Михаила бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца. Детство Лермонтова прошло в имении бабушки. Его окружала атмосфера любви и заботы - но светлых впечатлений, свойственных возрасту, у него не было.

2. Мама - М.М.Лермонтова (портрет).

Мария Михайловна - мать поэта, единственная дочь Михаила Васильевича и Арсеньевых. Познакомившись у родственников с Ю.П.Лермонтовым, Мария Михайловна вышла за него замуж, несмотря на неодобрение матери. После свадьбы жила с мужем и матерью в Тарханах, но на время рождения сына приезжала с мужем в Москву. Семыйные отношения сложились неблагополучно.

3. Папа - Ю.П.Лермонтов (портрет).

Отец поэта окончил Первый кадетский корпус в Петербурге, в 1804г. Бывая в селе Васильевском, родовом имении Арсеньевых, познакомился с М.М.Арсеньевой и женился на ней. После свадьбы жил вТарханах. Семейная жизнь родителей поэта не была счастливой. После смерти юной жены в 1817 г. отношения Юрия Петровича с тещей обострились. Он уехал в свое имение Кропотово (Тульской губернии), а сына оставил на воспитание бабушке.

4. Бабушка - Е.А.Арсеньева (портрет).

Елезавета Алексеевна Арсеньева- бабушка Михаила Юрьевича Лермонтова. Лермонтову было всего два года, когда умерла его мать, и он остался на попечении бабушки. Рано овдовевшая, потерявшая единственную дочь, она все свое внимание, свою любовь сосредоточила на внуке. Елезавета Алексеевна баловала его, как только могла, ничего для него не жалела, ни в чем ему не отказывала.

Юный лермонтов с самого раннего детства ощущал искренность, нежность, теплоту заботливой бабушки и очень любил ее. С самого рождения и до 1835 года они вообще не расставались.

Вывод. Уже в раннех стихотворения Лермонтова чувствуется печаль, чувство одиночества, несмотря на безмерную любовь бабушки.Будучи тонким, воспринимаемым ребенком он тяжело переживал разлуку с отцом. Он видел многоцветие красок и пытался их передать не только словесно в своих стихотворениях, но и в картинах, которые очень хорошо рисовал.

Группа "Литературоведы".

Цель исследования: определить каким образом выражается тема одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.

Высупление группы.

Мы представили свою работу в виде таблицы и ментальной карты: на которой я хочу остановиться подробнее (показ).

(Описание ментальной карты: сверху- портрет М.Ю.Лермонтова. В первом ряду картинки; во втором ряду отрывки из стихотворений. Картинки и текты соединены между собой стрелкой.)

Листок (изображение) - стихотворение "Листок".

1-й ученик.Листок можно сравнить с судьбой Михаила Юрьевича Лермонтва. Он тоже уехал из дома и долгое время жил вдали от родины.

Тучи (изображение)- стихотворение "Тучи".

2-й ученик.Как и Лермонтов, которому трудно было расстаться с глубоко любящей бабушкой, пришлось это сделать. уехав на Кавказ.

Парус (изображение) - стихотворение "Парус".

3-й ученик. Лермонтов чувствовал одиночество, потому что не мог найти родного по духу человека.

Утес (изображение) - стихотворение "Утес".

4-й ученик. Лермонтов, испытывал грусть, тоску, ощущал себя среди людей,как в пустыне.

Сосна (изображение) - стихотворение "Насевере диком..." - "На севере диком стиот одиноко сосна..."

4-й ученик. Сосну можно сравнить с судьбой Лермонтова, который противостоит силам приоды и общества.

Человек (изображение) - стихотворение "Выхожу один я на дорогу".

5-й ученик. Дорога ассоциируется с жизненной дорогой поэта, рядом с которым нет попутчика.

Таблица.

Произведения в которых встречается мотив одиночества

Цитаты из произведений

«Одиночество» (1829)

Один я здесь, как царь воздушный,

Страданья в сердце стеснены.

«Парус» (1832)

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом!...

«И скучно и грустно» (1840)

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

«Листок» (1841)

Один без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

«Наедине с тобою брат» (1840)

Да что? Моей судьбой,

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен.

Вывод. В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что тема одиночества в лирики Лермонтова выражается через отдельные образы, предметы. У поэта удачно подобраны символы, например, листок, парус, тучи. Они как нельзя лучше отажает оторванность, уединенность, неизвестность.

Группа "Краеведы".

Цель исследования: определить, в произведениях какого татарского поэта встречается тема одиночества.

Выступление группы.

Мы представили свою работу в виде вики - статьи (показ).

Габдулла Тукай (портрет).

Габдулла Тукай родился в 1886 году в деревне Кушлауч. Отец был муллой. Когда Габдулле было около пяти месяцев он лишился отца. Позднее мать оставила ребенка на воспитание бедной старушке, а потом забрала обратно, однако вскоре умерла, и в возрасте четырех лет Габдулла стал круглой сиротой. После кратковременного пребывания в семье деда Зиннатуллы, он оказывается в Казани, в семье бездетного жителя Ново-Татарской слободы, где провел около двух лет. Его приемные родители заболели и были вынуждены вернуть Габдуллу в деревню. Потом его жизнь проходит в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай. Одиночество, недостаок любви, которые он испытал в детстве, нашли отражение в его стихах, посвященных людям и животным. (Ученик читает стихотворение Г.Тукая "Заяц". Перевод Гл. Семенова.)

Вывод. В результате исследования мы выяснили, что поэзия разных народов имеет общие темы: тема Родины, любви, природы, одиночества и т.д. близка каждому. Судьбы М.Лермонтова и Г.Тукая схожи. Оба с детства остались сиротами, недостаток любви со стороны близких ощутим в их поэзии и судьбе, поэзия Лермонтова похожа на их судьбу и их поэзию.

4. Итог.

Учитель. Ребята, вы изучили биографию Михаила Юрьевича Лермонтова, его творчество. Давайте же ответим на основополагающий вопрос:

-Может ли одинокий человек быть счастливым? (Выслушиваются ответы групп.)

Обощающее слово учителя. Это филосовский вопрос. На него нет однозначного ответа. Вам кажется, что Лермонтов всегда был печален. Наверное не всегда. На фоне полного непонимания у него были все - таки и светлые минуты любви, творчества. Но ваша позиция мне понятня. Мы вернемся к творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова в старших классах.

(Выставление оценок).

Литература.

Литература. 7 класс.: в 2 ч. Ч. 1 : учеб. - хрестоматия / авт. - сост. Т.Ф.Курдюмова. - 2 - е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2015. - 270 с. ил.

Золотарева И.В., Егорова Н.В.Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. - 3- е изд., перераб. и доп. - М .:ВАКО, 2013. - 400 с.



© 2010-2022