Сохранение национальной культуры через внеурочную деятельность

        Воспитание – для всех времен и народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение- передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Без этого невозможен прогресс человечества, немыслимо развитие человека. Воспитание относится к числу категорий общечеловеческих, вечных. Оно появилось с возникновением человеческого общества и развивается вместе с ним: изменяются цели воспитания, его содержание...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сохранение национальной культуры через внеурочную деятельность.

Храним, приумножаем культурные

ценности и традиции народа своей земли.

Воспитание - для всех времен и народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение- передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Без этого невозможен прогресс человечества, немыслимо развитие человека. Воспитание относится к числу категорий общечеловеческих, вечных. Оно появилось с возникновением человеческого общества и развивается вместе с ним: изменяются цели воспитания, его содержание и средства, методы и педагогические приемы.

В современной культуре понимание «нравственности» как «благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством человека, долгом, честью, чистой совестью гражданина». (В.И. Даль ) изменяется и искажается. Отсутствует четкое различие понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести, изменились и традиционные представления о человеке и смысле жизни. Это означает утрату преемственности в духовно- нравственной культуре. Главным средством восстановления духовно - нравственного потенциала является возрождение нравственного воспитания, опирающегося на этнокультурные традиции своего народа.

Перед педагогическим коллективом нашей школы тоже возникла проблема воспитания молодого поколения в современных непростых условиях. Для ее разрешения было принято решение о совершенствовании в воспитательном процессе этнокультурного компонента с целью возрождения народной культуры, воспитания учащихся как преемников, носителей и продолжателей этнокультурных традиций.

Задача школы: формировать у детей гражданско-патриотическое сознание, духовно-нравственные ценности через возрождение гуманистических традиций своего народа.

Внеурочная деятельность осуществляется в следующих направлениях: работа кружков, проведение общешкольных мероприятий и участие в районных, краевых конкурсах, где в своих выступлениях включаем этнокультурный компонент, экскурсионная и краеведческая работа, классные часы, разработка ключевых дел на основе гражданского календаря.

Целью деятельности кружков является ознакомление и закрепление знаний этнокультурного характера.

В нашей школе по сохранению национальной культуры работают кружки

« Волшебная нить» руководитель Спиридонова Надежда Митрофановна.

-Выставка

«Эр чолпан» руководитель Николаева Л.Е.

2 место на краевом конкурсе национальной патриотической песни в г. Перми, также 1 место заняли на районном конкурсе патриотической песни.

«Сылнымут аршаш» (Художественный букет) руководитель Прокопьева Д.И. В данное время работают над постановкой спектакля «Матвуй Толя».

Кружок «Юный журналист» руководитель Лаврова Ю.В. занимается выпуском школьной газеты «Школа- экспресс», где обязательно есть материал, посвященный воспитанию национальной культуры.

В прошлом учебном году у нас работали кружки «Родное слово» руководители Денисова А. И. , Спиридонова Н. М. Показателями результативности стали альбомы, с материалами УНТ.

На Кружке «Марий памаш» руководитель Сенилова Н.А. дети изучали национальную одежду, блюда, стихи марийских поэтов. О том как проходили занятия, ребята с руководителем составили презентацию.

Практический выход полученных знаний, умений и навыков происходит во время праздников, проводимых в школе. Я думаю, что становится традицией в школе проводить все мероприятия с включением этнокультурного материала.

Наиболее благоприятной для формирования уважения и сохранения культуры является внеклассная деятельность. И одной из форм такой деятельности является КТД. У школы есть достаточный опыт проведения таких мероприятий.

«Как появились сылвенские марийцы на Урале?», « Почему так называются наши деревни?», «Выпускники - гордость школы» - темы, которые рассматривались на КТД «Сылвенские марийцы». Большую краеведческую работу организовали к мероприятию «Устное народное творчество сылвенских марийцев». Дети занимались поиском и сбором загадок, народных песен, пословиц и поговорок. Результатом стали аккуратно оформленные альбомы, которые используются на уроках марийского языка и литературы, а также на внеклассных мероприятиях.

Задача школы состоит не только в сохранении национальной культуры, а в том, чтобы создать толерантную атмосферу в школе, в семье, воспитывать уважительное отношение к представителям других народов. Примером является районный семинар для заместителей директоров по воспитательной работе « Формирование толерантного самосознания и воспитания правовой культуры учащихся».

Экскурсионная работа, посещение исторических мест, музеев, знакомство с историей своего края, с выдающимися соотечественниками углубляют знания учащихся о своей малой родине, формируют образ своего народа.

Участие в краеведческих походах, забота о сохранности исторических памятников, окружающей природы, могил защитников Отечества способствуют формированию у школьников важнейших нравственных качеств: отзывчивости, доброты, взаимопомощи, милосердия.

Деятельность по сохранению культуры происходит в семье и с социокультурной средой. Слайды

Таким образом, организуя деятельность по сохранению национальной культуры , мы формируем гражданскую позицию, чувство ответственности, способствующее органическому вхождению ребенка в социум, нравственное поведение.

3

© 2010-2022