Рабочая программа по литературе по ФГОС, 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по литературе по ФГОС, 5 классРабочая программа по литературе по ФГОС, 5 классРабочая программа по литературе по ФГОС, 5 классРабочая программа по литературе по ФГОС, 5 классРабочая программа по литературе по ФГОС, 5 классРабочая программа по литературе по ФГОС, 5 классРабочая программа по литературе по ФГОС, 5 классРабочая программа по литературе по ФГОС, 5 классРабочая программа по литературе по ФГОС, 5 классРабочая программа по литературе по ФГОС, 5 классРабочая программа по литературе по ФГОС, 5 классРабочая программа по литературе по ФГОС, 5 классРабочая программа по литературе по ФГОС, 5 классРабочая программа по литературе по ФГОС, 5 классРабочая программа по литературе по ФГОС, 5 классРабочая программа по литературе по ФГОС, 5 классРабочая программа по литературе по ФГОС, 5 классРабочая программа по литературе по ФГОС, 5 классРабочая программа по литературе по ФГОС, 5 классРабочая программа по литературе по ФГОС, 5 классРабочая программа по литературе по ФГОС, 5 классРабочая программа по литературе по ФГОС, 5 классРабочая программа по литературе по ФГОС, 5 классРабочая программа по литературе по ФГОС, 5 класс«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

На заседании МО учителей

Русского языка и литературы Зам. директора по УР директор МБОУ «Гимназия №20»

Арсланова Р.М.

«____»_________2015г.

Руководитель МО Хамидуллина М.Х.

Гизатуллина А.Р. «____»___________2015г.

«______»__________2015г.




Рабочая программа по литературе

5 класс


Программу составила

Хафизова Л.А.


2015-2016 уч.г





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного курса литературы для 5-А, 5-М классов (далее - Рабочая программа) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы МО РФ, авторской программы для общеобразовательных школ «Литература. 5-9 классы» авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. Календарно-тематическое планирование составлено к учебнику по литературе: Литература. 5 кл. («Шаг за горизонт»): учеб. для общеобразоват. учреждений: в 3-х кн. Кн. 1. - Изд. З-е, испр. и доп. - М.: Баласс, 2012. - 224 с.: ил.; кн. 2 - 224 с.: ил.; кн. 3 - 192 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»).

Учебник предназначен для учащихся 5-го класса общеобразовательных учреждений. Соответствует Федеральному государственному стандарту основного общего образования, является продолжением непрерывного курса литературы и составной частью комплекта учебников развивающей Образовательной системы «Школа 2100».

Рабочая программа «Литература» предназначена для изучения литературы в 5-ом классе на базовом уровне и составлена из расчета 2 часа в неделю. Данная рабочая программа рассчитана на 69 часов.

Учитывая особенности условий работы с определенными учащимися, учителем внесены изменения в примерное распределение учебного времени, рекомендуемого программой.

Характеристика курса

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника - будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности.

В основу программы положены психолого-педагогические и дидактические принципы развивающего образования, изложенные в концепции образовательной программы «Школа 2100».

А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Цель литературного образования в 5 классе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.

Компетентность читателя предполагает:

- способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

- готовность к самостоятельному общению с литературным произведением, к диалогу с автором через текст;

- овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

- освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.

В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Цель литературного образования определяет его задачи:

1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.

6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Требования к уровню подготовки обучающихся. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного курса.

5-6-й классы - это постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и основной школе. Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах.

Основные учебные цели:

1) формирование личностного отношения к прочитанному;

2) осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:

- видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;

- определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;

- воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;

- воспринимать и характеризовать текст как произведение искусства, как художественное целое, с учётом его специфики;

- давать интерпретацию прочитанного на основе лично-стного восприятия; отбирать произведения для чтения;

- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

- понимать связь изученного произведения со временем его написания (5-8-й кл.), соотносить его с литературными направлениями (8-11-й кл.), соотносить историко-литературный процесс с общественной жизнью и культурой (9-11-й кл.);

- выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);

- грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;

- выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;

- работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации, владеть основными способами обработки и представления информации.

Взаимосвязь результатов освоения предмета «Литература» можно системно представить в виде схемы.

Проектные задания на предметном материале

 Жизненные (компетентностные) задачи

КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАНИЯ

Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Технология продуктивного чтения

 Групповая работа

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ

2-я линия развития: приёмы понимания и анализа художественного текста

3-я линия развития: продуктивные умения различных видов устной и письменной речи

1-я линия развития: чтение и навыки работы с информацией

6-я линия развития: сведения по теории и истории литературы

4-я линия развития: создание собственной интерпретации прочитанного

5-я линия развития: восприятие и характеристика текста как произведения искусства

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные результаты

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие умения и качества:

- чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

- осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

- потребность в самовыражении через слово;

- устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование универсальных учебных дей-ствий (УУД).

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:

На необходимом (базовом) уровне:

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;

- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;

- выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;

- пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;

- выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства;

- определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

На повышенном уровне:

- сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

- сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

- сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;

- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;

- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


Место предмета


На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 69 часов за учебный год.

Используемый учебно-методический комплекс

Для реализации целей и задач обучения литературе по данной программе используется УМК по литературе Образовательной системы «Школа 2100» (издательство «Баласс»)

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литература». Учебник в 3-х частях для 5-го («Шаг за горизонт») класса.

  2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова «Тетрадь по литературе» для 5класса.

  3. Е.С. Барова и др. Методические рекомендации по литературе к учебнику 5 класса.

К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках литературы, относятся медиа-проектор, компьютер, телевизор.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные на уроках информатики инструментальные знания (например, умения работать с текстовыми, графическими редакторами, искать информацию и т.д.), тем самым у них формируется готовность и привычка к практическому применению новых информационных технологий.


Особенности содержания курса.

Курс 5 класса - это постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и средней школе. В программе 5-го класса тексты объединены по жанрово-тематическому принципу Учащиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную, историческую литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах, об отличительных особенностях прозы и поэзии.

В соответствии с программой выделяются произведения «для текстуального изучения» и произведения «для обзорного изучения». Такой подход позволяет при сохранении большого «авторского круга» избежать перегрузок учащихся, использовать на практике личностно ориентированный принцип минимакса (при максимуме, предложенном авторами, учащийся обязан усвоить определенный минимум). Произведения «для текстуального изучения» рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом, языковом и др.) Кроме того, при текстуальном изучении на доступном уровне для данного возраста учеников происходит обращение к истории создания произведения и биографии писателя. Произведения «для обзорного изучения» читаются и обсуждаются прежде всего в содержательном аспекте в соответствии с запросами и возможностями учащихся.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебнике. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 5-го класса читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного текста. Кроме того, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой.

Крупнообъемные произведения изучаются в главах.

В программу включены тексты как русских, так и зарубежных писателей. Это дает возможность показать место русской литературы в общемировом духовном пространстве, выявить общие закономерности развития литературного процесса.

Теоретико-литературные понятия даются в аннотации к темам на этапе первоначального знакомства с ними. Они рассматриваются как инструмент, способствующий постижению художественного произведения, что не предполагает их системного изучения.

Лирические произведения в основном рассматриваются в качестве «эмоциональной заставке» к теме, к разделу или для углубления читательских эмоций при работе с другими произведениями, что не предполагает привычного детального анализа стихотворения. Главное для детей этого возраста - научиться эмоционально «проживать» прочитанное.

В программе выделяется раздел «Развитие речи учащихся», обозначено основное содержание работы по развитию речи. Виды работ по развитию речи даны по четырем линиям:

1) переложение авторского текста;

2) читательская интерпретация художественного текста (в устной и письменной форме);

3) устные развернутые высказывания и сочинения на литературную и морально-этическую тему;

4) письменные творческие работы в разных жанрах.

Ведущей технологией на уроках литературы является технология продуктивного чтения, обеспечивающая развитие и совершенствование читательских умений учащихся. Также изучение нового материала осуществляется на основе проблемно-диалогической технологии.

Содержание тем учебного курса.

Введение.

- Литература как искусство слова. Чтение и литература. Книга и читатель. Новый учебник и его герои.

-Теория литературы. Литература как вид искусства.

Часть I. «От чего захватывает дух…

«Жизнь по законам чести».

-Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя.

- Н.С.Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны».

-Мир приключенческой литературы. Герои, живущие по законам чести. Что делает книгу и ее героев бессмертными.

-Ж.Верн «Дети капитана Гранта» (главы).

-Самоотверженность и мужество героев Ж.Верна.

-А.Дюма «Три мушкетера» (главы).

-Н.А.Долинина «Честь и достоинство».

-Сочинениепо разделу.

Раздел «Шифры и клады».

-«Законы» приключенческой литературы.

-Р.-Л.Стивенсон «Остров сокровищ» (главы).

-Особенности развития действия в приключенческой литературе. Многообразие человеческих характеров в романе.

-Э.По «Золотой жук» (в сокращении).

-А.П.Рыбаков «Кортик» (главы).

-Динамика развития событий в приключенческой повести.

-Сочинение по разделу.

Раздел «Экстремальные ситуации».

-Герои и обстоятельства в жизни и литературе. Нравственные уроки приключенческой литературы.

- Дж.Лондон «Любовь к жизни» (в сокращении).

- Б.С.Житков «Механик Салерно».

- Сочинение по разделу.

Раздел «Как мы становимся взрослыми».

-Тематическое и жанровое многообразие приключенческой литературы. Пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе. Большие события и маленькие герои в литературе.

-М.Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы).

-В.П.Катаев «Белеет парус одинокий» (главы).

-М.Ю.Лермонтов «Парус».

- Сочинение по разделу.

Раздел «Правда истории и вымысел».

-Историческая правда и авторский вымысел в литературе.

-В.А.Каверин «Два капитана» (главы)

-А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге».

-М.Ю.Лермонтов «Бородино».

- Сочинение по разделу.

Раздел «Романтика неизведанного».

-Мечта о прекрасном и неведомом. Мечта и приключения в литературе.

-Стихи о прекрасном и неведомом: А.Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…», Н.Гумилев «Жираф», В.Маяковский. «А вы могли бы?», М.Светлов «Я в жизни ни разу не был в таверне..», Д.Самойлов «Сказка», В.Берестов «Почему-то в детстве…» (2 ч).-

- Обобщение по части I. Проверочная работа.

Часть II «Что можно увидеть с закрытыми глазам».

«Мир, «затерянный» в нас».

-Фантастическая литература и ее читатель. «Законы» фантастической литературы.

-Наука и фантазия в литературе. Понятие о фантастической литературе. Научная фантастика.

-А.Конан Дойл «Затерянный мир» как произведение научной фантастики .

«Научная и «ненаучная» фантастика.

-А.Беляев «Голова профессора Доуэля» (главы).

-Р.Брэдбери «И грянул гром» (в сокращении).

-Н.В.Гоголь «Портрет».

-Сочинение по разделу.

«Сказка и фантастика».

-Сказочное и фантастическое в художественном произведении. Фантастическое и волшебное в сказке. Связь литературы с фольклором.

- А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

-А.С.Пушкин «Руслан и Людмила».

-Сочинение по разделу.

Часть III «В лабиринте событий».

- Детективная литература и ее читатель. Жанровое многообразие детектива. «Законы» детективной литературы.

-Э.По «Убийство на улице Морг» (в сокращении) как классический детективный рассказ.

-А.Конан Дойл «Горбун».

Сочинение по части III.

Часть IV. «Я и другие».

-Мир детства в литературе. Гуманистический характер произведений о детях.

-В.Г.Короленко «В дурном обществе» (в сокращении»).

-М.М.Пришвин «Кладовая солнца».

-Л.А.Кассиль «Кондуит и Щвамбрания» (главы).

-Г.Белых, Л.Пантелеев «Республика Шкид» (главы).

-В.Распутин «Мама куда-то ушла».

-Стихи о детях: Д.Самойлов «Из детства», Н.Заболоцкий «Некрасивая девочка», В.Берестов «Мама уехала».

-Сочинение по разделу.

Часть V. «Мы не можем без них или они без нас?».

-Этические проблемы взаимоотношений человека и природы в литературе.

-А.П.Чехов «Каштанка».

-А.И.Куприн «Ю-Ю» (в сокращении).

-К.Чапек «С точки зрения кошки»

- Э.Сетон-Томпсон «Чинк».

-Дж.Даррелл «Гончие Бафута» (отрывок).

-Стихи о животных: С.Есенин «Песнь о собаке», И.Бунин «Змея», Н.»Заболоцкий !Лицо коня», В.Инбер «Сеттер Джек», Б.Заходер «Памяти моего пса» .

-Сочинение по разделу.


Поурочное планирование 5 класс (68часов)

1 четверть: 8 недель (16ч)

2 четверть: 8 недель (16ч)

3 четверть: 10 недель (20 часов)

4 четверть: 8 недель (16 часав)

№ урока

Тема урока

Планируемые результаты

Формируемые УУД

Формы контроля

Дата проведения

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Введение ( 1 час)

1

Вводный урок. Учебник и его герои.

Знают о целях и задачах изучения предмета.

Создают собственный текст на заданную тему.

Развивать представление о роли чтения, книги и искусства в жизни человека.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Оформлять свои мысли в

устной и письменной форме с

учётом речевой ситуации.

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

Беседа

Часть 1. От чего захватывает дух.

Жизнь по законам чести

2

Н.С.Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны».

Знают биографические

сведения о писателях;

содержание прочитанных литературных произведений;

теоретико-литературные понятия (Литература - искусство слова, сюжет, композиция, рассказ, роман,повесть, писатель, автор, рассказчик, рифма и ритм).

Имеют представление о приключенческой литературе; литературном герое; вымысле и авторском замысле. Умеют давать портретную характеристику героя.

Развивать чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи.

Развивать устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,подтекстовую, концептуальную

Пользоваться изучающим видом чтения.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Оформлять свои мысли в

устной и письменной форме с

учётом речевой ситуации.

Создавать тексты различного

типа, стиля, жанра.

Высказывать и обосновывать

свою точку зрения.



Слушать и слышать других,

пытаться принимать иную

точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку

зрения.

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.



В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы

Выразительное чтение

3

Александр Дюма и его роман «Три мушкетера» (главы)

Устный опрос

4

А.Дюма «Три мушкетера». Законы чести, по которым живут герои.

Ответы на вопросы

5

А.Дюма «Три мушкетера». Что такое дружба.

Ответы на вопросы

6

Секреты одного романа. Н Долинина Эссе «Честь и достоинство».

Дискуссия

7

Жизнь и творчество Жюля Верна.

Устный опрос

8

Ж.Верн «Дети капитана Гранта» (главы). Портретная характеристика героев.

Практическая работа по созданию портретных характеристик.

9

Ж.Верн «Дети капитана Гранта». Самоотверженность и мужество героев.

Тест.

10

Творческая работа по роману Ж.Верна «Дети капитана Гранта».

Творческая работа

11

Проверка техники чтения.

Контроль техники чтения.

Шифры и клады

12

«Законы» приключенческой литературы.

Знают биографические

сведения о писателях;

содержание прочитанных литературных произведений;

теоретико-литературные понятия (роман-путешествие)

Осознанно воспринимают произведение в единстве формы и содержания.

Умеют анализировать текст, сравнивают произведения, пересказывают эпизоды.

Умеют сравнивать героев, составлять цитатный план отдельных глав.

Создают собственный текст аналитического и интерпретационного характера.

Развивать чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи.

Развивать нравственно-эстетические представления.

Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,подтекстовую, концептуальную

Пользоваться изучающим видом чтения.

Устанавливать причинно-следственные связи.



Создание связного текста на заданную тему

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы

Опрос

13

К.Г.Паустовский «Эдгар По». Понятие о литературном портрете.

Опрос

14

Э.По «Золотой жук».

Сюжет и композиция рассказа. Тайна золотого жука.

Практическая работа (работа в ТПО)

15

Э.По «Золотой жук».

Тайна главного героя: Легран - человек с живым воображением.

Пересказ эпизода

16

Р.-Л. Стивенсон и неизведанные острова.

Иллюстрации

17

Р.-Л.Стивенсон «Остров сокровищ» (главы). Полный опасности путь.

Составление цитатного плана.

18

Р.-Л.Стивенсон «Остров сокровищ». Многообразие человеческих характеров.

Ответы на вопросы.

19

Б.Окуджава «Пиратская лирическая»

Выразительное чтение

20

А.Рыбаков «Кортик» (главы). Тайны повести.

Литературный портрет героя

21

А.Рыбаков «Кортик». Динамика развития событий в приключенческой литературе.

Пересказ эпизода

Экстремальные ситуации

22

Экстремальные ситуации и жизнь Джека Лондона. «Любовь к жизни».

Знают биографические

сведения о писателях;

содержание прочитанных литературных произведений;

теоретико-литературные понятия (основная идея произведения, приемы динамизма сюжета).

Иметь представление о том, что такое экстремальная ситуация, знать правила поведения в экстремальной ситуации.

Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

Осуществлять анализ и синтез.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Задавать вопросы.

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы

Опрос

23

Д.Лондон «Любовь к жизни». Человек в единоборстве с судьбой.

Творческая работа

24

Б.С.Житков «Механик Салерно». Сюжет. Композиция.

Опрос

25

Б.С.Житков «Механик Салерно». Ответственность человека за свои поступки.

Пересказ

Как мы становимся взрослыми

26

М.Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы). М.Твен и его маленькие герои.

Знают биографические

сведения о писателях;

содержание прочитанных литературных произведений;

теоретико-литературные понятия (автор, рассказчик, герой, лирический герой).

Умеют пересказывать прозаическое произведение с использованием образных средств русского языка; отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Умеют сопоставлять героев одного произведения.

Умеют сопоставлять произведения.

Умеют писать сочинение-размышление о книге, литературных героях.

Иметь желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.







Формировать этические и эстетические представления на основе работы с прозаическими и поэтическими текстами.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Излагать содержание прочитанного текста выборочно; строить рассуждения.

Пользоваться изучающим видом чтения; осуществлять сравнение

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.





Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её; оформлять свои мысли в письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различных жанров.



















Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Беседа

27

М.Твен «Приключения Гекльберри Финна». Разбойничьи планы «шайки» Тома Сойера. «Кровожадная» клятва.

Проблемное задание

28

М.Твен «Приключения Гекльберри Финна». Приключения. Игра.Жизнь. Дружба Гека и Тома.

Пересказ

29

М.Твен «Приключения Гекльберри Финна». Автор и рассказчик.

Творческая работа.

30

В.П.Катаев. «Белеет парус одинокий». Название повести.

Опрос

31

В.П.Катаев «Белеет парус одинокий» (главы).Море Пети и море Гаврика. Роль пейзажа в произведении.

Опрос

32

В.П.Катаев «Белеет парус одинокий». Большие события и маленькие дети.

Практическая работа (работа в ТПО)

33

В.П.Катаев «Белеет парус одинокий». Взросление героев. Путь от приключений-игр к суровой жизни.

Пересказ

34

М.Ю.Лермонтов «Парус». Мотив свободы в стихотворении М.Ю.Лермонтова и повестях М.Твена, В.Катаева.

Анализ произведения

Правда истории и вымысел

35

В.А.Каверин «Два капитана» (главы). Правда истории и художественный вымысел в приключенческом романе.

Знают биографические

сведения о писателях;

содержание прочитанных литературных произведений;

теоретико-литературные понятия (автор, рассказчик, герой, лирический герой).

Умеют пересказывать прозаическое произведение с использованием образных средств русского языка; отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Умеют сопоставлять героев одного произведения.



Умеют сопоставлять произведения.



Умеют писать сочинение-размышление о книге, литературных героях.

Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

осознавать себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Пользоваться изучающим видом чтения.



Осуществлять сравнение.

Излагать содержание прочитанного текста выборочно.

Понимать инфор-

мацию, представленную в изобрази-

тельной, схематичной, модельной

форме, использовать знаково-симво-

лические средства для решения

различных учебных задач.

Строить

небольшие монологические высказывания.

Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.



Планировать
(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.

Беседа

36

В.А.Каверин «Два капитана» (главы). Роль капитана Татаринова в жизни Саши Григорьева.

Цитатный план.

37

События, характеризующие развитие характера героя. Летчик Григорьев и штурман Климов. Капитан Григорьев на войне.

Пересказ

38

В.А.Каверин «Два капитана». Смысл названия романа.

Составление таблицы

39

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Легенда и ее интерпретация в художественном произведении.

Проблемное задание

40

М.Ю.Лермонтов «Бородино». Переложение исторического факта в художественном повествовании.

Анализ произведения.

Романтика неизведанного

41

Мечта о прекрасном и неведомом. Стихи о прекрасном и неведомом (А.Блок, Н.Гумилев, В.Маяковский, М.Светлов, Д.Самойлов, В.Берестов)

Знают роль пейзажа как средства создания настроения; теоретико-литературные понятия (лирический герой, средства выразительности).

Учатся выразительному чтению стихов.

Формировать этические и эстетические представления на основе работы с поэтическими текстами.

Пользоваться словарями, справочника-

ми.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, осуществлять поиск причин и пути преодоления.

Выразительное чтение.

Чтение наизусть.

42

Что мы узнали о приключенческой литературе. Проверочная работа.

Проверочная работа.

Часть 2 «Что можно увидеть с закрытыми глазами»

Мир, «затерянный» в нас

Знают биографические

сведения о писателях;

содержание прочитанных литературных произведений;

теоретико-литературные понятия (научная фантастика, ее признаки)

Формировать интерес к произведениям научной фантастики.

Понимать их значимость.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определения понятиям.

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Планировать
(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.

Беседа

43

Наука и фантазия в литературе. Понятие о фантастической литературе. Научная фантастика.

А.Конан Дойл «Затерянный мир». Наследие Артура Конан Дойла

(жизнь и творчество писателя).

Цитатный план.

44

А.Конан Дойл «Затерянный мир».

Наука и полёт фантазии (анализ

главы XII

Анализ текста.

Научная и «ненаучная» фантастика

45

А.Беляев «Голова профессора Доуэля» (главы).

Фантастический мир Александра

Беляева.

Знают биографические

сведения о писателях;

содержание прочитанных литературных произведений;

теоретико-литературные понятия (тема, идея произведения).

Воспринимают произведение в единстве формы и содержания.

Выявляют и интерпретируют авторскую позицию, определяют свое отношение к ней.

Определяют актуальность произведений для читателей разных поколений.

Умеют пересказывать текст с сохранением особенностей авторского стиля.



Создают собственный текст аналитического и интерпретационного характера.

Формировать интерес к произведениям научной фантастики.

Понимать их значимость.

Формировать собственные ценностные ориентации.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определения понятиям.

Осуществлять анализ.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Осуществлять сравнение.

Излагать содержание прочитанного текста выборочно.

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.








Строить

монологические высказывания.

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.



Адекватно оценивать свои достижения.







Осознавать возникающие трудности, выполнять поиск причин и пути их преодоления.

Беседа

46

А.Беляев «Голова профессора Доуэля».

Профессор Доуэль и профессор

Керн.

Сравнительная характеристика.

47

Р.Брэдбери «И грянул гром». Гордость научной фантастики

(жизнь и творчество Р. Брэдбери)

Пересказ

48

Р.Брэдбери «И грянул гром». Каждый из нас в ответе перед

будущим

Творческая работа

49

Н.В.Гоголь «Портрет». Н.В. Гоголь и «ненаучная» фанта-

стика.

Беседа

50

Н.В.Гоголь «Портрет». Сюжет повести. Странное, причудливое фантастическое в повести. Судьба художника в мире. Чартков.

Проблемное задание.

Сказка и фантастика

51

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке.

Знают биографические

сведения о писателях;

содержание прочитанных литературных произведений;

теоретико-литературные понятия (литературная сказка, поэма).

Умеют воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Формировать устойчивый интерес к чтению, к ведению диалога с автором, потребность в чтении.

Формировать этические и эстетические представления на основе работы с поэтическими текстами.

Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

Осуществлять анализ и синтез

Планировать сотрудничество с учителем и сверстниками: определять цели, функции участников, способ взаимодействия.





Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Практическая работа 9работа в ТПО)

52

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Связь с фольклором.

Ответы на вопросы.

53

А.С.Пушкин «Руслан и Людмила». Поэма как литературный жанр.

Выразительное чтение

54

А.С.Пушкин «Руслан и Людмила». Отличие от волшебной сказки.

Чтение наизусть

Часть 3. В лабиринте событий

55

Детективная литература и ее читатель. «Законы» детективной литературы.

Знают биографические

сведения о писателях;

содержание прочитанных литературных произведений;

теоретико-литературные понятия (детектив, сюжет, композиция).

Умеют узнавать детектив по его жанровым признакам.

Умеют определять в произведении элементы сюжета, композиции; давать характеристику героев.

Создавать собственный текст.

Формировать выраженную устойчивую учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению.



Формировать устойчивый интерес к чтению, к ведению диалога с автором, потребность в чтении.

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определения понятиям.

Осуществлять анализ и синтез.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

Оценивать достигнутый результат работы.

Опрос

56

Э.По «Убийство на улице Морг» как классический детективный рассказ. Сюжет и композиция.

Пересказ

57

А. Конан Дойл «Горбун». Герой и второй герой в детективе. Особенности композиции и сюжета.

Практическая работа (работа в ТПО)

Часть 4. Я и другие

58

В.Г.Короленко «В дурном обществе».

Судьбы героев повести. Драмы взрослых и драмы детей.

Знают биографические

сведения о писателях;

содержание прочитанных литературных произведений;

теоретико-литературные понятия (повесть, рассказ, портрет, пейзаж, композиция, стихотворные размеры).

Умеют анализировать литературное произведение,

отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Видят в тексте средства создания характера героя.

Умеют различать повесть и рассказ по их признакам.



Умеют различать в произведении автора и рассказчика.

Понимают и формулируют тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Дают характеристику его героев.

Знают отличительные признаки стихотворной речи.

Определяют стихотворный размер; анализируют стихотворное произведение.

Создают собственный текст.

Формировать устойчивый интерес к чтению, к ведению диалога с автором, потребность в чтении.



Выявлять заложенные в произведение вневременные,непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.





Иметь желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.



Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определения понятиям.

Вычитывать разные виды текстовой информации, преобразовывать ее ( в таблицу, схему, план, сжатый текст.)







Анализировать, сравнивать, строить выводы, суждения.

Планировать сотрудничество с учителем и сверстниками: определять цели, функции участников, способ взаимодействия.



Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.







Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга.

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.





Оценивать достигнутый результат работы.



















Осознавать возникающие трудности, выполнять поиск причин и пути их преодоления.

Беседа.

59

В.Г.Короленко «В дурном обществе». Средства создания характеров героев.

Составление таблицы

60

В.Г.Короленко «В дурном обществе».

Уроки добра и справедливости в повести.

Творческая работа.

61

В.Г.Короленко «В дурном обществе».

Смысл названия и основные идеи повести.

Анализ произведения.

62

М.М.Пришвин «Кладовая солнца».

Сказка-быль.

Ответы на вопросы.

63

М.М.Пришвин «Кладовая солнца».

Средства создания характера героя

Сравнительная характеристика героев.

64

М.М.Пришвин «Кладовая солнца».

«Великий храм природы» в пове-

сти. Смысл

названия.

Практическая работа (работа в ТПО)

65

Л.А.Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы). Выдуманная страна детства. Проблема становления характера. Урок по итогам самостоятельного

домашнего чтения (по выбору:

Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы). Г. Белых и Л. Пантелеев «Республика Шкид», рассказы и стихи о детях)

Беседа

66

В Распутин «мама куда-то ушла». Тема детского одиночества. Стихи о детях (Д.Самойлов, В.Берестов, Н.Заболоцкий).

Творческая работа.

Часть 5 Мы не можем без них или они без нас?

67

А.П.Чехов «Каштанка». «Собачий» мир в рассказе, способы его создания и читательская интерпретация

Урок по итогам самостоятельного

домашнего чтения (по выбору:

А.И. Куприн «Ю-ю», Д. Даррелл

«Гончие Бафута» (отрывок),

Э. Сетон-Томпсон «Чинк»)

Знают биографические

сведения о писателях;

содержание прочитанных литературных произведений;

теоретико-литературные понятия (писатель-анималист, язык художественного произведения, комическое и трагическое).

Учатся анализировать текст.

Дают характеристику героев.

Знают отличительные признаки стихотворной речи.

Читают выразительно наизусть стихотворение.

Умеют определять стихотворный размер.

Создают собственный текст.

Иметь желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Формировать собственные ценностные ориентации.

Выявлять заложенные в произведение вневременные,непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.





Развивать чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи.

Извлекать информацию из разных источников, адекватно понимать, разграничивать и преобразовывать ее.

Анализировать, сравнивать, строить выводы, суждения.

Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

Строить монологическое высказывание.



Работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга.



Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

Планировать
(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.





Оценивать достигнутый результат работы.

Практическая работа (работа в ТПО)

68

Мир животных в стихах (Б.Заходер, С.Есенин, В.Инбер, Н.Глазков, И.Бунин, В.Маяковский, Н.Заболоцкий).

Выразительное чтение и тение наизусть.

69

Итоговый урок

Устные выступления, сочинение по разделу

Литература для учителя

  1. Азбукин, В. Н. Русская литература XIX века. Хрестоматия литературных материалов: книга для учителя / В. Н. Азбукин, В. Н. Коновалов. - М. : Просвещение, 1984.

  2. Граник Г.Г., Концевая Л.А. Русская литература. От былин до Крылова. Книга для чтения.- М: Баласс, 2007.-240с., ил.- (Серия «За страницами учебника»).

  3. Иванова, Э. И. Изучение зарубежной литературы в школе/ Э. И. Иванова, С. А. Николаева. - М. : Дрофа, 2001. - (Серия «Библиотека учителя»).

  4. М. Ю. Лермонтов в школе: пособие для учителя / сост. А. А. Шагалов. - М. : Просвещение, 1976.

  5. Маранцман, В. Г. Изучение творчества А. С. Пушкина в школе. На пути к Пушкину: в 2 ч. / В. Г. Маранцман. - М. : Владос, 1999.

  6. Изучение творчества Н. В. Гоголя в школе : пособие для учителя / под ред. Г. В. Самойленко. - Киев, 1988.

  7. Ершов, Г. Михаил Пришвин. Жизнь и творчество / Г. Ершов. - М. : Художественная литература, 1973.

  8. Теплинский, М. В. Изучение творчества А. П. Чехова в школе / М. В. Теплинский. - Киев, 1985.

Литература для учащихся

  1. Пушкин и его время, 1799-1837 : Посвящ. 200-летию со дня рождения поэта : сб. /предисл. М. Филина. - М. : ТЕРРА, 1997.

  2. Тубельская, Г. Н. Детские писатели России. Сто имен: биобиблиографический справочник. Ч. 1. А-Л / Г. Н. Тубельская. - М. : Школьная библиотека, 2002.

  3. Тубельская, Г. Н. Детские писатели России. Сто имен: биобиблиографический справочник. Ч. 2. М-Я / Г. Н. Тубельская. - М. : Школьная библиотека, 2002.

  4. Тубельская, Г. Н. Зарубежные детские писатели. Сто имен: биобиблиографический справочник. Ч. 1. А-М / Г. Н. Тубельская. - М. : Школьная библиотека, 2005.

  5. Тубельская, Г. Н. Зарубежные детские писатели. Сто имен : биобиблиографический справочник. Ч. 2. Н-Я / Г. Н. Тубельская. - М. : Школьная библиотека, 2006.

  6. Энциклопедия для детей - Т. 15. Всемирная литература. Ч. 1 : От зарождения словесности до Гёте и Шиллера / гл. ред. М. Д. Аксёнова. - М. : Аванта+, 2000.

  7. Энциклопедия для детей - Т. 15. Всемирная литература. Ч. 2 : XIX и XX века / гл. ред. В. А. Володин. - М. : Аванта+, 2001.

  8. Энциклопедия для детей - Т. 9. Русская литература. Ч. 1 : От былин и летописей до классики XIX в. / гл. ред. М. Д. Аксёнова. - М. : Аванта+, 1999.

  9. Энциклопедия литературных героев - М. : Агроф, 1997.

  10. Я познаю мир. Литература: детская энциклопедия / авт.-сост. Н. В. Чудакова. - М. : ООО «Фирма Изд-во АСТ», 1988.

Интернет-ресурсы:

Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»

lit.1september.ru

Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

litera.edu.ru

BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки

bibliogid.ru

Kidsbook: библиотека детской литературы

kidsbook.narod.ru

Виртуальный музей литературных героев

likt590.ru/project/museum/

Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО

ruslit.ioso.ru

Методика преподавания литературы

metlit.nm.ru

Русская виртуальная библиотека

rvb.ru

Писатели и литературные произведения

Лермонтов Михаил Юрьевич

lermontow.org.ru

Пушкин Александр Сергеевич



© 2010-2022