• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Исследовательская работа по литературе на тему Формирование познавательных УУД в процессе диалогового общения на уроках литературы (Сопоставительный анализ «осенних» мотивов в лирике А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета)

Исследовательская работа по литературе на тему Формирование познавательных УУД в процессе диалогового общения на уроках литературы (Сопоставительный анализ «осенних» мотивов в лирике А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«МОАУ ГИМНАЗИЯ № 7» (полного дня)





Формирование познавательных УУД

в процессе диалогового общения на уроках литературы



(Сопоставительный анализ «осенних» мотивов в лирике А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета)



Учитель русского языка и литературы высшей категории Афонина Е.В.















Содержание

Введение________________________________________________1



  1. Однозначность и многозначность учебно-образовательного текста. Герменевтика_______________________________________3



  1. Роль контекста в выходе на смысл______________________4



  1. Сопоставительный анализ «осенних» мотивов в лирике А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета_________________________________5

Заключение_______________________________________________15

Литература________________________________________________17

Приложение_______________________________________________19





Введение

В соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта по всем дисциплинам школьной программы учебный процесс направлен на формирование следующих универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Естественно, что в процессе каждого урока формируются практически все они, в большей или меньшей степени.

Вспомним, какие учебные действия развивают познавательные УУД:

- умение формулировать проблему;

- выдвигать аргументы;

- строить логическую цепь рассуждений;

- находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;

- осуществлять библиографический поиск;

- извлекать необходимую информацию из различных источников;

- определять основную и второстепенную информацию;

- осмысливать цель чтения;

- выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;

- применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами

Актуальность работы заключается в том, что на примере конкретного урока показано, как развиваются универсальные учебные действия, в том числе познавательные.

Цель данной работы - показать на примере, как в процессе диалогового общения на уроке литературы формируются познавательные универсальные учебные действия.

Задача: на основе сопоставительного анализа «осенних» мотивов в лирике А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева и А.А. Фета показать, как диалог учителя и учащихся позволяет не только интерпретировать лирический текст, но и развивать универсальные учебные действия, в частности познавательные.

Сегодня все более значимой представляется та особенность человеческой деятельности, которая раньше не осознавалась в должной степени, а именно: человек - это существо, живущее в знаково-символическом мире, творящее этот мир и его ассимилирующее. Этот мир есть мир культуры.

Человек в наши дни живет во все более неопределенной ситуации, когда нужно находить решения, применять их и нести за них ответственность. Следовательно, человек должен быть поставлен в ситуацию, требующую творческого отношения. Одного усвоения каких-то готовых знаний и выработки соответствующих навыков тут совершенно недостаточно. Гуманитарные и социальные дисциплины не могут преподаваться и усваиваться такими же методами, как и дисциплины естественнонаучные. Для наук о человеке и обществе главным является не то, что в них обобщаются какие-то законы, на основе которых можно дать различные предсказания, а то, что они учат искусству интерпретации, искусству понимания.





1. Однозначность и многозначность учебно-образовательного текста. ГЕРМЕНЕВТИКА.

Текст - первичная данность гуманитарно-философского мышления. Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления.

Однозначность и многозначность текста связаны с его либо монологической, либо диалогической природой.

Есть науки, где человек изучается вне текста и независимо от него - это не гуманитарные науки. Тексты теорем, аксиом, законов не требуют вчувствования, вживления, сопереживания.

Гуманитарное же мышление - это всегда диалог, встреча двух текстов - готового и создаваемого интерпретатором - контекста.

Текст - не вещь, поэтому это второе сознание, сознание интерпретирующего, воспринимающего, нельзя убрать или нейтрализовать. При объяснении - только одно сознание, один субъект; при понимании - два сознания, два субъекта.

Раскрыть и прокомментировать смысл (образа, символа) можно только с помощью другого смысла. Расшифровать его в понятиях невозможно.

Но как научить стать творческой личностью, можно ли этому вообще научиться?

Вот тут и начинают работать разнообразные приемы, способы, методы и методики, которые способствуют самому главному - выходу на смысл. Для этого существует специальная наука, которая называется ГЕРМЕНЕВТИКА.

Законы герменевтики не дают готовых ответов на заданный вопрос, они подразумевают многократное обращение адресата к адресанту (учителя - к ученику или наоборот), в результате чего начинается приближение к истине, смыслу.

2. Роль контекста в выходе на смысл

Чтобы осуществить задачу выхода на смысл, изначально обращаются к первому явлению смысловой триады «Знак - Значение - Смысл» - к Знаку. Знаком в данном смысле является писательское слово. Так ли это просто, как кажется? Вспомним Библию: «В начале было Слово, и Слово было - Бог». То есть в Слове - Знаке скрывается вторая часть триады - Значение. Но значение еще не дает нам возможность выхода на Смысл, так как для определения Смысла нужно «словесное окружение» - контекст. Только в контексте, «обрастая» другими, соседними, Смыслами, Слово - Знак приобретает свое подлинное Значение.

Одним из приемов, помогающим раскрыть смысл данного текста, является сравнение способов и приемов раскрытия одной темы разными авторами; что мы и попытаемся сделать, сравнивая «осенние» мотивы в лирике таких поэтов, как А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.







3. Сопоставительный анализ «осенних» мотивов в лирике А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета

1.Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Осень» как отражение его мировоззрения.

Вопросы к учащимся:

- охарактеризовать мировоззрение А.С.Пушкина лицейского и послелицейского периода (революционное, романтическое, в русле декабристской поэзии)

- охарактеризовать мировоззрение А.С.Пушкина 30-х годов (эволюционное, отказ от идей революции и насильственных действий)

- цитата из какого произведения является тому подтверждением? («Не приведи Господь увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный» - «Капитанская дочка»)

Известное стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Осень», написанное в 1883 году, (т.е. человеком со сложившимся определенным мировоззрением ), посвящено, казалось бы, действительно, великолепию природы и отношению великого поэта к нему.

Работа с текстом (нахождение и чтение подтверждающих цитат)

- отношение к весне:

… я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь - весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

- отношение к зиме:

Суровою зимой я более доволен,

Люблю ее снега; в присутствии луны

Как легкий бег саней с подругой быстр и волен…

- отношение к лету:

Ох лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

А затем следует признание в любви любимому времени года - осени:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой…

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

И с каждой осенью я расцветаю вновь…

Именно осень всегда пробуждала в великом поэте творческое вдохновение:

И забываю мир - и в сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне…

Следующая строфа сравнивает творческий порыв с началом движения корабля:

Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,

Но чу! - матросы вдруг кидаются, ползут

Вверх, вниз - и паруса надулись, ветра полны;

Громада двинулась и рассекает волны.

И начинается самое интересное! Отдельно помечена цифрой ΧII следующая строфа, значит, она нужна поэту, обладает значимостью для него.

Вспомним:

Плывет. Куда ж нам плыть? . . . . . .

И это еще не все - две строчки заполнены многоточиями.

… … … … … . .

... ... ... ... ... . .

Что это? Ведь Александр Сергеевич Пушкин всегда точен и ясен.

В советские времена ответ на этот вопрос был однозначным: после реакции тридцатых годов, которая последовала за подавлением восстания декабристов, передовые русские люди были лишены возможности действовать, бороться…

Спрашивается, зачем тогда многоточие, тогда все предельно ясно - «плыть» некуда, жизнь лишена смысла.

Интерпретация такого рода целиком в контексте советского мировоззрения, где жизнь - это непрекращающаяся борьба то за власть, то за что-нибудь еще.

Мы уже вспомнили, что к тридцатым годам Александр Сергеевич Пушкин давно уже понял, что ход истории, т. е. объективную реальность, ломать недопустимо, что гармония человека и мира в условиях крови и насилия никогда достигнута не будет. Это совсем не означает, что надо «плыть по течению», просто усилия нужно приложить не к ломке всего и вся, а к созиданию, не к насилию, а к сосуществованию.

Вопрос:

Как называет Дмитрий Сергеевич Мережковский в статье «Лермонтов - поэт сверхчеловечества» Пушкина? (Поэтом с ренессансным мировоззрением и «солнцем русской поэзии».)

Вернемся теперь к многоточиям. Уже понятно, что, обладая смелым и радостным взглядом на мир, поэт вряд ли испытывал состояние тупиковой растерянности.

А если вернуться к стихотворению еще раз. О чем оно до XΙΙ строфы? Не о гармонии ли человека (субъективного мира) и божественного объективного мира природы?

Это гармония человека и общества все еще недостижима (про эпоху Перикла уже стыдно говорить - так давно это было), а человек, как часть самой природы, естественно гармонично с ней сочетается.

Вопрос: сочетается ли гармония природы с гармонией человеческой души (причем души творца) в данном стихотворении? Причем понятно, что нелюбовь поэта к определенным временам года - это его личное мнение, которое он никому не навязывает? (Конечно, сочетается)

Вывод:

А не ответ ли это Александра Сергеевича Пушкина на поставленный вопрос: "Куда ж нам плыть?" - да вместе с миром, вселенной, космосом, завершая и вновь начиная циклический процесс бытия: рождение, взросление, угасание, физическая гибель. (И воскрешение - в потомстве, в детях, а их у Александра Сергеевича Пушкина - четверо!) Кстати, может быть, именно поэтому стихотворение "Вновь я посетил... " и написано белым стихом, оно ведь на ту же самую тему; поэту хотелось обратить на него внимание читателей. В таком контексте осень никак не воспринимается символом увядания и угасания - ведь она снова и снова будет повторяться!

2.Философское своеобразие "осенних" мотивов в лирике Федора Ивановича Тютчева

Вопросы:

- какая сила, с точки зрения Ф.И.Тютчева, перевешивает в борьбе упорядоченного и хаотического начал жизни? (Хаос)

- где, по его мнению, всегда есть божественная гармония? (В природе)

- означает ли это, что гармония человека и мира недостижима? (на это есть надежда)

- находятся ли в гармонии миры человека и природы в лирике Тютчева? 9Не всегда)

Вывод:

Поэзия Федора Ивановича Тютчева так же противоречива, как и его мировоззрение. С одной стороны это торжество Ночи, Хаоса и Рока (даже любовь - «поединок роковой»), с другой стороны - надежды на то, что гармония человека и мира возможна, поскольку она есть в объективной реальности - природе. Совершенно «пушкинский» взгляд. Только Федор Иванович Тютчев не может удержаться от контрастов и противоречий, от борьбы мотивов Ночи и Хаоса со светлой гармонией.

Работа с текстом.

Обратимся к стихотворению «Есть в светлости осенних вечеров…» и сгруппируем негативные и позитивные образы. Заполним таблицу:

Негативные образы

Позитивные образы

Зловещий блеск

Светлость вечеров

Прерывистый ветр

Умильная, таинственная прелесть

Ущерб

Томный, легкий шелест

Изнеможение

Туманная и легкая лазурь

Грустно - сиротеющая земля

Улыбка увяданья (хотя само «увяданье» можно оценить и негативно)

Вывод:

вот она, классическая борьба противоположностей, где, правда, трудно определить «победителя», потому что последние строки тоже его не определяют - «божественная стыдливость страдания». Хотя и есть искушение прокомментировать слово «божественная» - ведь природа создана Богом, она прекрасна и вечна, «осенние страданья» не вечны, после зимы опять наступает весна, лето, а затем опять осень!

Вопрос:

Что же все-таки может «сдержать», с точки зрения поэта, наступление Тьмы, Ночи и Хаоса?

Обратимся к стихотворению «Осенней позднею порою…»

Осенней позднею порою

Люблю я Царскосельский сад,

Когда он тихой полумглою

Как бы дремотою объят -

И белокрылые виденья,

На тусклом озера стекле,

Безгласны, тихи - без движенья

Белеют в этой полумгле…

Вопросы:

- перечислите эпитеты (тихая полумгла, белокрылые виденья);

- назовите контрастные по цвету образы (полумгла, тусклое стекло озера и белеющие статуи)

Вывод:

все-таки позитивное настроение преобладает, поэтому и не мгла , а полумгла.

«Сдержать» Хаос и Ночь могут, по Федору Ивановичу Тютчеву, произведения искусства, сами, как и природа, исполненные красоты: пусть осень, но статуи в Царском Селе вечно прекрасны.

Мы видим, что все-таки побеждает жизнь,- хотя человек в системе тютчевского мировоззрения довольно слаб.

Вопрос:

Сходство и различие по отношению к осени А.С.Пушкина и Ф.И.Тютчева?

(Что касается мотива осени, то Федор Иванович воспринимает ее совершенно спокойно, как объективную субстанцию, и никак финалом чего-то не считает, подобно Александру Сергеевичу Пушкину).

3.Тема осени в лирике Афанасия Афанасьевича Фета как тема преодоления

Вопросы:

- какие обстоятельства в жизни могли сделать автора вечным пессимистом? (Тяжелые обстоятельства жизни, гибель невесты, затворничество в деревне)

- отразились ли эти трагические мотивы в его лирике? (Практически нет)

- какой мы видели природу в лирике А.А.Фета? (Гармонической, одухотворенной)

Работа с фрагментами текстов (выводится на экран):

Мы не грустим, пугаясь снова

Дыханья близкого зимы,

А голос лета прожитого

Яснее понимаем мы.

Вопрос:

Заставляет ли осень думать о конечности бытия? (Нет, осень воспринимается А.А.Фетом спокойно, как данность)

Читаем следующий фрагмент:

Как грустны сумрачные дни

Беззвучной осени и хладной,

Какой истомой безотрадной

К нам в душу просятся они!

Но есть и дни, когда в крови

Золотолиственных уборов

Горящих осень ищет взоров

И знойных прихотей любви.

Вопрос:

- перечислите эпитеты первой и второй строфы, которые «борются» между собой, сделайте вывод о том, какая группа «побеждает».(сумрачные дни, беззвучная и хладная осень, безотрадная истома, золотолиственные уборы, горящие взоры, знойные прихоти любви, - само расположение строф говорит о том, что светлое начало побеждает)

Вывод:

«фетовская» осень не хочет грустить, сдаваться, она взрывается новыми чувствами.

Читаем следующий фрагмент:

Но в дуновении мороза

Между погибшими одна,

Лишь ты одна, царица роза,

Благоуханна и пышна.

Назло жестоким испытаньям

И злобе гаснущего дня

Ты очертаньем и дыханьем

Весною веешь на меня.

Вопрос:

- символом надежды или смерти является сентябрьская роза? (Ответ очевиден - конечно же, это символ надежды)

Читаем следующий фрагмент:

Опавший лист дрожит от нашего движенья,

Но зелени еще свежа над нами тень,

А что-то говорит средь радости сближенья,

Что этот лист - наш следующий день.

Вопрос:

- назовите метафору в этом фрагменте (опавший лист - следующий день). О чем она говорит?

Конечно, о том, что осень - не конец, а лишь звено в вечной цепи превращений.

Вопрос:

- схоже ли отношение к осени А.А.Фета , А.С.Пушкина и Ф.И.Тютчева?

Вывод:

мы видим, что мировоззренческие идеалы Афанасия Афанасьевича Фета сближают его Александром Сергеевичем Пушкиным и частично с Федором Ивановичем Тютчевым.

Составление итоговой таблицы по теме урока:

Автор

Мировоззрение

Отношение к природе вообще

Своеобразие решения «осенней» темы










Заключение

Итак, исследуя мотивы осени в лирике Александра Сергеевича Пушкина, Афанасия Афанасьевича Фета, Федора Ивановича Тютчева, мы пришли к выводу о том, что солнечное мировоззрение Александра Сергеевича Пушкина отталкивалось от осени как от изначальной точки творческого порыва, вдохновения, движения далее; Федор Иванович Тютчев, как выдающийся мыслитель, стремился показать, что неумолимый Хаос могут удержать в узде создания искусства; мотив осени поэтому не является у

Федора Ивановича Тютчева мотивом смерти и небытия. Афанасий Афанасьевич Фет с его трагической судьбой ищет в природе (в том числе и осенней) помощи, успокоения и достижения гармонии человека и мира. Видимо, действительно, ход размышлений гениев примерно одинаков.

Теперь посмотрим, какие же познавательные УУД мы развили на данном уроке.

В процессе диалога учащихся и учителя можно отметить следующие учебные действия, развивающие познавательные УУД:

- умение формулировать проблему;

- выдвигать аргументы;

- строить логическую цепь рассуждений;

- находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис;

- осуществлять библиографический поиск;

- извлекать необходимую информацию из различных источников;

- определять основную и второстепенную информацию;

- осмысливать цель чтения;

- выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативной цели;

- перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами

То есть были задействованы практически все возможные аспекты этого вида учебных действий.

Практическая значимость: работа может использоваться как учащимся, так и учителями при изучении творчества Александра Сергеевича Пушкина, Афанасия Афанасьевича Фета, Федора Ивановича Тютчева.











ЛИТЕРАТУРА

Александр Сергеевич Пушкин:

1.А.С.Пушкин. Отечественная классика. Собрание сочинений. Т. 1. М., 1981

2.Лотман А.П.//Мировоззрение Пушкина//Л., 1985.

3. А.С.Пушкин. Сочинения. Т. I. М., «художественная литература», 1971

Федор Иванович Тютчев:

1.Айхенвальд Ю. Тютчев // Силуэты русских писателей. М., 1994.

2.Благой Д.Д. Гениальный русский лирик // Литература и действительность: Вопросы теории и истории литературы. М., 1959.

3.Кожинов В.В. Тютчев. М.,1988.

10.Лотман Ю. Поэтический мир Тютчева // Избранные статьи: В 3 т. Таллин, 1993. Т. 3.

4.Пигарев К. Жизнь и творчество Тютчева. М., 1962.

5.Соловьев В.Поэзия Ф. И. Тютчева // Литературная критика. М., 1990.

6. Тютчев Ф.И. ПСС: В 2 т. Т.I.М.: «ТЕРРА», 1994.

7. Тютчев Ф.И. ПСС: В 2 т. Т.II.М.: «ТЕРРА», 1994.

Афанасий Афанасьевич Фет:

1. Айхенвальд Ю. Фет // Силуэты русских писателей. М., 1994.

2. Благой Д.Д. Мир как красота: О «Вечерних огнях» А.Фета // Фет А.А. Вечерние огни. М., 1979.

3. Боткин В. Стихотворения А. Фета // Литературная критика. Публицистика. Письма. М., 1984.

4. Афанасий Фет. Волшебные звуки. Можайск, 1993.

5. Чичерин А.В. Движение мысли в лирике Фета // Сила поэтического слова. М., 1985.

6.Эйхенбаум Б. Фет // О поэзии. Л., 1969.









© 2010-2022