Разработка урока по русскому языку

Урок русского языка  разработан в соответствии Государственным общеобязательным стандартом  образования Республики Казахстан. Проведен в совмещенном класс-комплекте (5-6 класс) малокомплектной школы. Урок подготовлен и проведен учителем русского языка и литературы Стародубец Ириной Анатольевной. Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала в предыдущих классах. В 5 классе обучается 7 человек, в 6 классе обучается 3 человека. Успеваемость средняя, отличников нет, хорошистов пять, сл...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



КГУ «Владыкинская основная школа»








Разработка урока по русскому языку

в 5-6 классах

на тему:

«Имя существительное»




Подготовила: учитель русского языка и

литературы Стародубец И.А.



2015 год


Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Имя существительное как часть речи»

Продолжительность урока: 45 минут
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Учебно-познавательные: закрепить и обобщить сведений об имени существительном, изученных за курс начальной школы.
Интеллектуально-развивающие: развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развитие самооценки.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества.
Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно - исследовательская деятельность, контрольно - оценочная и рефлексивная деятельность.
Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, опережающего, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.
Методы и приемы, способствующие успешному формированию УУД:
· Прием рефлексивной деятельности
· Метод конкретизации целей обучения
· Метод открытого обсуждения новых знаний
· Метод решения и обсуждения проблемных задач и ситуаций, соразмерных опыту

школьников




Урок русского языка в 6 классе.

Тема: «Имя существительное как часть речи»

Продолжительность урока: 45 минут
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели урока:
Обучающая: систематизация знаний об имени существительном;
Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности обучащихся в приобретении знаний; развитие воображения;
Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, бережного отношения к хлебу.
Технологии: ИКТ





Конспект урока/ занятия


6 класс

5 класс

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Номер слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя:

Эмоциональный настрой

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. На столах у вас лежат яркое солнышко и хмурая тучка. В конце урока с их помощью вы сможете показать, понравился ли вам урок.

Взаимное приветствие учителя и учащихся; проверка отсутствующих

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя:

Эмоциональный настрой

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом. На столах у вас лежат яркое солнышко и хмурая тучка. В конце урока с их помощью вы сможете показать, понравился ли вам урок.

Взаимное приветствие учителя и учащихся; проверка отсутствующих

2. Мотивация к учебной деятельности:

Сегодняшний урок я хочу начать словами К.Г. Паустовского:

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни, в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом».
- Каждый урок русского языка, ребята, - это постижение тайн одного из великих языков мира, которую я вам предлагаю разгадать, заключена в кроссворде. Решив его, вы сможете назвать тему нашего урока.

(Приложение 1)

Разгадывают кроссворд

1

















2. Мотивация к учебной деятельности:

Сегодняшний урок я хочу начать словами К.Г. Паустовского:

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни, в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом».
- Каждый урок русского языка, ребята, - это постижение тайн одного из великих языков мира, которую я вам предлагаю разгадать, заключена в кроссворде. Решив его, вы сможете назвать тему нашего урока. (Приложение 1)

Разгадывают кроссворд

3. Определение темы урока и целей учащимися.

Молодцы! Так какова же тема нашего сегодняшнего урока? Какие задачи мы должны решить на уроке?

Учащиеся определяют тему и цели урока

2

3. Определение темы урока и целей учащимися.

Молодцы! Так какова же тема нашего сегодняшнего урока? Какие задачи мы должны решить на уроке?

Учащиеся определяют тему и цели урока

4. Актуализация знаний

Работа в тетради

Запишем число, тему урока

1. Прочитайте слова:
2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия.

Ребенок, Балхаш, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Казахстан, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Астана, спектакль
1 названия лиц
2 названия вещей
3 названия веществ
4 названия живых существ и организмов
5. географические названия
6 названия фактов, событий, явлений
7 названия признаков
8 название действий
(Приложение 2)

Учащиеся распределяют слова

3

4. Повторение теоретического материала

Расскажите об имени существительном по опорному конспекту
Опорный конспект
1. Существительное - отвечает на вопросы …
Обозначает …
2.Морфологические признаки: …..
Изменяется …….
3. В предложении является …….


Учащиеся рассказывают о существительном

5 Повторение теоретического материала

Какую роль играют существительные в речи?

Можем ли мы согласиться с высказыванием о том, что имя существительное - самая существенная часть речи?

Если помните, мы говорили, что морфологические признаки у существительных бывают постоянные и непостоянные. Постоянные признаки существительного мы определяем по начальной форме. Какая форма для существительного является начальной?

Назовите постоянные морфологические признаки всех этих существительных
Назовите непостоянные признаки имен существительных.

Можем ли мы определить синтаксическую роль имен существительных?

Отвечают на вопросы

4

5. Актуализация знаний

Работа в тетради

Запишем число, тему урока

1. Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении?

Вода, корабль, ночь, меч, блюдечко, окно, рожь,
2. Распределите имена существительные на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод.
Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
3.Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли
Абай, поэт, река, книга, Тобол, птица орел, город Орел, доброта
(Приложение 3)

Выполняют работу в тетради

6. Синтаксическая роль существительных

Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях.

Дерево поднялось выше дома.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной.
Сосна - это хвойное дерево.
Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.
Вывод: Расскажите о синтаксической роли существительного

Работают в тетрадях

5

6. Логическая задача.

- Запишите под диктовку предложения.

На то и печь, чтобы в ней хлеб печь.

Снежное покрывало всё поле покрывало.

- Найдите в предложениях, среди двух одинаковых слов имя существительное и аргументируйте (докажите) свой выбор. Определите синтаксическую роль существительных

Комментируют задание

7.Физкультминутка
Ребята! Вы любите играть? Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения -поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения - присядьте, а третьего -руки перед собой
Зима, утро, урок, море, ночь, рука, имя, ребенок, игра, тишь.

Выполняют упражнения

7. Физкультминутка
Ребята! Вы любите играть? Я очень люблю играть. Только играть надо с пользой. Давайте я и вас научу. Ребята, когда услышите имена существительные 1 склонения -поднимите руки вверх, когда прозвучит имя существительное 2 склонения - присядьте, а третьего -руки перед собой
Зима, утро, урок, море, ночь, рука, имя, ребенок, игра, тишь.

Выполняют упражнения

8. Работа с текстом
Хлеб - это труд.
В.А.Сухомлинский
Девятилетний Коля взял кусок хлеба, пошел в сад и стал бросать хлеб на грушу. Ему хотелось сбить с дерева созревшие плоды. Подошел дедушка, спрашивает:
- Что это ты делаешь, Коля?
Мальчик наклонил голову, ему стыдно стало. Он знал, что делает нехорошо, но надеялся, что никто не увидит, как он бросает хлеб.
- Подними хлеб, - велел дедушка.
Коля поднял. Хлеб был в земле.
- У тебя есть чистый платочек?
Внук вытащил из кармана чистый платочек.
- Заверни хлеб в платочек.
Коля завернул хлеб в платочек.
- Неси этот хлеб, завернутый в платочек, домой… Положи в шкаф…туда, где лежат твои ценные вещи. Пусть лежит этот хлеб до того времени, пока ты вырастешь, и у тебя родятся дети. Завещай детям и внукам своим, что хлеб - это труд, честь, жизнь человеческая и издеваться над ним - большое зло.
- Благодарю Вас за науку, дедушка, - тихо сказал мальчик и понес кусок хлеба в платочке в дом.
Тот кусок хлеба Коля хранил много лет. Когда подросли его два сына и стали понимать, что такое труд и честь, он сказал им:
- Это самая дорогая ценность - хлеб. Его вырастил ваш прадед. Берегите и уважайте хлеб, ведь это труд человеческий. (Приложение 5)
Вопросы и задания к тексту.
• К какому стилю речи относится текст? (художественный, официально-деловой, научный, разговорный).
• К какому типу речи относится текст? (описание, повествование, рассуждение).
• Какова тема текста? (О чем этот текст?Какую общественную проблему поставил автор в этом тексте?) Можно ли утверждать, что тема этого текста выражена в его названии?
• Какова основная мысль текста? (Что хотел сказать автор?Чему учит нас этот текст?) Можно ли утверждать, что идея этого текста выражена в его названии?
• Выпиши из текста одушевленные имена существительные, определи их постоянные и непостоянные морфологические признаки (род, склонение, число, падеж).
• Выпиши имена существительные женского рода, определи их постоянные и непостоянные.
• Определи, каким членом предложения является слово «хлеб» (во всем тексте).

Анализируют текст, отвечают на вопросы














Выполняют задания в тетрадях

6













































7

8. Проверка знаний

Тест "Имя существительное"

1. Найдите неверное утверждение.
А. Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет.
Б. Имена существительные изменяются по родам.
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
2. Укажите имя существительное
А. смелость Б. смело В. смелый
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении :
"Берёзы украшают леса":

А) подлежащим; Б) дополнением;

В) обстоятельством.

4. Определить род существительных: честность, правда, книги.

А) мужской Б) средний В) женский

5. Как называются существительные, называющие неживой предмет?

А) собственные Б) неодушевленные В) одушевленные

(Приложение 4)

Самостоятельно работают в тетрадях






Выполняют самопроверку
Ответы
1. Б
2. А
3. Б
4. В
5. Б

«5» - 5 правильных ответов;
«4» - 4 правильных ответа;
«3» - 3 правильных ответа

9. Домашнее задание

Упражнение 789

Записывают в дневник

9. Домашнее задание

Упражнение 236

Записывают в дневник

10. Итог урока

Достигли ли мы цели урока?

Какие задания понравились?

Отвечают на вопросы

10. Итог урока

Достигли ли мы цели урока?

Какие задания понравились?

Отвечают на вопросы

11. Рефлексия

Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать, понравился ли вам наш урок. Если "да" - покажите солнышко, если "нет" - тучку

11. Рефлексия

Вот и подошло к концу наше занятие, и мне очень хочется узнать, понравился ли вам наш урок. Если "да" - покажите солнышко, если "нет" - тучку


Приложение 1




























1. Большая кошка

2. Птицы, которые в сказке унесли братца Иванушку.

3. Зубастая рыба-хищник

4. Это косолапый, герой многих сказок

5. Животное - друг человека.

6. Птица, которая пробивает дупла на деревьях

7. Большое рогатое домашнее животное

8. Эта птица питается рыбой.

9. Животное, которое не любит яркого света.

10. Грызун, который питается орехами

11. Птица, которая питается лягушками.

12. Герой басни Крылова «…, щука и рак»

13. По горам, по долам ходит шуба да кафтан.

14. Полосатая лошадь.

15. Сказочный герой, царь зверей.












Приложение 2

2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия.

Ребенок, Балхаш, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Казахстан, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Астана, спектакль

1 названия лиц
2 названия вещей
3 названия веществ
4 названия живых существ и организмов
5. географические названия
6 названия фактов, событий, явлений
7 названия признаков
8 название действий









Приложение 3

1. Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении?

Вода, корабль, ночь, меч, блюдечко, окно, рожь,

2. Распределите имена существительные на одушевленные и неодушевленные. Сделайте вывод.

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

3.Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли

Абай, поэт, река, книга, Тобол, птица орел, город Орел, доброта







Приложение 4

Тест "Имя существительное"

1. Найдите неверное утверждение.

А) Имя существительное - часть речи, которая обозначает предмет.
Б) Имена существительные изменяются по родам.
В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.

2. Укажите имя существительное

А) смелость Б) смело В) смелый

3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении:
Берёзы украшают леса:

А) подлежащим; Б) дополнением; В) обстоятельством.

4. Определить род существительных: честность, правда, книги.

А) мужской Б) средний В) женский

5. Как называются существительные, называющие неживой предмет?

А) собственные Б) неодушевленные В) одушевленные






Приложение 5

Хлеб - это труд.


Девятилетний Коля взял кусок хлеба, пошел в сад и стал бросать хлеб на грушу. Ему хотелось сбить с дерева созревшие плоды. Подошел дедушка, спрашивает:
- Что это ты делаешь, Коля?
Мальчик наклонил голову, ему стыдно стало. Он знал, что делает нехорошо, но надеялся, что никто не увидит, как он бросает хлеб.
- Подними хлеб, - велел дедушка.
Коля поднял. Хлеб был в земле.
- У тебя есть чистый платочек?
Внук вытащил из кармана чистый платочек.
- Заверни хлеб в платочек.
Коля завернул хлеб в платочек.
- Неси этот хлеб, завернутый в платочек, домой… Положи в шкаф…туда, где лежат твои ценные вещи. Пусть лежит этот хлеб до того времени, пока ты вырастешь, и у тебя родятся дети. Завещай детям и внукам своим, что хлеб - это труд, честь, жизнь человеческая и издеваться над ним - большое зло.
- Благодарю Вас за науку, дедушка, - тихо сказал мальчик и понес кусок хлеба в платочке в дом.
Тот кусок хлеба Коля хранил много лет. Когда подросли его два сына и стали понимать, что такое труд и честь, он сказал им:
- Это самая дорогая ценность - хлеб. Его вырастил ваш прадед. Берегите и уважайте хлеб, ведь это труд человеческий.

В.А.Сухомлинский

© 2010-2022