Конспект внеклассного занятия Международный день родного языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект внеклассного занятия Международный день родного языкаРоссийская Федерация

Министерство образования Саратовской области.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам г. Маркса»






Внеклассное мероприятие


«21 февраля

Международный день родного языка»


Работа учителя русского языка и чтения

высшей квалификационной категории

Щелиной Надежды Викторовны




Тема: Международный день родного языка

Цель: познакомить учащихся с праздником - Международным днём родного языка.

Задачи:

Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности родного языка; познакомить ребят с библейской легендой о «вавилонском столпотворении».

Развитие и коррекция устной связной речи воспитанников, мыслительной деятельности, памяти, воображения, внимания; обогащать словарный запас учащихся; расширять их кругозор.

Прививать любовь и интерес к родному языку, воспитывать культуру речи.

Оборубование: мультимедийная презентация; карточки с заданиями для конкурсов «Дополни пословицу»; орфографические словари.

Ход мероприятия

Вступление. Сообщение темы занятия

Учитель (слайд 1)

Ежегодно 21 февраля отмечается Международный день родного языка. И это не случайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках.

- А всегда ли это было так?

Учитель (слайд 2)

Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых (Ной - библейский персонаж, который был спасён Господом во время Всемирного потопа вследствие благочестия его и его семейства) сперва все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба. (слайд 3)

Господу не понравилось это дело.

(слайд 4) В наказание за такое суетное и гордое предприятие он смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение».

(слайд 5) Вот эти события и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках (из «Святой истории Ветхого Завета»)

Учитель (слайд 6)

В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.

Россия - многонациональное государство. Каждая нация - это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране.

- Какие языки мы можем услышать в нашем крае?

Учитель (слайды 7-10)

Мы можем услышать украинский язык, язык армян, греков, адыгов и др. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является - русский язык.

Стихотворение Н.Банко «Родной язык» (читает уч-ся)

На свете много стран больших,

И много малых есть,

И для народности любой

Язык свой - это честь.

Гордиться вправе ты, француз,

Французским языком.

Ты говоришь всегда, индус,

О языке своём.

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн, -

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот по-русски говорю

Уже тринадцать лет.

Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и суров,

И беспощаден, и могуч,

И грозен для врагов.

Суворов одобрял солдат

На русском языке!

Бессмертный Пушкин сочинял

На русском языке!

Законы Менделеев дал

На русском языке!

«Долой царя!» - народ сказал

На русском языке!

Учитель (слайд 11)

Константин Георгиевич Паустовский говорил «Наш язык - наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость».

А Н.Г. Чернышевский говорил «Изучать родной язык необходимо… чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей».

Знать свой язык обязан каждый. Сейчас мы проверим, какими знатоками родного языка вы являетесь. Объявляется конкурс «Знатоков родного языка», в котором принимают участие представители каждого класса ……. (представление участников конкурса)

Этапы конкурсной программы.

1-й конкурс «Дополни пословицу» (слайды 12 - 14)

Наш родной язык богат пословицами.

-Что такое пословица? (Пословица - это краткое, мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость).

-Для чего нужны пословицы? (Пословицы украшают нашу речь, делают её яркой и убедительной).

Учитель.

Пословицы не даром молвятся,

Без них прожить нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни новые друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему-то поучают

И от беды нас берегут.

Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их:

Век живи - …(век учись).

Крепкую дружбу топором …(не разрубишь).

Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).

Землю солнце красит, а человека - …(труд).

Нет друга - ищи, … (а нашёл, береги).

Человек без Родины, … (что соловей без песни).

Язык мой - …(враг мой).

Семеро одного … (не ждут).

Делу время … (потехе час).

2 конкурс «Вспомним правила и определения в русском языке»

- Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? что?

- Сколько падежей в русском языке?

- Какие вопросы имеет родительный падеж?

- Какие вопросы имеет винительный падеж?

- Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы: что делать? что сделать и др.

- Из чего состоит наша речь?

- Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?

- В каком времени может находиться глагол?

- Назовите местоимения 1 (2,3) лица?

3 конкурс «Крылатых выражений»

- Что такое крылатые выражения? (Крылатые выражения - попали в нашу речь из литературных источников, кратких цитат, образных выражений. Они придают нашей речи особую меткость и выразительность).

Раскроите смысл этих выражений.

Во весь дух. (быстро)

Сесть в лужу. (быть обманутым)

Прикусить язык. (замолчать)

Знать на зубок. (выучить)

Оказаться у разбитого корыта. (остаться не с чем)

В час по чайной ложке. (медленно)

Водить за нос.(обманывать)

Зарубить на носу. (запомнить)

Чесать языком. (болтать)

Делать из мухи слона. (преувеличивать)

Белая ворона. (о лишнем человеке)

За красивые глаза. (бесплатно, даром, просто так)

Стихотворение Галины Пурга «О родном языке» (читает ученик)

О родном языке

Уму и сердцу язык твой проводник,

Без него попадёшь ты в тупик.

Язык твой - жизнь твоя, твои мечты,

Ты без него уже не ты.

Язык твой как родная мать,

Которую не унижать нельзя, не оскорблять.

Его ты должен, друг, благодарить

За то, что правильно умеешь говорить.

Родной язык - твоя душа, твой мир, твой луч,

Люби его за то, что он могуч.

Язык твой - щит, твоё общенье

Не допусти к нему пренебреженья.

Не дай повесить родному языку чужой ярлык.

Наследие твоё - твоя земля и твой язык

И искажать его невеждам не давай,

Об этом, ты, дружок не забывай.

4 конкурс «Игра на внимание»

  1. Если я называю имя существительное в ед. ч., вы хлопаете в ладоши, если во мн.ч. - поднимаете руки вверх и трёте пальцами

Самолет, ножницы, сапог, туфли, линейка, доска, люди, ученик, карандаши, плоскогубцы, взгляд, любовь.



  1. А теперь я называю слово в ед. числе, а вы должны назвать его во мн.ч.

Цветок - … ,

железо - … ,

хлопок - … ,

глаз - … ,

озеро - … ,

дом - … ,

зверь - … ,

молодёжь - … .

Учитель

Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч слов. Слово - это удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке великое множество слов. Но сколько их? На этот вопрос не может утвердительно ответить не один специалист. Богатая разнообразная лексика русского языка собрана в словарях. Словари - это сборники слов, расположенных в алфавитном порядке.

(показать виды словарей)

Стихотворение Сергея Баруздина «Стихи о человеке и его словах» (читает уч-ся )

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твёрдые и мягкие,

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.

Много слов на свете,

Много дел на свете,

Если дела нету -

Слово - это ветер.

Слово улетает,

Не поймаешь снова…

Человек без дела -

Человек без слова!

5 конкурс «Богатый словарный запас»

Задание: найди "спрятанные" слова в каждой строчке. Всего здесь спрятано 11 слов.

(кот, мяч, рак, мыло, шуба, мама, буран, палка, метла, уж, автобус)

Стихотворение Александра Яшина «Русский язык» (читает уч-ся )

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех, он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Хочешь - песни, гимны пиши,

Хочешь выскажи боль души.

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

Будто плоть земная, живуч.

Он - язык луны и планеты,

Наших спутников и ракет,

В школе, дома и на совете

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

6 конкурс «Весёлые вопросы»

- Сколько горошин может войти в стакан? (Они не могут ходить)

- Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет разговаривать)

- Каким гребнем не расчешешь голову? (Петушиным)

- Что самое первое мы делаем утром? (Просыпаемся)

- Когда лошадь покупают, какая она бывает? (Мокрая)

- Какой рукой лучше размешивать чай? (Чай лучше размешивать ложкой)

- Что произойдет 31 февраля? (31 февраля не бывает)

- За чем во рту язык? ( За зубами)

- Почему шапку покупают? (Потому что бесплатно не дают)

- Назовите имя первой женщины-лётчика? (Баба-Яга)

- Без чего хлеб не испечёшь? (Без корки)

- У кого есть шляпа без головы, а нога без сапог? (У гриба)

- Чем заканчивается день и ночь? (Мягким знаком)

- Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (Буква б)

Учитель

- Что нужно делать, чтобы наша речь была грамотной, вежливой?

Заповеди речевого этикета

1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.

2. Помни, что вежливость - основа речевого поведения.

3. Уважай собеседника, не перебивай его.

4. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться

5. Говори просто, четко, понятно.

6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.

7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.

Стихотворение «В день родного языка»

Вдень родного языка

Мы станем ценить каждое слово,

Участь его была не легка,

Но мы сохраним наследие живое!

Прадеды наши и наши отцы

Нам передали красу неземную

Русского слова из русской души,

Что задевает всех нас за живое.

С праздником Вас, весь российский народ

Мы поздравляем и смело желаем

Освободиться от бренных забот.

И пусть страна зацветёт, процветает!

Сегодня, у нас с вами состоялась очень важная встреча. Мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту родного языка.

Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом.

Будем беречь, любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина.

Список используемой литературы

Давыдова Т.: Дружок: Пословицы, поговорки, крылатые выражения; издательство Стрекоза,2009

Клюхина И.В. Пословицы, поговорки и крылатые выражения; издательство ФГОС, 2008

Сапожников, В. Золотов :Священой истории Ветхого Завета; Букинистическое издание, 1990

Ромашкина Н.Ф. : Внеклассные мероприятия в игровой форме; издательство ГЛОБУС, 2005

© 2010-2022