Урок Влияние англицизмов на культуру речи учащихся

Урок русского языка "Влияние англицизмов на культуру речи учащихся проводится в 11 классе.Цели урока:образовательная: исследовать влияние англицизмов на культуру речи учащихся; продолжить борьбу за чистоту языка;развивающая: формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию), коммуникативную (участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников ивзаимодействовать с ними);воспитательная: на анализе исследования воспитывать чувство патриот...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Влияние англицизмов на культуру речи учащихся (Слайд)

Класс: 11

Цели урока: (Слайд)

образовательная: исследовать влияние англицизмов на культуру речи учащихся; продолжить борьбу за чистоту языка;

развивающая: формировать ключевые компетенции учащихся: информационную (умение анализировать информацию), коммуникативную (участвовать в обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и взаимодействовать с ними);

воспитательная: на анализе исследования воспитывать чувство патриотизма и любовь к языку.

Межпредметные связи: история, литература, английский язык

Тип урока: Урок-исследование

Используемое оборудование:

презентация, ноутбуки для работы в группах.

ХОД УРОКА.

Этапы урока:

I. А). ОРГМОМЕНТ. Сообщение темы и целей урока. (2 мин.)

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем рассматривать влияние англицизмов на культуру речи учащихся, нелитературные разновидности языка и сленг и жаргон, которые являются уровнями нашего национального языка.

Б) Начинаем наш урок. В начале урока хочу обратить ваше внимание на эпиграф к уроку:

Писатель А.Н.Толстой отмечал: «Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». (Слайд)

Автор фантастических повестей «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина», романов «Петр Первый», «Хождение по мукам».

II. БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ. (3 мин.) Сегодня мы будем говорить о чистоте и засорении русского языка. Перед тем, как начать урок, я приглашаю вас послушать отрывок диалога внука с дедом.

1. Инсценировка.

- Дед, вот они и стали наезжать на меня.

- Что?! Тебя машиной сбили?

- Не. Так они же закидон!

- И чем в тебя кинули, черти этакие?!

- Ой, дед, да лохи капитально наперли.

- Блохи с капитаном что сделали?

- Да ты лАжа! Задолбал! Ведь могу и окрыситься. Нет, почесал я, да и ты не лохмать бабушку, сквозани - ка отсюда!

2. Обращение к классу: Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно.

- Что вы можете сказать о речи наших друзей? Они обогащают или засоряют наш язык?

Мода на бессмысленные словечки и грубый жаргон улицы и всякое словесное разгильдяйство переходит в языковой негатив.

Подростки вводят в речь необычные слова: жаргонизмы, вульгарную и даже нецензурную лексику. Разновидностью жаргонов является молодежный сленг, его употребляют в своей речи и вы, подростки, и молодежь, и даже малыши. Что самое страшное, такие слова слышатся с экрана телевизора: молодежные песни, реклама, даже мультфильмы полны этими словами.

Сегодня вместо «великолепно» мы кричим «супер», «потрясно». . Какие слова обычно вы употребляете в речи и при каких ситуациях?

«Прикинь, ништяк, супер, клево, прикольно, круто, жестко, тормоз».

Давайте проведем исследование проблемы засорения русского языка, также поговорим о русифицированных англицизмах. (Слайд)

Будем работать в группах. 1 группа и 2 группа. Знакомство с капитанами. Этапы исследования:

1. Словарь жаргонизмов

2. «Говори правильно»

3. Русифицированные англицизмы

4. Письмо хакера любимой

5. «Разговорник» студента

За ответ будете получать символы.

III. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА (10 мин)

Задание 1. Жаргонизмы. Жаргон - слово, пришедшее с французского языка ( jargon). Жаргон - особый язык, на котором общаются между собой члены какой-нибудь профессиональной или социальной группы. Жаргонные слова иногда называют сленгом. Различают армейский, молодежный, компьютерный, студенческий, воровской жаргоны и т.п (Слайд)

Составьте словарь часто используемых жаргонизмов школьной речи. Время - 3 мин.

Проверка задания.

Вопросы:

Вывод: Как объяснить причины употребления сленговых выражений в речи? Могли бы вы обойтись без жаргонизмов?

Нужны ли жаргонизмы в речи?

Употребляют ваши сверстники, потому что хотят выглядеть современней, у некоторых это стало привычкой, чтобы выразить свои эмоции и чувства, но такие выражения, несомненно, засоряют нашу речь.

А теперь мы будем говорить о чистоте русского языка. Вспомним о тестах ЕГЭ, при выполнении заданий которого мы должны следовать общепринятым литературным нормам.

Задание 2. Что нужно знать при выполнении тестового задания А1? «Орфоэпические нормы русского языка».

А). «ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО». Расставьте ударение в следующих словах (Слайд ).

Звонит, свекла, красивее, каталог, торты, жалюзи, договор, квартал, звонишь, облегчить, скольких, творог, обеспечение, средства, щавель, баловать, столяр, занята, положил, создали.

Б)Взаимопроверка выполнения задания. (Слайд ).

IV. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. (5 мин)

- Проверим выполнение домашнего задания. Вы должны были сочинить стихотворение, используя любые слова, которые обычно приводятся как пример для выполнения задания А1.

Вывод.

- Как хорошо слышать правильную русскую речь. Советую вам почаще заглядывать в (какой?) словарь?

V.РАБОТА В ГРУППАХ. (2 мин)

В середине 80-х годов с появлением персональных компьютеров в речи появились англицизмы. Вскоре с англицизмами стали происходить «русские чудеса»: они стали русифицироваться, из английского потока слов стал «вылупливаться» «русскообразный» вариант.

- Назовите англицизмы.

Так, например слова файл, дисплей, интерфейс, сканер, принтер, ноутбук, сайт, браузер, софт и другие, уже ни у кого не вызывают затруднения в понимании.

Откуда берутся в русском языке эти англицизмы? (Слайд)

1. Реклама - нестандартные и легко произносимые названия быстро запоминаются и привлекают внимание.

2. Интернет - количество пользователей только увеличивается с каждым днем, а оттуда и заимствование.

3. Телевидение - в особенности голливудские фильмы.

4. Музыка - мировые хиты, синглы, треки и ремейки - уже воспринимаются как русские.

5. Спорт и косметика: лифтинг, пилинг, скраб.

А надо ли внедрять англицизмы в русскую речь?

Некоторые слова уже не выбросишь из языка, они приобрели социальную значимость. Однако не стоит злоупотреблять ими. Ведь «сила народа в родном языке».

Итак, можно с уверенностью утверждать, что англицизмы в русском языке занимают прочную позицию. Наша задача - научиться их правильно использовать.

Задание 3. (Слайд)

А). Объясните значение русифицированных англицизмов и укажите, от каких слов английского языка произошли:

Принтовать (print) - распечатать

Коннектиться (connect) - присоединяться

Кликать (click) - кликать

Зарегаться (registration) - зарегистрироваться

Сидиромка - (CD-ROM) - дисковод

Геймер - (game) - игрок

Копипаст (copu paste) - копировать вставить

Б). Проверка задания. Вручение символов. (Слайд)

Задание 4. Письмо любимой. (Слайд)

А). Прочитайте текст. Передайте его средствами общелитературного языка.

Любимая! Я инсталлировался в тебя по уши. Ты переформатировала все мои мозги. В моей оперативной памяти еще не было ничего подобного. Давай создадим директорию! Но сначала - романтический ужин при зажженных экранах. Ты можешь сама вызвать меню. Лично я предпочитаю СD-ром, но обещаю не перезагружаться. А потом мы пойдем на твой сайт. Или на мой. Откроем друг другу свои файлы. Только, пожалуйста, как можно реже используй свою саундкарту. И тогда у нас с тобой будет полный апгрейд.

Б). Проверка задания. Капитаны выходят, читают письмо.

Какое из этих писем больше всего взволновало бы нашу душу? Тебя?(обращаюсь к девушке)

Вот такие признания в любви у взрослого поколения вызывают только сожаление. Потому что уходят в забытье романтические отношения, которые так хорошо воспеты в трудах наших классиков литературы!

Задание 5. (3 мин)

Вы- выпускники, будущие студенты различных учебных заведений. Все мы знаем, что самая прекрасная пора в жизни - это студенческая жизнь. Конечно, и у студентов есть свой язык. Проверим выполнение еще одного этапа вашей исследовательской работы - составить «разговорник» среднестатистического студента. В нашу школу в этом учебном году пришли работать 5 молодых преподавателей. Все они -недавние студенты.

  1. Обсуждение работ. 1 ученик из группы читает словарь.

  2. Вручение символов.

А теперь внимание - составленный мною словарь жаргонизмов студента. (Слайд)

Препод - преподаватель

Дау - доцент

КЭН - кандидат экономических наук

Шпора - шпаргалка

Бомба - заготовленный ответ на билет

Завалить - не сдать экзамен

Хвост - долг по предмету

Общага - общежитие

Гроза - экзамен

Получить 5 шаров - оценка «5»

Гулять - пропускать лекции

Библиша - библиотека

Записки сумасшедшего - лекции студента

Сессия - безумный мир.

Хавчик- еда

Хавать -есть

Первач - первокурсник

Медиум - третьекурсник после 1 семестра

Курсач - курсовая работа

Пойло -кофейный автомат

Инет - сидеть в интернете

Дискач - дискотека

Вату катать, ватничать- бездельничать

Объява - объявление

Стипуха - стипендия

Студик - студенческий билет

VI. ОБОБЩЕНИЕ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Ненормативная лексика - жаргонизмы и сленги - активно вторгаются в нашу речь, англицизмы в русском языке занимают прочную позицию.

- Ребята, вы проделали большую исследовательскую работу.

- Отчего происходит постепенное засорение и разрушение языка?

- К каким выводам вы пришли после проведенного исследования?

- Какими методами бороться за чистоту языка?

Мы заканчиваем исследование. Возвратимся к эпиграфу урока: «Обращаться с языком кое-как - значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».(Слайд)

- Согласны ли вы с утверждением А.Толстого? Это высказывание призывает нас не засорять язык, бережно относиться к нему. Все жаргонные слова находятся за пределами литературного языка. Они, как и любое слово литературного языка, со временем устаревают и исчезают, или вместо одних жаргонизмов появляются другие.

(ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ) Какие слова еще засоряют наш язык?

Так, среди названий денег сейчас уже не встречаются жаргонизмы: хруст (1 рубль), квинта (5 рублей), краснень пркая, декан (10 рублей), угол (25 рублей), кусок (1000 рублей), рыжие (деньги), но появились и другие: штука (1000 рублей), лимон (миллион), бабки, бабло (деньги).

Засоряют нашу речь и слова-сорняки: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете и другие».

Они присутствуют при волнении во время говорения, и неумении мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей и, конечно, показывают на бедность индивидуального словаря говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.

Слова-сорняки не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, которые начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении.

Не засоряйте свою речь жаргонизмами! Берегите свой язык! Следите за своей речью!

Пусть ваша речь будет яркой, образной и эмоциональной, доставляющей окружающим эстетическое удовольствие.

Ведь экология языка есть экология духа!

Хочется завершить наш урок прекрасным призывом И.С.Тургенева:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- Ребята, я предлагаю написать текст обращения к учащимся нашей школы: «Один день без жаргона!»

Какой стиль речи вы будете использовать при написании? (Публицистический).

VIII. ИТОГИ УРОКА. Рефлексия. Сколько жетонов в вашей команде? Выставление оценок.






© 2010-2022