«Обобщающий урок-игра по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 С.НОГИР»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

УРОКА В 8-М КЛАССЕ





НА ТЕМУ: «Обобщающий урок-игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»





Учитель русского языка и

литературы

Ортабаева Фатима Хазбиевна





2015г.



Тема :Обобщающий урок- игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

(8 класс)


Цели урока:

Образовательные:

· Проверить знание текста романа «Капитанская дочка», освоение учащимися художественного «пространства» произведения;

Развивающие:

· развивать творческие способности учащихся, их устную и письменную речь, находчивость и смекалку;

· развивать навыки самостоятельной аналитической работы с художественным

текстом

Воспитательные:

  • Прививать любовь к русской литературе; интерес к историческому прошлому своей страны;

  • Формировать умение работать в группе (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблемы, приходить к единому мнению).

Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация, портрет А.С. Пушкина, жетоны.

Класс разделен на две команды (по рядам)

· «Белогорская крепость»

· «Царское село»

1. Организационный момент

Слайд №1. АС. Пушкин

2. Слово учителя

Итак, мы прочли последнее большое произведение Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. На этот день как раз приходилась очередная, притом особенно торжественная, 20- летняя годовщина открытия Лицея - последняя, на которой присутствовал Пушкин.

И мы с особым вниманием вглядываемся в его последние стихи, письма, отыскивая в них сокровенный смысл, и в этом отношении «Капитанская дочка» - удивительное произведение.

Слайд №2. Эпиграф

Эпиграфом к нашему уроку являются слова Н.В.Гоголя.

В «Капитанской дочке» всё не только

самая правда, но ещё как бы лучше

Н.В.Гоголь

Как вы понимаете его слова?

(Пушкин описывает нам не только те правдивые события, ту правду жизни, но и помогает нам понять правду человеческую. Человек живет, ошибается, ищет, заблуждается, но он должен исправить все те недостатки, которые в нем есть, преодолеть невзгоды. Поэтому он и человек. А это есть - лучшая правда).

Слово учителя

Наш урок мы проведём в форме игры, проверим знание текста художественного произведения, где нужно проявить находчивость и смекалку, умение анализировать тот или иной эпизод, уметь выслушать своих товарищей и прийти к единому мнению.

Для этого класс разбиваем на 2 команды по рядам

1ряд -Царское село

2ряд- Белогорская крепость

Что связано с названием вашей команды?

Слайд №3 «Толковый словарь»

Известный историк В.О.Ключевский отмечал, что в «Капитанской дочке» больше истории, нежели в «Истории Пугачевского бунта». Созданию исторического колорита во многом способствует использование устаревших слов.

Объясните лексическое значение слов.

На экране слова:

1

Челобитье (прошение)

Фортеция (крепость)

Лазутчик (разведчик)

Напасти (беды)

Кибитка(крытая повозка)

Облучок (сиденье для кучера в повозке)

2

Оказия (случай)

Жаловать(награждать, дарить)

Супостат (враг)

Пенять (укорять)

Камзол (мужская одежда)

Погребец(дорожный сундучок для посуды и еды)

Слайд №4-8. Вспомним страницы повести

II. Давайте вспомним страницы повести. Какие эпизоды из повести изображены на этих иллюстрациях.

( Учащиеся подробно пересказывают эпизоды произведения; комментируют их)

Блиц - опрос. 1-я команда

  1. Имя отца Гринева? (Андрей Петрович)

2. Сыну был пожалован в дядьки кто? (стремянный Савельич)

3. Выучился Петруша грамоте, на каком году? (на 12 -м)

  1. Был нанят француз? (мосьё Бопре)

5…который в отечестве своем был? (парикмахером)

  1. Батюшка вошел на какой урок? (география)

  2. А в это время Петруша Гринёв? (прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды)

  3. Продолжите: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге?» (Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии… да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон)

  4. Капитан Миронов и его жена были люди самые (почтенные)

  5. Иван Кузмич вышел в офицеры из (солдатских детей)

Вопросы 2-й команде

  1. Швабрин сказал Гринёву:»Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо стишков подари ей? (пару серёг)

  1. Как ответил Гринёв? («ты лжёшь, мерзавец, ты лжешь самым бесстыдным образом.»)

13. В 1773 году на берегах какой реки, в бескрайних оренбургских степях среди казачества пошли разговоры о том, что царь Петр-III появился (а этим человеком был Емельян Иванович Пугачев), который впоследствии по указу Императрицы Екатерины II её назвали Урал? (Яик)

14. Генерал Р писал:, извещаю Вас, что убежавший из-под караула донской казак кто? (Емельян Пугачев)

15. Учинил, какую непростительную дерзость? (принятием на себя имени покойного императора Петра)

  1. Закончите слова Ивана Кузьмича в день приступа: «Что вы, ребятушки, стоите?… Умирать так, умирать: (дело служивое)»

  2. О ком идет речь?» Сидел под образами в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась?» (Пугачев)

  3. «Я взглянул на него и содрогнулся… Ему казалось лет за 70 у него не было (ни носа, ни ушей)»

  4. «Юлай взял плеть и замахнулся - тогда башкирец застонал слабым, умоляющим голосом и, кивая головою, открыл рот, (в котором вместо языка шевелился обрубок)

  5. Война под предводительством Е.Пугачева закончилась. Что стало с Пугачевым? (Казнили)

III. Задание для аргументированного ответа. т.е. доказать, если да, то почему?

1 - ой команде - Можно ли назвать «Капитанскую дочку» бытовым романом, т. е. романом, который показывает общий уклад жизни, повседневную жизнь.

(Да, поэт изображает в повести уклад жизни русского общества в период царствования Екатерины II)

2-ей команде - историческим?

Да, во-первых, Пушкин работал, как над историческим. Он посетил места, где произошли главные события той эпохи, которую описывает сравнивает документы с воспоминаниями сторожил, которые жили во времена Пушкина.

Слайд №9. Отрывок из фильма

Посмотрите отрывок из фильма «Капитанская дочка».

Проанализируйте, как ведёт себя Пётр Гринёв (1-я команда)

Емельян Пугачёв (2-я команда)

IV. Итак, в центре истории человек. Отгадаем, кто этот человек?

Слайд№10. Кто есть кто

1) Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую…

2)… убежавший из-под караула донской казак и раскольник ….. собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в яицких селениях, учиняя непростительную дерзость принятием на себя имени покойного императора Петра III (Емельян Пугачев)

3) «Трусиха… До сих пор не может слышать выстрела из ружья, так и затрепещется». ( О Маше - Василиса Егоровна)

4) «Я старался по почерку угадать расположение духа, в котором писано было письмо; наконец решил его распечатать и с первых строк увидел, что всё дело пошло к чёрту» (Пётр Гринёв)

Слайд №11. В метель

V. Каждая команда задает по одному вопросу противоположной команде.

1. Вы, безусловно, не забыли тот день, когда во время бурана заблудились в степи и прохожий помог Петру Гринёву и Савельичу найти дорогу к постоялому двору. По глубоким сугробам кибитка двигалась медленно, и Пётр задремал: «Мне приснился сон, которого не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое» - признались вы позднее. Не расскажите ли нам, что это был за сон? (команда пересказывает эпизод из II главы и комментирует «пророческое» содержание сна)

Слайд №12. Напутствие отца Гринёву

2. Какое напутствие получил Гринёв от отца, отправляясь на службу? Передайте содержание этого эпизода. («Служи верно, кому присягнешь, слушайся начальников, от службы не отговаривайся; и помни пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду»)

VI. Суд.

Учитель

Как известно, Гринёв был арестован, обвинён в государственной измене и предстал перед Следственной комиссией. Разбирательство носило чрезвычайно суровый характер. Мы проведем символический судебный процесс. На воображаемом заседании суда выступят: обвинение, защита. Чьи доводы окажутся более весомыми? Осужден или оправдан, будет поручик Гринёв?

(1-ая команда-прокурор)

(2-я команда-Защитник )

7. Слайд №13. Какая жизнь такие и песни.

Народной песне отведена значительная роль в романе.

Послушайте фрагмент следующих народных песен: «Степь да степь кругом», «Не шуми, мати зеленая дубравушка» И ответьте на вопросы.

  • Какую из песен Пугачев назвал своей любимой?

  • Какое впечатление произвела эта песня на главного героя произведения?

Дополнительный вопрос (3 балла)

  • В каком еще Пушкинском произведении герои поют эту же самую песню?

(В романе «Дубровский» в разбойничьем лагере эту песню поёт караульщик)

(Учащиеся слушают отрывки из русских народных песен, выполняют задания, связанные с русской песней)

VIII. Слайд №14. Мирская молва - морская волна.

Речь персонажей романа выразительна, ярка, неповторима. Героям произведения принадлежит немало метких, афористических высказываний.

В течение 1-2 минут учащиеся восстанавливают опущенную часть высказывания, а также вспоминают, кто из героев и в какой ситуации произносит эти слова

а) «Береги…, а честь смолоду» (известная русская пословица. Этими словами Гринёв - старший напутствовал своего сына перед отъездом на военную службу в Белогорскую крепость

в) Лучше раз напиться живой крови, чем всю жизнь…» (питаться падалью) (Это высказывание принадлежит Пугачёву, он рассказывает сказку об орле и вороне, здесь выражено жизненное кредо героя)

IX. Слайд №15. Кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь» Екатерина или Пугачев?

Личности, казалось бы, совершенно разного масштаба равно интересны Пушкину.

Решите проблему, кто больше заслуживает характеристики «великодушный государь» Екатерина или Пугачев?

А для того, чтобы решить эту проблему , давайте вспомним 2 эпизода:

. Слайд №16.

(Инсценирование I сцены) «Освобождение Гринёвым и Пугачёвым Маши Мироновой « Сердце моё заныло …. до …Дай вам Бог любовь да совет!»

Слайд №17.

(Инсценирование II сцены) «Встреча Маши Мироновой с Екатериной II»

«Вдруг белая собачка английской породы залаяла» до «Я надеюсь, что вы …)

Так кто же больше заслуживает характеристики «великодушный государь»?

Похожи ли эти эпизоды?

(Да, Гринев говорит Пугачеву о сироте , которую обижают. В этих 2-х сценах герои просят государя (государыню) о спасении любимых. «Государь - в одном случае самозванец, в другом «маска» Всесильная императрица тоже не называет своего настоящего имени. Значит, в этой и другой сцене общим является и обман)

Вывод: такой характеристики больше заслуживает Пугачев, т.к , узнав, что Маша -дочь Миронова, он отпускает ее с Гриневым и желает им счастья.

А императрица свое милосердие связывает прежде всего с Марьей Ивановной , как с дочерью капитана, погибшего за царский престол.

X. Слайд №18. Вывод по уроку

Почему произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с неослабевающим интересом?

(Повесть преподносит нам нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.)

Подводятся итоги урока. Учитель отмечает наиболее отличившихся учащихся. Оценки за урок.

Впечатления учащихся о проведенной игре; их собственная оценка своей деятельности на уроке

XI. Домашнее задание

Письменный ответ на проблемный вопрос

«Почему произведение названо «Капитанская дочка»?



© 2010-2022