Урок по русскому языку на тему Типы сказуемого

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 8 «Б» классе.

Тема: «Типы сказуемого»

Ц е л ь у р о к а: закрепление, обобщение и уточнение знаний учащихся об основных типах сказуемого; формирование умения различать типы сказуемых, находить их в предложениях.

Повторение: правописание не с различными частями речи; знаки препинания в сложных предложениях, при обращении; строение словосочетаний. Развитие речи: конструирование предложений с заданными словами, работа над изобразительными средствами языка.

Оборудование: доска, учебник.

Ход урока.

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Проверка домашнего задания (устно).

3. Повторение теоретических знаний по теме «Сказуемое» (фронтальный опрос).

  • Дайте определение сказуемого.

  • Чем отличаются простые сказуемые от составных?

  • Что общего между составным глагольным и составным именным сказуемым? В чём отличие?

  • Какими частями речи может быть выражена именная часть составного именного сказуемого?

4. Списать с доски предложения: 1 вариант - с составными глагольными сказуемыми, 2 вариант - с составными именными сказуемыми.

  1. Распахнулись двери школы для весёлой детворы.

  2. Вася хотел первым рассказать всё брату.

  3. Дорожки не расчищены.

  4. Нельзя есть немытые фрукты.

  5. Чтение - лучшее учение.

  6. Ручьи и реки русские весною хороши.

  7. Митя был добрым и жалостливым.

  8. Олени не могут защищаться в одиночку.

  9. Собачонка старалась привлечь внимание мальчика.

  10. Он должен был скрываться от врагов.

  11. Он был вторым в классе.

- Какое предложение из списка вы не выписали? Почему?

(Проверка правильности выполнения работы проводится устно).

Задание: подчеркнуть сказуемые в выписанных предложениях (2 ученика выполняют эту работу на интерактивной доске).

- Какими частями речи выражена именная часть составных именных сказуемых?

- Какую функцию выполняет вспомогательная часть в составных сказуемых и чем выражается?

5. Словарная диктовка.

(Учащийся, выполняющий работу на доске, объясняет правописание не с разными частями речи).

Поле не вспахано, ни о чём не сожалея, никем не проверенный, не видно ничего, не удалось преодолеть, неглубокий овраг, неоткуда взять, недостаточно аккуратно, немного нездоровится, вовсе не интересный, невзрачная расцветка, говорил не по-русски, не мог не ответить, ещё не освещённый, неприятности не закончились, нечаянная радость, выглядеть нелепо, не сбросившие листвы.

Задания: найти среди написанных сочетаний слов те, которые не являются словосочетаниями; найти составные именные сказуемые, определить, какой частью речи выражена в них именная часть.

6. Записать предложения под диктовку, объяснить пунктуацию в них, определить тип сказуемого (работа на доске и в тетрадях).

  1. Потемнеть заря уже готова, тихо всё, час ночи недалёк.

  2. Дни мои как маленькие волны, на которые гляжу с моста.

  3. Грустно жить тебе, о друг, я знаю, и понятна мне твоя печаль...

  4. Тяжёл наш путь, твой бедный мул устал топтать терновник злобный.

Задание: выделить сказуемые в тексте, определить их тип.

8. Творческое задание. Составить предложения со следующими сказуемыми:

начал вспоминать, была видна, словно бисер, озарены, как дым, должен сознаться, тяжела и горька.

Например:

  1. Я всё-таки должен сознаться открыто, что завидую им. 2) Туман как дым. 3) Он начал вспоминать свою прошлую жизнь, заново переживая горестные и счастливые её минуты. 4) На лепестках роса словно бисер. 5) Макушки деревьев озарены лучами восходящего солнца. 6) Тяжела и горька доля сироты.

9. 3адание на дом: составить связный рассказ о согласовании глагольного сказуемого с подлежащим.


© 2010-2022