Консультация педагога – психолога для родителей и педагогов

В дошкольном возрасте происходят существенные сдвиги в развитии внимания ребенка. На протяжении дошкольного периода детства развивается непроизвольное внимание – повышается его устойчивость, увеличивается объем, а также начинает формироваться произвольное внимание. В дошкольном возрасте ребенок учится быть внимательным, т.е. учится выделять в окружающей обстановке те элементы, которые в соответствии с задачами, ставящимися перед ним взрослым, являются значимыми для регуляции его поведения и деят... Развитие внимания и внимательности как качества личности является еще одним составляющим компонентом успешного обучения и развития ребенка дошкольного возраста.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Консультация педагога - психолога для родителей и педагогов

Развитие внимания у воспитанников старшего дошкольного возраста через развивающие игры

В дошкольном возрасте происходят существенные сдвиги в развитии внимания ребенка. На протяжении дошкольного периода детства развивается непроизвольное внимание - повышается его устойчивость, увеличивается объем, а также начинает формироваться произвольное внимание. В дошкольном возрасте ребенок учится быть внимательным, т.е. учится выделять в окружающей обстановке те элементы, которые в соответствии с задачами, ставящимися перед ним взрослым, являются значимыми для регуляции его поведения и деятельности.

Развитие внимания и внимательности как качества личности является еще одним составляющим компонентом успешного обучения и развития ребенка дошкольного возраста.

Как сделать его устойчивым? Необходима длительная работа по совершенствованию основных свойств внимания на основе предметной, продуктивной и игровой деятельности: увеличение объема внимания; распределение внимания между разными видами деятельности; поддерживание устойчивости внимания за счет повышения интеллектуальной и творческой активности.

Поэтому целью моей работы стало определить эффективность развития внимания у воспитанников старшего дошкольного возраста через развивающие игры.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

  • Изучить психолого - педагогическую литературу;

  • Раскрыть сущность и специфику внимания через развивающие игры у воспитанников дошкольного возраста;

  • Разработать методическое обеспечение по использованию игр, способствующих развитию внимания;

  • Определить наиболее эффективные пути развития внимания через развивающие игры

Материал по развитию психических процессов у детей дошкольного возраста, как правило, собран из разных источников и поэтому разрознен, и не всегда подходит в работе с воспитанниками. Материал был мною систематизирован в картотеки по всем направлениям работы педагога-психолога. Материал по развитию внимания собран не только на бумажных носителях, но и в электронном виде. Картотеки созданы: развитие сенсорного внимания, развитие слухового внимания, зрительного внимания, развитие познавательных процессов.

  • Отбор материала осуществлялся на фоне зоны актуального развития ребенка с учетом зоны его ближнего развития (то есть представления о том, какого результата можно добиться, используя данный материал).

  • На занятие материал подбирается с учетом возможностей ребенка (от простого - к сложному) и проходимой лексической темой (по возможности).

  • Предлагаемые игры и упражнения направлены на развитие не только внимания, но и мышления, усидчивости, самостоятельности. Эти игры вызывают у детей интерес. Развивают все познавательные способности: учат устанавливать причинно-следственные связи; запоминать, сохранять и воспроизводить информацию; быстро точно отражать окружающий мир (видеть, слышать, осязать и т. д.); оперировать вторичными образами т.е. образами без наглядной основы; создавать новые образы не базе известных. Тренируют способности к сосредоточению сознания: быстро переключаться с одного предмета на другой; успешно распределять внимание между малоизвестной деятельностью и хорошо знакомой. Развивают устойчивость внимания, т. е. длительность сосредоточения сознания на одном предмете или деятельности; совершенствовать объем внимания, т. е. увеличивать объем предметов, осознаваемых одновременно.

  • Игры и упражнения, направленные на развитие внимания включают в себя:

  • Игры и упражнения, направленные на развитие сенсорного внимания;

2. Игры, направленные на развитие слухового внимания;

3. Игры, направленные на развитие моторно - двигательного внимания.

Предлагаю вашему вниманию примеры игр.

  • Найди два одинаковых предмета

  • Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать. Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши.

  • Описание. Ребенку предлагаются:

  • а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов;

  • б) картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;

  • в) рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схожесть каждой пары.

  • Инструкция:

  • а) Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе.

  • б) Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания.

  • Консультация педагога – психолога для родителей и педагоговКонсультация педагога – психолога для родителей и педагоговКонсультация педагога – психолога для родителей и педагоговКонсультация педагога – психолога для родителей и педагогов

  • Консультация педагога – психолога для родителей и педагоговКонсультация педагога – психолога для родителей и педагоговКонсультация педагога – психолога для родителей и педагоговКонсультация педагога – психолога для родителей и педагоговКонсультация педагога – психолога для родителей и педагогов

  • Узнай по голосу

  • Цель: развитие слухового внимания, формирование умения узнавать друг друга по голосу.

  • Оборудование: платок или повязка для завязывания глаз.

  • Описание. Стоя по кругу, дети выбирают водящего, который, находясь в центре круга с завязанными глазами, старается узнать детей по голосу. Угадав игрока по голосу, водящий меняется с ним местами.

  • Инструкция: «Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Узнай по голосу». Для этого необходимо встать в круг и выбрать водящего, который с повязкой на глазах будет внимательно слушать голоса играющих. Тот, кому я дам знак, произнесет любое слово своим голосом. Водящий должен угадать игрока по голосу. Если он угадает игрока, то должен поменяться с ним местами: игрок становится водящим, а водящий - игроком. Если же не угадает, то продолжает быть водящим до тех пор, пока не узнает по голосу очередного игрока. Начнем игру».

Кого назвали, тот и лови!

Цель: формирование внимания, развитие скорости реакции.

Оборудование: большой мяч.

Описание. Каждый ребенок, свободно передвигаясь по площадке -и услышав свое имя, должен подбежать, поймать мяч, бросить его вверх, назвать при этом имя кого-нибудь из играющих.

Инструкция: «Мы поиграем в игру «Кого назвали, тот и лови!». У меня в руках большой красивый мяч. Пока я его держу в руках, можно бегать, прыгать, ходить по площадке.

Как только я подброшу мяч вверх и назову имя кого- нибудь из вас, тот, чье имя я назову, как можно быстрее дол жен подбежать к мячу, поймать его и снова подбросить вверх, назван при этом имя другого игрока. Так игра продолжается - долгое время. Начинаем играть».

  • В течение учебного года мы взаимодействовали с педагогами и специалистами ДОУ, а также с родителями воспитанников. Для достижения положительной динамики в развитии процессов внимания педагогам и родителям было рекомендовано:

  • выкладывания узора из мозаики;

  • выкладывания фигуры из палочек по образцу;

  • исключения лишнего;

  • нахождения различий в двух похожих картинках;

  • нахождения двух одинаковых предметов среди множества;

  • нанизывания бусинок по образцу;

  • срисовывания по клеточкам;

  • нахождения одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).

При выполнении заданий не торопите ребенка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает.
В результате проделанной работы достигли следующих результатов:

  • повышение уровня развития внимания в целом, за счет включения детей дошкольного возраста в игровую деятельность.

  • позитивное взаимодействие детей в коллективе;

  • целостное воздействие на познавательное развитие.



© 2010-2022