КТД на уроке литературы и во внеклассной работе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ничкова Н.А.,учитель

русского языка и литературы

МАОУ «Вильгортская ООШ»

Использование технологии коллективного творческого дела во внеурочной деятельности как инструмент реализации ФГОС


Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России, как об этом сказано в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. На наш взгляд, данное направление деятельности образовательного учреждения необходимо проектировать на основе принципа равноправного взаимодействия педагога с родительским коллективом и педагога с детским коллективом, нацеленного на ситуацию успеха.

Воспитание - одна из основных категорий педагогики, отражающая целенаправленный, сознательно контролируемый процесс и результат формирования личности, она включает в себя формирование у воспитуемых качеств личности, а также социальных и духовных отношений как важнейших компонентов их личностного образования. Сущность воспитания проявляется на практике как

целостное, организационно оформленное взаимодействие всех субъектов деятельности, которое обеспечивает подготовку граждан к общественному труду, формирование их как гармонично развитых индивидов, личностей, субъектов деятельности и индивидуальностей.

Современные процессы, происходящие в жизни нашего общества, привели к процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина определили новые подходы к содержанию образования.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Внеурочная деятельность - составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. В Федеральных государственных образовательных стандартах начального и общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром построения соответствующих образовательных программ. В условиях перехода образовательных учреждений на ФГОС каждый педагогический коллектив определяется с организацией внеурочной деятельности, выбирая те формы работы по своему содержанию и построению, которые неповторимы, как неповторим каждый ребенок и детский коллектив.
Совместные дела педагога с детьми и их родителями дают возможность увидеть ребенка в коллективе, через совместные дела вырабатывается культура общения: умение вести дискуссию, умение слушать собеседника, говорить, сопереживать, корректировать свое поведение, а иногда и менять свою расстановку приоритетов лично для себя.

Неисчерпаемым ресурсом всех участников образовательных отношений

( педагога, детского и родительского сообществ) является технология коллективного творческого дела.

Коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) в сфере воспитания уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта замечательная методика, учитывающая психологию ребенка, способна погружать в атмосферу коммунарского сбора. Данная технология коллективных творческих дел разработана более сорока лет назад. Однако ежегодно многие учителя вновь и вновь открывают для себя ее суть. Сейчас коллективная творческая деятельность переживает новое рождение и позволяет учащимся реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.

Коллективное творческое дело (КТД) - главное воспитательное средство коммунарской методики, способ организации яркой, наполненной трудом, творчеством и общением жизни единого коллектива воспитателей и воспитанников, старших и младших.

В основе его лежит три основные идеи:

  1. Коллективное (совместная работа взрослых и детей).

  2. Творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых).

  3. Дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).

В соответствии с методикой коллективных творческих дел доктора педагогических наук, академика Российской академии образования Игоря Петровича Иванова «Коллективная творческая деятельность» (КТД) выделяются несколько видов КТД по направленности деятельности и дает их описание.

Познавательные дела. Их цель - развитие у школьников познавательных интересов, заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Вот несколько интересных познавательных КТД: вечер веселых задач, вечер - путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, устный журнал, пресс - бой, турнир знатоков, пресс - конференция.

Трудовые дела. Цель трудовых КТД - обогатить знание ребят об окружающем мире, выработать убеждения, что труд - основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же привычку реально, бескорыстно, на деле заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески. В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд - творчество. Примерами трудовых КТД могут быть трудовая атака, трудовой десант, почта, трудовой рейд, сюрприз, подарок далёким друзьям.

Художественные дела позволяют целенаправленно развивать художественно - эстетические вкусы детей и взрослых, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души. Можно рекомендовать следующие КТД: кольцовка песен, концерт - молния, концерт - ромашка, эстафета любимых занятий, литературно - художественные конкурсы, кукольный театр.

Гражданское отношение к спортивно - оздоровительной стороне жизни, к себе как здоровым и закалённым гражданам общества, готовым к труду и обороне, развивают у воспитанников спортивные дела: бой неуловимых, веселая спартакиада, космонавты и метеоры, спартакиада народных игр.

Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм, дисциплинированность. Эти КТД становятся актуальными сейчас в связи с введением комплекса ГТО в школе. Содержание КТД сегодня должны отвечать тем процессам обновления, которые происходят во всех областях жизни страны. Главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли бы общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились бы на принципах сотрудничества и сотворчества. Сам потенциал коллективного дела и наличием индивидуальных ролей, положений, заданий, ситуаций, находок богат коллективными мыслями ребят. В работе с КТД педагог постоянно опирается на микроколлективы: отряды, группы, команды, советы дела, творческие объединения. Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. И это очень важно. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения. Каждому ребенку предоставляется возможность определить для себя характер своего участия в КТД и ответственности. КТД позволяет создать широкое игровое творческое поле, которая заключается в том, что каждый ученик находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. Результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно сценарии, сочинения, стихи, песни, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры и т.д. Выставки, организуемые почти всегда во время поведения КТД, демонстрируют широкий спектр творческих работ прикладного характера. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. В процессе общей работы происходит взаимодействие людей разных возрастов, старшие помогают младшим, младшие учатся у старших. КТД становятся мощной силой, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Положительный эмоциональный настрой, ситуация успеха воспитывает добрые чувства, сопереживания всех всем.

КТД - это верный путь, который способствует развитию личности, дает возможность ученику реализовать и развивать свои способности расширить знания об окружающем мире, приобрести навыки проектирования, проявить организаторские умения, закрепить коммуникативные навыки формировать способности к рефлексии (анализу), а педагогу развивать творческий потенциал, совершенствовать организаторские возможности, объединить учащихся, педагогов, родителей, управлять процессом развития личности школьника; развивать рефлексивные возможности. Технология КТД помогает сблизиться детям, преодолеть преграды в общении, а главное - раскрывает творческие способности детей. Думаем, что раскрытие творческих способностей помогает ученику почувствовать себя раскрепощённым, особенно если ребёнок по своей природе застенчив, не уверен в себе. Однажды выступив перед аудиторией, ребёнок в дальнейшей жизни будет более раскрепощён, преодолев стеснение, ему будет проще общаться с товарищами, знакомиться с новыми людьми. Ребятам, часто выступающим перед публикой, легче адаптироваться во взрослой жизни. Коллективное творческое дело выполняется общими усилиями всех учеников класса, предполагает постоянный поиск лучших решений поставленных задач, задумывается, планируется, реализуется и оценивается вместе. КТД всегда подчинено определенной теме, содержит в себе различные игры, соревнования, музыкально и художественно оформленные мероприятия. Каждое коллективное творческое дело ребят - это многогранная забота об улучшении своей окружающей жизни, потому оно-дело. Довершается то дело совместными усилиями: сообща планируется, готовится, проводится, оце­нивается.

Богатейшие воспитательные возможности КТД могут быть реализованы на внеклассных мероприятиях по русскому языку и литературе, интеллектуальных конкурсах.

Предлагаем несколько КТД, которые мы используем во внеклассной работе по русскому языку и литературе.

1. Пять поэтических сражений

Цель: воспитание у учащихся любви к поэзии.

1-е сражение. Буримэ. (Командам даются риф­мы, н по готовым рифмам сочи­няются стихи).

2-е сражение. Поэты в масках. (Собираются стихи 4-5 поэтов, команды, называют, кому принадлежат сти­хи).

3-е сражение. Защита поэтических жанров. Команды защищают одни поэтический жанр: стихотворение, басня, баллада и т. д.

4-е сражение. Инсценирование стихов, басен, баллад и т. д.

5-сражение. Твои любимый поэт. (Краткая справка о поэте и чтение его стихов).

2. Вернисаж

Это КТД можно провести в 2 вариантах:

1 вариант. Ребятам дается тема вернисажа:

наш класс, твои интересы и т. д. Дети рисуют картины и ведут по ним рассказ(«Живые картины»).

2 вариант. Ребята инсценируют какую-либо картину. Экскурсовод должен в интересной форме провести по ней рассказ. Желательно, чтобы содер­жание картины было из жизни школы, класса т. д.

3. Путешествие в сказку

Придумывается начало сказки, и каждая груп­па ребят придумывает ее продолжение. Готовят­ся декорации, костюмы. В этом КТД должны участвовать все дети.

4. Конкурс телепередач

Это КТД проводится также в 2-х вариантах:

1 вариант. Ребятам дается определенная тема телепередачи. Например: «Жизнь нашей школы». Каждая группа го­товит по данной теме телепереда­чу: «Пока все дома», «Здоровье», « Ваш выход» и т. д.

2 вариант. Командам дается задание пригото­вить совершенно новую телепередачу. После просмотра телепередач идет обсуждение, какая передача лучше, что удалось, что нужно учесть при подготовке к следующему КТД.

V.Путешествие по станциям (литературная, музыкальная, историческая, спортивная и т.д.) на каждой станции дети должны выполнить задания (конкурсы, викторины, спортивные упражнения и т.д.).

Педагогическая работа - процесс творческий. Поэтому, когда мы говорим о новых педагогических технологиях, надо всё время иметь в виду, что применять их следует творчески, базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, но, одновременно ориентируясь и на ситуацию, с которой приходится сталкиваться педагогу, а также особенности собственной личности и личностей своих учеников.

КТД играет ведущую роль в развитии гражданского отношения к жизни, к определенным видам деятельности социальных объединений. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественно-ценного опыта. Это доказывает необходимость использования КТД во внеурочной деятельности.

Литература

  1. Иванов И.П. Коллективное творческое дело. - Киров, 1990.

  2. Иванов И.П.Энциклопедия коллективных творческих дел.- М: Педагогика, 1989.

  3. Нечаев В.П. Управление воспитательным процессом в классе. Учебно-методическое пособие для студентов и педагогов. - 2-е изд. - М.: «5 за знания», 2007.

  4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль: Академия развития, 1997.

  5. Селевко, Г. К. Воспитательные технологии / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.

  6. Сергеев В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. - М.: Педагогическое общество России, 2002.

  7. Тузова В. С чего начать воспитательную работу в классе (из опыта работы)/ Воспитание школьников. - М.: 2004, № 7.

  8. Копилка коллективных творческих дел.//Участнику августовского совещания. Чердынь,2005.

  9. Бизайне А.А. Использование технологии коллективного творческого

в рамках внеурочной деятельности.

Рекомендуемые сайты Интернета

1. ombudsman.gov.ru - Уполномоченный по правам человека РФ.

2. 4vvvw.un.org/russian - Организация Объединенных Наций.

3. hro.org - портал «Права человека в России».

4. amnestu.org.ru/rus/index-rus - «Международная амнистия» в РФ.

5. vlirm.hrvvorid.ru - Молодежное правозащитное движение.

6. ww\v.sakharov-center.ru/index.htm - Музей и общественный центр «Мир, прогресс, права человека» имени А.Д. Сахарова.

7. school-sector.relarn.ru/prava 8. ycentre.org - Молодежный центр прав человека (Москва)

8.nsportal.ru›Школа›Сценарии праздников›ktd-mir-moih-uvlecheniy

9.biofile.ru›psy/11609.html

10.oddom.ru›Методический кабинет›Технология коллективной

11.valobr.ru›files/vosp_technologii.doc

12. summercamp.ru›index.php5/КТД



© 2010-2022