Рабочая программа по русскому языку 11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11 класс Атаманова И. В. Русский язык

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по образовательным областям, утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

3. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).

Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образо¬вания, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразо¬вательных школ «Русский язык. 10-11 классы» Н. Г. Гольцовой и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Календарно-тематическое планирование составлено по учебнику: Русский язык. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2010.

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:

• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;

• развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;

• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;

• применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Основные задачи курса русского языка в 11 классе сводятся к следующему:

-дать общие сведения о языке в соответствии с «Обязательным минимумом содержания среднего (полного)общего образования;

-закрепить и углубить знания, развить умения обучающихся по фонетике, графике, лексике, фразеологии, грамматике и правописанию;

-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся;

-закрепить и обобщить знания о синтаксических правилах и пунктуационных нормах;

-закрепить и расширить знания о словосочетании, предложении;

-формировать пунктуационные правописные навыки;

-закрепить и расширить знания о тексте, совершенствуя навыки конструирования текстов;

-обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний

о стилях, их признаках, правилах их использования;

-способствовать развитию речи и мышления на межпредметной основе.

Современные концептуальные положения, на которые я опираюсь в своей работе, требуют усиления коммуникативной направленности в преподавании русского языка. Что предполагает коммуникативный подход в обучении русскому языку вообще и в старших классах в частности? Прежде всего - усиление практической направленности изучаемого в школе учебного материала. Я взяла в основу положение о том, что любые теоретические сведения, предъявляемые обучающимся, должны иметь практический выход. Усвоение материала направлено на решение конкретных практических задач и осуществляется именно в ходе практической деятельности.

Теоретический материал повторяется посредством обобщающих бесед, разбора, анализа . Работа по орфографии и пунктуации ведется параллельно с работой над текстом.

Одно из основных направлений деятельности школьников - совершенствование навыков связной монологической речи. Речевая подготовка будет идти по направлениям:

-обучение устному монологическому высказыванию на лингвистическую тему;

-обучение устному монологическому высказыванию на свободную тему;

-обучение диалогической речи.

Очень важно, чтобы школьники четко усвоили, что в основе любой речи лежит мысль.

Наше время - время перехода к Единому государственному экзамену. Планирую на уроках специальную рубрику «Готовимся к ЕГЭ»

Важно, чтобы подготовка к экзамену не носила «аврального» характера.

Программное и учебно-методическое оснащение

Учебный комплект Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина, М.А.Мищериной:

* программа «Русский язык. 10-11 классы»;

* учебник «Русский язык. 10-11 классы;

* книга для учителя «Русский язык. 10-11 классы;

* поурочное планирование к учебнику «Русский язык. 10-11 классы;

* учебное пособие «Единый государственный экзамен»

Основные умения и навыки, которые должны быть сформированы по окончанию данного курса

Обучающиеся 11 класса должны знать:

- общие сведения о русском языке, о лингвистике как науке;

- признаки и особенности употребления в речи основных единиц языка.

Обучающиеся, применяя полученные знания, должны уметь:

-создавать высказывания на лингвистическую тему в устной и письменной форме;

-анализировать особенности употребления основных единиц языка в устной и письменной речи

с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи;

-соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях;

-владеть приемами работы с текстом;

-передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно использовать цитирование;

-создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; осуществлять речевой контроль;

-оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Формы обучения:

Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-практикум, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

- различные виды разбора( лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста на основе исходного, что представляет собой задание С1 Единого государственного экзамена;

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

-письмо под диктовку;

-комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- взаиморецензирование;

-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора ( лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- выполнение практических заданий из КИМов;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста;

- информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

пересказ текста с использованием цитат;

определение проблемы текста;

аргументация своей точки зрения;

переложение текста;

продолжение текста;

составление тезисов;

редактирование;

-создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

По окончании 11-го класса учащиеся должны:

иметь предусмотренные образовательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;

владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;

уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения, с выражением собственных суждений о прочитанном - в устной и письменной формах;

выявлять подтекст;

владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью в объеме, достаточном для свободного пользования русским языком в учебных и иных целях в устной и письменной формах;

производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественного текста;

уметь составлять план, тезисы, конспект художественного, публицистического, научно-популярного текста, устного сообщения, делать необходимые выписки;

пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного, научно-популярного высказывания, правильно употребляя термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания;

пользоваться общественно-политической лексикой, средствами публицистического стиля, эмоционального воздействия на слушателя, читателя;

писать очерк, эссе, строить устное высказывание очеркового типа;

писать отзыв о художественном произведении, научно-популярной, публицистической статье;

составлять реферат по нескольким источникам, выступать с ним, отвечать на вопросы по теме реферата, защищать развиваемые в нем положения;

участвовать в диспуте, дискуссии;

иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

Виды разбора, практикуемые в основной школе и помещенные на форзацах учебника, в полной мере сохраняют свою значимость, вместе с тем в старших классах к разбору предъявляются новые, более высокие требования. Выражаются они в следующем.

Во-первых, во всех видах разбора усиливается их практическая направленность: устанавливается взаимосвязь фонетических и морфологических признаков с орфографией, синтаксических признаков - с пунктуацией. Анализируя фонетический, слоговой состав слова, ученик указывает варианты возможного переноса слова, называет орфограммы, подчиняющиеся морфологическому принципу (пишу по правилу), фонетическому (пишу согласно произношению) и традиционному (так принято писать, надо запомнить).

При словообразовательном разборе и морфологическом разборе частей речи непременным требованием должно быть объяснение особенностей правописания разбираемого слова: ученик находит содержащиеся в слове орфограммы, определяет принцип написания, а если принцип морфологический, указывает, какое и как надо применить правило.

При синтаксическом разборе ученик объясняет постановку знаков препинания, называет их функцию (завершения, отделения, выделения).

Принципиально важной операцией во всех видах морфологического и синтаксического разбора является нахождение, поиск подлежащей разбору лингвистической единицы в данном предложении (если разбирается часть речи), в данном тексте (при синтаксическом разборе). Как показывает практика, различение, узнавание частей речи для многих учащихся оказывается не менее сложным, чем определение грамматических форм той или иной части речи. И это не случайно: правильное определение части речи, моментальное ее узнавание требует от ученика хорошо развитых обобщенных грамматических умений, морфологических и синтаксических. Используемые же в основной школе схемы морфологического разбора как раз и опускают эту - по сути своей ключевую! - операцию. Поэтому в старших классах (когда все части речи уже изучены) первой операцией морфологического разбора самостоятельных частей речи должно быть: «Найдите слово, относящееся к данной части речи, укажите в нем признаки этой части речи, назовите его начальную форму (если слово изменяется)».

Разбор служебных частей речи и междометия целесообразно производить по общей схеме, так как наиболее существенным в данном случае является именно их разграничение: предлог это или союз, частица или междометие? Разбор же каждой служебной части речи в отдельности устраняет главную трудность, и потому разбор утрачивает свою практическую значимость. Схема для разбора служебных частей речи и междометия рекомендуется следующая:

найдите слово, относящееся к служебным частям речи или междометиям;

назовите часть речи, укажите ее признаки в данном слове;

определите разряд (группу) по значению;

выявите синтаксическую (или смысловую) роль;

как образована часть речи (для производных, сложных и составных частей речи);

каковы особенности правописания.

Во-вторых, виды разбора в старших классах предполагают установление взаимосвязи между языковыми уровнями, а следовательно, и разделами курса русского языка. Так, лексико-фразеологический разбор (порядок его приводится ниже) предполагает связь со стилистикой, словообразовательный разбор - с фонетикой (учащиеся выявляют чередующиеся гласные и согласные в слове, подтверждают наличие чередующихся звуков речи), а также с морфологией (учащиеся определяют, для какой части речи характерен содержащийся в слове суффикс, и подтверждают это другими словами, образованными таким же способом), морфологический разбор предполагает связь с синтаксисом (что стало уже традиционным).

Многочисленные виды синтаксического разбора (их 11), практически не используемые в старших классах из-за их дробности, целесообразно объединить четырьмя схемами, упрощающими работу по анализу всех синтаксических структур: «Разбор словосочетания» (с определением и способа синтаксической связи между словами, и грамматического значения словосочетаний), «Разбор простого предложения» (включая разбор его по членам предложения и выявление элементов, осложняющих предложение), «Разбор сложного предложения» (всех его видов), «Разбор предложения с прямой речью» (при этом ученик должен определить, можно ли содержание предложения с прямой речью передать другим способом; если можно - выполнить это действие).

Лексико-фразеологический разбор

Дайте толкование выделенных слов.

Укажите многозначные слова, дайте толкование (с приведением примеров) всех значений одного из них. Есть ли в тексте однозначные слова?

Назовите слова, употребленные в переносном значении, дайте толкование прямого и переносного значений одного-двух слов.

Приведите синонимы, антонимы к выделенным словам.

Найдите в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, просторечия, профессионализмы; дайте их толкование.

Укажите слова стилистически окрашенные: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные. Каково их назначение в данном тексте? Есть ли в них стилистически окрашенные морфемы?

Выявите фразеологизмы, определите их значение и стилистическую окраску, подберите к ним синонимы и антонимы.

Речеведческий разбор текста

Прочитайте выразительно текст, укажите признаки текста в нем.

Определите его тему, основную мысль, озаглавьте его.

Выделите микротемы, составьте план.

Укажите средства связи между частями текста.

Определите тип речи, стиль и жанр.

Укажите используемые стилистические средства.

Назовите особенности построения текста (его композиции).

Порядок разбора заучивать не следует, он усваивается в процессе его применения.

Анализируя фрагмент художественного текста (не исключается и анализ текста законченного художественного произведения малой формы), учащиеся определяют его место в произведении, композиционную связь с другими частями произведения, идейно-образное содержание, выявляют признаки литературного стиля, особенности индивидуально-авторского стиля, указывают изобразительные средства, художественные детали, определяют их назначение, выявляют авторскую позицию.

При анализе текста лирического произведения внимание учащихся сосредоточивается на чувствах и мыслях лирического героя, его отношении к жизни, к людям, к самому себе; характеризуются художественно-языковое своеобразие текста, особенности его построения, особенности ритма, интонации, рифм, звуковая инструментовка; завершается анализ выразительным прочтением лирического текста с обоснованием особенностей интонации.

План анализа художественного и тем более лирического текста является лишь наиболее общим ориентиром при выявлении художественно-языковых его особенностей, поскольку каждое литературное произведение, каждый его фрагмент уникальны по своей форме и содержанию, и учащиеся должны заметить и прокомментировать эту уникальность. План анализа служит отправным моментом, началом и своего рода основанием углубленной, нестандартной характеристики художественного творения.

Период обучения в 5-11 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности. Задачей обучения в 10-11 классах является развитие и совершенствование способно¬стей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обуче¬ния предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделиро¬вать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

• коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры уст¬ной и письменной речи);

• информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);

• организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

• связь языка и истории, культуры русского народа;

• смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

• основные единицы языка, их признаки;

• орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;

уметь:

• осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точ¬ки зрения языкового оформления;

• проводить лингвистический анализ текстов различных стилей; аудирование и чтение:

• использовать основные виды чтения;

• извлекать необходимую информацию из различных источников; говорение и письмо:

• создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

• применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, граммати¬ческие нормы современного русского языка;

• соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать нормы речевого поведения;

• использовать основные, а также приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

В данном планировании предусмотрена работа по формированию у учащихся орфографиче¬ской зоркости и пунктуационной грамотности, поэтому на уроках проводится попутное повторе¬ние орфографических тем, разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувст¬ва в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Программа рассчитана на 34 часа, в том числе для проведения:

- контрольных работ - 5 часов.

Программа содержит:

- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области синтаксиса и пунктуации, культуры речи, стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся яв¬лении; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся,- формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нор¬мах русского литературного языка.

Структура школьного курса русского языка в 11 классе

Программа построена с учетом принципов системности, научно

сти и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Содержание разделов и тем учебного курса представлено в следующей таблице:

№ п\п Название раздела Количество часов Часы развития речи

1 Введение. Из истории русского языкознания 1 -

2 Синтаксис. Пунктуация. Повторение изученного в 5 - 10 классах 28 4

3 Стилистика. Функциональные стили 5 1

Итого 34 5

Дополнительная литература для обучающихся:

Греков В.Ф. Пособие по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2005.

Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс. - М.: ВАКО, 2006.

Розенталь Д.Э. Пособие по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2005.

М.Н.Черкасова, Л.Н.Черкасова. Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку. Теория. Практикум. Тесты. Ростов-на Дону, «Феникс», 2008г.

Л.И.Пучкова. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 10-11 класс. М.: «Интеллект-Центр», 2006г.

И.П.Цыбулько. ЕГЭ 2010. Русский язык. Сборник экзаменационных заданий. М.: «Веко» 2009г.

Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2010. Ростов-на Дону: «Легион», 2009г.

Л.И.Пучкова. Типовые тестовые задания. ЕГЭ 2010. М.: «Экзамен», 2010г.

Ю.С.Миронова. ЕГЭ. Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену. С.-П.: «Тригон», 2009г.

С.В.Антонова. Русский язык. Практикум по подготовке к ЕГЭ. №1,2,3. М.: «Вентана Граф,2007г.

Н.В.Егорова. ЕГЭ 2010. Подготовка к части С. М., 2010

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по русскому языку

Количество часов

Всего: 34 часа; в неделю 1 час

Плановых контрольных уроков: 5

Планирование составлено на основе программы: Н. Г.Гольцова Русский язык 10-11 классы Москва «Русское слово» 2011 год

Учебник: Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин, М.А.Мишерина, Русский язык 10-11 классы, Москва «Русское слово» 2011 год

Список использованной литературы

1. Голъцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: программа курса / Н. Г. Гольцова. - М.: Рус¬ское слово, 2010.

2. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.

3. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Профильный уровень: темати¬ческое и поурочное планирование / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2009.

4. Голъцова, Н. Г. Русский язык. ЕГЭ: учебное пособие / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. - М.: Русское слово, 2008.

5. Гольцова, Н. Г. Русский язык в таблицах. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2008.

6. Гольцова, Н. Г. Русский язык: трудные вопросы морфологии. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2009.

7. Меркин, Б. Г. Русский язык: подготовка к ЕГЭ: дидактические и справочные материалы, тесты / Б. Г. Меркин, Л. Г. Смирнова. - М.: Русское слово, 2008.

8. Школьный справочник по русскому языку / К.А. Войлова, Е.В. Клобуков, В.В, Леденева; под ред. П. А. Леканта. - М.: Русское слово, 2008.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Русский язык: электронный репетитор (система обучающих тестов). URL :

gmcit.murmansk.ru/text/bit/1998/3 2/4/htm

2 Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2009. URL :labirint.ru/software/135117/

Календарно-тематическое планирование

Дата

проведения

Содержание (тема урока)

основные

Примечания

умения

навыки

Синтаксис и пунктуация

1

Основные принципы русской пунктуации

Объяснять общие случаи постановки

разделительных, выделительных и соединительных знаков препинания

Определение пунктуации; функции знаков препинания; порядок пунктуационного разбора

2

Словосочетание как синтаксическая единица

Анализировать строение и значение словосочетания

Определение словосочетания; порядок разбора словосочетания

3

Предложение как синтаксическая единица

Разбирать предложение по членам, характеризовать односоставные предложения

Определение предложения; основные типы односоставных предложений

4

Постановка тире в простом предложении

Ставить тире в предложении; делать разбор предложения

Постановка тире

5

Контрольная работа №1.

6-7

Простое осложненное предложение. Предложения с однородными членами

Отличать однородные определения от неоднородных; отличать однородные приложения от неоднородных

Знать: что такое однородные члены предложения

8

Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися, повторяющимися и парными союзами

Уметь:

Ставить знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных сочинительными союзами

Знать:

Что однородные члены предложения могут быть соединены сочинительными союзами

9

Обобщающие слова при однородных членах предложения

Уметь:

Ставить знаки препинания при обобщающих словах

Знать:

Что такое обобщающие слова

10

Обособленные и необособленные определения, приложения

Уметь:

Различать согласованные и несогласованные определения, приложения

Уметь:

Применять алгоритм, помогающий решать пунктуационную задачу

Знать:

Что такое обособление,; по каким правилам обособляются определения, приложения

11

Контрольная работа 2

12-13

Обособленные обстоятельства и дополнения

Уметь:

Находить в предложении обособленные члены предложения; определять условия обособления дополнений и обстоятельств

Знать:

Условия обособления обстоятельств и дополнений

14

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

Уметь:

Находить уточнения, присоединения, пояснения в предложении

Знать:

Условия постановки соответствующих знаков препинания

15

Знаки препинания при сравнительном обороте

Уметь:

Находить сравнительные обороты и правильно ставить знаки препинания при них

Знать:

Что называется сравнительным оборотом; как присоединяется сравнительный оборот

16

Знаки препинания при обращениях

Уметь:

Находить обращения в речи; ставить нужные знаки препинания при обращении

Знать:

В чем специфика употребления обращений

17

Вводные слова и вставные конструкции

Уметь:

Находить вводные слова и вставные конструкции в предложении

Знать:

На какие основные группы делятся вводные слова; как отличить вводное слово от омонимического члена предложения; что называется вставными конструкциями

18

Контрольная работа 3

19

Междометия. утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова

Уметь:

Находить междометия, утвердительно-отрицательные и вопросительно-восклицательные слова в предложениях

Знать:

Как выделяются знаками препинания междометия, утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова

20

Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

Уметь:

Находить сложносочиненные предложения и ставить знаки препинания в них; составлять схему сложносочиненного предложения

Знать:

Особенности строения сложного предложения; основные типы сложных предложений

21

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным

Уметь:

Находить сложноподчиненные предложения в тексте; делать синтаксический разбор, составлять схемы

Знать:

Какие предложения называются сложноподчиненными, из каких частей состоят, какими знаками разделяются

22

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

Уметь:

Разбирать сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Знать:

Как присоединяются придаточные части к главной; какими знаками препинания они оформляются

23

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Уметь:

Находить бессоюзные сложные предложения; делать синтаксический разбор, правильно расставлять знаки препинания

Знать:

Какие знаки препинания ставятся для разделения частей в бессоюзном сложном предложении

Сложные предложения с разными видами связи

Уметь:

Узнавать в тексте сложные синтаксические конструкции

Знать:

Что называется сложной синтаксической конструкцией и периодом

25

Контрольная работа 4

26

Способы передачи чужой речи

Уметь:

Правильно оформлять чужую речь; ставить знаки препинания при прямой речи и диалоге

Знать:

Что называют чужой речью;

Какие существуют способы оформления речи

27

Знаки препинания при цитатах

Уметь:

Включать цитаты в контекст разными способами; верно ставить знаки препинания при цитатах

Знать:

Что такое цитаты

28

Сочетание знаков препинания

Уметь:

Узнавать возможные в предложении места сочетания знаков препинания или факультативных знаков препинания

Знать:

Основные типы возможных сочетаний знаков препинания

29

Авторская пунктуация

Уметь:

Видеть авторскую

пунктуацию в тексте

Знать:

Что называется авторской пунктуацией; какова ее роль в произведении

30

Контрольная работа 5 -тестирование в форме ЕГЭ



Культура речи. Стилистика.

31

Язык и речь. Урок повторения и обобщения

Уметь:

Дифференцировать типы норм;

Следовать правильности речи в собственной практике

Знать:

Чем различаются понятия «язык» и «речь»; что называется культурой речи

32-33

Стилистика

Уметь:

Создавать тексты разного стиля

Знать:

Основные признаки стилей речи

34

Анализ текста

Уметь:

Определять функционально-смысловые типы речи

Знать:

Основные признаки текста

Итого: 34 часа



Контрольно-измерительные материалы

Контрольный диктант №1 по теме «Повторение изученного в 10 классе».

Неистощимое трудолюбие.

Утром, после завтрака, Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать силы огромным полотнам, обступившим его в мастерской.

Он замучивал себя работой до обморока, каждая картина переписывалась им до двенадцати раз. Во время создания той или иной композиции на него нередко нападало такое отчаяние, что он в один день уничтожал всю картину и на следующий день снова принимался за нее.

К старости у него стала сохнуть правая рука - он сейчас же стал учиться писать левой. А от слабости Репин уже не мог держать в руках палитру, он повесил ее, как камень, на шею.

Войдешь в комнату, которая была расположена под его мастерской, слышишь топот его ног. Это он после каждого мазка отходит поглядеть на холст, потому что мазки бы рассчитаны на далекого зрителя. Художник ежедневно вышагивал по нескольку верст и уходил отдыхать, когда изнемогал до бесчувствия.

Грамматическое задание.

I ВАРИАНТ.

1. Определите части речи в 1 абзаце.

2. Сделайте морфемный разбор слов: беспримерным, изнемогал, расположена.

3. Выписать из 1-2 абзаца по 3 словосочетания со связью согласование, управление, примыкание.

II ВАРИАНТ.

1. Определите части речи в 4 абзаце.

2. Сделайте морфемный разбор слов: вышагивал, обступившим, трудолюбие.

3. Выписать из 3-4 абзаца по 3 словосочетания со связью согласование, управление, примыкание.



Контрольная работа №2.

I ВАРИАНТ.

 Тире между подлежащим и сказуемым.

1. Пейзаж не довесок к прозе и не украшение.

2. Грустить о прошлом скучная работа.

3. «Ну что же, и маслята тоже грибы», - утешала меня мать.

4. Дело художника рождать радость.

5. Грач, конечно, птица умная и самостоятельная, но голоса у неё нет.

6. Гриб в природе архитектурное явление.

7. Врага уничтожить большая заслуга, но друга спасти это высшая честь.

8. Лес точно крепкая стена, воздвигнутая силой ночи.

9. Люди дороже золота: без человека и золото, и нефть, и уголь ничто.

10. Жизнь моя железная дорога, вечное стремление вперёд.

11. Мои друзья загадка для меня.

12. Борьба между старым и новым внутренне содержание процесса развития.

 Однородные члены предложения.

1. Всё походка лицо взгляд голос всё вдруг изменилось в нём.

2. Романы Гончарова «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история» образуют своего рода трилогию.

3. Видит Карл могучий уж не расстроенные тучи несчастных нарвских беглецов а нить полков блестящих стройных послушных быстрых и спокойных и ряд незыблемых штыков.

4. Встречались женщины с корзинами на головах солдаты на повозках скрипящие арбы на буйволах.

5. Две девушки студентка Маша и медсестра Настя вели беседу.

6. То под забором Стёпушка сидит и редьку гложет или морковь сосёт или грязный кочан капусты под себя крошит то ведро с водой куда-то тащит и кряхтит то под горшочком огонёк раскладывает какие-то чёрные кусочки из-за пазухи в горшок бросает то у себя в чуланчике деревяшкой постукивает гвоздик приколачивает полочку для хлебца устраивает.

7. В человеке должно быть всё прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.

8. Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны.

9. Не любви прошу жалости.

10. Вдруг две большие белые лохматые собаки со злобным лаем бросились на меня.

11. В наших лесах растут ель сосна берёза дуб осина тополь разные смолистые и лиственные деревья.

12. Был серенький промозглый ветреный день.

13. Всё спало крепким неподвижным здоровым сном.


II ВАРИАНТ.

 Тире между подлежащим и сказуемым.

1. Жизнь прожить не поле перейти.

2. Он порча, он чума, он язва здешних мест.

3. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка.

4. «Молодёжь, ты моё начальство», - писал Михаил Светлов.

5. Тамань самый скверный городишко из всех приморских городов России.

6. Все богачи скряги.

7. Иванов, по-видимому, хороший врач.

8. Страх смерти животный страх.

9. Газета не только коллективный пропагандист, но и агитатор.

10. В этом городе знать три языка ненужная роскошь.

11. Быть поэтом значит дерзать, думать, хотеть, сметь.

12. Средняя скорость движения по трассе шестьдесят километров в час.

 Однородные члены предложения.

1. Весь вечер Ленский был рассеян то молчалив то весел вновь.

2. Собрать все книги бы да сжечь.

3. У берегов вода то струилась по перемётным пескам то стояла глухими глубокими омутами.

4. За дождём не видно было ни моря ни неба.

5. Черкес на корни вековые на ветви вешает кругом свои доспехи боевые щит бурку панцирь и шелом колчан и лук и в быстры волны за ним бросается потом неутомимый и безмолвный.

6. Обязательно наличие удостоверения ветерана труда и пенсионного удостоверения либо пластикового талона-вкладыша.

7. Приеду если не завтра то в ближайшие дни и пробуду у вас несколько недель.

8. Горы лес озеро маленький городок всё это начало исчезать в наступающей темноте.

9. Он любил много вещей в жизни охоту и весёлую беседу и хорошую книгу.

10. Мы подошли к старому полуразрушенному сырому дому.

11. Его одинаково интересуют поэзия и театр проза и кино.

12. В саду росли лилии и гладиолусы и астры и гвоздики.

13. Был серенький промозглый ветреный день.

Контрольная работа №3. Синтаксис и пунктуация . Диктант.

Осенью в Балаклаве

В конце октября, когда последние курортные гости уже потянулись на станцию, а дни еще теплы и по-осеннему ласковы, в Балаклаве становится по-домашнему уютно, точно в комнатах после отъезда непрошеных гостей.

Кругом тишина, не нарушаемая ничем. Вода так густа и тяжела, то звезды отражаются в ней, не рябясь и не мигая. Раздаются ленивые шаги ночного сторожа, и я различаю не только каждый удар его кованых рыбачьих сапог о камни тротуара, но слышу также, как между двумя шагами он чиркает каблуками. Но вот он завернул куда-то в мощеный переулок и шаги его смолкли.

На всем крымском побережье: в Анапе, Судаке, Керчи, Балаклаве - рыбаки готовятся к лову белуги. Чистятся огромные сапоги, подновляются непромокаемые, крашенные желтой масляной краской плащи и кожаные штаны, штопаются паруса.

И вот уже, похлопав нерешительно в воздухе, поднимается парус, как острое, торчащее концом вверх птичье перо. Под кормовой решеткой хранится небольшой запас хлеба и бочонок с водой, а на боту сидит с хвастливой небрежностью молодой рыбак.

Это не кто иной, как Юра Паратино, невысокий, крепкий, просоленный и просмоленный грек. Никто не сравнится с Юрой удачливостью, и никто иной не проявляет такого равнодушия к несправедливым ударам судьбы, что особенно высоко ценится этими солеными людьми.

Наутро его баркас первым влетает в залив и небрежно, не дожидаясь, когда гребцы замедлят разгон лодки, Юра соскакивает на деревянную пристань. Присев на корточки в лодке, рыбаки быстро хватают по три рыбины и швыряют их в корзины, ведя точный, скорый, ни на секунду не прекращающийся счет.

Крепкий запах свежепойманной и чадный запах вареной рыбы стоит в воздухе в течение многих дней.

Ленивые, объевшиеся рыбой коты валяются поперек тротуаров, нехотя приоткрывают один глаз, когда их толкнешь ногой, и тотчас засыпают опять. Домашние гуси, тоже сонные, качаются на середине залива, а из клювов у них торчат хвосты недоеденной рыбы. (293 слова)

(А. Куприн)

II. Грамматическое задание.

Графически выделить конструкции с обособленными членами предложения.

Контрольная работа №4 по теме: Сложное предложение.

I. Запись текста под диктовку.

Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник (для варианта 1). Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой, и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и, быть может, для того, чтобы оправдать эту свою робость, свое отвращение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то, чего никогда не было; и древние языки, которые он преподавал, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от действительной жизни (для варианта 2).

Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело? Если кто из товарищей опаздывал на молебен, или доходили слухи о какой-нибудь проказе гимназистов, или видели классную даму поздно вечером с офицером, то он очень волновался и все говорил, как бы чего не вышло. (220 слов) (А.Чехов)

II. Выполнение грамматического задания.

1. Сделать орфографический анализ слов:

вариант 1 - непременно, действительность, волновался;

вариант 2 - приказывал, непреодолимое, уклонения.

2. Сделать пунктуационный анализ отмеченных предложений.

18


© 2010-2022