Литературная игра по сказкам А. Афанасьева Сказочный ларец

Цель: - привлечь внимание учащихся к сказкам А.Афанасьева;            - формировать интерес к чтению сказок;           - воспитывать любовь к чтению, потребность в чтении;     Ведущий: Очень много интересных сказок вы, ребята, можете прочитать в сборниках А.Н.Афанасьева. Все они удивительно разные, но, если задуматься, есть в них нечто общее: свои сказочные секреты. Эти сказки учат жизни, они, как правило, имеют счастливый конец, в них добро обязательно побеждает зло, присутствуют волшебные элем...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Добросельская основная общеобразовательная школа»

















СКАЗОЧНЫЙ ЛАРЕЦ

Литературные игры по сказкам А.Н.Афанасьева













Подготовила

учитель русского языка и литературы

Ярош Н.А.











ДОБРОЕ

Цель: - привлечь внимание учащихся к сказкам А.Афанасьева;

- формировать интерес к чтению сказок;

- воспитывать любовь к чтению, потребность в чтении;

Ведущий: Очень много интересных сказок вы, ребята, можете прочитать в сборниках А.Н.Афанасьева. Все они удивительно разные, но, если задуматься, есть в них нечто общее: свои сказочные секреты. Эти сказки учат жизни, они, как правило, имеют счастливый конец, в них добро обязательно побеждает зло, присутствуют волшебные элементы, фантастика, мечта о чудесах. Все сказки сказываются необыкновенно поэтическим языком, в них много эпитетов и интересных сравнений - значит, сказки учат нас красиво говорить на родном языке. Самые запоминающиеся и красивые сказки-волшебные. Вы, конечно, заметили, что сказки очень похоже слагаются. Чтобы привлечь внимание слушателя, в них часто используется присказка - рифмованная шутливая прибаутка, не всегда связанная с сюжетом. Например: «начинается сказка от Сивки, от Бурки, от вещей каурки. На море, на окияне, на острове Буяне стоит бык печёный, возле него лук толчёный; и шли три молодца, зашли да позавтракали, а дальше идут -похваляются, сами собой забавляются; были мы, братцы, у такого-то места, наедались пуще, чем деревенская баба теста! Это присказка, сказка будет впереди.» Какие, ребята, вы знаете присказки?

* Конкурс «Кто больше вспомнит присказок»*

Ведущий: За присказкой, которая есть далеко не у всех сказок, следует зачин. Он переносит слушателей в сказочный мир, рассказывая о времени и месте действия сказки, о её героях. Например: «В то давнее время, когда реки текли молочные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасией Прекрасною; у них было три сына - царевича..» («Три царства - медное, серебряное и золотое»).

КАКИЕ вы можете вспомнить зачины?

*Конкурс «Лучший зачин»*

Ведущий: Магические заклинания, переходы к другому времени или месту и описания внешности тоже сопровождаются определёнными поговорками, переходящими из сказки в сказку. Например: «Долго ил, коротко ли..», «Не в сказке сказать , ни пером описать..». вспомните поговорки, которые часто встречаются в сказках.

*Конкурс «Сказочные поговорки»

Ведущий: По окончании сказки бывают концовки - конечные присказки. Например: «А Мартынка и теперь живёт, хлеб жуёт…», «Вот вам сказка, а мне бубликов связка». А какие концовки знаете вы?

*Конкурс «Кто больше вспомнит сказочных концовок»*

Ведущий: Молодцы, ребята, вы убедили меня в том, что любите и хорошо знаете сказки А.Н.Афанасьева. А сейчас я вам открою один маленький секрет: при создании волшебных сказок всегда соблюдается определённая схема:

- начинается сказка с причинения кому-то вреда и ущерба (змей Горыныч похитил и т.п.) или с желания человека иметь что-либо или найти кого-либо (найти невесту, получить пёрышко Финиста Ясна Сокола, принести «то, не знаю что» и т.п.);

- герой отправляется в дальние края;

- герой встречается с дарителем или помощником (возможно, получает совет или волшебный предмет, при помощи которого можно достичь желаемого);

- поединок с противником;

- возвращение домой (может быть, с погоней);

- счастливый конец.

Вспомните сказки, которые сказываются по этой схеме. (ответы учащихся)

Ведущий: Каждая сказка чему-то учит. Недаром само слово «сказка» произошло отдревнего слова «баснь». А басня, как известно, предполагает мораль. Догадайтесь, из какой сказки можно извлечь следующие уроки?

*Конкурс «Сказочные уроки»*

1. Будь доброй, трудолюбивой, выращивай сады - получишь жениха. (Крошечка Хаврошечка)

2. Без труда - не вынешь и рыбку из пруда. (Лисичка-сестричка и волк)

3. Не рой яму другому, сам в неё попадёшь. (Волк и коза)

4. Как аукнется- так и откликнется (Лиса и журавль. Журавль и цапли)

5. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Кот, петух и лиса. Репка)

6. Слушайся старших (сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

7. Слово-не воробей, вылетит - не поймаешь (Морской царь и Василиса Премудрая)

8. Друзья познаются в беде. (Кот, петух и лиса)

Ведущий: В сказках добрым и честным героям помогают волшебные предметы. Какие?

*Конкурс «Волшебные предметы» *

1. Сказочная обувь, прекрасно заменяет скорый поезд. Необходима для игры в догонялки. (сапоги-скороходы)

2. Предмет кухонного убранства, находка для гурманов. Необходима для приглашения всего класса на чаепитие. (скатерть-самобранка)

3. Волшебный головной убор. Незаменим для игры в прятки (шапка-невидимка)

4. Еда или питьё по старинному колдовскому рецепту. Им хочется угостить злодея. (зелье)

5. Совершенно обыкновенная вещь, ничего не стоит найти на улице, но исполняет самые необыкновенные желания (волшебная палочка)

Ведущий: А сейчас, ребята, я приглашаю вас принять участие в конкурсе «Ожившая сказка». Для его проведения нужны 2 команды. Каждая команда делится на 3 группы, предварительно решив, какая сказка им нравится. Первая группа рисует зачин сказки. Вторая - основной сюжет(вариант комикса или один рисунок). Третья- концовку. Затем каждая команда раскладывает свои рисунки перед соперниками в нужном порядке. Капитан команды противников рассказывает как можно живописнее и точнее увиденную им на рисунках сказку.

При подведении итогов оцениваются качество рисунка, точность отражения в нём основных мыслей сказки.

Для другой команды важна правильность ответа, какая именно сказка перед ними и, конечно, мастерство рассказчика. Затем команды меняются местами.

Ведущий: В заключение нашей встречи предлагаю вам, ребята, принять участие в игре «Сказочная газета».

СТРАНИЦА 1. Новости из «Книги рекордов Афанасьева»

Угадайте сказку:

  1. В одно коровье ушко влезает, в другое вылезает. («Крошечка-Хаврошечка»)

  2. В одно кобылье ушко влезает, а в другое вылезает, получив желаемое. (Иван-дурак)

  3. В какой сказке необыкновенных размеров овощ вырос на грядке у старика со старухой. (Репка)

  4. Есть на свете собака-прорицательница: предсказывала мачехе будущее её падчерицы и родной дочери. (Морозко)

  5. У одного царя много лет содержался мужичок руки железны, голова чугунна, сам медный. (Иван-царевич и Марфа-царевна)

  6. Мужичок сам с перст, усы на семь верст (Иван-крестьянский сын и мужичок сам с перст, а усы на семь верст)

  7. Живой, а смерть не страшна. (Кощей Бессмертный)

  8. Два богатыря в одной суме сидят (Двое из сумы)

  9. Желание, которое трудно понять. (Поди туда, не знаю куда, принеси то - не знаю что)

СТРАНИЦА 2. О спорте. Мини-викторина «Сказочные чемпионы»

  1. Гимнасты, исполнившие цирковой трюк: в одно ухо влезает, а в другое вылезает. (Крошечка Хаврошечка, Сивка-Бурка)

  2. Коза-чемпионка по прыжкам через горящую яму. (Волк и Коза)

  3. Пчела-победитель бирюка, зайца и козы. (Коза лупленая)

  4. Гимнаст-любитель кувырков через голову (Колобок)

  5. Укротитель дикого животного, путешествует на нём верхом. (Иван-царевич и Серый Волк)

  6. Стрелок из лука, чья стрела далеко улетает и счастливо судьбу его решает. (Царевна-лягушка)

  7. Мастер воздушных пируэтов. (Змей Горыныч)

  8. Гонщик на печи (Емеля)

СТРАНИЦА 3. Знакомства.

*Кто из сказочных героев написал следующие объявления?

1. Мастер я колоть дрова, 2. Я-богатый, всемогущий,

Рыбок уважаю, Очень стройный, страшно злющий,

Хоть и дурья голова, Но я смерти не боюсь,

Печь меня катает. Угадайте, как зовусь?

(Емеля) (Кощей Бессмертный)

3. Я - обаятельная жутко, 4. Я - в семействе не один,

И обладаю нюхом чутким, Третий, неудачный сын,

Причёской славлюсь неземною, Каждый, кто со мной знаком,

Летать умею над землёю. Называет дураком.

(Баба-Яга) Не согласен я никак -

Не дурак я , а добряк.

(Иван-дурак)

5. Я-царевна молодая, 6. Я - красив, силён, могуч,

Красотой, умом блистаю, Я грознее грозных туч,

Нос одним лишь я изъяном: И умнее всех, нет слов,

Я - царевна … (Несмеяна) Много у меня голов. (Змей Горыныч)

СТРАНИЦА 4. Реклама. Объявления.

*Угадайте автора объявления.

1. Туристическая фирма «Дремучий лес» предлагает вам шикарный отдых в традиционном русском стиле. Мобильная бревенчатая изба приютит вас после изнурительной пешей прогулки по лесу, предложит вам хорошо натопленную русскую баньку и экзотические блюда. Вы можете принять участие в древнем обряде или получить клубок-путеводитель по лесу для дальнейшего путешествия от очаровательной хозяйки в народном костюме. (Баба-Яга)

2. Клуб «Садоводы-любители» приглашает спонсоров посетить смотр-конкурс «Суперовощи». Вы сможете выгодно вложить свои средства в предприятие по выращиванию особо крупных овощей. (Дедка, бабка, Жучка, внучка)

3. Клуб «Рыболовы-любители» обучает ловле большого количества рыб нетрадиционными средствами (заговорами), а также отлавливанию особо ценных щук и редких пород золотых рыб с целью исполнения желаний. В состав клуба входят два именитых рыбака, готовых за доступную плату поделиться опытом. (Емеля, Лиса)

4. Лесная школа коммерции «Хочешь есть - умей хитрить» предлагает курс наглядного обучения «За лапоток - курочку, за курочку - гусочку». (Лиса)

5. Срочно требуется телохранитель для соблазнительного, но сладкого любителя лесных прогулок. Оплата - песнями. (Колобок)

6. Срочно куплю корм фирмы «Рябушка» для своего любопытного и голодного петушка. (Кот)

7. Опытный суперагент фирмы «Вихрь» в рекордно короткие сроки доставит вам воздушным путём вашу невесту в любую точку земного шара. (Змей Горыныч)

Ведущий: Ребята, наша встреча подошла к концу, но я убеждена в том, что ваше знакомство с замечательными сказками А.Н.Афанасьева будет продолжаться.

Литература:

  1. Афанасьев А.Н. Сказки. - М.: 1999

  2. Воспитание школьников - журнал №8, 2002

















© 2010-2022