Рабочая программа по литературе для 8 класса на 2015-2016 учебный год

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 8б класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 года № 1897), примерной программы основного общего образования по литературе (standart.edu.ru), программы по литературе к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы авторов Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева (М.: Баласс, 2013), с учётом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, в соответствии с учебным планом МАОУ СОШ № 2 УИИЯ на 2015-2016 учебный год, календарным учебным графиком МАОУ СОШ № 2 УИИЯ на 2015-2016 учебный год.

Рабочая программа по литературе для 7 класса рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю), из них 11 часов - на развитие речи учащихся.

Рабочая программа предусматривает реализацию целей изучения литературы в основной школе:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Сопоставление Примерной программы по литературе и авторской программы выявило, что все дидактические единицы, предусмотренные Примерной программой, реализует программа, разработанная Р.Н. Бунеевым, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой.

Новизна данной программы определяется тем, что расширение и углубление содержания Примерной и авторской программ ориентировано на развитие творческих способностей обучающихся и заключается в проведении мастерских творческого письма и мастерских по защите творческих проектов.

Рабочая программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Характерной особенностью организации учебного процесса по данной программе является реализация принципов развивающего обучения, создание условий для саморазвития учащихся.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом.

8-й класс - период развития читательской культуры учащихся: расширяется и углубляется их жизненный и художественный опыт; знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей способствует постижению содержания литературы и форм его отображения, воздействует на развитие личности, способствует эмоциональному восприятию художественного произведения, которое изучается как словесный вид искусства. Меняется круг чтения: в центре программы - произведения нравственно-этической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Изучаются сведения по теории литературы, объясняющие учащимся, как может изображаться человек в художественной литературе. Основные учебные цели этого учебного года: 1) развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения; 2) осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения:

- информационно-коммуникационных;

- проектной;

- проблемного обучения;

- технологии развития критического мышления;

- технологии решения продуктивных задач;

- дифференциации и индивидуализации обучения.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся 5-8-го классов читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объема чтения остается за учащимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым учащимся, возможно их обсуждение на уроках. В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебники предлагают достаточный объём произведений, обеспечивающих расширение читательского кругозора учащихся.

Основными формами и видами контроля уровня обученности учащихся по литературе согласно Уставу школы и Положению о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности (приказ №455 од от 20.09.2014г.) учащихся МАОУ СОШ № 2 УИИЯ являются: полугодовой контроль (в конце 2 четверти), итоговый контроль (в конце 4 четверти); текущий - в форме устного, фронтального опроса, сочинений-характеристик литературного героя, сочинений на морально-этическую тему, сочинений в форме дневника, автобиографического характера, рецензий, сочинений-размышлений и сочинений-стилизаций. Материалы текущего контроля представлены в приложении к рабочей программе.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса: Литература. 8 кл. («Дом без стен»). Учебник в 2 кн. / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»; Серия «Свободный ум»).

Последовательность изучения и структурирование учебного материала по литературе для 8 класса предусмотрены в соответствии с вышеназванным учебно-методическим комплексом.

2. Общая характеристика учебного предмета, курса


Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане


Учебный предмет «Литература» входит в предметную область «Филология». Учебный план школы предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 часов, из них в 7 классе на изучение литературы отводится 70 часов.


4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения литературы

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

  1. в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  1. в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  1. в коммуникативной сфере»

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

  1. в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


5. Содержание учебного предмета

Введение (1 ч.).

Главный предмет познания в литературе. Человек как основной объект изображения в литературе. Художественный образ и образность в литературе. Образное отражение жизни в искусстве. Связь художественного образа с развитием литературного процесса.

I. Человек толпы - человек в толпе (15 ч.).

Реалистический взгляд художника на мир. Общество и личность, социальные отношения как объект искусства. Субъективность автора и читателя в оценке литературного героя.

Для текстуального изучения.

Н.В. Гоголь «Шинель» (в сокращении). Протест против социального неравенства и несправедливости. Типический характер Башмачкина.

«Ревизор». Система образов в комедии. Мастерство сатирического изображения действительности.

А.П.Чехов «Душечка».

М.А. Булгаков «Собачье сердце». Проблема нравственного сознания личности. Разрушительная сила воинствующего невежества.

Теория литературы.

Тип литературного героя, типический характер, художественный образ, «маленький человек» в литературе. Юмор, ирония, сатира, сарказм как средства выражения авторской позиции и как способ создания характера героя. Комедия как драматургический жанр.

II. Человек размышляющий... (11 ч.).

Вечный поиск смысла жизни литературными героями. Идеал и действительность в литературе.

Для текстуального изучения.

В. Шекспир «Гамлет». Мыслящие герои. Мечты и их крушение.

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Образ Журдена. Жизненная позиция героя. Авторские приемы создания образа.

Осмысление героем бренности и скоротечности человеческой жизни.

А.П. Чехов «Крыжовник». «О любви». Ответственность героя за выбор жизненной философии.

Для обзорного изучения.

Т.Н. Толстая «Река Оккервиль». Столкновение выдуманного мира героя с реальной жизнью.

Ф.И.Тютчев «Когда дряхлеющие силы…». А.А.Ахматова «Нам свежесть чувств и чувства простоту…». Е.А.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…». М.Монтень «Опыты». Размышления автора.

Теория литературы. Трагедия как драматургический жанр. Драматургический конфликт. Рассказ как эпический жанр.

III. Человек чувствующий... (10 ч.).

Мир чувств литературного героя. Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе.

Для текстуального изучения.

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Изображение чувств героев в повести. Глубокое проникновение в человеческую душу.

М.Ю. Лермонтов «Пророк». А.П.Чехов «Палата №6». Горькие разочарования пророков.

И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе» как лирическая исповедь автора. «Русский язык». Любовь к родине, способ ее выражения в стихотворении.

Стихи о родине: Ф. Тютчев «Умом Россию не понять...», А. Блок «Россия», Е. Евтушенко «Идут белые снеги», А. Галич «Когда я вернусь...». С.А. Есенин «Шаганэ ты моя, Шаганэ!». О.Э. Мандельштам «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…». А.А. Ахматова «Мне голос был…». Тема Отчизны в лирике. Родина в системе ценностей героев.

Ю.В. Бондарев «Выбор».

Для обзорного изучения.

Ф. Саган «Здравствуй, грусть» (главы). Сложность и противоречивость внутреннего мира героев. Необходимость бережного отношения к чувствам других.

С.Д. Довлатов «Наши» (в сокращении). Герой и обстоятельства. Развитие внутреннего мира героя. Проблема отношения человека к родине. Тема эмиграции. Судьбы людей и страны.

Е.А. Евтушенко «Итальянские слёзы».

Теория литературы. Психологизм как способ изображения внутреннего мира героев. Стихотворение в прозе как жанр.

IV. Человек действующий... (23 ч).

Идеалы свободы и справедливости в литературе. Герои-борцы. Героический характер. Субъективное и объективное начала в изображении героев. Подвиг как нравственная категория.

Для текстуального изучения.

В. Гюго «Отверженные». А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд…».

М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Романтический герой поэмы. Противопоставление мечты и действительности. Образ Мцыри в поэме.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Герои-личности в «Песне...». Калашников и Кирибеевич. Борьба Калашникова за честь семьи и справедливость. Субъективное и объективное в изображении исторических персонажей.

Э. Хемингуэй «Старик и море» (в сокращении). Философский смысл повести. Сила характера старика.

Б.Л. Пастернак «Во всём мне хочется дойти до самой сути…».

Ф. Стендаль «Красное и чёрное».

М.А. Шолохов «Родинка».

В. Шаламов «Последний бой майора Пугачева». Бой героя за свое человеческое «Я».

А.С Пушкин «Анчар».

В.С. Высоцкий «Притча о правде и лжи». Горькая философия поэтов.

Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен». Изображение войны в литературе.

В.В. Маяковский «Мама и убитый немцами вечер».

Н.А. Некрасов «Русские женщины» (в сокращении). Самоотверженность героинь поэмы. Поступок героя как способ создания характера.

М.А. Светлов «Гренада»; К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Особенности русского национального характера.

К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин». Национальный русский характер, героическое начало в думе.

Б. Васильев «Завтра была война» (главы). Борьба героев за справедливость и человеческое достоинство. Жажда личного подвига.

В. Шекспир «Отелло».

Дж. Олдридж «Последний дюйм» (в сокращении). Преодоление героем собственного страха и бессилия.

Теория литературы.

Героический характер в литературе. Приём контраста как способ создания характера. Способы создания характера литературного героя (обобщение). Соединение субъективного и объективного как основа создания художественного образа.

V. Маленький Большой человек (4 ч.).

Человек как главная ценность в мире и в литературе. Гуманистический характер художественной литературы.

Для текстуального изучения.

А.С. Пушкин «Поэту»; А.Н. Стругацкий, Б.Н. Стругацкий «Понедельник начинается в субботу».

М. Горький «Сказки об Италии». Великая сила маленького человека.

Для обзорного изучения.

Теория литературы. Развитие жанра сказки в литературе. Многообразие типов литературных героев. Герой - характер - образ (соотношение понятий).

Обобщение (7 ч.).

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Основное содержание по темам

Всего часов

В том числе на:

работы по развитию речи

контрольные работы

Основные виды учебной деятельности учащихся

1.

Введение

1

-

-

Дают определения понятиям; устанавливают причинно-следственные связи; обобщают понятия.

2.

Раздел 1. Человек перед зеркалом. Человек в зеркале.

14

2

-

2.1

Н.В. Гоголь «Шинель». «Ревизор».

10

1

-

Самостоятельно формулируют тему, проблему и цели урока. Самостоятельно вычитывают все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. Формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют её; высказывают и обосновывают свою точку зрения. Излагают содержание прочитанного текста выборочно; строят рассуждения. Пытаются принимать иную точку зрения, корректируют свою точку зрения. Работают в группах. Оформляют свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создают тексты различного типа, стиля, жанра.

2.2

А.П. Чехов «Душечка».

1

-

-

Работают по плану, сверяя свои действия с целью.

Излагают содержание прочитанного; осуществляют анализ и сравнение. Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

2.3

М.А. Булгаков «Собачье сердце».

3

1

-

Ведут диалог с автором текста. В диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки своей работы. Самостоятельно вычитывают все виды текстовой информации; извлекают информацию, представленную в разных формах; пользуются приёмами ознакомительного и просмотрового чтения; излагают содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно. Выступают перед аудиторией сверстников с сообщениями; формулируют собственное мнение и позицию, аргументировать её; высказывают и обосновывают свою точку зрения; корректируют свою точку зрения. Оформляют свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создают тексты различного типа, стиля, жанра.

2.3

М.И. Цветаева «Воспоминания». «В субботу».

1

-

-

Самостоятельно вычитывают все виды текстовой информации; извлекают информацию, представленную в разных формах; пользуются приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

2.4

С.А.Есенин «Мой путь». «Письмо матери».

1

-

-

Работают по плану, сверяя свои действия с целью.

Излагают содержание прочитанного; осуществляют анализ и сравнение. Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

2.5

М.Горький «Детство». Ш. Бронте «Джен Эйр».

6

1

-

Пользуются словарями, справочниками. Самостоятельно вычитывают все виды текстовой информации; извлекают информацию, представленную в разных формах; пользуются приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. Осуществляют анализ и синтез. Строят рассуждения. Устанавливают причинно-следственные связи. Выступают перед аудиторией сверстников с сообщениями; формулируют собственное мнение и позицию, аргументировать её; высказывают и обосновывают свою точку зрения; корректируют свою точку зрения. Оформляют свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создают тексты различного типа, стиля, жанра.

3.

Раздел 2. Человек размышляющий

11

2

1

3.1

А.П. Чехов «Крыжовник». «О любви».

3

1

-

Самостоятельно ставят новые цели урока. Извлекают информацию, представленную в разных формах; излагают содержание прочитанного текста; строят рассуждения. Формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют её; высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3.2

В. Шекспир «Гамлет».

2

-

-

Самостоятельно анализируют условия и пути достижения цели. Извлекают информацию, представленную в разных формах; излагают содержание прочитанного текста; строят рассуждения. Формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют её; высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3.3

Т.Н. Толстая «Река Оккервиль».

1

-

-

Самостоятельно ставят новые цели урока. Извлекают информацию, представленную в разных формах; излагают содержание прочитанного текста; строят рассуждения. Формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют её; высказывают и обосновывают свою точку зрения.

3.4

Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

4

1

Пользуются словарями, справочниками. Самостоятельно вычитывают все виды текстовой информации; извлекают информацию, представленную в разных формах; пользуются приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. Осуществляют анализ и синтез. Строят рассуждения. Устанавливают причинно-следственные связи. Выступают перед аудиторией сверстников с сообщениями; формулируют собственное мнение и позицию, аргументировать её; высказывают и обосновывают свою точку зрения; корректируют свою точку зрения. Оформляют свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создают тексты различного типа, стиля, жанра.

3.5

Ф.И.Тютчев «Когда дряхлеющие силы…». А.А.Ахматова «Нам свежесть чувств и чувства простоту…». Е.А.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…». М.Монтень «Опыты».

1

-

-

Осуществляют расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Читают наизусть. В диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности своей работы. Самостоятельно вычитывают все виды текстовой информации; извлекают информацию, представленную в разных формах; излагают содержание прочитанного текста; осуществляют анализ и синтез.

3.5

Сью Таунсенд «Дневники Адриана Моула».

А. Франк «Погибель».

2

-

-

Извлекают информацию, представленную в разных формах; излагают содержание прочитанного текста; строят рассуждения.

3.6

К.Г. Паустовский «Жизнь Александра Грина».

А. Грин «Алые паруса».

6

Самостоятельно вычитывают все виды текстовой информации; извлекают информацию, представленную в разных формах; излагают содержание прочитанного текста; осуществляют анализ и синтез; устанавливают причинно-следственные связи; строят рассуждения. Пользуются монологической и диалогической формами речи; высказывают и обосновывают свою точку зрения; выступают перед аудиторией сверстников с сообщениями.

4.

Раздел 3. Человек чувствующий

10

1

-

4.1

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза».

3

-

-

Самостоятельно составляют план решения учебной проблемы; работают по плану, сверяя свои действия с целью. Пользуются разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; излагают содержание прочитанного текста; осуществляют сравнение, анализ и синтез; устанавливают причинно-следственные связи; строят рассуждения. Устанавливают и сравнивают разные точки зрения; оформляют свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывают и обосновывают свою точку зрения.

4.2

Ф. Саган «Здравствуй, грусть».

2

-

-

Извлекают информацию, представленную в разных формах; излагают содержание прочитанного текста; строят рассуждения.

4.3

М.Ю. Лермонтов «Пророк».

А.П.Чехов «Палата №6».

1

-

-

Пользоваться различными видами аудирования; осуществляют анализ. Высказывают и обосновывают свою точку зрения. Читают выразительно наизусть. Устанавливают и сравнивают разные точки зрения; оформляют свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации; высказывают и обосновывают свою точку зрения.

4.4

С.Д. Довлатов «Наши» (в сокращении). Е.А. Евтушенко «Итальянские слёзы».

1

-

-

Самостоятельно вычитывают все виды текстовой информации; извлекают информацию, представленную в разных формах; пользуются приёмами ознакомительного и просмотрового чтения; излагают содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно. Выступают перед аудиторией сверстников с сообщениями; формулируют собственное мнение и позицию, аргументировать её; высказывают и обосновывают свою точку зрения; корректируют свою точку зрения.

4.5

Стихи о родине: Ф. Тютчев «Умом Россию не понять...», А. Блок «Россия», Е. Евтушенко «Идут белые снеги», А. Галич «Когда я вернусь...». С.А. Есенин «Шаганэ ты моя, Шаганэ!». О.Э. Мандельштам «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…». А.А. Ахматова «Мне голос был…». Ю.В. Бондарев «Выбор».

1

-

-

Осуществляют анализ лирического произведения. Читают выразительно наизусть.

4.6

И.С. Тургенев «Русский язык».

2

1

-

Читают наизусть. Оформляют свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создают тексты различного типа, стиля, жанра.

5.

Раздел 4. Человек действующий

23

3

-

5.1

В. Гюго «Отверженные». А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд…».

1

-

-

Самостоятельно вычитывают все виды текстовой информации; извлекают информацию, представленную в разных формах; пользуются приёмами ознакомительного и просмотрового чтения; излагают содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно. Выступают перед аудиторией сверстников с сообщениями; формулируют собственное мнение и позицию, аргументировать её; высказывают и обосновывают свою точку зрения; корректируют свою точку зрения. Читают наизусть.

5.2

М.Ю. Лермонтов «Мцыри». «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

7

2

-

Самостоятельно составляют план решения учебной проблемы; работают по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозируют, корректируют свою деятельность. В диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности своей работы. Самостоятельно вычитывают все виды текстовой информации; извлекают информацию, представленную в разных формах; излагают содержание прочитанного текста; осуществляют анализ и синтез; устанавливают причинно-следственные связи; строят рассуждения. Работают в группах. Оформляют свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создают тексты различного типа, стиля, жанра.

5.3

Э. Хемингуэй «Старик и море»

3

1

-

Пользуются словарями, справочниками. Самостоятельно вычитывают все виды текстовой информации; извлекают информацию, представленную в разных формах; пользуются приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. Осуществляют анализ и синтез. Строят рассуждения. Устанавливают причинно-следственные связи. Выступают перед аудиторией сверстников с сообщениями; формулируют собственное мнение и позицию, аргументировать её; высказывают и обосновывают свою точку зрения; корректируют свою точку зрения. Оформляют свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создают тексты различного типа, стиля, жанра.

5.4

Б.Л. Пастернак «Во всём мне хочется дойти до самой сути…».

Ф. Стендаль «Красное и чёрное».

1

-

-

Самостоятельно вычитывают все виды текстовой информации; извлекают информацию, представленную в разных формах; пользуются приёмами ознакомительного и просмотрового чтения; излагают содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно. Читают наизусть.

5.5

Б. Васильев «Завтра была война»

1

-

-

Самостоятельно вычитывают все виды текстовой информации; извлекают информацию, представленную в разных формах; пользуются приёмами ознакомительного и просмотрового чтения; излагают содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно.

5.6

В. Шекспир «Отелло».

1

-

-

Формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют её; высказывают и обосновывают свою точку зрения.

5.7

М.А. Шолохов «Родинка».

1

-

-

Формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют её; высказывают и обосновывают свою точку зрения.

5.8

В. Шаламов «Последний бой майора Пугачева».

1

-

-

Формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют её; высказывают и обосновывают свою точку зрения.

5.9

А.С Пушкин «Анчар». В.С. Высоцкий «Притча о правде и лжи».

1

-

-

Пользуются различными видами аудирования.

5.10

Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен». В.В. Маяковский «Мама и убитый немцами вечер».

1

-

-

Формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют её; высказывают и обосновывают свою точку зрения.

5.11

Н.А. Некрасов «Русские женщины».

2

-

-

Самостоятельно составляют план решения учебной проблемы; работают по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозируют, корректируют свою деятельность. В диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности своей работы. Самостоятельно вычитывают все виды текстовой информации; извлекают информацию, представленную в разных формах; излагают содержание прочитанного текста; осуществляют анализ и синтез; устанавливают причинно-следственные связи; строят рассуждения.

5.12

К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин».

1

-

-

Формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют её; высказывают и обосновывают свою точку зрения.

5.13

Дж. Олдридж «Последний дюйм»

1

-

-

Самостоятельно вычитывают все виды текстовой информации; извлекают информацию, представленную в разных формах; пользуются приёмами ознакомительного и просмотрового чтения; излагают содержание прочитанного текста подробно, сжато, выборочно.

5.14

М.А. Светлов «Гренада»; К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…».

1

-

-

Осуществляют анализ лирического произведения. Читают выразительно наизусть.

6

Раздел 5. Маленький Большой человек

4

-

-

6.1

А.С. Пушкин «Поэту»; А.Н. Стругацкий, Б.Н. Стругацкий «Понедельник начинается в субботу».

2

-

-

Пользоваться различными видами аудирования; осуществляют анализ. Высказывают и обосновывают свою точку зрения. Читают выразительно наизусть. Самостоятельно вычитывают все виды текстовой информации; извлекают информацию, представленную в разных формах; пользуются приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

М. Горький «Сказки об Италии».

2

-

-

Пользоваться различными видами аудирования; осуществляют анализ. Высказывают и обосновывают свою точку зрения. Формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют её; высказывают и обосновывают свою точку зрения.

7

Обобщение

7

3

1

Пользоваться различными видами аудирования; осуществляют анализ. Высказывают и обосновывают свою точку зрения. Читают выразительно наизусть. Самостоятельно вычитывают все виды текстовой информации; извлекают информацию, представленную в разных формах; пользуются приёмами ознакомительного и просмотрового чтения. Выступают перед аудиторией сверстников с сообщениями; формулируют собственное мнение и позицию, аргументировать её; высказывают и обосновывают свою точку зрения; корректируют свою точку зрения. Оформляют свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создают тексты различного типа, стиля, жанра. Работают в группе.

Итого:

70

11

1

7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

для учителя:

1.Закон «Об образовании».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 года № 1897).

3. Учебный план МАОУ СОШ № 2 УИИЯ на 2015-2016 учебный год.

4. Примерная программа основного общего образования по литературе (standart.edu.ru).

5. Программа по литературе к учебнику для 8 класса общеобразовательной школы авторов Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева (М.: Баласс, 2013).

6.Литература, 5-8 классы. Сборник эвристических заданий. Учебно-методическое пособие / под ред.А.В.Хуторского. - М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013.

для ученика:

1. Литература. 8 кл. («Дом без стен»). Учебник в 2 кн. / Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100»; Серия «Свободный ум»).

Материально-техническое обеспечение

1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

2. Интерактивная доска.

3.Персональный компьютер.

4.Ксерокс.

5.Принтер

Интернет - ресурсы

1. wikipedia.ru

2. proshkolu.ru/user/ryabizova/folder/24007/Интернет

3. Газета «Литература» lit.1september.ru

4. school2100.ru

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Личностные УУД:

- формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

- формирование устойчивого познавательного интереса к чтению, к ведению диалога с автором текста, потребности в чтении;

- формировать уважение к истории;

- осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

- формировать гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

- уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;

- потребность в самовыражении через слово;

- формирование эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей;

- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

- самостоятельно ставить новые цели урока;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью;

- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

- принимать решение в проблемной ситуации.

Познавательные УУД:

- давать определения понятиям;

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

- адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

- излагать содержание прочитанного текста;

- строить рассуждения.

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- осуществлять сравнение;

- обобщать понятия;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

- извлекать информацию, представленную в разных формах;

- пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения;

- пользоваться словарями, справочниками;

- пользоваться различными видами аудирования;

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать с позициями партнёров в совместной деятельности;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- пользоваться монологической и диалогической формами речи;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные знания:

- знать биографические сведения о писателе;

- знать содержание прочитанных литературных произведений;

- знать изученные теоретико-литературные понятия: художественная литература как вид изобразительного искусства; художественный образ; типический характер; «маленький человек»; конфликт как результат столкновения идеала и действительности; реализм как литературное направление; литературный герой; литературный характер; жизненная философия героя; драматический жанр; классицизм как литературное направление; система ценностей героя; психологизм; способы изображения внутреннего мира героя; сентиментализм как литературное направление; стихотворение в прозе как литературный жанр; героический характер в литературе; субъективное и объективное начало в изображении героев; основные способы создания характера героя, в том числе контраст, поступок, подвиг; романтизм как литературное направление.

Предметные умения:

- уметь объяснить отличие художественной литературы как вида изобразительного искусства от других видов искусства;

- знать основные черты реализма как литературного направления, в том числе изображение типического характера в типических обстоятельствах как черту критического реализма;

- осознавать сущность литературоведческого понятия «маленький человек»;

- уяснить, что изображение человека есть важнейшая нравственно-эстетическая проблема художественной литературы;

- правильно применять понятия «литературный герой», «характер»;

- анализировать жизненную философию героя;

- понимать специфику основных драматургических жанров и определять жанр изучаемой пьесы;

- знать основные черты классицизма как литературного направления и применять теоретические знания при анализе художественного произведения;

- осмысливать соотношение объективного и субъективного в литературе;

- узнавать героический характер в литературе;

- анализировать способы создания характера героя в литературном произведении;

- знать основные черты романтизма как литературного направления и применять теоретические знания при анализе художественного произведения;

- определять, формулировать сюжет, конфликт, проблему художественного произведения;

- узнавать в художественном тексте способы выражения авторской позиции и оценки героя;

- определять систему ценностей героя;

- анализировать психологическое изображение персонажа;

- знать основные черты сентиментализма как литературного направления и применять теоретические знания при анализе художественного произведения;

- отличать стихотворение в прозе как литературный жанр;

- выделять составляющие части композиции художественного произведения;

- определять и находить в художественном тексте сравнение, метафору как средства художественной изобразительности;

- кратко формулировать полученные сведения;

- отвечать на поставленные вопросы.


9. Календарно-тематическое планирование

Дата




Тема урока




Элемент содержания




Учащийся научится

Контрольно-оценочная деятельность


Предполаг.

По факту

Вид

Форма

1

«Введение» Всего часов: 1

1.


Художественный образ и образность в литературе.

Главный предмет познания в литературе. Человек как основной объект изображения в литературе. Художественный образ и образность в литературе. Образное отражение жизни в искусстве. Связь художественного образа с развитием литературного процесса.

Уяснить, что изображение человека есть важнейшая нравственно-эстетическая проблема художественной литературы.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: художественная литература как вид изобразительного искусства; художественный образ.

Уметь объяснить отличие художественной литературы как вида изобразительного искусства от других видов искусства.

Текущий.

УО

2

Раздел 1: Человек перед зеркалом. Человек в зеркале. Всего часов: 14

2.


Н.В. Гоголь «Шинель» (в сокращении).

Протест против социального неравенства и несправедливости.

Протест против социального неравенства и несправедливости.

Знать биографические сведения о писателе.

Знать содержание прочитанных литературных произведений.

Текущий.

УО

3.


Н.В. Гоголь «Шинель» (в сокращении).

Типический характер Башмачкина.

Реалистический взгляд художника на мир. Общество и личность, социальные отношения как объект искусства. Субъективность автора и читателя в оценке литературного героя.

Типический характер Башмачкина.

Знать содержание прочитанных литературных произведений.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: художественный образ; типический характер; «маленький человек».

Знать основные черты реализма как литературного направления, в том числе изображение типического характера в типических обстоятельствах как черту критического реализма.

Осознавать сущность литературоведческого понятия «маленький человек».

Текущий.

УО

4.


А.П. Чехов «Душечка». Реалистический взгляд художника на мир.

Реалистический взгляд художника на мир.

Знать содержание прочитанных литературных произведений.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: художественный образ; типический характер; «маленький человек».

Знать основные черты реализма как литературного направления, в том числе изображение типического характера в типических обстоятельствах как черту критического реализма.

Осознавать сущность литературоведческого понятия «маленький человек».

Текущий.

УО

5.


М.А. Булгаков «Собачье сердце». Проблема нравственного сознания личности.

Проблема нравственного сознания личности.

Знать содержание прочитанных литературных произведений.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: художественный образ.

Текущий.

УО

6.


М.А. Булгаков «Собачье сердце». Разрушительная сила воинствующего невежества.

Разрушительная сила воинствующего невежества.

Знать содержание прочитанных литературных произведений.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: художественный образ.

Текущий.

УО

7


Р/р Написание сочинения-рассуждения с элементами характеристики героя.

Уметь писать сочинение-рассуждение с элементами характеристики героя.

Тематический.

ТР

8.


Н.В. Гоголь. «Ревизор». Система образов в комедии.

Система образов в комедии.

Знать содержание прочитанных литературных произведений.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: художественный образ.

Текущий.

УО

9.


Н.В. Гоголь. «Ревизор». Система образов в комедии.

Система образов в комедии.

Знать содержание прочитанных литературных произведений.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: художественный образ.

Текущий.

УО

10.


Н.В. Гоголь. «Ревизор». Система образов в комедии.

Система образов в комедии.

Знать содержание прочитанных литературных произведений.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: художественный образ.

Текущий.

УО

11.


Н.В. Гоголь. «Ревизор». Система образов в комедии.

Система образов в комедии.

Знать содержание прочитанных литературных произведений.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: художественный образ.

Текущий.

УО


12.


Н.В. Гоголь. «Ревизор». Система образов в комедии.

Система образов в комедии.

Знать содержание прочитанных литературных произведений.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: художественный образ.

Текущий.

УО


13.


Н.В. Гоголь. «Ревизор». Мастерство сатирического изображения действительности.

Мастерство сатирического изображения действительности.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: конфликт как результат столкновения идеала и действительности; реализм как литературное направление.

Текущий.

УО

14.


Н.В. Гоголь. «Ревизор». Мастерство сатирического изображения действительности.

Мастерская по защите творческих проектов.

Мастерство сатирического изображения действительности.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: конфликт как результат столкновения идеала и действительности; реализм как литературное направление.

Тематический.

ПР

Защита проекта.

15.


Р/р Написание сочинения по разделу «Человек перед зеркалом. Человек в зеркале».

Уметь писать сочинение-размышление о книге, литературных героях.

Тематический.

ТР

3

Раздел 2: Человек размышляющий. Всего часов: 11

16.


А.П. Чехов «Крыжовник». Ответственность героя за выбор жизненной философии.

Ответственность героя за выбор жизненной философии.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: литературный герой; литературный характер; жизненная философия героя.

Правильно применять понятия «литературный герой», «характер».

Анализировать жизненную философию героя.

Тематический.

КАТ


17.


А.П. Чехов «О любви». Осмысление героем бренности и скоротечности человеческой жизни.

Осмысление героем бренности и скоротечности человеческой жизни.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: литературный герой; литературный характер; жизненная философия героя.

Правильно применять понятия «литературный герой», «характер».

Анализировать жизненную философию героя.

Тематический.

КАТ


18.


Р/р Подготовка к написанию сочинения дискуссионного характера «Сомневающиеся герои А.П.Чехова».

Уметь писать сочинение дискуссионного характера.

Тематический.

ТР

19.


В. Шекспир «Гамлет». Мыслящие герои.

Вечный поиск смысла жизни литературными героями.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Правильно применять понятия «литературный герой», «характер».

Анализировать жизненную философию героя.

Текущий.

УО


20.


В. Шекспир «Гамлет». Мечты и их крушение.

Вечный поиск смысла жизни литературными героями.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Понимать специфику основных драматургических жанров и определять жанр изучаемой пьесы.

Знать основные черты классицизма как литературного направления и применять теоретические знания при анализе художественного произведения.

Текущий.

УО

21.


Т.Н. Толстая «Река Оккервиль». Столкновение выдуманного мира героя с реальной жизнью.

Идеал и действительность в литературе.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Правильно применять понятия «литературный герой», «характер».

Анализировать жизненную философию героя.

Текущий.

УО

22.


Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Образ Журдена. Жизненная позиция героя.

Образ Журдена. Жизненная позиция героя.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Текущий.

УО


23.


Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Авторские приемы создания образа.

Авторские приемы создания образа.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: литературный герой; литературный характер; жизненная философия героя.

Правильно применять понятия «литературный герой», «характер».

Анализировать жизненную философию героя.

Текущий.

УО

24.


Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве» как классицистическое произведение.

Классицизм как литературное направление.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Понимать специфику основных драматургических жанров и определять жанр изучаемой пьесы.

Знать основные черты классицизма как литературного направления и применять теоретические знания при анализе художественного произведения.

Тематический

ПР

25.


Ф.И.Тютчев «Когда дряхлеющие силы…». А.А.Ахматова «Нам свежесть чувств и чувства простоту…». Е.А.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет…». М.Монтень «Опыты». Размышления автора.

Размышления автора.

Тематический

ПР

Ч

26.


Р/р Написание сочинения по разделу «Человек размышляющий».

Уметь писать сочинение-характеристику литературного героя.

Тематический.

ТР


Раздел 3: Человек чувствующий. Всего часов: 10

27.


Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Изображение чувств героев в повести.

Мир чувств литературного героя.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: система ценностей героя.

Текущий.

УО

28.


Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Глубокое проникновение в человеческую душу.

Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: система ценностей героя; сентиментализм как литературное направление.

Текущий.

УО

29.


Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Глубокое проникновение в человеческую душу.

Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: система ценностей героя; сентиментализм как литературное направление.

Узнавать в художественном тексте способы выражения авторской позиции и оценки героя.

Определять систему ценностей героя.

Знать основные черты сентиментализма как литературного направления и применять теоретические знания при анализе художественного произведения.

Тематический.

ПР

30.


Ф. Саган «Здравствуй, грусть» (главы). Сложность и противоречивость внутреннего мира героев.

Сложность и противоречивость внутреннего мира героев.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: система ценностей героя; способы изображения внутреннего мира героя.

Узнавать в художественном тексте способы выражения авторской позиции и оценки героя.

Определять систему ценностей героя.

Текущий.

УО

31.


Ф. Саган «Здравствуй, грусть» (главы). Необходимость бережного отношения к чувствам других.

Необходимость бережного отношения к чувствам других.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: система ценностей героя; способы изображения внутреннего мира героя.

Узнавать в художественном тексте способы выражения авторской позиции и оценки героя.

Определять систему ценностей героя.

Текущий.

УО

32.


М.Ю. Лермонтов «Пророк». А.П.Чехов «Палата №6». Горькие разочарования пророков.

Мир чувств литературного героя.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Текущий.

УО


33.


С.Д. Довлатов «Наши» (в сокращении). Е.А. Евтушенко «Итальянские слёзы». Судьбы людей и страны.

Герой и обстоятельства. Развитие внутреннего мира героя. Проблема отношения человека к родине. Тема эмиграции. Судьбы людей и страны.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Текущий.

УО

34.


Стихи о родине: Ф. Тютчев «Умом Россию не понять...», А. Блок «Россия», Е. Евтушенко «Идут белые снеги», А. Галич «Когда я вернусь...». С.А. Есенин «Шаганэ ты моя, Шаганэ!». О.Э. Мандельштам «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…». А.А. Ахматова «Мне голос был…». Ю.В. Бондарев «Выбор».

Тема Отчизны в лирике. Родина в системе ценностей героев.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Тематический.

КАТ

Ч

35.


И.С. Тургенев «Русский язык». Любовь к родине, способ ее выражения в стихотворении.

«Стихотворения в прозе» как лирическая исповедь автора. Любовь к родине, способ ее выражения в стихотворении.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: стихотворение в прозе как литературный жанр.

Отличать стихотворение в прозе как литературный жанр.

Текущий.

УО

36.


Р/р Мастерская творческого письма. Сочинение стихотворения в прозе.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: стихотворение в прозе как литературный жанр.

Отличать стихотворение в прозе как литературный жанр.

Тематический.

ТР


Раздел 4: Человек действующий. Всего часов: 23

37.


В. Гюго «Отверженные». А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд…».

Идеалы свободы и справедливости в литературе.

Идеалы свободы и справедливости в литературе.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Текущий.

УО

Ч

38.


М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Противопоставление мечты и действительности. Образ Мцыри в поэме.

Противопоставление мечты и действительности. Образ Мцыри в поэме.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Текущий.

УО

39.


М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Романтический герой поэмы. Противопоставление мечты и действительности. Образ Мцыри в поэме.

Романтический герой поэмы. Противопоставление мечты и действительности. Образ Мцыри в поэме.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: романтизм как литературное направление.

Знать основные черты романтизма как литературного направления и применять теоретические знания при анализе художественного произведения.

Тематический.

ПР

Ч

40.


М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Герои-личности в «Песне...». Калашников и Кирибеевич. Борьба Калашникова за честь семьи и справедливость.

Герои-личности в «Песне...». Калашников и Кирибеевич. Борьба Калашникова за честь семьи и справедливость.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: героический характер в литературе; основные способы создания характера героя, в том числе контраст, поступок, подвиг; романтизм как литературное направление.

Узнавать героический характер в литературе.

Анализировать способы создания характера героя в литературном произведении.

Знать основные черты романтизма как литературного направления и применять теоретические знания при анализе художественного произведения.

Текущий.


УО

41.


М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Герои-личности в «Песне...». Калашников и Кирибеевич. Борьба Калашникова за честь семьи и справедливость.

Герои-личности в «Песне...». Калашников и Кирибеевич. Борьба Калашникова за честь семьи и справедливость.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: героический характер в литературе; основные способы создания характера героя, в том числе контраст, поступок, подвиг; романтизм как литературное направление.

Узнавать героический характер в литературе.

Анализировать способы создания характера героя в литературном произведении.

Знать основные черты романтизма как литературного направления и применять теоретические знания при анализе художественного произведения.

Текущий.


УО

42.


М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Субъективное и объективное в изображении исторических персонажей.

Мастерская по защите творческих проектов.

Субъективное и объективное в изображении исторических персонажей.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: героический характер в литературе; субъективное и объективное начало в изображении героев; основные способы создания характера героя, в том числе контраст, поступок, подвиг; романтизм как литературное направление.

Осмысливать соотношение объективного и субъективного в литературе.

Узнавать героический характер в литературе.

Анализировать способы создания характера героя в литературном произведении.

Знать основные черты романтизма как литературного направления и применять теоретические знания при анализе художественного произведения.

Тематический.


ПР

Защита проекта.

43.


Э. Хемингуэй «Старик и море» (в сокращении). Философский смысл повести.

Философский смысл повести.

Знать биографические сведения о писателе.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Текущий.

УО

44.


Э. Хемингуэй «Старик и море» (в сокращении). Сила характера старика.

Сила характера старика.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Текущий.

УО

45.


Р/р Подготовка к домашнему сочинению-монологу литературного героя.

Уметь писать сочинение-монолог литературного героя.

Тематический.

ТР

46.


Б.Л. Пастернак «Во всём мне хочется дойти до самой сути…».

Ф. Стендаль «Красное и чёрное». Противоречивый путь самосоздания.

Субъективное и объективное начала в изображении героев.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: субъективное и объективное начало в изображении героев; основные способы создания характера героя, в том числе контраст, поступок.

Осмысливать соотношение объективного и субъективного в литературе.

Анализировать способы создания характера героя в литературном произведении.

Текущий

УО

Ч

47.


Б. Васильев «Завтра была война» (главы). Борьба героев за справедливость и человеческое достоинство. Жажда личного подвига.

Борьба героев за справедливость и человеческое достоинство. Жажда личного подвига. Подвиг как нравственная категория.

Знать содержание прочитанных литературных произведений.

Текущий.

Ч

48.


В. Шекспир «Отелло». Душевное состояние героя.

Субъективное и объективное начала в изображении героев.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: субъективное и объективное начало в изображении героев; основные способы создания характера героя, в том числе контраст, поступок.

Осмысливать соотношение объективного и субъективного в литературе.

Анализировать способы создания характера героя в литературном произведении.

Текущий

УО


49.


М.А. Шолохов «Родинка». Особенности композиции рассказа.

Особенности композиции рассказа.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: композиция рассказа.

Текущий

УО


50.


В. Шаламов «Последний бой майора Пугачева». Бой героя за свое человеческое «Я».

Бой героя за свое человеческое «Я».

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: героический характер в литературе; субъективное и объективное начало в изображении героев; основные способы создания характера героя, в том числе контраст, поступок, подвиг.

Осмысливать соотношение объективного и субъективного в литературе.

Анализировать способы создания характера героя в литературном произведении.

Текущий

УО


51.


А.С Пушкин «Анчар». В.С. Высоцкий «Притча о правде и лжи». Горькая философия поэтов.

Горькая философия поэтов.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Тематический.

КАТ

Ч

52.


Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен». Изображение войны в литературе.

В.В. Маяковский «Мама и убитый немцами вечер».

Изображение войны в литературе.

Влияние войны на человека - на его жизнь и внутренний мир.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: метафора как средство художественной изобразительности; лирический герой и автор лирического произведения.

Уметь правильно применять изученные теоретико-литературные понятия: определять и находить в художественном тексте метафору как средство художественной изобразительности.

Текущий.

УО

53.


Н.А. Некрасов «Русские женщины» (в сокращении). Самоотверженность героинь поэмы.

Самоотверженность героинь поэмы.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Текущий.

УО

54.


Н.А. Некрасов «Русские женщины» (в сокращении). Поступок героя как способ создания характера.

Поступок героя как способ создания характера.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: героический характер в литературе; основные способы создания характера героя, в том числе поступок, подвиг.

Анализировать способы создания характера героя в литературном произведении.

Текущий.


УО

55.


К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин». Национальный русский характер, героическое начало в думе.

Героический характер. Национальный русский характер, героическое начало в думе.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: героический характер в литературе; основные способы создания характера героя, в том числе подвиг.

Текущий.

УО

56.


Дж. Олдридж «Последний дюйм» (в сокращении). Преодоление героем собственного страха и бессилия.

Преодоление героем собственного страха и бессилия.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Текущий.

УО

57.


М.А. Светлов «Гренада»; К.М. Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Особенности русского национального характера.

Особенности русского национального характера.

Знать содержание прочитанного литературного произведения.

Анализировать способы создания характера героя в литературном произведении.

Знать изученные теоретико-литературные понятия: сравнение, метафора как средства художественной изобразительности; лирический герой и автор лирического произведения.

Уметь правильно применять изученные теоретико-литературные понятия:

определять и находить в художественном тексте сравнение, метафору как средства художественной изобразительности;

различать понятия «лирический герой» и «автор лирического произведения».

Тематический.

КАТ

Ч

58-59.


Р/р Написание сочинения по разделу «Человек действующий».

Уметь писать сочинение-размышление.

Тематический.

ТР


Раздел 5: Маленький Большой человек. Всего часов: 4

60.


А.С. Пушкин «Поэту»; А.Н. Стругацкий, Б.Н. Стругацкий «Понедельник начинается в субботу». Человек как главная ценность в мире и в литературе.

Человек как главная ценность в мире и в литературе.

Отвечать на поставленные вопросы.

Текущий.

УО

61.


А.С. Пушкин «Поэту»; А.Н. Стругацкий, Б.Н. Стругацкий «Понедельник начинается в субботу». Гуманистический характер художественной литературы.

Гуманистический характер художественной литературы.

Отвечать на поставленные вопросы.

Текущий.


УО

62.


М. Горький «Сказки об Италии». Великая сила маленького человека.

Великая сила маленького человека.

Отвечать на поставленные вопросы.

Текущий.


УО

63.


М. Горький «Сказки об Италии». Великая сила маленького человека.

Великая сила маленького человека.

Отвечать на поставленные вопросы.

Текущий.


УО



Обобщение. Всего часов: 7

64-66.


Мастерская по защите итоговых групповых творческих проектов.

Знать биографические сведения о писателях; содержание прочитанных литературных произведений; изученные теоретико-литературные понятия. Уметь правильно применять изученные теоретико-литературные понятия.

Тематический.

Защита творческих проектов.


67.


Промежуточная аттестация.

Знать биографические сведения о писателях; содержание прочитанных литературных произведений; изученные теоретико-литературные понятия. Уметь правильно применять изученные теоретико-литературные понятия.

Кратко формулировать полученные сведения.

Итоговый.

Тест

68-70.


Р/р Мастерская творческого письма.

Понимать русское слово в его эстетической функции.

Итоговый.

ТР



10. Приложения к рабочей программе


К уроку 7

Написать сочинение-рассуждение с элементами характеристики героя по теме «Шариков - человек или животное?

К уроку 15

Темы классных сочинений по разделу «Человек перед зеркалом. Человек в зеркале»:

1.Боль за человека или насмешка над ним?

2.Нравственный портрет «маленького человека» в комедии «Ревизор».

3.Превращение «маленького человека» в «большого» в комедии Гоголя «Ревизор».

К уроку 18

Подготовка к написанию домашнего сочинения дискуссионного характера «Сомневающиеся герои А.П.Чехова».

К уроку 26

Тема классного сочинения по разделу «Человек размышляющий»: «Смешон ли господин Журден?»

К уроку 36

Сочинение стихотворения в прозе.

К уроку 45

Тема домашнего сочинения-монолога литературного героя: «Я мог бы просто плыть по течению…».

К урокам 58-59

Темы классных сочинений по разделу «Человек действующий»:

1.Образ Мцыри в поэме М.Ю.Лермонтова.

2.Подвиг или бессмысленный поступок? Взгляд Оптимиста и Пессимиста на поступок литературного героя.

К урокам 68-70

Написать сочинение-рецензию по одному из прочитанных в этом году произведений или сочинение-стилизацию по одному из них.

Оценка устных ответов


Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по предмету. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика необходимо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяю­щий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последо­вательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником па протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.



15

© 2010-2022